Источник

Часть 3, Глава 14Часть 3, Глава 16

О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего

Вторая заповедь закона Божия

Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им.

1. Библейские изречения о второй заповеди закона Божия

Идолопсклонство противно воле Божией: Я – Господь, это Мое имя и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам (Исаия ХLІІ, 8).

Кроме грубого идолопоклонства есть тонкие виды идолопоклонства, когда мы что-нибудь любим более, чем Бога, или надеемся на что-либо более, нежели на Бога:

а) Любовь к миру: не любите мира, ни того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век (1 Иоан, II, 15 – 17). б) Надежда на богатство: не надейтесь на грабительство, и не тщеславьтесь хищением: когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца (Псал. LХI, 11). – Никто не может служить двум господам; ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамионе (богатству) (Матф. VI, 24).

в) Надежда на человека: лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей (Пс. СХVІІ, 8 – 9).

г) Любовь к чревоугодию: их (врагов креста Христова) конец погибель, их бог чрево, и слава их в сраме; они мыслят о земном (Филип. III, 19).

д) Гордость: мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется не наказанным (Притч. XVI, 5).

Верные ничем не могут быть отлучены от любви к Богу: кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Римл. VIII, 35). – Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Римл. VIII, 38 – 39).

Мы должны уповать на одною Бога.

а) Сущность упования на Бога: предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит (Пс. XXXVI; 5).

б) Побуждения уповать на Бога: вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать (Исаии LIХ, 1). – Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или, во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники; и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Матф. VI, 31 – 32). – Все заботы ваши возложите на Него; ибо Он печется о вас (1Петр. V, 6 – 7).

в) Благодатные плоды упования на Бога: Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю Тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей (Исаии ХLI, 10). – Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня (Пс. ХХІІ, 4) . – Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится. Говорит Господу: прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю (Псал. ХС, 1 – 2). А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся (Ис. ХL, 31).

2. Объяснение второй заповеди*

Вторая заповедь Божия запрещает делать себе кумиры с тем, чтобы поклоняться им и служить им.

а) Какие кумиры здесь разумеются? – Всякие изображения какой-либо твари – небесной, или земной, или в водах живущей, которой вместо Бога поклоняются и служат.

б) Разве есть люди, которые таким изображениям поклоняются и служат?

Есть; например, язычники – это люди, неверующие в истинного Бога. Мы, христиане, поклоняемся и служим нашему Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу; а они бездушным кумирам поклоняются и служат.

Суетно, напрасно, греховно поклонение и служение этим кумирам. Кумир не Бог, не только не Бог, но одно изображение и притом ложного божества, такого, которого в самом деле вовсе нет, который не существует.

Кумир ничего не может посему и сделать для человека, как ни кланяйся ему, как ни проси его. Кумир – ничто, и потому – что ему поклоняться, за что почитать? Поклоняться надобно одному истинному Богу, просить надобно живого Бога. в) Как же святые изображения, иконы святые, мы почитаем? Святые иконы и изображения мы почитаем только, т. е. лобызаем их, главы и колена преклоняем, свечи возжигаем, фимиам курим пред ними; и почитаем так – потому, что иконы у нас суть изображения истинного Бога, явившегося во плоти, пречистой Матери Его и святых Его угодников.

Да, почитаем только святые иконы, а не боготворим их; если бы стали боготворить святые иконы, мы согрешили бы против второй заповеди Божией, подобно идолопоклонникам, согрешили бы пред Богом, если бы стали благодарить их, т. е. если бы стали думать, что икона сама по себе имеет божественную силу, сама собою может нас спасать. Но мы не так думаем: иконы у нас только напоминают нам о Боге, о Его делах и угодниках; взирая на икону телесными очами, мы мысленно представляем себе и как бы видим того, кого она изображает. Поклоняясь пречистому образу Божией Матери, мы Ей Самой, Царице небесной, поклоняемся. Без икон святых мы были бы то же почти, что без книг Божественных. Да, по иконам, как по книгам, мы видим, узнаем, воспоминаем нужное для нашего спасения.

Итак, взирая на иконы святых, молясь пред ними, чествуя их, взирайте умом к Богу и святым, которые на этих иконах изображены, – представляйте себе, что вы Богу и святым Его молитесь, поклоняетесь, Бога и святых его чествуете, лобызаете.

г) Что еще под кумирами, запрещенными второю заповедию, можно разуметь?

Под кумирами должно разуметь и все то, что мы слишком любим, боготворим, т. е. любим до того, что из-за этого забываем Бога, бросаем заповеди Божии, забываем любить Его, надеяться на Него, всего ожидать от Него.

Если ты слишком любишь чреву своему угождать, лакомится, пить, есть, объедаться, упиваться; если для тебя чувственные удовольствия выше, приятнее всего на свете; если ты для чрева пост и молитву оставляешь: то чрево твое – твой кумир, твой идол и ты грешишь против второй заповеди так же, как и идолопоклонник, Если ты слишком богатство любишь; если ты только о том и думаешь день и ночь, чтобы больше и больше денег наживать; если ты для денег оставляешь церковь, не знаешь праздников, забываешь бедных: то богатство – кумир твой, идол твой; и ты также служишь богатству, как идолопоклонник идолу своему.

Если ты слишком себя любишь, выше всех себя ставишь, лучше себя никого не считаешь, если гордишься, тщеславишься: то ты сам – кумир для себя, гордость твоя – идол твой.

Вообще, что бы ты ни любил: все кумир твой, если ты это слишком боготворишь, любишь.

И потому, слушатели, не будем привязываться ни к чему земному, чувственному, временному: ничего хорошего здесь не найдем; и можем дойти до того, что из-за этой привязанности к земному Бога забудем, заповеди Божии оставим. Временное, чувственное, земное не стоить того, чтоб к нему привязываться.

Не делай никого и ничего для себя кумиром. Все пусто, ничтожно, – все, кроме Бога и божественного. (Сост. по «Полн. собр. сочин. Р. Путятина», изд. XX, стр. 625 – 6).


Источник: Уроки и примеры христианской любви : опыт катехиз. хрестоматии / Сост. прот. Григорий Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXXVIII, 740, с.

Комментарии для сайта Cackle