Источник

Раздел 3, Поучение 1Раздел 3, Поучение 3

ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЫ — ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА.

2. Рай

(Из “Поучительных слов” святителя Илии Минятия)

Рай – это благословенное отечество прародителей моих, это любезное пристанище надежды моей, это единственный желанный предмет любви моей, последнее воздаяние вере моей!.. И кого бы нам спросить, братие, – кто бы нам поведал: что такое Рай? Спросим о том двоих богомудрых мужей, которые видели его воочию, это св. апостолы Иоанн Богослов и Павел. Иоанн говорит: «Вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» (Откр.21:10). Но сей город был только образом Рая Божия, на который если бы мы когда-нибудь удостоились взглянуть, то очи наши уверились бы в красоте его, а ум наш все же не постигнул бы, что такое Рай. Ап. Павел был восхищен до третьего неба, в самый Рай Божий; он видел то, чего никогда не видели очи людские, чего «не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9); там слышал он слова, которых на человеческом языке нельзя и пересказать (2Кор.12:4). Вот два человека, видевшие Рай: один из них Иоанн – орел Богословия, другой – Павел, сосуд избранный. Но оба они говорят о нем неясно и прикровенно. Стало быть, и никакой человек не объяснил бы нам, что такое Рай. Недаром же один праведник говорил: «О, Рай Божий! Мы можем тебя приобрести, но не можем тебя умом нашим постигнуть!»

Христос Спаситель наш называет Рай жизнью бессмертной и вечной, и радостью бесконечной. «Возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отнимет у вас», – говорит Он (Ин.16:22). Подумай, христианин, что такое здешнее счастье? Положим, был бы ты царем, владел бы целым светом; положим, у тебя не было бы врагов, не знал бы ты ни скорбей, ни болезней, был бы и собою красив, и богат, и славен: не правда ли, ведь в этом-то и состоит, по нашему мнению, величайшее счастье на земле? И однако же такое счастье есть тоже несчастье! Ведь сколько бы ты ни прожил, а все же тебе надобно умереть, и притом каждый час бояться смерти, а этот-то страх и делает тебя несчастным... А там, смотришь, и в самом счастье-то все еще чего-нибудь не достанет!.. Положим, что ты никогда не умрешь и страх смерти не тревожит тебя; но и тогда разве когда-нибудь возможно насытить всякое желание сердца человеческого? Ты счастлив, но желал бы быть еще счастливее; а стало быть и счастье твое неполно, недостаточно, а, следовательно, хотя бы и бессмертен был, ты все же несчастлив... Подумай же теперь: иметь все то счастье, какого бы ни пожелало сердце твое, не бояться смерти, которая отнимает теперь от нас счастье, быть всегда и богатым, и здоровым, не знать и не бояться ни нищеты, ни болезней, ни зависти человеческой, – что же это была бы за блаженная жизнь! А такова и есть жизнь райская, жизнь полная радости нескончаемой, вечной, такой радости, которая никогда не может убавляться, но всегда, во веки веков будет одна и та же полная, всесовершенная, радость неизреченная... Горька и солона вода морская; представь же себе, что упала в море с высоты небесной одна только капля, которая все море усладила бы: понимаешь ли ты, как должна быть сладка эта небесная вода? Вот так же горек и ад; но если бы упала в него одна только капля райской сладости, то эта капля усладила бы всю его горечь, погасила бы пламень адский, утолила бы все слезы грешников, и ад стал бы тогда Раем. Разумеешь ли теперь, какова радость райская? Возрадуется сердце ваше, и этой радости вашей никто-никто и никогда уже не отнимет у вас! – Да, в блаженной вечности ты будешь радоваться радостью Божиею, будешь царствовать во Царствии Божием, будешь прославлен славою Божественною. Тогда подобны Ему – Самому Богу будем, говорит апостол, «потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2).

Но можно ли нам получить райское блаженство? Очень можно; ведь наше спасение находится в наших же руках. – Как же это так? А вот послушайте. Сотворил Бог Рай для праведных, а ад для грешных. Запер Он Рай, запер и ад. Однако же ключи адские удержал при Себе: «Имею ключи ада», – говорит Сам Он в Откровениях ап. Иоанну (Откр.1:18). А ключи райские Он отдал Своим апостолам в лице ап. Петра: «и дам тебе ключи Царствия Небесного». Стало быть: ключи от ада находятся в руках Божиих, а от Рая – в руках человеческих. О, как человеколюбив Промысл Спасителя нашего! Когда человек захотел бы сам мучиться во аде, то оказывается, что ключи адские не у него в руках; а когда хочет спастись, то ключи райские в его руках! Значит, Сам Бог хочет, чтобы для людей трудно было попасть в муку вечную, и потому Он не дает им ключей адских. А райские ключи Он людям поручил: когда захочешь, тогда и иди в Рай! И заметьте: Господь говорит: «дам тебе ключи», а не ключ, стало быть Рай Божий не одним ключом отпирается. – Какие же это ключи? Да всякие есть: и железные, и золотые, и деревянные. У нищего, например, ключ деревянный: он убожеством своим может отпереть себе Рай. У богатого ключ золотой: он богатством своим может отпереть себе райские двери. А железный ключ терпения, смирения, труда есть у каждого человека. Стало быть каждый человек может спастись, может Рай получить. Надобно только одно помнить: тесен и прискорбен путь, вводящий в Царство Небесное. Это слова Самого Господа. Тесен этот путь, и потому многие подвижники, вступив на него, оставили мир, бросили все мирское позади себя, и прошли сим путем в нищете и всяких лишениях; святые мученики омочили сей путь даже не потом, а кровью своей. Стало быть, кто ходит, высоко подняв голову, кто гордится перед другими, тому не пройти здесь, если не наклонить головы, если не смириться: узки врата и тесен путь! Кто пресыщается земными благами, тучнеет от невоздержания, тому не пройти, если не изнурить своего тела постом и трудами: узки врата и тесен путь! У кого много всякого ненужного добра, кто не делится с ближними своими добром, кто при этом обременен еще и другими суетными попечениями, тому не пройти здесь, если не убавить всего этого: узки врата и тесен путь! Тесен путь и прискорбен, полон терний и волчцев! Много нужно пота пролить, много надобно труда приложить, много должно потерпеть и пострадать, чтобы в Рай пройти: «многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Небесное»! У кого тело любит негу и покой, кто хочет идти гладкой, цветами устланной дорогой, кто не может и одного слова обидного переварить, тому не пройти в Рай: узки туда врата, тесен и прискорбен путь! – Кто же хочет в Рай войти? – Конечно, все хотят. Так пусть же все и знают, что путь туда тесный и прискорбный! – Пророк Илия, восходя на небо, сбросил с себя верхнюю одежду свою. Что же это была за одежда? Да простая кожа овчая. Стало быть ты, который так или иначе обижаешь бедных людей, – знай, что в чужой коже в Рай тебя не пустят. Лучше и из головы выбрось, будто можно войти в чужой коже, с отнятым у ближнего добром! – Да и возможное ли дело для христианина решиться променять Рай из-за временных, мимолетных благ земных!8. (Извл. в сокращ. из 108 № «Троицк. лист.»).

