Источник

Раздел 3, Поучение 2Раздел 3, Поучение 4

ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЫ — ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА.

3. Ад

(Из «Поучительных слов» святителя Илии Минятия)

Представьте себе мрачную подземную темницу, глубочайшую пропасть, безотрадное место плача или ужаснейшую пещь огня неугасимого, и посмотрите там на заключенного, горящего в пламени грешника!.. Его непрестанно уязвляет там державная десница Вышнего тремя страшными стрелами и наносит ему три страшные раны: вечное раскаяние без пользы, безмерную муку без отрады, крайнее желание без надежды.

Первая стрела гнева Божия – это живое воспоминание протекшей жизни, – воспоминание горькое, которое производит еще более горькое, но бесполезное раскаяние. О если бы эта земная жизнь наша как скоро проходит, так же скоро и забывалась! Если бы, лишаясь земных наслаждений, мы лишились бы вместе с тем и памяти! Но нет! Что было, того нельзя переделать, что бы не было, – и нераскаянный грешник никогда не забудет грехов своих! И вечно они будут мучить его совесть, вечно он будет в них раскаиваться, но без пользы, вечно будет он лить слезы, но они уже не омоют грехов его: нет! Они еще более будут разжигать пламень мучения... Во аде нет места покаянию: заключилися уже двери Царства Небесного и будут заперты во веки веков! Бедная душа грешная! Что ты такое сделала, что мучишься так страшно? В чем ты согрешила, что мучишься тут вечно? – «Я вкусил каплю меду и вот за это мучусь вечно! – говорит грешник. – И что такое было плотское наслаждение, ради которого я отдал и имение, и душу, и сердце непотребной женщине – что это было, как не капля меду? А эти пиры и ликования, игры и потехи – что это было как не капля меду? А эта сатанинская радость, когда я видел ближнего в несчастии, когда я мстил ему, поносил его из зависти и по злобе – что это было, как не капля меду! И все эти богатства, ради которых я обременил совесть мою бесчисленными обидами, делами беззаконными – ведь все это было только капля меду! И слава, и знатность, и честь, и покой, все, чем наслаждался я без страха Божья, – все, все было капля меду, да и то смешанного с отравой, с суетами и болезнями! Да если бы и вся жизнь моя протекла лишь в счастье земном, – что все это в сравнению с вечным мучением? – Одна капля меду, ничто, «яко день вчерашний, иже мимо иде»!..

Кто дал бы мне теперь хоть один из тех часов, которые казались мне такими долгими, кто дал бы мне хоть одну минуту для покаяния! Но нет уже времени: оно окончилось; теперь настала вечность, и вечно я буду плакать без пользы». Так будет он проклинать чрево, его носившее, грудь матери, его вскормившую, будет проклинать родителей, друзей и всех знаемых, а более всего – тот мед греховный, ради которого он терпеть будет горечь вечного мучения адского. – Но это только первая стрела гнева Божьего, его поражающего.

Вторая стрела это – самая мука адская. «Соберу на них злая», – угрожает Бог грешникам (Втор.32:23). Собрание, соединение всех зол, всех бед и мук вместе – вот состояние мучимых во аде! Все яды скорбей собраны в одну чашу, все пламени огня неугасимого соединены в один пламень, все муки вечные – в одной минуте! Мучение вечное – без ослабы, без конца! «Отче Аврааме, – взывает евангельский богач, – ты отец милости, окажи милость мне, горящему в огне неугасающем, пошли этого счастливца Лазаря, чтобы омочил он конец перста в воде и прохладил язык мой, пламенеющий». – И что же говорит ему Авраам? – «Нет, чадо мое; ты все получил уже в жизни твоей, не ожидай более ничего»...

Третья стрела гнева Божия, уязвляющая сердце грешника, это – желание без надежды, желание Бога, без надежды на Бога! Видал ли ты когда-нибудь волны морские, которые устремляются на берег, будто хотят затопить всю землю собою, но потом, ударившись о скалы, разбиваются на тысячу брызг и с пеной возвращаются назад? Вот так же устремляться будет и душа грешника к общению с Богом, но, встретив сердце Божие, точно скалу твердую, будет разбиваться от болезни лютой! Желать Бога всегда и не надеяться увидеть Его никогда – да это такое мучение, которое я и объяснить не могу! Подумайте только, что если бы Прекраснейшее и Святейшее Лицо Божие на одну лишь минуту сокрылось от очей праведных, то самый Рай стал бы для них адом; и если бы оно на одну лишь минуту показалось мучимым во аде, то самый ад стал бы Раем. Подумайте, если бы грешники имели надежду когда-нибудь увидеть Лицо Божие, то мучение миллионов веков показалось бы им ни за что! Каково же их мучение, когда они будут вечно желать без надежды узреть Лицо Божие! – А мы между тем нимало о том и не думаем! Мы считаем за великую потерю, если на один день лишимся милости какого-нибудь вельможи, если сутки не видались с близким человеком, а вечное лишение любви, благодати, славы Божией ставим ни во что! Мы знаем, что есть мука вечная, а сами идем прямо в геенну... Одно из двух: или мы не верим, что есть эта мука, или же мы просто обезумели... Ясно, что мы достойны этой муки вечной, если не за другое что, так за неверие или за безумие наше! Как же быть? Да, надобно, всегда надобно помнить муку вечную, – вот мы и избежим ее. В древние времена, один святой отшельник терпел искушение от плоти, вот раз дьявол и представил ему подобие женщины, чтобы его скорее на грех соблазнить. Что же отшельник сделал? Он протянул палец на огонь горевшей свечи, а как не мог болезни вынести, тотчас же одернул руку и сказал сам себе: «Если я не могу вытерпеть одной минуты, чтобы мой палец горел на огне, то как же вытерплю я муку вечную, когда буду гореть весь телом и душою в пламени геенны? Иди за мною, сатана!» – И тотчас женщина исчезла, отшельник победил плоть, посрамил дьявола, избежал греха, спас душу... О, если бы и каждый из нас, когда будет его искушать плоть, мир или дьявол, говорил сам себе: «Ведь за то, что я делаю, мне придется мучиться во аде; мучиться вечно», – подумайте: что была бы тогда за охота грешить? Нет! Повторяю: не будет мучиться тот, кто помнит муку вечную. Но многие ли помнят о ней?..9 (Извлеч. в сокращ. из № 109 «Троицк. листк.»).

