Источник

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное

1. Объяснение восьмой заповеди блаженства

а) Что значит быть изгнанным за правду? Изгонять – значит лишать общения с собой, преследовать, угнетать.

б) Под правдой нужно разуметь всякую добродетель, изгнать за правду значит изгнать за «добродетель, за покровительство другим, за благочестие; ибо правдой обыкновенно всегда называет Иисус Христос полное благочестие души»148.

в) Христианин, не должен изыскивать того, чтобы его преследовали; как бы вызывать такое преследование, но обязан в то же время говорить и делать правду, и если будут преследовать за нее, то терпеть в надежде обетованного за то блаженства (ср. 1Пет.3:14, 4:14).

г) Кого нужно разуметь под гонителями за правду? Гонители правды – это преданные греху и нечестию. Ревнители благочестия и добродетели без слов, самой жизнью своей, служат им обличением, дли них нетерпимым. «Всякий, делающий худые дела, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин.3:20). Отсюда происходят разные притеснения и гонения ревнителям правды, они не могут жить покойно в обществе ненавистников ее.

д) Но блаженны гонимые за правду и, несмотря на гонения, непоколебимо идущие путем ее! Этот путь есть верный путь к Царству Небесному, где за временные скорби и лишения их ожидает вечное успокоение и веселье149.

е) Причины гонений за правду:

аа) Кто живет не по закону Божию, а по влечениям своего грехолюбивого сердца, тот обыкновенно видит противников себе в таких людях, которые имеют совсем иной взгляд на вещи, руководятся в поведении своем совсем иными побуждениями и имеют в виду совсем иные дела. Уже то одно, что дела правды служат сами собой обличением недостоинства и низости порочного поведения, способно озлоблять порочных против добродетельных: так, например, воздержный представляется как бы естественным неприятелем невоздержного, честный и бескорыстный – корыстолюбца и мздоимца, прямодушный – лицемера и т. д.

бб) Но, кроме того, стремления порочных людей могут нередко встречать прямое противодействие себе в образе поведения людей, искренне преданных добродетели и не желающих никогда отступать от своего нравственного долга; а подобные столкновения, само собою понятно, не могут не вооружать ревнителей своих выгод и преимуществ против поборников правды и чести. И как последние сколько ревностны по добродетели, столько же кротки и незлобивы; то тем свободнее и успешнее действует против них злоба врагов их. Поэтому апостол говорит положительно, что «все, желающие жить благочестиво в Иисусе Христе», то есть, в Его духе и по Его заповедям, «будут гонимы» (2Тим.3:12).

ж) Восьмая заповедь блаженства требует от верующих следующих качеств: правдолюбия или искренней и сильной любви к правде, т.е. к благочестию, в чем бы оно ни обнаруживалось – в исполнении заповедей по отношению в Богу, по отношению к ближним или к своей собственной душе, – постоянства, т. е. неуклонной любви к правде, которая должна одинаково обнаруживаться как при благоприятных обстоятельствах, так и при враждебных, когда за любовь к правде можно пострадать, – твердости в добродетели, которая обнаруживается тогда, когда за любовь к истине нам угрожают разного рода бедствиями, например, отнятием имущества, лишением свободы, бесчестием, страданиями телесными и даже смертью, которые не в состоянии поколебать твердого христианина и побудить его перейти на сторону лжи и неправды. « Претерпевый до конца, той спасен будет», – учит Господь, побуждая нас к терпению бедствий, неизбежных для истинных последователей Иисуса Христа.

з) Благоразумие требует – не всегда и не всякому высказывать правду: 1) не нужно заявлять свою правду, когда дело до нас не касается, когда есть для этого люди, призванные своей должностью говорить правду; 2) когда предвидим, что слово правды ввергает нас в явную опасность, а пользы от нашего слова не выйдет ровно никакой. Тогда лучше тайно молиться Богу, чтобы Он Сам вразумил неправедных и наставил их на путь правды, или послал могущих и способных людей обличить неправду! И добродетель требует умеренности и благоразумия, так что без благоразумия добродетель теряет много своей цены.

и) Какая награда будет гонимым за правду? «Хотя Христос различно описывает награды, – говорит св. Иоанн Златоуст, – впрочем всех вводит в Царство. И когда Он говорит, что плачущие утешатся, и милостивые будут помилованы, и чистые сердцем узрят Бога, и миротворцы назовутся сынами Божиими, – всем этим Он означает не что иное, как Царство Небесное. Кто получил те блага, тот получит, конечно, и Царство Небесное. Итак, не думай, что этой награды удостоятся одни только нищие духом, но и жаждущие правды, кроткие и все прочие. Ибо Он для того при каждой заповеди упомянул о блаженстве, дабы ты не ожидал ничего чувственного. Не может быть блаженным награждаемый тем, что в настоящей жизни разрушается и скорее тени исчезает» (Злат. Беседы на Ев. Мф.). Из этих слов св. Иоанна Златоуста мы можем заключить, что гонимые за правду или благочестие удостоятся Царствия Небесного, лучше же сказать – удостоятся одной из степени блаженства на Небе, именно той, какая будет соответствовать, с одной стороны, трудности подвига гонимых за правду, а с другой – правосудию Божию, причем мы никогда не должны упускать из виду, что степени блаженства на Небе различны. Об этом ясно учит слово Божие:

«В доме Отца Моего обителей много» (Ин.14:2), – говорит Господь. «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» (1Кор.15:41, 42). (Сост. свящ. Г. Дьяченко по «Полн. собр. соч. прот. И. Сергиева», ч. I, стр. 224; по кн. Виссариона, еп. Костром. «Толк. на Бож. литур.», изд. 3, стр. 73, и др. источн.).

2. Блажени изгнани правды ради

а) Под правдою здесь вообще разумеется жизнь по заповедям Божиим; значит, блаженны те, которые гонимы за веру и благочестие, за добрые дела свои, за постоянство и непоколебимость в вере.

б) Но отчего мир гонит истинную веру, благочестие, правду, которые столь благотворны для людей, которые вносят в разрозненные общества человеческие – единство, взаимную любовь, добрые нравы, мир, тишину, порядок? Оттого, что «мир весь во зле лежит» (1Ин.5:19), люди «возлюбили злобу паче благостыни» (Пс.51:5), и князь мира сего, дьявол, действующий в сынах противления, ненавидит правду адской ненавистью и гонит ее, так как она служит обличением неправде, колет ей глаза, стесняет ее. Всегда злые, развратные люди ненавидели праведных и гнали, и будут ненавидеть и гнать.

в) «Блажени изгнаны правды ради: яко тех есть Царствие Небесное» ... Иисус Христос сказал как бы так: «Не унывайте и не отчаивайтесь, верные Мои последователи, возвещающие людям словом и делом правду Мою и с твердостью необоримой, до изгнания и смерти стоящие за истину Мою, за заповеди Мои: Я буду вашей подпорой, вашей силой, вашим утешением, вашим блаженством внутренним при всех этих злостраданиях, напастях и скорбях, при всех истязаниях и мучениях за имя Мое». «Якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше» (2Кор.1:5); потому что при всех скорбях, изгнаниях, мучениях внутрь вас буду Я Сам, будет Царство Мое, Царство мира и радости в Духе Святом. Изгонят ли вас из отечества, но тому, кому Сам Бог сделался через Меня Отцом, отечество – Небо, как говорит апостол: «наше житие на небесех есть» (Флп.3:20), или как говорится в молитве Моей: «Отче наш, Иже еси на небесех»; ибо где Отец, там и отечество; на небесах Отец, там и отечество, там соберутся и все чада Его; имение ли отнимут у вас, – но у того, кто следует стопам Моим, есть имение лучшее, вечное, на небесах, а не преходящее, как сон, имение на земле; лишат вас честного имени, чинов, отличий, но не лишат вас имени христианина, имени чад Божиих, звания наследника Божия и сонаследника Христова, печати дара Духа Святого, а эти имена и отличия честнее всех имен и отличий мирских; лишат ли вас самой жизни, – «но не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити; убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне» (Мф.10:28). И слово Господне сбылось в точности: изгнанники и мученики за имя Христово еще и в земной жизни, при всех гонениях, скорбях, лишениях, мучениях, торжествовали над своими гонителями, радовались и веселились, идя на лютые мучения, как будто шли брать царство, имели царственный дух, царственное величие, непобедимое терпение, и своей верой и своим терпением посрамляли всех своих мучителей-царей и игемонов, – а по смерти наследовали самым делом Царство Небесное и теперь царствуют со Христом, по слову Его: «Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его» (Откр.3:21).

г) Любите же все правду, и ненавидьте неправду или грех всякого рода, высказывайте прямо и смело святую правду, и обличайте с кротостью и терпением неправду, чтобы правда царствовала, как подобает ей, а неправда была посрамляема и искореняема и не поднимала высоко, с наглостью, свою голову, – «да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне» (2Тим.2:19). Будут оскорбляться люди твоей правдивой речью, не будут любить и жаловать? Что ж из того? Людям ты будешь неприятен (как бельмо на глазу); но зато будешь устами Божиими, зеницей ока Божия. Впрочем, и здесь будут тебя уважать все честные и правдивые люди, а на небе ублажат тебя Ангелы и все святые, и с радостью примут душу твою в небесные селения, когда она разлучится от этого смертного тела, ибо небожители не без участия смотрят на здешние наши подвиги, добродетели и на нашу борьбу с грехом и неправдой, а с великим участием и сочувствием, как члены единого Тела Христова, как и Господь засвидетельствовал, говоря, что «радость бывает на небесах о едином грешнике кающемся» (Лк.15:7) или, как апостол говорит, «аще ли же славится един уд, с ним радуются вси уди» (1Кор.12:26). И как спокойна совесть, как доволен бывает человек, когда выскажет святую правду; и как мучит совесть, когда постыдится или побоится высказать ее, когда нужно! А ведь отчего же, большей частью, и умножается неправда и дерзко поднимает свою голову, как не оттого, что дают ей, как говорится, волю, не обличают ее! (Из «Полного собран. соч.» прот. И. Сергиева Кронштадтскаго т. I, стр. 218).

