Вступление
Предисловие
Настоящее третье издание книги под названием: «Уроки и примеры христианской надежды» является тщательно пересмотренным и значительно дополненным по сравнению со вторым изданием ее, которое вследствие весьма благосклонного внимания к ней со стороны не только духовенства, но и светского общества, в настоящее время все разошлось2.
Назначая настоящую книгу в качестве пособия для законоучителей при преподавании православного катехизиса в низших и средних учебных заведениях, для пастырей Церкви при составлении ими не только катехизических поучений, но и вообще пособием по собеседовательному богословию при составлении всех видов церковной проповеди, а также пособием при ведении внебогослужебных собеседований с народом, для родителей и воспитателей при религиозно-нравственном обучении и воспитании детей, наконец – и для всех любителей духовно-назидательного чтения, мы руководились при этом следующими соображениями:
а) Относительно назначения нашей книги в качестве пособия для законоучителей при преподавании закона Божия вообще, и краткого катехизиса в особенности, мы считаем необходимым сказать следующее: пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви, эта «учебная книга Церкви» и «правило веры для всех», «свидетельство исповедания нашего перед иноверными» и книга, служащая «возбуждаем их к союзу и общению с Церковью Истинно-Апостольской»3 по своей великой важности в деле религиозного образования учащегося юношества, по своему необычайному богатству догматического и нравственного учения, по своей изумительной точности, краткости и сжатости изложения, свойственного гениальному составителю катехизиса, приснопамятному Филарету, митрополиту Московскому, но далеко не всегда доступного без надлежащих разъяснений учащимся, – давно вызывает потребность в составлении такого пособия, которое дало бы законоучителю полную возможность просто, наглядно, живо, убедительно, по возможности интересно и вместе с этим точно и основательно, и притом в строгом согласии с учением Православной Церкви, преподавать православный катехизис, считающийся, к глубокому прискорбию, до сих пор предметом весьма трудным, отвлеченным, скучным, сухим, и почти недоступным для усвоения мало подготовленных детей, которые к тому же изучают его слишком рано, не пройдя церковной истории, во многих отношениях безусловно необходимой для понимания катехизического учения, не ознакомившись с жизнью св. угодников Божиих, не прочитав ни одной странички святоотеческих творений, не приучавшись к чтению слова Божия, не развив в себе вкуса и любви к чтению духовных сочинений и не познакомившись с их богословским языком, без чего, как без надлежащей почвы, действительно, в большинстве случаев, бывает крайне трудно с успехом преподавать православный катехизис.
Систематический подбор некоторых изречений слова Божия, глубже и всестороннее развивающих и проясняющих только затрагиваемые в катехизисе истины и незаметно вводящих учащихся в мир откровенных истин, согревающих, назидающих и питающих их ум и сердце, – краткие выдержки из творений св. отцов – этих незаменимых учителей веры и благочестия, этих причастников Св. Духа, этих непогрешимых истолкователей Божьего слова и Божьей Премудрости, – такой же систематический свод кратких церковно-исторических повествований и рассказов из жизни святых, в коих изображаются высоко назидательные и живые примеры духовного совершенства, всем доступные, даже и тем, кои еще не совсем потеряли свой духовный смысл и чувство, – далее, необходимый подбор статей, в коих более подробно и более всесторонне и основательно излагалось, раскрывалось и объяснялось бы то догматическое и нравственное учение, которое только в кратких и определенных, но далеко, как известно, не всегда ясных словах изложено в учебном катехизисе; затем, критический разбор и опровержение разного рода лжеучений, силящихся подорвать или извратить истины христианского учения, – вот те средства, которые, по нашему глубокому убеждению, могут сделать преподавание катехизиса плодотворным, живым, интересным, понятным для всех и затрагивающим все стороны человеческого духа: ум, воображение, чувство (сердце) и волю, а не одну только способность запоминания. Это мы и имели в виду, обрабатывая нашу книгу, как пособие для законоучителей.
Насколько мы успели в этом, предоставляем судить другим.
