О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего
Е. Почитание святых и ангелов, как не противорече к первой заповеди
1. Учение слова Божия о почитании святых
Слово Божие, запрещая воздавать кому-либо божеское поклонение и служение, кроме единого истинного Бога (Втор. VI, 13; Исаии ХLII, 8; Мф. IV, 10; 1Тим. I, 17), вовсе не запрещает этим воздавать низшее почтение верным слугам Божиим, и притом так, чтобы вся чеcть относилась при этом к Нему-же единому, как дивному во святых Своих (Псал. LХVІІ, 36).
Кроме того Писание с одной стороны указывает примеры почитания святых: так в книге царств говорятся, что царедворец Авдий поклонился пророку Илии (3 Цар. ХVIII, 7), сыны пророческие торжественно поклонились Елисею, как верному рабу и другу Божию (4. Цар. II, 15); ап. Павел одобряет галатян за то, что они приняли его как ангела Божия или Самого Христа Иисуса (Галат. IV, 14); с другой стороны оно дает наставления касательно почитания святых: Господь Иисус Христос говорит Своим апостолам: «кто принимает вас, принимает Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит наираду праведника68 (Мф. X, 40, 41). Апостол Павел заповедует: поминайте наставников ваших, которые проповедали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их»69 (Евр. ХIII, 7).
2 Учение церкви о почитании святых
I. Отцы второго никейского собора, VІІ-го вселенского, определили: «храним слова Господни, апостольския и пророческие, чрез которые мы научились чтить и величать, во-первых, собственно и истинно Богородицу, – и св. ангельские силы, апостолов, пророков и славных мучеников, св. и богоносных учителей, и всех святых мужей, и просить их предстательства: потому что они могут соделать нас угодными Царю всех – Богу». (Соnsil. Nicaen, 11. act. IV). II. «Мы требуем помощи их (святых) не потому, чтобы они могли помогать нам своею собственною силом, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать». («Прав. испов.»).
3. Святоотеческие свидетельства о почитании святых
I. «Любителю мучеников, говорит св. Василий В., наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая добрым из наших сослужебников, есть доказательство вашего благорасположения к общему Владыке, – ибо несомненно, что восхваляющий мужей доблестных не преминет и сам подраяать им в подобных обстоятельствах». (Бес. XIX. на св. 40 муч. Твор. Вас. В. ч. IV, стр. 295. 1858 г.). «Посему, учит тот же святитель, когда пересказываем жития прославившихся благочестием, прежде всего Владыку прославляем в рабах Его; восхваляем же праведников засвидетельствованием о том, что знаем, и людей услаждает слышанием прекрасного... Самим праведникам не нужно приращение славы, но нам, которые еще в этой жизни, необходимо памятование для подражания. Как за огнем само собою следует то, что он светит и за миром то, что оно благоухает: так и за добрыми делами необходимо следует полезное». (Бес. 18 на день св. муч. Горд. Там же, стр. 218 – 283).
II. В частности же, касаясь того, как погрешают враги Христовой церкви, позоря существующее в ней почитание мучеников и других святых отождествлением его с идолопоклонством, бл. Августин пишет, между прочим, следующее: «мученикам мы не воздвигаем храмов, не установляем священств, богослужений и жертвоприношений (как делают это язычники в отношении к своим богам): потому что не на самих, а Бога их считаем своим Богом. Чтим действительно память их, как святых Божиих людей, которые сражались за истину до смерти телесной... Но слышал ли кто-нибудь из верных когда-либо чтобы священник, стоя пред алтарем, построенным даже в честь и почитание Божие над св. телом мученика, говорил во своих молитвах: тебе Павел, или Петр, или Киприан, приношу жертву? Пред памятниками их совершается приношение Богу, Который сделал их и людьми и мучениками, и соединил в небесной части о св. своими ангелами, – совершается для того, чтобы таким празднованием и Бога истинного возблагодарить за их победу, и себя, возобновляя о них память, возбудить к подражанию их подвигам и победам, призвав того же Бога на помощь. Соответственно этому и все вообще знаки усердия людей благочестивых к местам мучеников представляют собою выражение почитания памяти их, но не богослужение, или жертвоприношения мертвым, как богам... Итак мы не чтим своих мучеников божественными почестями... и установили им священников и не совершаем им жертвоприношений: потому что это дело неприличное, недолжное и недозволенное, и обязательно только в отношении в единому Богу». («О граде Бож.» кн. VIII. гл. XXVII, Библиот. запад. отц. кв. XII, стр. 58 – 60. Киев 1882 года).
III. Точно также и св. Кирилл Александрийский, не находя в почитании святых ничего противоречащего древней заповеди: Господу Болу твоему поклонишися. Тому единому послужиши (Второв. VI. 13), которою воспрещалось только почитать кого-либо много за Бога, кроме истинного Бога (In Iоаnn. соmment: lib. II. сар. V. Patr. curs. compl. grаес. 1. 73. col. 308 – 312: cнес. Феодорит; in ехоd. quaest. 37), на подобные упреки, будто бы христиане вместо Бога божески чтят мучеников, отвечал следующими словами: «св. мучеников мы не признаем богами и не имеем обычая почитать их служенинием боголепным, но почитаем их относительно и почтительно; почитаем их почитанием, высшим всякого земного почитания; ибо они так мужественно подвизались за истину и сохранение в целости веры, что не пощадили для того и жизни, победили всякую опасность с презрением к ужасам смерти и явили себя людям как бы образцами по своим дивным добродетелям, так что почитать их непрестанно, как лиц, прославившихся столь славными подвигами, не только не неуместно, но и благоприлично и необходимо». (Аdvеrs. Iuliаn. lib. VІ. Patr. curs. compl. grаес. t. 76. col. 812).
IV. Но чтобы иметь возможно – полное и отчетливое представление о древне-церковной вере в обязательность и спасительность почитания святых, приведем в заключение заслуживающее полного внимания свидетельство о сей вере знаменитого поборника ее, св. Иоанна Дамаскина. «Должно, пишет он, почитать святых, как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих, по словам евангел. Иоанна Богослова, елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти (Иоан. I. 12)... И Господь во св. евангелии говорит апостолам: вы друзи Мои есте (Иоан. XV. 14)... как же не почитать тех, которые суть и слуги, и друзья и сыны Божии? Честь, воздаваемая усерднейшим сослужителям, доказывает любовь к общему Владыке... Истинно должно почитать (их), воздвигать во имя их храмы Богу, приносит дары, чтить дни памяти их и в оные веселиться духовно, чтобы наше веселие было достойно призывающих нас к торжеству, и чтобы нам, стараясь угождать им, вместо того не прогневать их, – ибо что благоугодно Богу, то приятно и угодникам Его, а что оскорбляет Бога, тем оскорбляются и воины Его. Будем же мы, верующие, воздавать почитание святым псалмами, песнями и пением духовным, сокрушением сердца и милосердием к бедным; потому что и Богу такое служение наиболее благоугодно... будем почитать Богородицу, как истинную Матерь Божию, прор. Иоанна, как Предтечу и Крестителя, апостола и мученика... будем почитать апостолов, как братий Господа, как самовидцев и служителей Его страдания... во 2-х пророков, и в третьих – пастырей и учителей (Ефес. IV, 11); будем почитать мучеников70. Господних, избранных из всякого звания, как воинов Христовых, крестившихся крещением смерти Его, как участников в страданиях и славе Его, и их чиноначальника архидиакона Христова, апостола и первомученика Стефана; будем почитать преподобных отцов наших и богоносных подвижников, претерпевавших более продолжительное и трудное мученичество совести... будем почитать живших до благодати пророков, патриархов, праведников, предвозвестивших пришествие Господа. Взирая на образ жизни всех сих святых, поревнуем их вере, любви, надежде, ревности, житию, твердости в страданиях, терпению даже до крови; дабы и нам с ними сподобиться венцев славы»71. (Точн. излож. православной веры, кн. IV. Гл. XV, стр. 262 – 266. Москва. 1844 г.; сн. «Опыт правосл. догматич. богословия», еп. Сильвестра, докт. богосл., ректора Киев. Дух. Акад. І. V. Киев, 1891г. стр. 158; 165 – 169).
4. О почитании св. ангелов Божиих
Святая церковь, умоляя Бога – «Отца духов» (Евр. 12, 9) – о ниспослании нам «ангелов мирных, верных наставников, хранителей душ и телес», тем самым научает нас должным образом чтить их. Празднества в честь этих наших хранителей, храмы Божии, их имени посвящаемые, почитание икон их и их молитвенные призывания – все это установлено для того, чтобы сильнее внушить нам должное почтение и благоговение к св. ангелам.
Что не лежит в основании спасительного учения церкви о почитании св. ангелов?
а) Св. Писание. Иисус Навин при завоевании Иерихона, увидев пред собою мужа, наименовавшего себя архистратигом силы Господней, «пал» пред ним «лицом своим на землю и поклонился ему» (Иис. Нав. 5, 14). Несмотря на то, что в лице и этого ангела многие из толкователей склонны видеть Сына Божия – Божественного Архистратига сил небесных и земных – мы должны признавать его именно за ангела сотворенного так как, кроме того, что нет ясных и несомненных признаков, по которым этого ангела можно было бы признать за Сына Божия, невероятно, чтобы Иисус Навин с первого же вида почел его за обетованного Мессию и поклонился ему, как Богу, а не как ангелу. Св. Григорий Богослов говорит: «Лот и И. Навин поклонились ангелам и не были осуждены за сие». (Бес. 8 на еванг.).
Св. апостол Иоанн, увидев пред собою «единого от седми ангел имущих седмь фиал» (Апок. 17, 1) «пад пред ногама его поклонихся ему» (Апок. 19, 10). Хотя ангел не принял от Иоанна этого почтения и, по видимому, не одобрил его, сказав: «смотри не делай сего; я сослушил тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово: Богу поклонись» (Апок. 19, 10), – тем не менее однако нельзя согласиться с теми, которые, на основании приведенных слов ангела, признают почитание ангелов предосудитехьным. Нельзя допустить, чтобы ближайший, возлюбленнейший ученик Божественного Учителя, одаренный к тому же духом пророчествия, руководимый Духом Святым, по какой-либо неосмотрительности, почел явившегося ему ангела за Самого Бога; еще невероятнее, чтобы апостол, почитая его за обыкновенного ангела, воздавал ему честь Божескую, сотворенному духу не приличную. Чтобы согласить поступок св. апостола Иоанна с прекословием ангела, всего естественнее предположить, что последний не принял поклонения от первого по своему смирению и уважению к высокому достоинству друга Иисусова. До воплощения Иисуса Христа ангелы беспрекословно позволяли людям чтить себя; но с того времени, как Сын Божий соделался человеком, и все ангелы стали чтить в Нем естество человеческое, они, по своему смирению, не хотели уже как будто принимать почитания от христиан, соделавшихся, чрез искупление Иисуса Христа, сынами Божиими, – а тем более не хотели принимать его от апостолов, так же чистых и святых, как и сами ангелы. Так изъясняет, между прочим, это место св. Амвросий медиоланский. «Искупление, – говорит он, – кровию Христовою доставило верующим то, что они соделались сынами Божиими и сообщниками ангелов. Посему-то не принял от Иоанна почтения ангел, который поклонялся Иисусу Христу-Богочеловеку» (Аd сар. 19 col. 496). Ту же мысль находим и у Григория Богослова. «Ангелы, – говорит он, – ныне уважают, как своих сообщников, тех, на которых прежде взирали, как на недостойных и отверженных. Посему-то ангелы не осудили почтения, возданного им Лотом и Иисусом Навином. Когда же Иоанн поклонился ангелу, то он сему воспротивился». (Бес. 8 на евангел.). Таким образом, здесь, с одной стороны, не предосудительно смирение ангела, который, из уважения в достоинству апостола, не принял его поклонения; с другой стороны, законно и почтение ап. Иоанна, который поклонился ангелу и своим примером ясно показал нам, что должно чтить небесных посланников Божиих. Такое именно понимание некоторым образом оправдывает еще и то обстоятельство, что апостол, несмотря на прещение ангела, в другой раз воздал ему ту же самую честь (Апов. 22, 8).
Указанные примеры – Иисуса Навина и ап. Иоанна – мужей, просиявших особенным благочестиен, которых по всей справедливости можно назвать столпами церкви и ревностнейшими блюстителями чистоты ее, ясно научают нас, что чтить ангелов есть непременная обязанность всякого истинного сына церкви.