* * *

9

Приведем здесь святоотеческие изречения о вечных муках грешников. 1. «Нестерпима геенна и мучение в ней, – говорит св. Иоанн Златоуст, – впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться оной блаженной славы, возненавидену быть от Христа и слышать от Него: не вем вас, и обвинение, что мы, видя Его алчущего, не напитали! Лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас» (Бес. на Ев. Матф. 23, Т. 1, стр. 495). 2. «Глазам их, – говорит св. Василий Великий, – будут предстоять страшные и угрюмые Ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное, по жестокости их воли, и лица подобные ночи, по унылости и человеконенавидению» (Бес. на Пс.33:12, ч. 1, стр. 302). 3. «О, сколько времени погубили мы, прожив в нерадении, скажут они тогда словами св. Ефрема Сирина! Как насмеялся над нами суетный мир! Какую пользу доставили нам мирские приятности? Где богатство? Где народная молва и ужины? Где многолюдные, безвременные стечения? Где родные и знакомые? Где цари и властелины? Где мудрецы и витии? Почему от всего этого нет никакой пользы нам несчастным?» (Твор. его ч. III, стр. 52). – «О, почему не подвизались мы, бедные, но погубили время в нерадении, забавляясь и служа другим забавой! Почему не были бдительными! Для чего не постились? Для чего не имели жалости к бедным? Для чего завидовали мы, несчастные, и поступали худо? Для чего не покаялись, когда было время покаяния, но провели жизнь, смеясь, роскошествуя, предаваясь рассеянности? И теперь нет уже времени к покаянию» (Ефр. Сир. Твор. р. пер. ч. III? стр. 15). 4. К этому прибавятся еще для грешников особые муки угрызения совести – вечный стыд за содеянные, явные и тайные преступления. «Может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, – говорит Василий Великий, – с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея перед глазами следы греха, соделанного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающейся в памяти души их» (Бес. на Пс.33:6. Твор. ч. I, стр. 293). От стыда и мучения они тогда готовы были бы и уничтожиться, но это для них будет невозможно (Откр.6:16). 5. Муки грешников усилит еще огнь геенский, в котором они несчастные будут всегда гореть и никогда не сгорать. «Услышавши об огне геенском, – говорит св. Златоуст, – не думай, будто тамошний огонь похож на здешний: этот, что захватит, сожжет и изменит на другое; а тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, почему и называется неугасимыми. А сколь это ужасно, того и представить ум никогда не может, – разве из опытного познания маловажных бедствий можно получить малое понятие о тех великих мучениях. Если ты будешь когда в бане, натопленной сильнее надлежащего, то представь себе огнь геенский; и если ты когда будешь гореть в сильной горячке, то перенесись умом к оному пламени, и тогда будешь в состоянии хорошо понять это различие. Ибо, если баня и горячка так мучат и беспокоят нас, то что мы будем чувствовать, когда попадем в ту огненную реку, которая будет течь перед Страшным Судилищем?» (Сл. I к Феод. пад. Хр. чт. 1844, 363). 6. Ничего не поможет там грешникам, никакое раскаяние. «Когда отойдем туда, – говорит св. Иоанн Златоуст, – то если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уже не получим от того пользы; но сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысячекратно, никто и с конца перста не капнет на нас, объятых огнем; напротив, мы услышим то же, что и оный богач: что «пропасть велика между вами и нами утвердися» (Лк.16:26). – (Там же 1, 361). 7. Муки грешников, при всем их различии, по различию грешников, будут однако же для всех их нескончаемы, вечны. «Протекут века подобно часам, где и один час покажется целым веком, – говорит один отечественный наш святитель, – а над адскою темницею слышен будет голос Правосудного Бога: Я гневаюсь еще! Протекут миллионы миллионов веков, а слух несчастных узников будет поражаться словами: Я гневаюсь еще! Потеряются в счете веков быстрейшие ангельские умы, осужденные забудут, было ли когда начало их мук, но от правосудия Божия не услышат ничего иного, кроме: Я гневаюсь еще! Я гневаюсь еще!» (Феоф. Прок. см. «Хр. чт.» 1826 г., ХХIII, 307). – (См. «Воскр. чт.» 1881 г. № 26 стр. 251–252).


Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с.

Комментарии для сайта Cackle