Источник

Часть 15, Глава 32Часть 15, Глава 34

Девятый член Символа веры

33. Не прекратится ли Христова церковь во времена последние, особенно во время антихристово?

Созданная Господом церковь не прекратится и в самое последнее время пред Христовым пришествием, т. е. во время антихристово. Это несомненно знаем из слова Божия.

1) Господь Иисус Христос, упоминая о самом последнем времени перед Своим пришествием, или, прямее о самом времени Своего пришествия, говорит: «в ту ночь будета два на одре едином: един поемлется, а другий оставляется. Будете две вкупе мелющи: едина поемлется, а другая оставляется. Два будет на селе: един поемлется, а другий оставляется» (Лк. 17:34–36). А эти слова совершенно ясно показывают, что истинно верующие, т. е. св. церковь, будет и в самое пришествие Господа. Ибо если бы тогда не было истинно верующих, то не был бы поемлем никто, а были бы оставляемы все, как неправедные, или недостойные.

2) Св. ап. Павел, обнаруживая тайну обстоятельств пред вторым Господним пришествием, говорит: «мы живущии, оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших... и мертвии о Христе воскреснут первее: потом же мы, живущии оставши, купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе» (1Сол. 4:15–17). Эти слова тоже совершенно ясно показывают, что некоторые из имеющих жить перед вторым Господним пришествием будут достойны сретить и сретят Господа: а эти достойные будут, конечно, истинно верующие, т. е. истинная церковь.

3) Тот же апостол, описывая качества христиан в последние времена, говорит: «в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величави, горди, хулницы... И сих отвращайся» (2Тим. 3:1, 2, 5). Предписанием: «сих отвращайся» св. апостол ясно показывает, что и в последнее время будут христиане, не именем только, а истинно; ибо если бы тогда таковых христиан не было, то некому было бы давать предписания: «сих отвращайся». Так это предписание св. апостола разумел и св. Златоуст: «И сих отвращайся», говорит он, а потом спрашивает: «Аще убо в последняя времена таковии будут, како глаголет: «И сих отвращайся», отвечает: «Лет есть убо и тогда сицевым быти некоим, аще и не с превеличеством, но обаче быти» («Злат. беседа 8 на 2-е посл. к Тимоф.» стр. 261 – 2).

4) Тоже говорит о людях самого последнего времени св. Ефрем Сирин, именно: «Мнози святии, елико тогда обрящутся, вкупе абие услышавше присутствие скверного, пролиют реки слез с воздыханием к Богу святому, избавитися от змия, и побегнут со тщанием великим в пустыню, и скрыются в горах и в вертепех со страхом». Далее: «И по скончании трех времен... Господь Спаситель наш приидет, яко молния блистающися с небесе». Несколько ниже: «Тогда возрадуются святии радостию великою, и угодившии праведнии, и вси не приемшии печати антихриста лукавого и нечестивого». И еще: «И вси, иже не приемшии печати антихристовы, и скрывшиися в вертепех и в пропастех, радуются с Женихом радостию неизреченною со всеми святыми». («Ефрем Сир. в слове 105, об антихристе», стр. 276 и 277 на об.).

5) Тоже говорит о последнем времени св. Златоуст. Объясняя слова Господа: «Аминь глаголю вам, не мимо идет род сей, дóндеже вся сия будут» (Мф. 24:34), он спрашивает: «Что Он (Господь) разумеет под словами: «вся сия» и отвечает: «То, что случилось с Иерусалимом: войны, голод, мор, землетрясения, лжехристов, лжепророков, повсеместное распространение Евангелия, мятежи, раздоры, и все, что, как мы сказали, должно случиться до Его пришествия. Как же Он сказал: «не прейдет род сей»? Здесь говорится не о роде, тогда жившем, но о роде верных, ибо род означает не только время, но и образ служения и жизни. Так сказано: «Сей род ищущих Господа» (Пс. 23:6); сверх сего Иисус Христос прежде сказал: «подобает бо всем [сим] быти» (Мф. 24:6), и еще: «проповестся Евангелие сие» (Мф. 24:14). Тоже и здесь Он выражает, говоря, что все сие непременно сбудется, а род верных пребудет и не прервется ни от одного из вышеуказанных бедствий. Разрушится Иерусалим, и погибнет большая часть иудеев: но ничто не преодолеет сего рода: ни голод, ни мор, ни землетрясение, ни ужасы браний, ни лжехристы, ни лжепророки, ни прельстители, ни соблазнители, ни предатели, ни лжебратия, ни другие, подобные сим искупления» (Златоуст на Еванг. от Матф. беседа 77-я в начале»). – (Извлеч. из кн.: «Истинно древняя и истинно правосл. Христова Церковь», Григория, митр. Новгород. и С.-петерб. Ч. 1. Москва, 1883 г. стр. 43 – 46).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle