Седьмой член Символа веры
будет внезапно и поразительно: «якоже... молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческого: идеже бо аще будет труп, тамо соберутся орли» (Мф. 24:27).
Пред открытием вечного царства Христова вся природа испытает необычайные изменения: будут знамения в солнце и луне, и звездах, и на земли туга языком от нечаяния, шума морского и возмущения, издыхающим человеком от страха и чаяния бедствий, грядущих на вселенную. «Абие же, в тыя дни, по скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы, яже на небесех, подвижутся» (Мф. 24:29; Мк. 13:24, 25).
Солнце померкнет, будучи не уничтожаемо, но побеждаемо светом пришествия Христова, – «звезды спадут», ибо какая в них будет уже нужда, когда не будет ночи? – «силы небесные подвижутся», видя такую перемену (Мф. 24:29)178.
2) Все эти ужасные потрясения будут предвестием страшного и славного пришествия Сына Человеческого: «тогда явится знамение Сына человеческого на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная и узрят Сына человеческого грядущего на облацех небесных... силою и славою многою» (Мф. 24:30).
Знамение Сына Человеческого, по согласному объяснению св. отцов, есть крест, который «первый явится на небе со всем своим воинством Ангельским, озаряя всю землю от концов и до концов ее, паче светлости солнечной, и возвещая пришествие Владыки-Христа179. Световидное знамение креста предшествует Царю, прежде распятому, конечно, для того, чтобы злоумышлявшие и пронзившие Его Иудеи, увидев, восплакали»180, во исполнение слов древнего пророка: «воззрят нань, егоже прободоша» (Зах. 12:10). Крест приведет им на память богоубийственное дело их и, обличив с непререкаемою силою упорное неверие их, сделает безответными на суде правды Божией181. Но восплачутся и все, которые проводили греховную и чувственную жизнь, мудрствовали земное (Кол. 3:2), «хотя бы то были и христиане»182. Впрочем, это же победное знамение – страх для врагов – принесет «радость друзьям уверовавшим во Христа, или проповедникам Его, или пострадавшим за Него»183.
3) О последнем всеобщем суде возвестит людям последняя (1Кор. 15:52) Божия труба (1Сол. 4:16), которая служит образом некоего особенного действия Божия всемогущества, образом, заимствованным от обыкновения евреев созывать в собрание посредством трубных звуков (Лев. 25:9; Чис. 10:2; Суд. 3:27). Послет ангелы Своя с трубным гласом велиим, и соберут избранные Его от четырех ветр – от конца земли до конца неба. Они соберут не только избранных, но также по изречению Господню, сказанному прежде, «вся соблазны и творящих беззаконие» (Мф. 13:41), потому что, в воскресение мертвых, «вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда» (Ин. 5:28, 29). Утешая Своих последователей, Господь присовокупил: «Начинающим же сим бывати, восклонитеся и воздвигните главы ваша: зане приближается избавление ваше» (Лк. 21:28).
4) Что же касается до времени пришествия Сына Человеческого на страшный суд, то, продолжал Господь, «о дни том и часе никто же весть, ни ангелы небеснии, ни Сын, токмо Отец Мой един» (Мф. 24:36). В этих словах, хотя и прикровенно, Господь высказал своим ученикам ту же самую мысль, которая ясно выражена Им впоследствии: «несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи в Своей власти» (Деян. 1:7). По замечанию блаж. Феофилакта, «знает Он о дне и часе том, как это ясно из многих других мест, да и как не знать Сыну этого дня, когда Он знает, что случится в будущем?»184 или, по толкованию св. Афанасия Александрийского, «Сын во Отце и Отец в Сыне, Отец же знает день и час, то явствует, что и сущий во Отце Сын и ведущий, что во Отце, Сам знает день и час»185. Но, возбраняя даже и спрашивать о том, что не приносит нравственной пользы, Он указал на Свое незнание, которое, по объяснению св. отцов, нимало не противоречит всеведению Его. Св. Василий Великий говорит, что Господь, как второе лице Пресвятой Троицы, «первое ведение настоящего и будущего приписывает Отцу, и во всем указывает на первую причину»186, т. е. «начало ведения в Сыне от Отца»187. Св. Григорий Богослов относит незнание к человеческой природе Исуса Христа: «Для всякого явно, что Сын знает, как Бог, – приписывает же Себе незнание, как человек»188.
Также выражается и св. Афанасий Александрийский: «Слово сказало: не знаю, указывая на человечество, потому что человекам свойственно не знать, и поскольку облеклось в неведующую плоть, то, в ней пребывая, в отношение к плоти сказано: не знаю»189. Господь поступает с учениками, по словам блаж. Феофилакта, как мудрый отец с нежно-любимыми детьми: «Если бы Он сказал: Я знаю, но не хочу открыть вам, в таком случае Он опечалил бы их, а теперь, когда говорит, что ни Ангелы не знают, ни Я, Он совершенно удерживает их от желания знать и докучать Ему»190.