3. Библейские изречения о гонениях за правду

Терпение за правду дарует гонимому блаженство царствования: «Помни Господа Иисуса Христа, – пишет св. ап. Павел Тимофею, ученику своему, – от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2Тим.2:8–12).

Страждущие за служение правде не должны бояться гонителей: «Кто сделает вам зло, – спрашивает ап. Петр, – если вы будете ревнителями доброго? Но если вы страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь» (1Пет.3:13–14). – «Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь» (Ис.51:7).

Кто терпеливо переносит гонения, угоден Богу: «То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1Пет.2:19).

Верные должны переносить гонения терпеливо: «Что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки. Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1Пет.2:20).

Надежда на будущую славу должна поддерживать гонимых за правду: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:10). – «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнения с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18).

4. Святоотеческие свидетельства о гонениях за правду.

I. Св. Иоанн Златоуст, обличая тех, кои не понимают причины посылаемых бедствий на служителей правды, ропщут на Провидение, как бы требуя отчета в Его путях, говорит: «Не безрассудно ли, не крайнее ли безумие: когда врач режет нас, жжет и дает горькие врачевства, мы не испытываем, терпеливо повинуемся ему, даже благодарим его, несмотря на то, что последствия всего этого неизвестны для нас, что подобными операциями часто доводят больных до смерти; напротив, стараемся постигнуть беспредельную, неизреченную, неисследимую и непостижимую Премудрость Божию, силимся разгадать, почему и для чего то или другое бывает так или иначе, зная твердо, что Премудрость сия не погрешает, что благость Божия беспредельна, Промышление Его неизреченно, что все, ниспосылаемое Им, ведет к благой и полезной цели, только бы мы сами не препятствовали тому, – что Он не желает ничьей погибели, но всем хочет спастись? Не крайнее ли это безумие, что мы хотим судить Того, Который один хочет и может нас спасти, судить в самом начале, не дождавшись даже конца происшествий? Я разумею конца не в настоящей жизни, хотя он часто открывается и здесь, но в жизни будущей; ибо та и другая жизнь одну имеют цель – наше спасение и прославление. Они разделены временем, но соединены целью. Так, зима и весна сменяют одна другую, но та и другая одну имеют цель – созрение плодов; то же бывает и с нами. Итак, когда видишь Церковь в рассеянии и крайнем утеснении, лучших членов ее гонимыми, убиваемыми, самих предстоятелей в изгнании, взирай не на это одно, но и на то, что последует за сим, – на воздаяние, награды, почести и венцы; ибо «претерпевый... до конца, той спасен будет» (Мф.10:22).

II. «Для чего, спросишь, – продолжает тот же святитель, – Бог попускал и попускает столько опасностей, столько искушений, такие наветы? Вот причина тому: настоящая жизнь наша похожа на гимнастическое училище, есть место сражения и борьбы, есть очистительная печь. Художники бросают золото в печь, подвергают его действию огня, чтоб сделать чище и драгоценнее. Воспитатели атлетов упражняют их во многих тяжких трудах, сражаются с ними, как самые жестокие неприятели, дабы через подобные упражнения соделать их крепкими, ловкими, способными к отражению неприятельских нападений. Так поступает с нами и Бог в настоящей жизни, желая соделать душу способной к добродетели. Он поражает ее, испытывает и подвергает искушениям, дабы через сие слабые и склонные к падению укрепились, твердые соделались еще тверже и неприступнее для козней и нападений дьявола, чтобы все, наконец, были способны к получению будущих благ, ибо «скорбь терпение соделывает, терпение же искусство», – говорит св. Павел» (см. изложен. сего учения св. Иоанна Златоуста подробно в «Полн. собр. соч.» Димитрия, архиеп. Херс. т. I).

5. Мысли о гонениях за правду.

I. Дерево еще больше укрепляется бурями, охватывающими его; так и христианин еще более совершенствуется, испытывая гонения за правду (Г. Дьяченко).

II. Как человек, больной глазами, принимает все меры к тому, чтобы избежать ярких лучей солнца, раздражающих его больное зрение; так и нечестивый человек готов сделать всякое зло живущему около него праведнику, который своей жизнью служит невольным укором его нечестия и болезненно пробуждает его дремлющую совесть (Г. Дьяченко).

III. Злой мир не может не питать ненависти к благочестивому человеку (Ин.15:19; Иак.4:4).

6. Библейские примеры гонения праведных со стороны грешных.

I. Ненавидел Каин праведного брата своего Авеля, гнал его за благочестие и наконец из зависти убил его.

II. Ненавидел зверонравный Исав кроткого брата своего Иакова и гнал его, грозя убить его.

III. Ненавидели неправедные дети патриарха Иакова брата своего, праведного Иосифа, и продали его тайно в Египет, чтоб не был он у них на глазу бельмом.