б) Что касается другого назначения нашей книги в качестве пособия для пастырей Церкви при составлении ими не только катехизических поучений, но и всех видов церковной проповеди, и ведении внебогослужебных собеседований с народом, то об этом мы скажем только следующее. Имея в виду, что проповедь должна быть, во-первых, наглядной4, изобилующей живыми примерами благочестия, взятыми из жизни святых, краткими церковно-историческими рассказами, подобиями и тому подобными формами словесного изложения и, вообще, идти от ощущения к представлению, от представления к понятию, от понятия к суждениям и умозаключениям (а не наоборот, что бывает при отвлеченной проповеди); во-вторых, – убедительной, получающей таковое свойство от приводимых в ней для подтверждения частных ее положений библейских и святоотеческих изречений и свидетельств символических книг Православной Церкви, а также доказательств, которые почерпаются из церковной истории и соображений здравого, чуждого предрассудков и неверия, разума, всегда по своей чистой природе склонного к признанию Божественной истины; в-третьих, – противоборствующей суевериям, предрассудкам, неверию и заблуждениям раскольнического и сектантского характера5, (ибо «земледелец, – скажем словами Афинагора, – не может с пользой бросать в землю семена, если не очистит ее от трав диких и вредных для бросаемых добрых семян»), – мы и старались соблюсти указанные условия в изданной книге (как и других однородных с настоящей книгой наших трудах – «Уроках и примерах христианской веры» и «Уроках и примерах христианской любви»), строго соображаясь при этом с определением Св. Синода относительно современной проповеди, напечатанным в «Церков. Вед.», издав. при Св. Синоде за 1890 г. в № 26-м.
Думаем, что в нашей книге пастыри Церкви найдут для себя обильный и разнообразный материал для составления всякого рода церковных поучений и ведения внебогослужебных собеседований с народом, особенно же те пастыри, которые при своих скудных материальных средствах не в состоянии затратить значительных денежных сумм на приобретение важнейших святоотеческих творений, наиболее необходимых церковно-исторических сочинений, дорогих справочных богословских словарей, весьма ценных и многочисленных сочинений по разным богословским вопросам, апологетических, противораскольнических и противосектантских книг, излагающих историю религиозных заблуждений и научный критический разбор их, и некоторых, необходимых для проповедника, духовных сборников и духовных журналов.
Не можем, впрочем, не прибавить и того, что и в тех случаях, когда все подобные книжные пособия, необходимые для успешного ведения катехизических поучений и внебогослужебных собеседований с народом, и имеются на лицо у некоторых пастырей, наша книга, тем не менее, как нам кажется, не будет бесполезна и для них: в ней в стройной, по возможности, системе катехизического учения, к которой все с детства привыкли и которая всем хорошо известна, расположен главный необходимый проповеднический материал, что, без сомнения, весьма облегчает труд проповедника и значительно сокращает его время на приготовление к проповеди.
в) Что касается, наконец, назначения нашей книги для родителей и воспитателей, особенно матерей при религиозно-нравственном воспитании их детей, то мы убеждены, что и они в нашей книге найдут нечто полезное для своей высокой, ответственной перед Богом и людьми, и многотрудной деятельности, ибо мы крепко держимся той мысли, что нет иного средства более сильного, более действительного и более верного – внедрить в ум детей истины веры и благочестия, приучить сердце их любить все святое и прекрасное и отвращаться от всего суетного и грешного, наклонить волю их подражать святой жизни тех угодников Божиих, которые дали вечно живые, вечно прекрасные образцы веры, надежды, любви к Богу и ближнему, смирения, кротости, послушания, воздержания, почитания старших, незлобия, терпения, довольства своим положением, – словом, осуществили все христианские добродетели, – нет, повторяем, иного средства для достижения этих высоких задач при воспитании христианина, как чтение хотя кратких рассказов о жизни этих угодников Божиих и благодатных наставлений и внушений св. отец и учителей Церкви, неотразимо действующие на ум и сердце читателей своей наглядностью и жизненностью, (как наглядна и поучительна сама жизнь их) и своей внутренней силой, согретой пламенем веры в Бога и любви к человеку. Никогда, решительно никогда родители и воспитатели не должны забывать, что этими, а не иными средствами древние христиане воспитывали своих детей и дали миру великих угодников Божиих – св. Афанасия Великого, Ефрема Сирина, Григория Богослова, Григория Нисского, святителя Тихона Задонского и многие сонмы святителей, мучеников, преподобных и богоносных отцов, являющихся до сих пор в своей жизни и богомудрых творениях светильниками миру, учителями и вождями всех к Царствию Божию.
Бесспорно, что с нами ни в каком случае не будут согласны те, кои думают воспитать своих детей через чтение книг, описывающих исключительно земное, начиная с домашних животных и полевых занятий, передающих пустые сказки и сообщающих такие сведения, который никогда не понадобятся в жизни и забываются тотчас по прочтении книги. Чтение школьных книг (оказывающих, как известно, в раннем детстве столь сильное влияние на выработку всего духовного характера человека, на его нравственные и религиозные воззрения) по мнению воспитателей, держащихся противоположного с нами взгляда, должно иметь одну только цель – ознакомить с нормами отечественной речи. И вот для одной этой цели приносится в жертву все – часто все нравственное и религиозное воспитание дитяти. Одно только здесь преступно забывается, а именно, что и на чтении духовно-нравственных сочинений, нравственно созидающих и развивающих человека, – на изучении высокохудожественных произведений священной лирики и великих произведений духовных писателей и поэтов можно ознакомить с формами отечественной речи и развить вкус к прекрасному в человеческом слове. Но не будем более об этом говорить: мы назначили, между прочим, настоящую свою книгу только для тех родителей и воспитателей, которые имеют страх Божий, слушаются материнского голоса Церкви и смотрят на дитя, как на будущего гражданина не только земли, но, что всего главнее, Неба, и потому образуют в нем не только ум, но и сердце, – стараются не только обогащать память его разнообразными сведениями, но и для сердца и воли его предлагают высокие и св. образцы для подражания.
Для облегчения труда при выборе материала для детского чтения мы советовали бы предлагать детям только те статьи, которые означены: примеры благочестия и разных христианских добродетелей.
г) Думаем, что наша книга может быть назначена и для всех любителей духовно-назидательного чтения, ибо все статьи, напечатанные в ней в тексте (а не в примечаниях), излагая важнейшие истины христианского огласительного учения, для всех обязательного и необходимого, по своему содержанию и форме изложения, будут доступны и для тех, кои не получили специально богословского образования, но не чуждаются чтения книг духовного содержания, находя в них пищу для своего благочестивого чувства и при помощи их развивая и проясняя для себя те сведения, которые вынесены ими из школьного изучения катехизиса.
Вне всякого сомнения, что те, которые привыкли читать только газеты, сатирические листки, повести и романы, более чем сомнительного нравственного характера, – что те христиане, которые, без скуки и отвращения не могут прочитать и двух строк статьи, в которой говорится об угождении Богу и вечном спасении своей бессмертной души, – те не найдут ничего в нашей книге, к чему они привыкли и с чем сроднились. Но не можем не сказать всем таким христианам, чуждающимся книг духовного содержания, словами великого современного молитвенника русской земли, прот. Иоанна Сергиева (Кронштадтского): «Ты следишь за сообщениями во внешнем мире, не упускай же из виду и своего внутреннего мира – твоей души: она ближе к тебе и дороже тебе. Читать только газеты и журналы – значит жить только одной стороной души, а не всей душой, или жить только по плоти, а не по духу. Но мирское с миром и кончится». (См. «Моя жизнь во Христе» т. II, стр. 331).
Что касается источников и пособий, которыми мы пользовались при составлении нашей книги, то перечислять их здесь было бы слишком продолжительно; довольно сказать, что все они указаны в своем месте, т. е. в конце каждой статьи; в предисловии же к только что изданной книге под названием: «Уроки и примеры христианской веры» все главнейшие книжные пособия, какими мы пользовались, довольно подробно поименованы. Сюда мы и отсылаем желающих ознакомиться о этим вопросом.
Относительно того участия, какое мы лично принимали в каждой помещенной статье, также довольно подробно выяснено в предисловии к указанной книге. В настоящем случае только скажем, что из массы статей, вошедших в состав настоящей книги, только весьма немногие статьи заимствованы нами без изменения из указанных в своем месте источников и помещены в наш систематической сборник, расположенный в системе катехизического учения, – громадное же большинство статей подверглось существенной переработке со стороны формы, языка и слога, плана и даже содержания, во многих местах исправленного, дополненного или сокращенного, обоснованного, насколько возможно, научными примечаниями, проверенного и исправленного по тем первоисточникам, которые мы могли достать. Значительное число статей, подписанных нашим именем, составлено нами заново. Только библейские тексты, святоотеческие изречения и выдержки из символических книг приводились нами в кратких извлечениях с буквальной точностью.
Что касается собственно до третьего издания этой книги, а равно и «Уроков и примеров христ. веры» и «Уроков и примеров христ. любви», то в них произведены, в настоящем их издании, следующие перемены с целью улучшения их как с внешней, так и с внутренней стороны:
1) в это издание «Уроков и примеров христ. надежды» внесено нами около ста семидесяти новых статей, имеющих целью дополнить содержание этой книги, дабы она служила по возможности полным пособием при из изучении всех: и главных, и второстепенных предметов нравственности как со стороны положительного раскрытия их, так и со стороны отрицательной – при защите их от нападений свободомыслящих и неверующих.
В особенности это издание пополнено:
а) примерами благочестия, которые бывают так полезны при пастырской проповеди среди простых слушателей;
б) систематическим сводом библейских изречений, которые придают силу и убедительность всякому церковному поучению служителя Церкви;
в) критическим разбором (помещенным в подстрочных примечаниях) мнений и лжеученый рационалистов, который, с одной стороны, дает готовое оружие пастырю Церкви в духовной его борьбе с неверием, с другой – содействует более полному и обстоятельному раскрытию и обоснованию положительного учения Церкви;
г) наконец, внесением в книгу таких статей, которые, будучи составлены по катехизическим поучениям или творениям св. отцов Церкви и известных проповедников, могут быть в том же виде, как напечатаны в нашей книге, произнесены с церковной кафедры как катехизические поучения. Все такие статьи-поучения для удобнейшего и скорейшего их нахождения мы отметили в нашей книге в отделе оглавления содержания статей знаком ).
2) К концу книги мы отнесли Приложение, в которое вошли статьи, по своему содержанию, характеру долженствующие заключить книгу о надежде христианской: так как главный предмет христ. надежды – жизнь будущего века, а она предполагает собою духовность и бессмертие души человеческой, то в «Приложении» этой книги мы изложили довольно подробно доказательства в пользу бессмертия души человеческой.
3) После обозрения содержания статей мы поместили в настоящем издании Алфавитный указатель рассматривающихся в нашей книге понятий. Такой алфавитный свод содержания дает возможность почти без всякой потери времени найти требуемое понятие. Впрочем, он отнюдь не исключает потребности в предметном обозрении содержания статей по порядку их помещения в книге; здесь помещено все содержание книги со всеми подробностями (с указанием и текста, помещенного в примечаниях); в алфавитном же своде обозначены понятия без подробного их оглавления.
Что касается внешней стороны нашей книги в ее настоящем издании, то в этом отношении произведены следующие улучшения:
а) все статьи книги расположены в более строгой системе, соответственно катехизическому плану;
б) шрифт как для текста книги, так и для подстрочных примечаний избран нами более удобный и более четкий, нежели каким напечатано 2-е издание этой книги; мелкий шрифт (петит) совсем исключен из этой книги;
в) для более удобного и легкого чтения нашей книги, которая имеет значительный формат, мы напечатали текст книги в двух колоннах: глаза при чтении коротеньких строчек менее утомляются, нежели при чтении длинных строк6.
Насколько мы успели в достижении намеченных нами при обработке этой книги задач – судить об этом предоставляем тем, кто будет пользоваться нашей книгой.
Если же некоторые из них, особенно пастыри Церкви, найдут ее для себя полезной, то мы усерднейше просим их во имя Христовой любви, покрывающей все недостатки, вспомянуть в своих святых молитвах потрудившегося с помощью Божией над этой книгой иерея Григория. Это будет самая лучшая для него награда и в этой жизни, и в будущей.
Священник Московской Трифоновской церкви Григорий Дьяченко. Москва, 3-я Мещанская, дом церкви св. муч. Трифона. 1894 года января 14-го дня.
* * *
Одобрительные отзывы о названных книгах во 2-м их издании можно читать в №№ 11, 17 и 44 «Цер. Вед.», изд. при Св. Синоде за 1892 год; в 43 журн. «Воскресный день» за тот же год; в № 10–11 Богословск. биб. листка, изд. при «Рук. для сельских пастырей» за тот же год; в № 18 журн. «Вера и Разум» в отделе епарх. известий за тот же год, в «Моск. Церк. Ведомостях» № 14; во Владимирских, Донских, Тульских, Литовских и мн. др. Епархиальных Ведомостях за тот же 1892 год; в Московск. Ведомостях в №№ 87 и 128 и некоторых других духовн. и светских органах печати.
Эти слова взяты нами из речи ректора М.Д. Академии, протоиерея А.В. Горского, произнесенной им от лица Академии в день исполнившегося пятидесятилетия служения митроп. Филарета в епископском сане. См. «Сборник», изд. Общ. люб. дух. просвещения, по случаю столетнего юбилея митр. Филарета т. 11, стр. 667.
Прекрасно об этом свойстве церковной проповеди говорится в одном из лучших наших духовных журналов: «Чтобы быть наглядною, – говорится здесь, – проповедь должна давать слушателям духовные ощущения. Так, если проповеднику требуется развить перед слушателями какое-либо понятие, то пусть он приведет из Св. Писания или из истории Церкви один-два жизненных образа, в которых слушатели, как во плоти, увидят нужное понятие. Для той же цели проповедник может пользоваться и другими средствами: картинами, сравнениями, олицетворениями, параболами и т. п. Все эти и им подобные средства помогут проповеднику сделать свое слово более удобопонятным и более полезным для слушателей. В большинстве случаев современные проповеди, как появляющиеся в печати, так и произносимые только устно, тем именно и страдают, что подобно ученым рассуждениям (трактатам) имеют дело только с отвлеченными философскими обобщениями (с абстракциями). А что пользы народу от таких проповедей? Они остаются непонятными для большинства слушателей; большинство из них выходит из церкви неудовлетворенными и голодными, ибо им предлагается пища неудобоприемлемая. Случается, что проповедник добросовестно потрудился над содержанием проповеди, раскрыл в ней богатые и высокие мысли, – и все это оказывается напрасным трудом потому только, что он не сумел свои мысли облечь в доступную слушателями форму. Можно смело утверждать, что коротенькая проповедь с наглядным (конкретным) содержанием принесет гораздо больше пользы слушателям, чем получасовая проповедь, наполненная отвлеченными рассуждениями (абстракциями). Последняя ни в каком случае не может запечатлеться в памяти простых слушателей, – она исчезнет из головы их прежде, чем они успеют переступить порог церковный. Коротенькая, но убедительная историйка, удачный пример, меткое сравнение – вот что легко и скоро воспринимается простым народом. Не без причины же Господь наш поучал слушателей в наглядной беседе» (из журн. «Руководство для сельских пастырей», 1888 г. № 12-й, стр. 406–6).
Не говорим здесь, по недостатку места, о других общеизвестных свойствах церковной проповеди: ее назидательности, ее сообразности с духовными потребностями пасомых и т. п. свойствах истинного и разумного проповедного слова.
Бумага, на которой напечатана наша книга в 3-м ее издании, хотя значительно лучше и значительно дороже, нежели та, которая нам была доставлена писчебумажными фабрикантами при втором ее издании, тем не менее, не может быть отнесена к самым высоким сортам. Но это обстоятельство уже не зависит от нас: при той весьма дешевой цене, которая поставлена нами на наших книгах, несмотря на весьма значительный объем их, формат и убористый шрифт, а равно при том сравнительно небольшом количестве экземпляров, какое мы печатаем, мы решительно не в состоянии, не впадая в неоплатные долги по изданию, еще больше улучшить внешнюю сторону издания, чем сколько это сделали. Только чтобы окупить огромные издержки по изданию, весьма увеличенному против 2-го издания, и получить самые ничтожные средства на дальнейшие издания, а равно хоть самое незначительное вознаграждение за продолжительные труды, значительно расстроившие наше здоровье, особенно зрение, мы вынуждены были (особенно ввиду требуемой от нас уступки книгопродавцами и другими лицами и учреждениями, приобретающими от нас книгу в значительном количестве экземпляров) возвысить на несколько копеек (50 к.) цену как этой книги, так и других этого рода, т. е. кн. под названием: «Уроки и примеры христ. веры» и «Уроки и примеры христ. любви», которые вместо 1 р. 50 к., каковая цена была выставлена на 2-м их издании, каждая продаются теперь по 2 р. без перес. и 2 р. 50 к. с перес.