Причину же умолчания о времени последнего суда, св. Василий Великий находит в том, что «неполезно было людям слышать о сем, ибо всегдашнее ожидание делает более ревностным в благочестии, а знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии по надежде, что можно спастись, покаявшись впоследствии»191.
5) При неизвестности времени пришествия Сына Человеческого, верующие должны духовно бодрствовать: «Блюдите, бдите и молитеся: не весте бо, когда время будет» (Мк. 13:6). С целью еще глубже напечатлеть в сердцах учеников увещание о духовной бдительности, Господь произнес им притчу, в которой представил Себя Домовладыкою, оставляющим на время Свой дом, т. е. церковь, отходящим к Отцу Своему на небо, а потом опять возращающимся к слугам дома за отчетом в порученном им деле. «Якоже человек отходя оставль дом свой, и дав рабом своим власть, и комуждо дело свое, и вратарю повеле, да бдит. Бдите убо: не весте бо, когда господь дому приидет, вечер, или полунощи, или в петлоглашение, или утро: да не пришед внезапу, обрящет вы спяща» (Мк. 13:34–36).
И эта заповедь о духовном бодрствовании есть общая заповедь для всех последователей Христовых, на все времена, до самого конца мира: «яже вам глаголю, всем глаголю: бдите» (Мк. 13:37) – таково решительное слово Господа. «Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той: яко сеть бо приидет на вся живущия на лицы всея земли. Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих хотящих быти, и стати пред Сыном человеческим» (Лк. 21:34–36), Господь открыл им то, что полезно знать для того, чтобы сохранить благоразумную осторожность и не увлечься общим потоком беcпечной чувственности. «Якоже [бо бысть во] дни Ноевы, тако будет и пришествие Сына человеческого: якоже бо беху во дни прежде потопа ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до него же дне вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дóндеже прииде вода и взят вся: тако будет и пришествие Сына человеческого... тогда два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется: две мелюще в жерновах: едина поемлется, и едина оставляется» (Мф. 24:37, 40, 41). О такой внезапности пришествия Своего на страшный суд Господь предупреждал учеников еще раньше, указывая им на времена не только Ноя, но и Лота (Лк. 17:26–30, 35, 36). В настоящий раз, повторив предсказание, Он присоединил к нему увещание Своим верным последователям о постоянной и неослабной бдительности в ожидании последнего дня мира: «Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет» (Мф. 24:42) – и чтобы яснее представить слушателям необходимость бдительности в ожидании пришествия Своего и горестные последствия небрежности в важнейшем деле спасения души, Господь напомнил ту притчу о рабах ожидающих пришествия господина, которую произнес прежде (Лк. 12:39, 40, 42–46). – (Извлеч. с опущ. нек. мест из кн. «Евангельская история о Боге Слове, Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе», прот. П. Матвеевского. С.-Пб. 1890 г. стр. 603 – 7).
* * *
Толкование св. Иоанна Златоустого. Бесед. на Еванг. Матф., ч. 3, стр. 398.
Твор. св. Ефрема Сирина, Москва, 1858 г., ч. 2, стр. 328, 399.
Выражение св. Кирилла Иерусал. «Твор. св. отцов», Москва, 1855 г., т. 25, стр. 264.
Толкование св. Иоанна Златоустого. „Бесед. на еванг. Матф.“, ч. 3, стр. 339.
Толков. блаж. Феофилакта. «Благовестн.», ч. 1, стр. 419.
Выражение св. Кирилла Иерус. «Твор. св. отцов», т. 25, стр. 265.
„Благовестн.“, ч. 1, стр. 423.
«Твор. св. отцов», Москва, 1852 г., т. 19, 443.
«Твор. св. отцов», Москва, 1848 г., т. 11, стр. 166.
Там же, стр. 168.
„Твор. св. отцов“, Москва, 1844 г., т. 3, стр. 94.
«Твор. св. отцов», Москва, 1852 г., т. 19, стр. 444. См. также т. 21, стр. 65. «Благовестн.» блаж. Феофил., ч. 1, стр. 423.
«Благовестн.», ч. 2, стр. 201. Сн. также св. Иоанна Златоустого. „Бесед. на еванг. Матф.“, ч. 3, стр. 410.
«Твор. св. отцов», Москва, 1846 г., т. 7, стр. 166. Си. также толкование св. Исидора Пелусиота, «Твор. св. отцов», Москва, 1859 г., т. 34, стр. 79 – 80.