Источник

Раздел 4, Поучение 20Раздел 4, Поучение 22

СВОЙСТВА ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЫ (Довольство своим состоянием, терпение и мужество в скорбях и страданиях и преданность в волю Божию)

15. Библейские тексты об утешении в скорби

Бог есть Бог всякой утехи: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и... всякого утешения» (2Кор.1:3).

У т е ш е н и е в с к о р б и подается Богом: «Я, Я Сам – Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава?» (Ис.51:12). – «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса» (Рим.15:5). – «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор.1:5).

У т е ш е н и е в с к о р б и обещано: «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» (Пс.125:5–6). – «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4). «Блаженны плачущие ныне, ибо воссметесь» (Лк.6:21).

У т е ш е н и е в с к о р б и вечное: «Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком деле и слове Божием» (2Фес.2:16–17).

О c н о в а н и я к у т е ш е н и ю в с к о р б и д л я в е р у ю щ и х:

а) Кратковременность их теперешних искушений: «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор.4:17). – «И лучше захотел Моисей страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение» (Евр.11:25). – «О сем радуйтесь, поскорбив теперь немного, если нужно, от различных искушений» (1Пет.1:6). – «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1Пет.5:10).

б) Надежда на славное воскресение: «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс.16:15). – «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2) – «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол.3:1). – «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, (т. е. Христу), потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2).

в) Обетование вечной жизни: «мы для того и трудимся, и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Тим.4:8–10).

г) Надежда на вечную славу и блаженство: «Ибо думаю, – говорит ап. Павел, – что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18). – «И потому Он (т. е. Иисус Христос) есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр.9:15). – «Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:11). – «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их, они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис.35:10).

д) Обетование неизменного и вечного блаженства: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение народа Своего по всей земле» (Ис.25:8). – «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр.7:16, 17). – «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).

К а к о е д о л ж н о п р е д л а г а т ь у т е ш е н и е в с к о р б и:

а) для больных: «В те дни заболел Езекия смертельно и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь. И отворотился (Езекия) лицем своим к стене, и молился Господу, говоря: «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно, и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень; и прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего. И сказал Исаия: возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел. И сказал Езекия Исаии: какое знаменье, что Господь исцелит меня и что пойду я на третий день в дом Господень? И сказал Исаия: вот тебе знамение от Господа, что исполнит Господь слово, которое Он изрек: вперед ли пройти тени на десять ступеней, или воротиться на десять ступеней? И сказал Езекия: легко тени подвинуться на десять ступеней; нет, пусть воротится тень назад на десять ступеней. И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратилась тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым на десять ступеней» (4Цар.20:1–11).

«Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною» (Пс.29:2). – «Он (Бог) прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» (Пс.102:3). –«Вот, что я отвечаю сердцу моему, и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа... Но послал горе, и помилует по великой благости Своей» (Плч.3:21–26, 32).

«В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны (Ос.6:1). – «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай чадо! прощаются грехи твои» (Мф.9:2). «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь: и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:15). – «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. – Итак страждущие по воле Божьей да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1Пет.4:12, 13, 19).

б) Для бедных: «Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную» (1Цар.2:8). – «Ибо Ты (Господь) был и убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены» (Ис.25:4). – «Пойте Господу, хвалите Господа, ибо Он спасает душу бедного от руки злодеев» (Иер.20:13). – «Взгляните на птиц небесных; они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф.6:26). – «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак.2:5).

в) Для вдов и сирот: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте, – говорит Господь. Если же ты притеснишь их; то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их» (Исх.22:22, 23).– «Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову; а путь нечестивых извращает» (Пс.145:9). – «Оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеются на Меня», – говорит Господь. (Иер.49:11).

г) Для искушаемых: «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, – говорит Иисус Христос, – и Я завещеваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите за трапезою Моей в Царстве Моем и сядете на престолах, судить двенадцать колен Израилевых. И сказал Господь: Симон, Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк.22:28–32). – «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустил вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13). – «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен в всем, кроме греха» (Евр.4:15). – «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12).

«И как ты сохранил слово терпения Моего: то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле» (Откр.3:10).

д) Для гонимых: «Прибежище твое Бог древний, и ты под мышцами вечными. Он прогонит врагов от лица твоего и скажет: истребляй!» (Втор.33:27). – «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф.5:10–12).

«Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» (Лк.6:22–23). – «Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2Тим.2:12). – «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает в вас (1Пет.4:13, 14).

«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10).

е) Для душ, преданных унынию и грусти: «Тогда забудешь горе: как о воде протекшей будешь вспоминать о нем» (Иов.11:16). – «Взывают (праведные), и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет» (Пс.33:18).– «Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас» (Ис.35:4). – «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте», – говорит Иисус Христос (Ин.14:1).

ж) Для душ труждающихся и обремененных: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», – говорит Иисус Христос (Мф.11:28).

з) Для оплакивающих свои грехи: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои» (Ис.40:1–2). – «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» (Лк.6:21). – «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4).

и) Для оплакивающих потерю какой-либо любезной и дорогой сердцу личности: «И сказал (Иов): наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21). – «Но, послал (Господь) горе, и помилует по великой благости Своей» (Плч.3:32). – В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» (Ос.6:1, 2).

«Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:23–27). – «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом мы будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (1Фес.4:13–18). – «И услышал я, – говорит св. Иоанн Богослов, – голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр.14:13).

и) для тех, которые покинуты всеми: «ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» (Пс.26:10). – «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15). – «Не оставлю вас сиротами; приду к вам», – говорит Господь (Ин.14:18).

к) Для обремененных старостью: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего» (Пс.70:9, 18). – «Венец славы – седина, которая находится на пути правды» (Притч.16:31). – «И до старости вашей Я Тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас» (Ис.46:4),– говорит Господь.

л) Для умирающих: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога (Иов.19:25, 26). – «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (Пс.22:4). – «За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду» (Притч.14:32).

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь», – говорит Иисус Христос (Ин.5:24). – «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое. Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. – Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор.15:35–44, 51–57). – «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. И так мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо мы ходим верою, а не видением, – то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2Кор.5:1–8). «Ибо для меня (говорит св. ап. Павел) жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп.1:21). – «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2Тим.2:11, 12).


Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с.

Комментарии для сайта Cackle