б) Св. предание. Преемники апостолов, пастыри и учителя церкви, «право правящие слово истины» (2Тим. 2, 15), не преставали внушать христианан почтение к ангелам как в частных своих поучениях, так и на соборах. Из соборных постановлений касательно почитания ангелов достаточно указать на определение VІІ вселенского собора. Богомудрые отцы этого собора, действием Св. Духа, в шестом заседании, с общего согласия, предписали всем чадам церкви, чтобы они, со страхом Божиим воссылая свои моления к пренепорочной Владычице Богородице, вместе просили о предстательстве и св. ангелов. На том же вселенском соборе, во втором заседании, читано было и всеми отцами собора одобрено послание константинопольского патриарха Тарасия к епископам восточным, в котором исповедуется почитание и призывание св. ангелов, равно как и призывание пресв. Богородицы и прочих святых.
Рассматривая писания древних учителей церкви, мы находим свидетельство о почитании ангелов у Иустина мученика, Евсевия, Августина и некоторых других. Таи, Иустин говорят об этом во второй «Апологии» своей: «мы почитаем Бога Отца, Сына Божия, воинство добрых ангелов и Духа пророческого, и почитаем как словом, так и делом или истиною». Эти слова философа-христианина тем для нас убедительнее, что он, без сомнения, научился почитанию ангелов от ближайших собеседников апостольских. – Евсевий, описывая совершенства ангелов и их служение человеку, присовокупляет: «мы научились познавать их и чтить сообразно с их достоинством». (Lib. III. De demonstr. Еvаng. с. v.). Блаженный Августин, защищая учение церкви о почитании ангелов от нарекания врагов христианства, восклицает: «о, если бы и вы восхотели чтить их! ибо вы скоро от них самих научились бы, что мы не покланяемся им, т. е. не чтим их, как Богов, но как святых». (Аd. Рsal. 96).
Так учили о почитания св. ангелов Божиих древние пастыри и учители церкви. Почему же нам в точности и не следовать их учению? Надобно быть слишком упорным, чтобы не признать учения церкви о почитании ангелов вполне сообразным с духом христианства и с разумом. (Сост. по «Воскресн. чтению» за 1888 г. стр. 529 – 534).
* * *
О почитании и призывании святых (против штундистов). Лжеучение штундистов, отвергающих почитание святых. Все дело нашего спасения совершено Иисусом Христом; Его заслуг вполне достаточно для того, чтобы мы наследовали жизнь вечную, и Он является единственным посредником между Богом и людьми. Поэтому искать особых ходатаев пред Богом, напр., Богоматери, праведных, угодников не нужно. Мало того: прибегать в таким ходатайствам значит оскорблять всеблагого Бога, представлять Его слишком строгим Существом, в Которому человек сам по себе не имеет доступа, а ищет его в лице святых, которые становятся как-бы адвокатами человека. Вопрос еще, могут ли святые, существа ограничения, слышать нас и помогать нам. Да притом неизвестно, к кому должно обращаться за таким ходатайством: свят тольько одни Бог, а кто из людей будет святым, это покажет дев суда. Так мудрствуют сектанты и свое лжеучение основывают на следующих местах св. Писания: 1) Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, падши к ногам; Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек (Деян. 10, 25 – 26). 2) Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешили; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом Иисуса Христа, Праведника (1Иоан. 2, 1). 3) Иисус Христос умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Римл. 8, 34). 4) Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1Тимоф. 2, 5, ср. Еф. 1, 5). 5) ... Сей (Иисус Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр, 7, 25). 6) И сказал мне ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца... Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотря, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово. Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества (Откров. 19, 9 – 10. снеси 22, 8 – 9). Представим теперь опровержение лжеучения штундистов. 1) Язычники, как известно, почитали богов в образе человеческом (Деян. 14, 11). Корнилий, как язычник, тоже не свободен был от общих языческих представлений и считал аи. Петра за нечто высшее, чем обыкновенный человек, последний, заметив это, кратко выражает ему, что он, Петр, такой же человек, как и прочие. Могло случиться и то, что св. ап. Петр благоизволил отказаться от подобающей ему чести по своему смирению. Во всяком случае это место ничего не говорит в пользу штундистов. (Михаил, Толк. апост., стр. 276 – 277). 2, 3, 4 и 5) Все приведенные места тожественны: они одинаково называют Господа нашего Иисуса Христа единых Ходатаем, конечно, в том смысле, что Он один только мог спасти род человеческий от греха, проклятия и смерти, Этим однако нисколько не отрицаются ходатайства за нас святых, а следовательно, почитание и призывание их. «Как единство Отца небесного, говорит Стефан Яворский, не устраняет бытия отцов земных, как единство наставника и учителя Христа не исключает учителей земных и как единство святости и господства Христова не отнимает святости у прочих святых; так точно и единство Ходатая Христа не устраняет бытия других ходатаев, только несравненно отличных от Него. Христос есть Ходатай в деле искупления и сыновнего предстательства пред Отцом, святые же ходатая в делах моления, как други Божии, по слову псалмопевца: «мне же зело чисти быша друзи твои, Боже. Христос есть Ходатай, не требующий за себя других ходатаев, святые же, живя здесь (на земле), нуждались в Ходатае-Христе и ныне нуждаются в Нем ради нас. Христос есть такой Ходатай, ходатайства Которого имеют силу сами по себе, святые же такие ходатаи, ходатайства которых имеют значение лишь в силу заслуг Иисуса Христа. Короче, Христос Ходатай но природе, святые же ходатаи по благодати». («Камень веры», кн. 2-я стр. 264 – 265). 6) Можно предложить два объяснения, почему ангел не допустил тайновидца воздать ему поклонение: а) ангел является здесь не более, как пророком, открывающим будущее; св. Иоанн, желавший ему поклониться, ничуть не ниже его, потому сам был пророком, свидетельствуя об Иисусе; б) другие объясняют поступок Иоанна тем, что он принял ангела за Господа Иисуса (Бог многократно являлся в виде ангела) и хотел воздать ему поклонение божеское. Ангел отклонил это. Кроме того, в св. Писании находим не мало свидетельств о поклонении ангелам. Так, напр., архангел Михаил явившийся Иисусу Навину, не только не воспретил последнему поклониться до земли, но и велел ему снять обувь с ног, так как место явления было освящено присутствием посланника Божия (I. Нав. 5, 14 – 15; снеси Числ. 22, 31 и Парал. 21, 16). (Иванов, стр. 537; Сергий, еп. могилев., стр. 42 – 43). Сектанты говорят, что поклонении, воздаваемое нами святым, нисколько не отличается от поклонения Богу. Совершенно справедливо, что поклонение святым у православных нисколько не разнится от поклонения Богу, но только по внешности; в духе же и уме мы воздаем поклонение Богу настолько высшее в сравнении с поклонением святым Божиим, насколько Бог выше созданных Им существ.
Библейские свидетельства о призывании святых в молитвах. Веруя в ходатайство святых Божиих и призывая их в своих молитвах, мы имеем самое твердое основание для этого в Слове Божием. Из многочисленных ветхозаветных свидетельств укажем на следующие: Быт. 13, 1; 20, 7; Исх. 32, 31 – 32; Числ. 22, 31; I. Нав. 5, 14–15; 1 Царств. 7, 8; 3 Царств. 11, 11 – 13; 4 Царств. 2, 12 – 15; 1 Паралипом. 21, 16; Товит. 12, 15; Иова 42, 8; Псал. 96, 11; 150, 1; Сирах. 44, 1 – 13; Иерем, 15, 1; Варух. 3, 4; 2 Макк. 15, 12 – 15 и мн. др. 1. Кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника (Мф. 10, 41): 2. Признавайтесь друг пред другом в поступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак. 16 и дал.). 8. Разве не знаете, что святые будут судить мир (1Кор. 6, 2; сн. Мф, 19, 26). 4. ... Который и избавит нас... при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас (2Кор. 1, 11). 5. Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих (Ефес. 1, 16; снеси 6, 16 – 19; Колосан. 1, 3. 9; 1Сол. 3, 10 и 2Сол. 1, 11). 6) А вместе приготовь для меня (ап. Павла) похищение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам (Филим. И, 22). 7) И вознесся дых фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога (Откров. 8, 4; снеси 5, 8). Почитая святых, мы тем более должны прославлять Богоматерь по великой близости Ее к Сыну Своему и по необычайной силе ходатайственных молитв Ее. 1) Сделаю имя Твое памятным в род и род; по сему народы будут славить Тебя во веки и веки (Пс. 44, 18). 2) И сказала Мария: величит душа Моя Господа..., что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня вси роди (Лук. 1, 46, 48).