IV. Ненавидел нечестивый Саул кроткого Давида и до смерти своей гнал, посягая на его жизнь.

V. Ненавидели иудеи пророков Божиих, обличавших беззаконную жизнь их, и одних из них били, других убивали, третьих камнями побивали.

VI. Ненавидел Ирод-Антипа великого ветхозаветного праведника, св. Иоанна Крестителя, и повелел убить его.

VII. Наконец, иудеи возненавидели Величайшего Праведника, исполнение закона и пророков, Солнце Правды, Господа нашего Иисуса Христа: они оклеветали Его и осудили на смерть, которая в Божественном домостроительстве о спасении рода человеческого давно была назначена как искупительная жертва за грехи человечества.

Ап. Павел, перечисляя разные виды гонений за правду в Ветхом Завете и отчасти в Новом, говорит: «Иные (т. е. праведники) ...были замучены, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и в козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11:35–38). Так гонимы были праведники в Ветхом Завете, до вочеловечения Сына Божия и с вочеловечением Его (см. полное собр. соч. прот. Иоанна Сергиева, т. I, стр. 219).

7. Примеры мужественных борцов за правду

I. Св. Мелетий, бывший прежде епископом Севастийским, вступил на престол Антиохийской Церкви с общего согласия православных и ариан, и избирательный об этом лист поручен был на сохранение Евсевию, еп. Самосатскому. Но когда Мелетий, как ревностный поборник православия, был изгнан и осужден на заточение, то ариане, опасаясь, чтобы избрание, общим рукоприкладством утвержденное, не послужило когда-нибудь в обвинение их непостоянства и злобы, потребовали у Евсевия его обратно. Св. Евсевий отказал; арианские архиереи упросили императора Констанция употребить в этом деле свою власть; но неустрашимый архипастырь отвечал: «Общего суда, мне вверенного, не отдам, разве когда все, мне вверившие его, соберутся воедино». Раздраженный император вторично отправил к нему одного из царедворцев и, чтобы принудить Евсевия к покорности, приказал употребить угрозы. Чиновник, подавая ему указ, сказал, что, в случае неповиновения, он имел повеление отрубить у него руку. «Итак, не нужно читать повеления», – отвечал на это Евсевий и, положив бумагу на стол, простер обе руки. Увидев такой поступок святителя, готового пострадать за истину, чиновник изумился и безмолвно оставил неустрашимого святителя. Сам Констанций, сколько ни был озлоблен, отказал в просьбе арианам (сост. по «Уч. благоч.», т. II, изд. 14-е, ч. V, стр. 388–889).

II. Препод. Исаакий, игумен Далматской обители (память коего совершается 30 мая), проводил жизнь в святых трудах и подвигах в одном пустынном месте в Малой Азии. При жизни Исаакия греческий император Валент, зараженный богопротивным арианским учением, хотел уничтожить в царстве своем св. православную веру; он преследовал православных христиан, отнимал у них Божии храмы и отдавал нечестивым арианам. Горько было православным лишиться св. храмов. Услышав об этом, преподобный Исаакий пришел в Константинополь, чтобы утверждать верующих в православной вере и благочестии христианском. В это же самое время, между греками и готфами возгорелась война, и царю нужно было отправляться на сражение. Но когда Валент выступал в поход и выходил из города со своими полками, преподобный Исаакий встретил его на дороге и сказал ему: «Царь! Открой церкви православным, и Господь устроит путь твой во благо». Но Валент счел его безумным и не обратил на него внимания. На следующее утро Исаакий снова вышел навстречу царю и сказал: «Царь! Открой православным церкви, и война кончится благополучно; ты победишь врагов и возвратишься здоровым». Но царь, по совету одного сановника-арианина, приказал прогнать его с бесчестием. На третий день Исаакий снова подошел в царю, взял за узду коня его и просил отворить церкви, угрожая ему Божиим наказанием! Что же царь? Недалеко от дороги находился болотистый овраг, поросший тернием, и царь приказал бросить сюда исповедника истины. Но Исаакия хранил Господь, и он, другим путем обогнав царя, стал опять перед ним и сказал: «Ты хотел уморить меня в болоте, но Господь сохранил меня; послушайся меня и открой церкви православным, тогда победишь врагов и воротишься со славою; а иначе – не воротишься с войны, ты погибнешь!». Валент приказал заковать св. старца, но старец продолжал: «Не победишь ты врагов, а живой сгоришь в огне». Исаакия отправили в тюрьму до возвращения царя с похода. Но царь не возвратился, и, как предсказал ему Исаакий, так и сбылось: разбитый близ Адрианополя врагами, Валент обратился в бегство и укрылся с одним сановником в сарае первой попавшейся деревни. Враги, узнав, что в сарае скрываются греки, подожгли его, и царь погиб в огне (сост. по Ч.-М. 30 мая).

