Источник

Часть 15, Глава 16Часть 15, Глава 18

Девятый член Символа веры

17. Есть ли возможность узнавать истинных членов Христовой церкви на земле?

Признаки, по которым можно распознавать истинных христиан, указаны в Св. Писании. Вот эти признаки:

во 1-х, ап. Иоанн говорит: «О сем познавайте Духа Божия и духа лестча: всяк Дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть: и всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов» (1Ин. 4:2, 3). Значит, истинный христианин благоговейно принимает сердечною верою тайну воплощения Сына Божия. О благоговейной вере своей он открыто свидетельствует как честию, воздаваемою Божией Матери, послужившей тайне вочеловечения Христова, так и поклонением животворящему Кресту Христову, как орудию искупления. Знамением креста он не стыдится ни пред кем осенять себя, и восставая от сна, и отходя ко ему, при входах и выходах, пред принятием пищи и после, во время отдыха и труда, чем и доказывает, что не стыдится уничижения Божия до рабия зрака (Флп. 2:7), но ходит в след Его, «поношение Его нося» (Евр. 13:13). Принимая тайну воплощения Сына Божия нас ради человек, истинный христианин принимает и все учение Его, – повинуется Его святой церкви со всеми ее правилами и уставами. Зная, что «Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати Душу свою избавление за многих» (Мф. 20:28), – он не мечтает о своем превосходстве над ближними, и ничего не предпринимает по сварливости или по тщеславию, но руководствуется смиренномудрием и всегда служит братиям своим, как «высшим себя»» (Флп. 2:3).

Второй признак. Св. ап. Павел говорит, что древние патриархи, угодившие Богу верою, исповедали о себе, что они «странни и пришельцы суть на земли» (Евр. 11:13). Истинный христианин смотрит на этот мир, как на временное пристанище. Мысли его обращены к вечности и он живет надеждою на будущее мздовоздаяние. Поэтому он чист от всякого пристрастия к земным благам, и лишения удобств для жизни не считает несчастием. Служит он ближним беcкорыстно и честно, и преданность его воле Божией, при всех превратностях жизни, самая глубокая.

Третий, самый знаменательный, признак указан Самим Иисусом Христом. «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою», сказал Он Своим ученикам при прощальной беседе с ними (Ин. 13:35). Истинный христианин любит Бога и ближнего своего, поэтому и можно узнать, кто любит Бога. Любит Бога тот, кто любит брата своего, ибо: «не любяй брата своего, егоже виде, Бога, егоже не виде, како может любити?» (1Ин. 4:20). Действия любви неисчислимы, потому что она неисчерпаема, как и самый источник ее Бог. Чистая любовь «не ищет своих си» (1Кор. 13:5), не ищет своей пользы, а «угождает ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:2). Истинный христианин, если видит брата, впадающего в прегрешение, то молится, чтобы Господь вразумил его, и исправляет его в духе кротости (1Ин. 5:16). Чужой грех заставляет его только смотреть за собою, чтобы и самому не впасть в искушение (Гал. 6:1), но не злословит брата и не издеваться над ним. Высшая степень любви к ближним состоит в том, чтобы за них положить и душу свою (Ин. 15:13).

Итак, вера во Христа Искупителя, соединенная со смирением, надежда на будущую жизнь, соединяющаяся с без пристрастием к земным благам и бескорыстием, и любовь к ближним, простирающаяся до самопожертвования, – вот добродетели, отличающия истинного христианина («Воскр. Чт.» 1891 г.).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle