ПОНЯТИЕ О ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЕ
4. Церковно-исторические примеры крепкой надежды на Бога
I. «Некогда, – повествует о себе один отец, – по своим нуждам ходил я в Константинополь. В то время, как я сидел в церкви, входит некто из мирян, знаменитый и весьма набожный человек; он, увидев меня, сел подле и начал беседовать со мною о спасении души. В продолжение беседы я сказал ему, что хорошо живущим в мире, за земное им воздается Небом. Он отвечал: «Правду сказал ты, отче; блажен тот, кто надеется на Бога и всего себя предает Богу. Я сам сын славного отца, который был очень щедр и много раздавал бедным; он однажды подозвал меня к себе и сказал: «Сын мой, что тебе более угодно: то ли, чтобы я оставил тебе деньги, или чтобы поручил тебя покровительству Христову?». Я, подумав несколько, отвечал: «Лучше желаю предаться Христу, потому что все земное с каждым днем исчезает». Отец мой, выслушав меня, увеличил щедрость свою до того, что по смерти его мне почти ничего не осталось. И так я остался бедным и незнатным, с крепкою надеждою на Бога, покровительству Коего вверил меня отец мой. В том же городе жил один знатный и богатый человек, имевший набожную и богобоязненную жену. Они имели одну только дочь. Жена говорит мужу своему: «Детей у нас только и есть, что одна дочь, – а Бог наградил нас таким богатством». – «Чего же не достает ей?» – спросил муж. «Если мы будем стараться, – отвечала жена, – выдать ее за человека равного нам по богатству, но с дурным сердцем, то он будет огорчать ее; так не лучше ли нам поискать для нее бедного, но богобоязненного человека, который бы любил ее и покоил?» – «Хорошо ты придумала, – отвечал муж, – ступай же в церковь, молись прилежно и сядь там; кто первый придет в церковь, тот пусть и будет избранный жених для нашей дочери». Они так и сделали; и когда она, помолившись, села, я первый вошел в церковь. Она тотчас послала слугу за мною, и лишь только я подошел к ней, начала спрашивать меня: «Откуда ты?». Я сказал ей: «Из такого города и такого-то отца сын». – «Это того милостивого?» – прервала она и потом спросила, женат ли я. «Нет», – отвечал я. Она же, прославив Господа, сказала: «Благий Промыслитель послал тебе жену и богатство, чтобы ты тою и другим обладал в страхе Божием» (Лимонарь).
II. Однажды перед Пасхой (накануне ее) вышел в Киево-Печерском монастыре весь хлеб, так что не было из чего испечь даже просфор для совершения литургии. Монахи пришли в крайнее уныние. Но преп. Феодосий, с полной надеждой на Бога, велел тем не менее накрыть в Пасху стол. И что же? Перед захождением солнца какой-то благотворитель привез в монастырь обильный запас хлеба.
В другой раз, во время голода, собралось в монастырь в праздник Пасхи такое множество народа, что распорядители трапезы решились уменьшить обычную дачу хлеба, дабы достало всем, и даже затворили монастырские ворота, чтобы не впускать лишних. Но преп. Феодосий велел растворить ворота и кормить всех досыта. И что же? Все ели и насытились; хлеб по мере надобности размножался, как некогда в пустыне при насыщении Христом Спасителем пяти тысяч народа пятью хлебами (Чет.-Мин.).
III. Самый сильный и опасный враг св. Стефана, просветителя Перми, был некто Пам или Пан сотник, глубокий старик и начальник всех зырянских волхвов. Имея сильное влияние на зырян, он многих удерживал от крещения и самих крещенных отвлекал от веры. Много раз св. Стефан вступал с ним в открытый спор, прения их длились дни и ночи; но Пан оставался непреклонным язычником. Наконец, знаменитый кудесник сам вызвался пройти вместе со Стефаном сквозь огонь и воду, покрытую льдом, чтобы испытать, чья вера правая. Он никак не ожидал, что противник его согласится на этот опыт. Между тем Стефан сейчас же велел народу зажечь одно строение, стоявшее особняком, и проникнутый непоколебимою надеждою на помощь Божию подал Паму руку, чтобы вместе идти в огонь; но тот отказался, несмотря ни на какие убеждения и требования со стороны зырян. Тогда зыряне бросились на посрамленного кудесника и хотели его умертвить. Но св. Стефан не допустил их до сего и настоял только на том, чтобы Пам навсегда удалился из пермских пределов. («Истор. христиан. Правосл. Церкви» прот. И. Смирнова, изд. 4-е, стр. 162).