8. Церковно-исторические примеры гонения за правду

I. Св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, был великий ревнитель правды. Не боясь гонений, по своей священной обязанности, он не мог равнодушно смотреть на пороки людей и обличал их. Разумеется, и порочные люди со своей стороны не могли равнодушно терпеть обличений проповедника правды. Враги его умножаются, но он за правду готов был терпеть всякое гонение. Злобные враги его скоро восторжествовали, и святитель осужден был в заточение. Когда друзья его сетовали и скорбели о нем, он был совершенно спокоен и даже весел. «Молитесь, братие мои, – говорил он, – поминайте меня в молитвах ваших». Когда слезы окружающих были ответом на это: «Не плачьте; братие мои, – продолжал он, – вспомните, что я говорил вам всегда. Настоящая жизнь наша есть путешествие, во время которого надобно переносить и хорошее, и худое».

При взгляде на народ, который окружал дом святительский и наполнял церковь, сердце архипастыря исполнилось грусти. Он еще раз явился в храме, который так часто оглашался его проповедью, и, утешая печальную паству, говорил: «Сильны волны, жестока буря; но я не боюсь потопления: ибо стою на камне. Пусть свирепеет море; не сокрушит оно камня. Пусть вздымаются волны: не поглотят они корабля Иисусова. Скажите, чего бояться мне: смерти? Но «мне... еже жити – Христос и еже умрети, приобретение». Ссылки? Но «Господня земля и исполнение ея». Отнятия имения? «Ничтоже... внесохом в мир сей: ...яко, ниже изнести что можем». Я презираю страх мира сего и посмеваюсь над его благами; не боюсь нищеты и не желаю богатства; не страшусь смерти и не пристрастен к жизни. Пусть вся земля придет в смятение. У меня есть священные слова, я их читаю; вот они: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века», Христос со мною: кого же мне бояться? Пусть поднимаются волны, пусть свирепеет море, пусть восстают сильные; все это слабее паутины. Христос – моя крепость, Христос – мой камень неподвижный».

Святитель сослан был в отдаленное место в Армению. Но он не только не упал духом, но даже утешал других из места изгнания. Он писал: «Кто сам не вредит, тому вредить никто не может». Знаменитый архипастырь должен был пешком идти в место ссылки три месяца, то при несносной жаре, то под проливным дождем, без отдыха и без перемены платья. Это наказание совершенно истощило и без того слабое его здоровье. Он приобщился Святых Таин и оставил этот мир, который не был его достоин. Великий святитель был гоним за правду, но он теперь на Небе, во Царствии Небесном, и на нем исполнилось слово Спасителя: «Блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие Небесное» (Мф.5:10). (По Чет.-Мин.).

II. Св. Иоанн Дамаскин,(живший в конце VIII в.) ревностный защитник почитания св. икон, много пострадал от иконоборцев. У него отсечена была правая рука, которая после молитвы его перед образом Божией Матери и после сна, последовавшего за истечением крови, чудесно приросла. Восхищенный милостью Владычицы, он воспел песнь: «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь...» – а тот чудотворный образ, перед которым совершилось это чудо, получил название Троеручицы (Ч.-М.).

III. Но особенно необычайно пострадали от иконоборцев два брата Феодор и Феофан, прозванные начертанными. Патриарх Иерусалимский прислал их в Царьград для поддержания православия, и они мужественно исполнили данное поручение, вытерпев за благочестие многие мучения: их трижды ссылали в заточение, предварительно подвергнув мучениям, и три раза возвращали для новых истязаний. Император Феофил иконоборец приказал начертать иглами на лицах исповедников позорную надпись и отослать их в Иерусалим. Целые сутки терзали страдальцев чертившие их лица: кровь лилась ручьями; наконец надпись была окончена. Отходя, св. страдальцы сказали мучителям: «Знайте все, кто слышит, что Херувим, стерегущий Рай, когда узрит на лицах наших сие начертание, отступит перед нами, предоставляя нам свободный вход в Рай. Ибо от века не было такого нового мучения. И сии надписи найдутся на лицах наших и в день Суда, а вам будет поведено прочитать их, по сказанному: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф.25:40). (По Ч.-М.).

IV. Св. Стефан Новый. Греческий император Лев Исаврянин издал указ, которым повелевалось вынести из храмов с бесчестием св. иконы и было запрещено иметь их в домах; св. иконы назывались в том указе идолами, и поклоняющиеся им именовались идолопоклонниками. Произошло большое смятение в народе: одни повиновались царскому повелению и попирали честные иконы, а другие – истинные чада преданий апостольских – крепко сопротивлялись царскому повелению и за поклонение св. иконам претерпели различные муки. Многих держали в узах, многих заключили в темницу, иных подвергали мукам и умерщвляли. Большая часть православных оставляли свои имения и дома и бежали в пустыни, скрываясь от руки мучителей и не желая видеть поругания, наносимого св. изображениям. При сыне Льва Исаврянина – Константине Копрониме, вступившем по его смерти на престол, еще большему бесчестию подверглись св. иконы. Священные сосуды, в которых совершается Божественная служба, были попираемы ногами, потому что на них были изображения святых, – святые же иконы то были бросаемы в болота, в море, то предаваемы огню, то рассекаемы и раздробляемы. Стенные изображения в храмах были или соскоблены, или замазаны, и вместо святых изображений на стенах в храмах были написаны деревья, звери и птицы...

В защиту св. икон восстал преподобномученик Стефан Новый. Император Константин много слышал об этом благочестивом иноке, что он велик добродетелями муж, премудр в слове Божием, повсюду идет о нем слава, и все чтут его как одного из древних великих св. отцов, – ревностно стоит за св. иконы и всех вразумляет поклоняться им. Царь решил склонить его на свою сторону и с этой целью одного из близких своих сановников отправил к преп. Стефану с богатыми дарами. После долгих прений и убеждений, св. Стефан остался непреклонен: «За святые иконы, – говорил он, – я готов умереть и не боюсь грозного царского прещения». Потом простер руки и, согнув горсть, прибавил: «Если бы я имел в себе крови одну только эту горсть, и ту за икону Христову пролить не пожалел бы. Дары, которые ты принес от царя, отнеси ему назад, ибо благ его не требуя, прибавлю слова Божественного Писания: “Елей... грешнаго да не намастит главы моея” (Пс.140:5), и еретическая пища да не насладит гортани моей». Много зла, скорбей, мучений и уничижений претерпел св. преподобномученик Стефан за честь св. икон, но остался непреклонен в своей благочестивой ревности, и Господь не оставил его Своей благодатью: даровал ему силу и мудрость посрамить еретиков.

Когда преп. Стефан предстал пред царя, быв приведен на суд по его приказанию, то вел с ним такую беседу: «Каким отеческим преданиям, – спросил царь, – не повинуемся мы, и ты называешь нас еретиками?» Преподобный отвечал: «Написание св. икон, преданное и заповеданное с древних времен богоносными отцами, вы злочестиво извергли из храмов. Поклоняясь образу, мы воздаем честь не веществу, ибо честь образа на первообразное восходит, как сказал св. Василий Великий. Когда мы изображаем Христа на иконе, то написуем не естество Его Божества, а начертываем Богочеловеческий образ Его, в нашем подобии явленный и апостольскими руками осязанный, как сказал св. Иоанн Богослов: “Мы слышали... видели своими очами... и ...осязали руки наши” (1Ин.1:1). Если предложишь мне слова, сказанные Моисею Богом: «не сотвори себе кумира», то укажу тебе на самого же Моисея, сделавшего изображения двух Херувимов, о чем повествует божественный апостол (Евр.9:5). Но и самый алтарь, и скиния, и Святое Святых “служат образу и тени небеснаго” (Евр.8:5). Беззаконно ли мы поступаем, если пишем на иконе человековидный образ Христов и покланяемся ему? Неужели и в кресте, сделанном из какого-либо металла, тебе кажется, что мы кланяемся веществу? Священные сосуды, почитаемые нами, ни единого зазора не творят для совести нашей, ибо мы знаем, что они освящаются призыванием имени Христова. Вы же св. иконы не устрашились назвать идолами, попрать их ногами и истребить огнем». – «Попирая образы, мы разве попираем Христа?» – возразил царь. Тогда преп. Стефан, как славный воин Христов, побеждает врага его же словами. Он взял в руки монету с изображением царя и, показывая ему ее, спросил словами Христовыми: «Чей образ сей и написание?». Царь удивился его непониманию и ответил: «Чей же, инок, как не царский?». Святой опять спросил: «Что было бы, если бы кто-нибудь бесчестно поверг на землю царское изображение и стал бы топтать его ногами? Не подвергся ли бы он казни?». Предстоящие ответили: «Да, великим казням таковой подпал бы за то, что обесчестил царский образ». Тогда пр. Стефан, тяжко вздохнув, с сердечной болезнью воззвал: «О, великая слепота и безумие! Если за обесчещенный образ земного царя, смертного и тленного, подвержен будет всякий мучению, говорите вы; то какой казни подлежите вы, поправшие образ Сына Божия и Пренепорочной Матери Его, и огню предать их не убоявшиеся?». Сказав это, он плюнул на монету, бросил ее на землю и начал топтать ногами. Предстоявшие тут с яростью бросились на преподобного и хотели бросить его в море, на берегу которого стояла палата, в коей происходило настоящее прение, – царь, затаив свой гнев, приказал отвести в темницу преподобного Стефана (см. житие и страд. св. преподобномуч. Стеф. Нов. 28 ноября).