О почитании св. мощей. Не почитая и не призывая святых, сектанты не признают также и нетленных мощей св. угодников и изрыгают на них разные хулы. Мощи, во учению штундистов, один обман, выдуманный «попами да монахами»; «все, что от земли, должно возвратиться в землю» – говорят сектанты. Для защиты своего мудрствования они ссылаются на следующие места Св. Писания. 1) В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима – из гробов их; и раскидают их пред солнцем и луною и пред всем воинством небесным, которых они любили и которым служили и в след которых ходили, которых искали и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят: они будут навозом на земле (Иерен. 8, 1 – 2). 2) Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил, и приложился в отцам своим и увидел тление. А Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления (Деян. 13, 36 – 37). 3) Но то скажу нам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления (1Кор. 15, 50). Разберем эти места. 1) Место из прор. Иеремии (8, 1 – 2) штундисты обыкновенно предъявляют простакам из православных, которые любят слушать, когда читают» от божественного», сами не зная грамоты, или новичкам – сектантам. Когда речь идет о мощах, штундисты внушительно говорят: «буде ще таке время, що пороскыдают оти мощи; ось, нате, прочитайте». «Хорошо знающим Слово Божие» сектанты предъявляют тексты под цифр. 2 и 3. В Иерем. 8, 1 – 2 пророк возвещает народу еврейскому горькую участь, как следствие его непослушания закону и пророкам и – идолослужения. За то, что иудеи првносили человеческие жертвы на требище Тофетовом, в долине Енномовой (Иер. 7, 30 – 34), Господь отистит га грехи идолопоклонства даже давно умершим и предаст кости их посрамлению пред теми идолами, которых они искали и которым покланялись (снеси Иер. 16, 4 и 34. 20). 2) Приводимое сектантами место из кн. Деяний нисколько не говорит против почитания мощей, ибо в ветхом завете весь человек и телом и душей был под законом, был рабом сатане, и только во времена благодати в новом завете воплощение Сына Божия освятило наше бренное тело, соделав его храмом Св. Духа (1Кор. 6, 19; снеси 3, 16 – 17). Но и в ветх. завете некоторые праведники провидят уже это освящение нашего тела. Св. прор. Давид говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление (Пс. 15, 10). Эти слова, прежде всего, исполнились на первенце из мертвых – Христе Спасителе, но Его благодать изливается и на верующих в Него. А премудрый Соломон прямо говорит, что Бог создал человека для нетления (Премудр. 2, 23). 3) В первом послании к Коринф. в 15 гл. излагается апостолом учение о воскресении мертвых. Взяв для сопоставления образ вз природы (15, 37), св. апостол говорит, что погребенное тленное тело должно замениться нетленным, душевное духовным. Нынешнфе наше тело предназначено только для земли и потому не может войти в царствие Божие; для сего последнего нужно другое тело небесное (15, 50); как произойдет такая перемена с нашим телом, ап. Павел говорит в последующих стихах 15 гл.
Места священного Писания, в которых говорится о почитании св. мощей: В Слове Божием находим весьма много оснований для почитания мощей св. угодников: 1) И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея и ожил, и встал на ноги свои (4 Царств. 13, 21). 2) Много скорбей у праведного и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится (Пс. 33, 20 – 21). 3) Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего (Премудр. 2. 23). 4) ... Ничто не одолело его и, но успении его, пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его (Сир. 48, 14 – 16). Сн. также Исх. 13, 19; 4 Царств. 23, 17 – 18; Пс. 15, 10; Деян. 13, 35 и др. Сост. по кн.:. «Краткий очерк штундизма», свящ. о. И. Стрельбицкого, стр. 183 – 5).