* * *

8

Приведем здесь святоотеческие изречения о блаженстве святых. 1. Иисуса Христа праведники узрят очами. «В сем блаженстве, – учит блаж. Августин, – Бог все чувства блаженных несказанной сладостью исполнит; ибо Он будет всех вещей предмет: глазам будет зеркало, приятность ушам, сладость устам, благоухание наилучшее обонянию» («Зерцало жизни челов.», гл. VIII). «Тогда и Бог будет смотреть на них, яко Отец Чадолюбивый на возлюбленных сынов своих», – говорит святитель Тихон Воронежский (Соч. Т. IX, 221). «Как чистое зеркало, обращенное к солнцу, как бы само делается солнцем, отражая в себе свет его; так и праведники, находясь близ самого Солнца правды, отверзят в себе подобие сего духовного Солнца: тогда праведницы просветятся, яко солнце, в Царствии Отца их (Т. IV, Уч. Прав. каф. веры). 2. «Тогда их душа упокоится в некоем великом безмолвии, в тишине и мире, пребывая в одном духовном удовольствии, в неизреченном упокоении и благоденствии» (О сокровище Христ. Макар. Египет., 213). 3. Находя свое блаженство в таинственном созерцании Святейшего Существа, праведники будут, вместе с этим, наслаждаться общением и со святыми Ангелами и святыми человеками. «Что должны будем чувствовать, когда облобызают нас все святые?! – восклицает преп. Ефрем Сирин. – Облобызают тебя Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Ной, Иов, Давид и апостолы, мученики, и все святые и праведные, благоугодившие Богу в сей жизни; все, кого пожелаешь только видеть, сами приидут к тебе и, объемля, облобызают тебя, радуясь о твоем спасении» (Ефр. Сир. «Слов. о терп. и конч. века» Ч. IV, стр. 62). «Там соединятся узами духовной любви супруги, родители со своими детьми; братья с своими братьями, – такие, которые соревновали друг другу в вере и благочестии, узнают там себя взаимно; и возобновят прежнее общение между собою друзья, целью дружества коих было взаимно усовершать себя во всем добром» («Уч. прав. каф. вер.» IV, 290). 4. «Там красная зрятся вся, ароматичные ухаются, вся веселая слышатся, – говорит св. Димитрий Ростовский. – Там не потребуется ни солнца, ни луны, ибо там освещать будет слава Божия» (Откр.21:23). «Там не будет никакой ночи, никакой темноты, никакого стечения облаков, никакой стужи, ни жара», – говорит блаж. Августин (Избр. соч., ч. IV, 568). «Там не будут терпеть ни от сырости, ни от холода, ни от жара, ни от других перемен воздушных; жизнь там свободна от всех трудов, кои здесь необходимы для нас. Там не проливают пота при обрабатывании земли, не терпят трудов мореплавания, далеки от несчастных занятий строить домы, ткать и от других тяжких искусств» (Гр. Нисский, см. «Воскр. чт.» VIII, 91). «Удобнее мы можем говорить, – пишет блаж. Августин, – чего нет в оной жизни вечной, чем то, что там есть. Нет там смерти, нет там плача, нет там бессилия, нет слабости, нет глада, никакой жатвы, никакого зноя, никакого тления, никакого недостатка, никакой скуки, никакой печали». Нет там пременения ни тела, ни души. Нет там мыслей противоречий, ниже различия мнений. Нет там возмущения, уносящего постоянство и спокойствие духа. Там страна живущих, кои непрестанно сами себе равны и подобны; в которой нет ночи, нет сна, смерти изображения, ни пищи, ни пития, человеческой слабости укреплений, ни болезни, ни печали, ни лекарства, ни судов, ни торжищ; нет там искусств, ни денег, причины зол, но страна живущих, не умирающих за грех, но истинною жизнью живущих, во Христе Иисусе Господе нашем» (Изъясн. по ХLIV). «Там на блаженной земле кротких, – говорит св. Ефрем Сирин, – все тихо и безмятежно, все светло и богоугодно, – нет там ни труда, ни слез, нет ни заботы, ни попечения, ни сетования, ни поста, ни печали, ни вражды, ни ревности; но в высочайшей степени есть радость, мир, веселье, – там всегдашнее радованье, вечное веселье, невечерний свет, незаходящее солнце, там град Царя, о котором преславная глаголашася; там глас празднующих, там утаенные сокровища премудрости и разума» (О блаж. мест., ч. III, 279). «Там нет ни горестей сиротства, – говорит св. Григорий Нисский, – ни несчастий вдовства, ни тех разнообразных болезней, которые терпят наши тела. Там не завидуют счастливым, не презирают несчастных. Там царствует совершенная справедливость» (Воскр. чт., VIII, 91). «Там житие без труда, – говорит святитель Тихон, – радость без печали, удовольствие без оскудения; нет там стара, слепа, хрома, расслабленного, безобразного, но все в цветущей юности, красной доброте и возрасте мужа совершенна, в мере возраста исполнения Христова» (Соч. Т. IX, 108). «Вообще, – говорит св. Иоанн Златоуст, – к надлежащему изображению блаженной жизни не достанет никакого слова; только из того, что слышим, как бы из каких-нибудь загадок, мы можем получить некоторое неясное представление о ней. Там иное какое-то состояние, такое, которое узнают одни достойные» (В сл. к Феод. пад. «Хр. чт.» 1844 г, 1, 370). 5. Блаженная жизнь праведников, хотя будет различная для каждого праведника, но тем не менее всегда и для всех будет блаженная. «Людям, Бога любящим, – говорит св. Димитрий Ростовский, – уготовится место между Серафимами, богомудрым – между Херувимами, богоносным – между богоносными Престолами, добрым господам – между Господствиями, добрым и мужественным воинам, подвизающимся за веру и отечество – между Силами, разным властям – между Властями, великим начальникам, уповающим на начальство свое по Бозе – между началами; тем, кои утешают другов своих, сущих в бедах и напастях, милуют нищих и помогают им – тем место со Архангелами, ангельски на земле по плоти живущим – тем место со Ангелами» (Поуч., ч. II, стр. 144). «Как лучами солнца чувственного наслаждается всякий по мере чистоты зрительной силы, – говорит св. Ефрем Сирин, – так в будущем веке каждый в своей мере озарится единым мысленным солнцем и по степени достоинства будет черпать радость и веселье. И никто там не увидит меры высшего и низшего, чтобы, смотря на превосходящую благодать другого и на свое лишение, не имеет в этом для себя причины к скорби и беспокойству. Нет там ни печали, ни воздыхания; но всякий, по данной ему благодати, в своей мере веселится внутренне, а по внешности у всех одно созерцанье, одна радость» («О блаж. обит.» Твор. Отц. XIV, 496). – (См. «Воскр. чт.» 1881 г., № 25, стр. 242–244).


Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с.

Комментарии для сайта Cackle