V. Инок Павел. В той темнице, куда увели св. Стефана, находилось 342 инока, заключенных за исповедание веры православной и за поклонение и почитание св. икон. В один день узники беседовали о многоразличных муках, которые переносили от злoчестивого царя поклоняющиеся св. иконам, один из узников поведал о некоем иноке Павле: «Перед ним кипрский епарх, – говорил он, – положил на земле – с одной стороны – образ распятия Христова, а с другой – разные орудия пыток и, показывая на них, сказал: «Павел, избирай одно из двух: или попри ногами икону Спасителя и будешь жив, или от этих орудий лютой смертью погибнешь». Мужественный инок громко сказал: «Не буди мне то, Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне Божий, дабы святую Твою икону ногами имел попирать». Преклонившись к земле, он с любовью лобызал изображение распятия Христова, самым делом показывая, что не боится угроз мучителя и готов умереть за Христову икону. И вот бесчеловечный мучитель исполнил свою угрозу; сначала приказал инока Павла сжать между двумя досками, потом, повесив его стремглав (вниз головою), железным гребнем содрали все его тело, затем развели под повешенным страдальцем большой огонь, и таким образом доблестный инок Павел замучен был за св. истину иконопочитания (см. в житии св. преподобномученика Стефана Нового – 28 ноября).

VI. Св. Феодор Студит. Он был игуменом Студийского Константинопольского монастыря; собрав около себя до тысячи братий, которыми правил с высокой мудростью, он заботился о распространении просвещения, завел при монастыре училище для детей, дал братии устав (известный под именем студийского, которым, между прочим, воспрещалась инокам всякая собственность и предписывался всем обязательный труд), – но благочестивые труды его скоро были прерваны гонениями от императора Льва Армянина, который употреблял все усилия, чтобы восстановить иконоборство. Созвав собор из единомышленников своих, он в 814-м году отменил определения 7-го Вселенского Собора и стал снова жестоко преследовать почитателей св. икон. Феодор смело говорил ему: «Государь, не нарушай мира Церкви! Апостол сказал, что Бог поставил в Церкви иных апостолами, других пророками, некоторых пастырями и учителями для созидания Церкви; но не упомянул о царях. Оставь Церковь пастырям и учителям. Когда же не так, то поверь, что если бы сам Ангел с небеси стал требовать противное вере нашей, не послушаем и его». Увещания Феодора остались тщетны; гонение все усиливалось, все православные были в скорби и унынии. Однажды, в праздник, Феодор совершил торжественно крестный ход с иконами вокруг монастыря, воспевая церковную песнь, сложенную Иоанном Дамаскиным: «Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий!». Когда император узнал об этом, то велел предать святого истязаниям и потом сослал в дальний город, где его заключили в сырую и мрачную темницу. Но Феодор и из темницы действовал в пользу православия, письменно сносился с епископами, верными истине, учил, ободрял, утешал страдающих христиан; силой духа своего поддерживал он патриарха, унывающего среди смут. Неоднократно еще мучили его пытками, голодом; из одной темницы переводили в другую, более отделенную, более мрачную. Святой исповедник переносил все терпеливо; силы духа не изменяли ему, хотя и слабели силы телесные. «Мне все равно, куда бы меня ни отослали, – говорил он, – Бог везде, Господня земля, и исполнение ея; но где бы я ни был, не буду молчать, когда следует стоять за правду». Изгнание св. Феодора кончилось только со смертью Льва. Он был тогда возвращен в Константинополь, но не стерпев столицы, удалился в пустынное место, где скончался (826) на 68-м году от роду, с благодарственной молитвой на устах.

VII. Преподобный Максим Грек, родился в конце XV в. в Арте, главном городе Албании. После первоначального образования на родине он отправился в Италию, где получил лучшее по тому времени образование. После этого возвратился на родину и посвятил себя монашеской жизни, для чего около 1607 г. поступил на Афон в Ватопедский монастырь, известный богатой библиотекой. Из этого уединения вызвал его в Москву великий князь Василий Иоаннович, поручив ему разобрать свою библиотеку и перевести Толковую Псалтирь, содержащую в себе толкования многих св. отцов и учителей Церкви. Так как Максим не знал еще славянского языка, то в помощники ему дали двоих переводчиков, знавших латинский язык. Максим переводил с греческого на латинский, и уже с этого помощники его переводили на славянский. Через год и пять месяцев Максим окончил перевод и просил государя отпустить его на Афон. Но государь, по совету митрополита Варлаама, оставил Максима в Москве и поручил заняться пересмотром и исправлением церковных книг. Максим нашел в них много грубых ошибок, внесенных невежественными переписчиками, чисто еретических. Так например, в Часословах Христос назывался «единым точию человеком», в толковых Евангелиях – «безконечною смертию умершим», в Триоди – «созданным и сотворенным»; Бог Отец в Часословах назван «собезматерним Сыну», и много было в этих книгах других нелепостей и грубых ошибок. «Разжигаемый божественной ревностью, Максим, как сам свидетельствовал, очищал плевелы обеими руками». Неразумные ревнители старины подняли ропот, говорили, что Максим прилагает досаду воссиявшим на нашей земле чудотворцам, которые «сицевыми священними книгами Богу благоугодиша»; забыли простецы, что святые не считали грехом исправлять ошибки в церковных книгах, сделанные неопытными переписчиками, – что, например, св. Алексий, митрополит Московский, сам исправил Евангелие по греческому тексту и переписал собственной рукой. Но ропот этот был еще тайный, пока митрополитом был Варлаам; он сочувствовал Максиму и поддерживал его в трудном положении. Но в конце 1521 года Варлаам удалился от дел церковных – и Максим остался один без защитников. К этому присоединилось еще то, что преп. Максим не знал в совершенстве русского языка и сам допускал невольные ошибки, и его осудили на тяжкое заключение в Иосифовом монастыре. Шесть лет провел он в оковах в дымной келье, претерпевая голод и холод, отлученный даже от Св. Причащения. В это время он написал углем на стене канон Св. Духу и удостоился явления Ангела и утешительных слов: «Терпи старец! Этими муками избавишься вечных мук».

