Источник

Часть 11, Глава 7Часть 11, Глава 9

Пятый член Символа веры

7. Необходимость явлений воскресшего Господа в течение сорока дней

Если Иисус Христос уже в воскресении облекся телом славы, духовным телом, способным к небесному и вечному обитанию, то зачем еще нужно было Ему оставаться на земле? Что могло удержать Его на подверженной тлению нашей планете в продолжение сорока дней? Как же решить постановленный вопрос?

Полное и вполне истинное объяснение сорокадневного пребывания Воскресшего на земле получается из цели явлений Его ученикам. Раскроем необходимость явлений Воскресшего.

а) Если Иисус из Назарета был Мессия, то он необходимо должен быть и «Царь» (Ин. 18:37); самая цель пришествия Его на землю была основать здесь царство Божие. Это могло быть выполнено Мессиею только чрез лиц, которым должна быть всесторонне раскрыта и уяснена их деятельность, их служение. Деятельность этих духовных орудий должна состоять во введении человечества под власть прославленного Христа; сообразно такому высокому служению Господь еще во время Своей земной жизни избрал из числа Своих учеников 12 апостолов и подготовлял их к этой трудной деятельности. Но так как избранные Господом в то время еще не были способны принять все тайны Царства Божия (Ин. 16:12), то необходимо было теперь, по воскресении, прежде чем Он вознесется на небо, подробно раскрыть им эти тайны и лично поставить их на апостольское служение. Таким образом сорокадневное пребывание Воскресшего на земле было необходимо для приготовления и введения в апостольское звание первых насадителей, распространителей и охранителей царства Мессии на земле.

б) Чтобы ученики могли с полным успехом проповедовать об Иисусе из Назарета, как Мессии, необходимо было им самим иметь крепкую веру в Его мессианство; но вера в Него, как Мессию, вследствие страшных голгофских событий была значительно расшатана, что бы не сказать, вовсе уничтожена. «А мы надеялись было, – говорили ученики на пути в Эммаус, – что Он (Иисус) есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24:21), т. е. Мессия. Из этих слов очевидно, что надежда на Иисуса, как Мессию, до того утратилась, что не могла возвратиться к ученикам даже и после известия от Ангелов, что Иисус жив. Для возбуждения и укрепления веры в учениках Воскресшему необходимо было явиться им, объяснить непонятный для них смысл последних событий, доказать из Писания, что Ему надлежало внити в славу Свою путем крестных страданий и смерти. Только тогда ученики могли снова понять Его назначение, признать Его Мессиею, принять и выполнить возложенное на них служение, когда они уверились в действительности Его воскресения из мертвых, в победе Его над смертию и тлением. Но это лишь одна сторона дела.

в) Если бы явления Воскресшего имели одну цель – убедить учеников в действительности воскресения, то они могли бы прекратится во всяком случае после восьми дней, когда был убежден последний сомневающийся в действительности воскресения ап. Фома. Явления однако ж и после этого продолжаются; это указывает, что они имели и другую и, как мы увидим, гораздо важнейшую цель, именно: посвятить учеников в апостольское служение и раскрыт им тайны Царствия Божия. Таков действительно и есть характер явлений Воскресшего; так и смотрит на явления Господа евангелист Марк. Он повествует, что Воскресший чрез Свои явления сначала удостоверял учеников в действительности Своего воскресения (Мк. 16:9–14), по достижении этой цели поручил им самое апостольское служение, раскрыл им сущность его (Мк. 16:15–18) и, наконец, вознесся на небо; а ученики, по данному поручению, пошли и проповедовали везде при Господнем содействии и подкреплении слов их последующими знамениями (Мк. 16:19, 20). Сказанное подтверждается и другими евангелистами. Все они повествуют, что Воскресший сначала заверял учеников в истинности Своего воскресения, а потом переходит к установлению апостольского служения и введению в него. Указанной цели явлений не противоречит то, что, по повествованию одного евангелиста, Воскресший, уверивши учеников Своих в действительности воскресения, заповедует крестить народы (Мф. 28:19), а по другому, проповедовать покаяние: то и другое, очевидно, только различные части одного и того же служения. Как покаяние и отпущение грехов необходимо предполагает крещение (Ин. 3:5), так и крещение необходимо предполагает покаяние (Деян. 2:38).

Особенно ясно и прямо указывается цель явлений Воскресшего четвертым Евангелием (Ин. 20:21–23). Если ученики без явлений Воскресшего не могли увериться в Его Воскресении, то тем более они не осмелились бы проповедовать о Распятом, если бы им не было дано со стороны Воскресшего прямого повеления на это. Отсюда становится понятным, когда апостол говорит: "горе мне, аще не благоветствую: нужда бо ми належит» (1Кор. 9:16). «Мы не можем не говорить... что видели и слышали» (Деян. 4:20), говорят апостолы. Они так настойчиво проповедуют пред народом потому, что Воскресший в продолжение многих дней являлся им (Деян. 13:31) и дал им это повеление. Так только Воскресший, имеющий всякую власть на небе и на земле, мог установить такое служение. И это служение Он мог установить только лично чрез Свои явления по воскресении. Дух Св. поставляет епископов (Деян. 20:28), но апостолов мог постановить только Сам Христос, потому что их послание содержится в послании Сына: «якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы» (Ин. 20:21), говорит Воскресший ученикам. «И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят» (Ин. 20:22 ст.). Вот самое посвящение в апостольское звание, вот и силы для его выполнения. Итак, Иисус Христос по своем воскресении должен был являться ученикам, чтобы установить апостольское служение. Без этих явлений, как мы имели случай заметить выше, не было бы и апостольского служения, а без этого служения не было бы и веры в мире (Рим. 10:14, 17) (Сост. по «Хр. чт.» за 1884 г., ч. 1, стр. 306–309).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle