Источник

3. Молитва Господня есть молитва верных

Древние писатели называют молитву Господню – молитвою основною, сокращением всего Евангелия («Тертул. о молитве», 1, XI), молитвою верных (Злат. в XIX бес. на Ев. Мф.). Действительно, называть Бога Отцом своим достойны только верующие во Иисуса Христа, кои верою и благодатью Божиею возрождаются и делаются чадами Божиими (Ин.1:12–13; Рим.8:15–16); равно и причастниками благ, испрашиваемых в молитве Господней, каковы особенно: «да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли», – могут соделаться только верующие.

В четырех последних прошениях Господь научает нас просить Бога преимущественно об удалении препятствий – быть причастниками благ, испрашиваемых первыми тремя прошениями. «Что молитва Господня принадлежит верным, – говорит св. Златоуст, – показывают как уставы Церкви, так и начало самой молитвы. Непросвещенный не может называть Бога своим Отцом»41. (в XIX бес. на Ев. Мф.).

* * *

41

Молитва Господня есть образец всех наших молитв. Не только неопытные, но также опытные и усовершившиеся в деле молитвы, все обязаны молиться по данному нам готовому образцу молитвы. От этой обязанности не только не освобождает вас, но еще располагает к исполнению ее то, что, по слову Спасителя, «поклоняющиеся Отцу должны поклоняться в духе и истине (Ин.4:24). Данный Христом образец молитвы не есть буква убивающая, а Дух Животворящий не есть что-нибудь преходящее, временное, несущественное и допускающее изменения, напротив, в ней выражается истинная, непреложная сущность молитвы. Св. Киприан так рассуждает об этом: «Христос предрекает, что грядет час, когда истинные поклонники поклонятся Отцу духом и истиною, и исполнил обетование, так что мы, которые прияли дух и истину по силе принесенного Им удовлетворения, поклоняемся истинно и духовно по Его также преданию, ибо какая молитва может быть духовнее той, которую дал нам Христос, пославший нам и Духа Святого? Какое моление пред Отцом может быть более истинным, как не происшедшее из уст Сына, Который есть Истина? Молиться иначе, нежели как Он научил, есть не только невежество, но и преступление» (De orat. Dominic). Таким образом, ревнители молитвы духовной напрасно стали бы уклоняться от употребления молитвы Господней под тем предлогом, будто она не согласна с духовным служением Богу: она есть самое лучшее выражение молитвенных духовных расположений и лучшее средство для возбуждения и укрепления их. «Итак, – продолжим слово св. Киприана, – будем молиться так, как Учитель наш Господь научил. Любезна и приятна молитва того, кто просит Бога Его же словами, кто в уши Его возносит моление Христово. Знает Отец глаголы Сына. Когда молитву Сына воссылаем, то в сем гласе слышится Тот Самый, Который обитает в персях Отца; и так как мы имеем в Нем Ходатая пред Отцом о грехах, то, прося о грехах, произносим слова Споручника нашего». Впрочем, из сказанного не следует, чтобы по намерению Господа Иисуса мы обязаны были молиться единственно только по данной Им молитве, и чтобы кроме нее уже не были нужны другие молитвы. Нет, неприкосновенная и неизменная сама по себе, как непреложная истина, молитва Господня в то же время не исключает употребления и других определенных молитв. Господь хотел не того, чтобы кроме данной Им молитвы никто не смел вводить в употребление других, а того, чтобы она служила для них образцом; не того, чтобы мы и не смели выражать наших молитвенных желаний иначе, нежели как Он выразил их, а того, чтобы наши молитвы, каково бы ни было их выражение, подобны были Его молитве по духу и содержанию. В ней дышит дух сыновней любви к Богу, сыновнего дерзновения к Нему, как Отцу нашему Небесному. Та же любовь и дерзновение должны одушевлять наши молитвы. Она вся проникнута любовью к ближним, напоминая, что Господь есть общий наш Отец, и научая каждого из нас просить у Него разных благ не себе только одному, но всем нам: хлеб наш даждь нам, остави нам долги наша и проч. Этот же дух братолюбия должен господствовать и во всех наших молитвах. В ряду прошений молитвы Господней первое место занимают прошения о том, что относится к славе Божьей («да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя»), и уже далее следуют прошения о наших нуждах телесных и духовных. Тот же самый порядок должен быть и во всех наших молитвах. Прежде и паче всего мы должны выражать в наших молитвах ревность о славе Божией и потом уже открывать Отцу Небесному наши нужды, так чтобы видно было, что мы молимся Ему не по чувству только нужды в Нем и зависимости от Него, а главным образом, потому что того требуют беспредельные Его совершенства, что Он есть Источник и Образец всего совершенного и великого в мире. Кто стал бы обращаться к Богу с молением об одних своих нуждах, без мысли о Его славе и величестве, тот показал бы в себе недостаток бескорыстной любви к Нему; ибо любящему кого-нибудь бескорыстно свойственно больше помышлять и услаждаться помышлением о достоинствах любимого, чем думать и заботиться о личных выгодах, какие можно было бы извлечь из близости к любимому. В тех прошениях молитвы Господней, которые имеют своим предметом наши нужды и благо, гораздо больше дано места нуждам и благам духовным, чем телесным. Это значит, что и во всех наших молитвах мы должны иметь в виду гораздо больше то, что нужно для блага и спасения нашей души, чем то, что относится к внешнему нашему благосостоянию, – должны просить у Бога не столько пищи и других потребностей для поддержания и благоустроения нашей телесной жизни, сколько того, что нужно для избавления нас от вечной погибели (т. е. прощения грехов и избавления от искушений). Таким образом, молитва Господня имеет для нас священную важность не только сама по себе, как данная нам для действительного употребления, но и потому, что в ней предлагается наставление в деле молитвы вообще (Сост. по кн. «Обозрение употребит. церковных молитв», прот. В. Нечаева, ныне Виссариона, епископа Костромского, М. 1880 г., стр. 27–30).


Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с.

Комментарии для сайта Cackle