Девятый член Символа веры
35. Изречение св. отцов церкви о непогрешимости церкви
1. Св. Феофил Антиохийский: «Для мореходцев Бог назначил в убежище острова, а для мира, обуреваемого грехом, даровал Святые церкви, в которых соблюдается учение истины» («Ad Аutol». lib. XI, сар. 14).
2. Св. Киприан, еп. Карфагенский: «Истинная, спасительная и святая вода церкви (так называет св. отец ее учение) не может измениться и повредиться, как и сама церковь неповрежденна, чиста и целомудренна»; и в другом месте: «Те, кои отпали от Христа, по вине своей погибнут, но церковь, которая во Христа верует, и то, что познала однажды, содержит, никогда совершенно не отпадает от Него» («Сурriаn. Epist. LХХIII аd Jubaianum еt Epist. LV»).
3. Св. Кирилл Иерусалимский: «Церковь без всякого повреждения преподает все догматы, которые нужно знать людям» («Саthech.» ХVIII, n. 23).
4. Блаж. Августин: «Церковь не уклонится во веки веков: ибо она есть предуставленный столп и утвержение истины» («In vеrba 1 аd Тimoth. III, 14»).
5. Св. Кирилл Александрийский: «Церковь непреоборима совершенно, имея Христа основанием и непоколебимою опорою» («In lib. IV, Оr. 2, Соnf. in Sорhon n, ХХ»).
6. Посему-то и «мы (скажем словами святейших патриархов восточных) не только убеждены, но и несомненно исповедует, как твердую истину, что кафолическая (а не частная какая-либо) церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий через вернослужащих отцов и учителей церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения»217 («Посл. о прав. вере», чл. 12; сн. «Введение в православное Богословие» – Макария, 1847 г., стр. 530, 531, 532, 535 и 543).
* * *
Примеч. Краткий разбор и опровержение возражений со стороны раскольников (беспоповцев) о церкви. Существенными принадлежностями истинной Христовой церкви служат, с одной стороны, священство, в смысле иерархии, учрежденной Самим Спасителем, а с другой – семь таинств, – без них никто «спастися не может» (Б. К. л. 359, гл. 80, л. 394 об. и 395). Между тем, беспоповцы, исходя из мысли, что теперь настало последнее время, что священство православное погибло на земле и благодать хиротонии переселилась на небо, утверждают, что и миряне имеют право учить других вере и благочестию и руководит их ко спасению, «аще согласно Писанию и святым сие творят»; нет нужды и в лицах священнодействующих; таинства, необходимые для спасения (таковы, по их мнению, крещение и покаяние), могут совершать и не получившие таинственного рукоположения, а другие могут и не совершаться: церковь Христова может существовать и без них. Поэтому беспоповщинские общины, как не имеющие существенных признаков истинной Христовой церкви – священства и таинств, сей церкви не составляют. Но беспоповцы с таким выводом не соглашаются, а пытаются доказать, что их общество, и при отсутствии священства и таинств, может составлять и составляет истинную церковь Христову, для чего приискали в Священном я отеческих писаниях несколько свидетельств и святоподобий, которые и толкуют в свою пользу. 1) Так они приводят в свое оправдание слова Христовы: идеже бо еста два или трие, собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. XVIII, 20 зач. 76) и говорят: значит, мы, старообрядцы, собравшись во имя Христово, и без священства и таинств можем составить собою церковь соборную и спасаться. Но по толкованию св. священномученика Киприана в слове о единстве церкви, слова эти сказаны Господом не о том, чтобы двум или трем, отделясь от единства тела церковкого, можно было составлять собою церковь, а только о собрании на молитву пребывающих в единстве церкви, потому что Господь не просто говорит: идеже два или трие собрани, но с предварительным вразумлением: яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, ее же аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех (Мф. XVIII, 19). Сказав, что молящиеся получат просимое, Господь объясняет, почему получат: яко между собранных во имя Его на молитву Он Сам посреди есть: идеже бо еста два или трие (рече) собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. зач. 76). А тех толкователей сих слов Господних, которые приводят их не о соглашении на молитву, но о том, будто два или три, или несколько могут изь себя составить отдельную церковь, – таковых толкователей св. священномученик Киприан называет «растлителями и ложными толкователями св. Евангелия, ибо они последнее полагают, а первое опускают, одну часть Господню памятуя, а другую лукаво скрывая, и потому как сами от церкви отделились, так и смысл единого учения Христова разделяют“ (Слово о един. церкви). 2) Вы есте церкви Бога жива (2 Кор. зач. 182; Кн. о вер. л. 16 на об.), говорит апостол Павел. Церковь в сердцах, не в бревнах, а в ребрах», значит и без священства каждый может составлять собою истинную церковь, замечают раскольники – беспоповцы. Действительно, каждый христианин может быть церковию или храмом Божиим, вместилищем Св. Духа, в силу благодати, сообщаемой в таинствах, особенно в таинстве причащения. „Да чистии и непорочнии тело и кровь Христову от иереев восприимем и будем церковь Бога живого“, говорит Златоустник (л. 81 об.). А беспоповцы никогда тела и крови Христовой не приобщаются и потому никогда не могут быть храмом Божиим. Впрочем, допустим, что каждый беспоповец есть не храм, а в собственном смысле церковь, но в таком случае ему необходимо быть святым, так как церковь соборная святая, а между тем в одной песне церковной говорится: «церковь ношу телесную всю осквернену»; значит, телесный наш храм бывает и не чист. 3) „Церковь есть собрание верных», говорит св. Афанасий Великий, а мы, замечают беспоповцы, христиане (верные), значит и мы – Христова церковь, хотя у вас и нет священников. Хотя св. Афанасий и называет церковию собрание верных, но только такое собрание, в котором сохраняется преданное от Христа Спасителя священноначалие с семью тайнами. Верные, по словам «Больш. Катехизиса», находятся под правлением совершенных святых от Христа поставленных (Б. Кат. л. 120 об.), т. е. пастырей и учителей, архиепископов и епископов (Кн. о вере л. 59 на об.). Общество же, не вмеющее епископов, которые только и могут посвятить священников, не может составлять церкви, потому что „не может церкви без епископа быти» (Маргар. Житие И. Зл.). В том же месте „Бол. Катих.“ сказано выше, что церковь Божия есть собрание тех „иже облобызают учение евангельское непоколебимое“, т. е. которые все, что в Христовом Евангелии предано, приемлют и имеют; следовательно, то собрание, которое не имеет установленных Евангелием таин и проповедует, что они ныне ве по времени, и таким образом отметается иепоколебимого учения евангельского, церковию Божиею названо быть не может. 4) Нередко ссылаются раскольники на личное недостоинство православных пастырей, на их порочную жизнь и этим объясняют свое удаление от них. Но чистота и святость церкви не измеряется достоинством ее служителей. И при недостоинстве священников церковь остается все тою же церковию и тайны – тайнами. „Смотри же ми иерейского чина, яко божественен есть, объясняет бл. Феофилакт, Богу бо еже отпущати грехи; о нем же се дадеся. Тако убо чтем яко Бога, аще и недостойни суть. Что сия? Божие бо дара суть слуги, а благодать действует ими, яко же и ослом Валаамлим». «Благодать Божия множицею и недостойными действуется, яко же и недостойными священники освящаемся» (Б. Кат. л. 15 об.). Недостойные священники были и в глубокой древности (см. Влат. на 1 посл. к Коринф. бес. 8, Стогл. гл. XXXIV). Таким образом все попытки беспоповцев доказать, что истинная церковь Христова может быть без священства и таинств, не состоятельны. В церкви, как собрании верных, непременно должна быть трехчинная иерархия и все сень таин. А потому беспоповщинское общество, как не имеющее этих существенных принадлежностей истинной церкви Христовой, сей церкви не составляет ( Арх. Пав. Собр. соч. т. I, стр. 209 – 220; Попов С. Справочная книж. при беседе с старообрядцами безпоп. толка о вере и церкви с седмию таинств. стр. 45 – 55; Иванов. Крит. разб., стр. 164 – 172; Вр. Сл. 1891 г., I, 30 – 33, 43 – 44. ) Сост. по кн. „Рук. по обл. рус. раск.“ К. Плотникова, изд. 2-е, стр. 215 – 222).