Источник

Раздел 4, Поучение 21Раздел 4, Поучение 23

СВОЙСТВА ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЫ (Довольство своим состоянием, терпение и мужество в скорбях и страданиях и преданность в волю Божию)

16.Утешение в бедности

а) «Бог для всех равно повелевает сиять солнцу, – пишет Св. Григорий Богослов, – дождить для богатых и бедных; для всех сменяются ночь и день, общий дар – здоровье; у всех общие – предел жизни, мера и красота тела, способность чувств. Даже бедный имеет, может быть, больше, потому что больше благодарит за сие дары и с большим удовольствием наслаждается общими благами, нежели сильные земли – благами избыточествующими». (Гр. Богослов, в рус. пер., т. 3, стр. 154).

б) Но, что всего важнее, бедность более может возбуждать и питать чувствования веры и благочестия, и таким образом приобретать благоволение Божие и делать достойными наследниками того Царствия, которое Бог обещал любящим Его. «Не Бог ли избра нищыя мира сего, – пишет ап. Иаков, – богаты в вере и наследники Царствия, еже обеща любящим Его?» (Иак.2:5). Ноемини и Руфи бедность не препятствовала сохранять благочестие и добродетель, и пользоваться общей любовью и уважением ближних. Пророк Илия и другие пророки жили в бедности, и удостоились особенной близости к Богу. Предтеча был воспитан в бедности. Апостолы и Богоматерь были очень бедны. Сам Господь в притче о богаче и бедном Лазаре ясно дает видеть, что бедность не препятствует жить добродетельно и достигать блаженства на лоне Авраама.

в) Отсюда неудивительно, что св. отцы Церкви превозносили бедность похвалами, и даже предпочитали богатству. «Бедность, – пишет св. Иоанн Златоуст, – это убежище безмятежное и безопасное, тихая пристань, училище любомудрия, образ жизни ангельской. Услышьте сие вы, бедные, а особенно вы, желающие быть богатыми. Не бедным быть худо, но худо не хотеть быть бедным. Не считай бедность злом, и для тебя она не будет злом. В существе самой вещи нет причины сего страха, она только в мнении изнеженных людей. Впрочем, к великому стыду мне послужило бы, если бы я о бедности сказал только то, что она не есть зло. Если ты внимательнее размыслишь, то найдешь ее источником бесчисленных благ... В бедности воспитанный Илия восхищен был тем блаженным восхищением (на небо); ею Елисей прославился; в бедности был Иоанн и апостолы. С богатством Ахаав, Иезавель, Гиезий, Иуда, Нерон и Каиафа погибли. Если угодно, мы не на тех только смотреть будем, которые в бедности прославились; но рассмотрим и самую красоту (бедности). Взор ее – кроток, ясен, приветлив, ласков, приятен, никому не выражает ни ненависти, ни отвращения. Где деньги, там случай к вражде и бесчисленным распрям. Уста корыстолюбия исполнены обид, тщеславия, чрезмерной гордости, проклятий и лести; а у бедности и уста, и язык здравы, исполнены всегда благодарности, благословения, слов кротких, ласковых, покорных, одобрений и похвал... Ежели многие убегают ее, то не удивляйся: безумные бегают и других добродетелей. Но скажешь: бедного обижает богатый. Опять говоришь в похвалу бедности... Бедный, говоришь ты, томится голодом; и Павел алкал и не имел, чем утолить голода. Бедный не имеет спокойного пристанища; и Сын Человеческий не имел, где главу преклонить. Видишь ли, как далеко простирается достоинство бедности, где она поставляет тебя, каким уподобляет мужам и как делает тебя подражателем Самого Господа? Если бы иметь золото было благо, то Иисус Христос, Который дал ученикам Своим неизреченные блага, дал бы им и его; а Он не только не дал им его, но и запретил иметь» (Злат. на Мф. бесед. 90, в рус. пер., изд. 2, т. 3. стр. 534–636).


Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с.

Комментарии для сайта Cackle