IV. Несмотря на высокий образец терпения своего наставника, преп. Сергия Радонежского, некоторые из братии, однажды не имевшие пищи в продолжение двух дней, возроптали на преподобного и говорили ему: «Слушаясь тебя, мы умираем с голоду, потому что ты запрещаешь нам выходить из монастыря. Завтра же уйдем отсюда и никогда не воротимся». Преподобный Сергий, собрав всю братию, с кротостью убеждал их терпеливо переносить посланное испытание и твердо надеяться на помощь Божию. И упование праведника на Господа не посрамило его. Еще не окончил св. Сергий беседы своей с братиею, как привратник объявил, что в монастырь привезли много хлебов и другой пищи. Услышав об этом, св. Сергий принес благодарственную молитву Господу и велел всем собраться на общую трапезу, пригласив к ней и привезших хлебы. Но те отказались за неимением времени и быстро удалились. Помолившись Господу, все сели за трапезу, и преподобный, благословив, раздал хлебы, которые были мягки и даже теплы. «Видите ли, – сказал преподобный, – как Господь не оставляет рабов Своих по слову Своему: «вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете» (Мф.21:22).
Сила веры и молитвы св. Сергия проявилась и в другом случае. Близ монастыря не было воды, и за нею нужно было ходить далеко. Некоторые из братий, жалуясь на это, говорили преподобному: «Для чего на таком месте создал обитель?». Преподобный отвечал: «Я хотел безмолвствовать здесь один; Богу угодно было воздвигнуть здесь обитель; но молитесь с верою; если Господь в безводной пустыне дал воду непокорному народу еврейскому, то тем более услышит вас, работающих ему день и ночь». Взяв одного из братий, преподобный вышел за ограду монастыря и, нашедши в одном рве немного воды, крепкий надеждою на Бога, помолился Господу. Тотчас после его молитвы на этом месте появился источник чистой воды, который существует и до сих пор. Братия стали было называть этот источник Сергиевым, но преподобный строго запретил им: «Не я, но Господь дал сию воду нам недостойным». (Житие препод. Сергия).
V. В житиях св. отцов мы видим много примеров того, как Господь Бог внушал добрым людям помогать нуждающимся обителям иноков. И Бог помогал им именно тогда, когда у них истощался весь запас хлеба. То же бывает и в нынешнее время с теми нуждающимися, которые с твердой верой и полной надеждой обращаются с молитвой к Богу. Расскажем здесь случай с одним мальчиком в недавнее время. Это было в столичном городе Петербурге в 1878 году. Один чиновник, живший на Семеновской улице, умер осенью в крайней бедности, оставив после себя семилетнего мальчика, трехлетнюю девочку и грудного ребенка. После смерти отца детям пришлось на время остаться с матерью у хозяйки, которая не сгоняла их с квартиры из милости. У несчастной семьи не хватило хлеба на пропитание. Однажды, когда ушла мать, маленькая девочка просила у брата хлеба, и тот не знал, чем ее утешить; девочка плакала, а он помочь ей не мог – хлеба не было. Мальчик кое-как уже умел писать. Вот он в сильной тревоге садится за стол и начинает писать письмо Самому Богу: «Святый и Милостивый Боже! У меня сестра хочет есть. Ты пошли мне три копейки, чтобы купить ей хлеба». Написав это, он свертывает свое письмо и бегом бежит из дому, чтобы опустить его поскорее в почтовый ящик, который находился неподалеку от их квартиры. Но так как он был еще мал, а ящик прибит высоко, то он никак не мог достать его, чтобы опустить в него письмо свое к Богу. В это время мимо этого места проходил священник того прихода и спросил мальчика: «Что ты делаешь?», – и, взяв из руки мальчика лоскуток бумаги, прочитал его. После того он тотчас пошел с мальчиком в их квартиру и, удостоверившись в нищете этого семейства, дал ему денег, сколько мог. В следующее затем воскресенье священник сказал проповедь в церкви о милосердии, указал на стоявшего подле мальчика, рассказал слушателям его поступок, прочитав при этом и письмо мальчика, потом пошел по церкви с блюдом – и что же? Собрал в пользу бедного семейства 1500 рублей! Что это значит? – Это значит, что за детскую веру мальчика и полную надежду его на Бога, Господь помог через добрых людей несчастному семейству. («Русск. Мир» за 1887 г.).