В 1531 году снова вызвали его на собор. Преподобный Максим оправдывался плохим знанием русского языка, три раза кланялся до земли перед собором, просил простить его немощи и отпустить на Афон. Собор облегчил его участь только тем, что перевел в Тверской Отроч монастырь; здесь добродушный тверской епископ Акакий принял его милостиво и часто приглашал к своей трапезе; здесь же он получил разрешение ходить в церковь и причащаться Св. Таин. Особенным утешением для невинного страдальца за истину было то, что он свободно мог читать книги и писать сочинения. В это время написана была большая часть его сочинений, – оправдание книжным исправлениям, исповедание веры, отзывы на разные современные вопросы. В 1551 г. преподобный Максим переведен был в монастырь преп. Сергия, где спокойно провел последние дни жизни и скончался в 1556 году. Погребен он в притворе лаврского Духосошественного храма. Над гробом преп. Максима митропол. Платон устроил раку (извлеч. из «Воскресного дня» 1891 г. № 3, стр. 44–5).

VIII. Св. Филипп, митрополит Московский, прославляется как поборник правды и исповедник, положивший душу свою за паству свою. Он происходил из именитого рода бояр Колычевых и, по окончании домашнего воспитания, поступил на службу к царскому двору, где заслужил благоволение царя. При твердом благочестии, которое, по слову Писания, на все полезно есть, св. Филипп, в мире Василий, был бы полезным деятелем на предлежавшем ему поприще государственной службы. Но Промысл Божий призвал его к другому высшему служению.

Однажды благоговейно внимая в храме Божием чтению Евангелия, он был поражен словами: «Никтоже может двема господинома работати» (Мф.6:24). В сих словах он уразумел, как бы обращенный к нему, призывный голос Спасителя и тайно от родителей скрылся из Москвы, чтобы достигнуть Соловецкого монастыря, где он решился посвятить себя иноческим подвигам.

В 1566 году, когда кафедра Московской митрополии сделалась праздной, царь Иван Васильевич Грозный вызвал св. Филиппа из уединения, где он прожил почти тридцать лет, достигши сана игумена, и убедил его принять сан митрополита Московского. Эта перемена в жизни скоро привела его к венцу мученическому. Новый митрополит предстал пред грозного царя с не менее грозным словом правды в защиту своей паствы, страдавшей от своеволия опричников, которые в качестве телохранителей окружали царя и возбуждали в нем подозрение к честным и преданным отечеству гражданам. В другой раз св. Филипп не убоялся торжественно обличить царя, когда он, во время богослужения, одетый в неприличные царскому величию одежды, вошел в Успенский собор, где митрополит совершал литургию, с шумной толпой опричников, в таком же одеянии и в остроконечных шлыках на головах. Был и еще случай, когда святитель Филипп не убоялся возвысить свой голос за правду: когда святитель заметил, что во время чтения Евангелия, при совершении крестного хода вокруг Новодевичьего монастыря, один из приближенных царя стоял в шапке, он с пастырской ревностью указал царю на такое неблагоговение во время богослужения. Отвергнув вразумление доброго пастыря, разгневанный царь подверг святителя поруганию и, лишив его митрополии, сослал в заточение, где он мученически скончался. Но Господь чудодейственно прославил исповедника правды нетлением св. мощей его, доныне во благоухании святыни почивающих в Успенском соборе, во свидетельство торжества правды Божией над неправдой человеческой. (По Ч.-М. 9 янв.).

* * *

148

Св. Иоанн Златоуст, изъясняя восьмую заповедь евангельского блаженства в связи с предшествующей – о миротворцах, говорит: «Чтобы ты не подумал, что мир везде есть дело похвальное, Христос присоединял и эту заповедь: “Блажени изгнани правды ради” (Мф.5:10), то есть, гонимые за добродетель, за покровительство другим, за благочестие души» (Беседы на Ев. Мф., ч. 1, стр. 277).

149

В «Правосл. исповед.» это блаженство изъясняется так: «Блаженство сие принадлежит тем, которые возвещают истину, обличая пороки и беззаконие нечестивых, за что преследует их великая ненависть, так что часто они лишаются и жизни, как то потерпел Иоанн Креститель от Ирода и другие. Оно принадлежит учителям Церкви, проповедникам Евангелия, исповедникам, которые в учение свое и спасательное наставление часто получают в награду ненависть и неблагодарность от учеников и слушателей своих» («Прав. испов.», ч. II, ответ на вопрос 60).


Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с.

Комментарии для сайта Cackle