Месяц февраль
Второй день.
Поуч. 3-е. Праздник Сретения Господня.
(Опасно сомневаться в делах веры).
I. Когда царь Птоломей, основатель славной Александрийской библиотеки, вознамерился перевести книги ветхого завета с еврейского языка на греческий, тогда из израильтян выбраны были 72 мужа мудрых, которые основательно знали языки еврейский и греческий.
В числе сих 72 мудрых израильтян был некто Симеон, муж праведный и благочестивый. Переводя книгу пророка Исаии и остановившись на известном его пророчестве: се дева во чреве приимет и родит сына (Исаии 7, 14), он усумнился в этом и, подумав немного, взял нож и хотел было выскоблить это место, как бы недостойное вероятия, и слово «дева» заменить словом «замужняя жена». Но вдруг пред ним явился ангел и, удержав его руку, сказал: веруй тому, что написано; ты своими глазами увидишь исполнение сего непостижимого пророчества. – Симеон оставил намерение свое, и с того времени начал ожидать исполнения слов пророка Исаии.
И наконец он дождался. В ветхом завете был закон, по которому родильницы, родившие детей мужеского пола, в продолжение 40 дней не могли являться в церковь (закон этот соблюдается и у нас). В сороковой день они обязаны были явиться в храм для принятия очистительной молитвы от священника и принесения в жертву двух горлиц, или агнца, смотря по достатку.
Иисус Христос родился, 40-й день после Его рождения наступил; и вот Мария и Иосиф, исполняя закон, берут двух горлиц и идут с младенцем Иисусом в храм. В то самое время, когда они вошли в храм, пришел туда, по внушению Божию, и праведный Симеон, увидел младенца Иисуса, взял Его на руки и, узрев в Нем Утеху израилеву, воскликнул: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей... (Луки 2, 20, 32). Итак, слова пророка Исаии сбылись и ожидание праведного Симеона исполнилось: он сретил в храме Господа, рожденного от Пресвятой Девы; потому то и праздник нынешний назван Сретением Господним.
II. а) Слушатели христиане! учение нашей веры заключает в себе много таинственного и непостижимого для нашего разума. Бойтесь сомневаться в чем либо; как вера учит, так и веруйте: непостижимого нельзя постигнуть, и нет нужды постигать. Не будем ожидать чудесного явления какого-нибудь ангела, который бы вразумил нас и истолковал нам то, чего не понимаем: у нас есть ангел, верный наставник и толкователь – св. церковь, ее будем слушаться, ей будем верить во всем.
б) Праведный Симеон пред смертию увидел исполнение непостижимато таинства, в котором однажды дерзнул было усумниться. Пред смертию, слушатели, и у нас откроются глаза, и мы узнаем то, чего теперь не хотим знать, и мы тогда убедимся в том, в чем теперь сомневаемся. Да, пред смертью узнаем и убедимся, что по ту сторону гроба есть другая жизнь – вечная, о которой мы теперь так мало заботимся; пред смертию узнаем и убедимся, что в будущей жизни грешников ожидают мучения – вечныя, которых теперь так мало боимся; пред смертию узнаем и убедимся, что есть правосудный Бог, воздающий каждому по делам, Которого мы теперь так мало страшимся; ясно узнаем и вполне убедимся тогда во всем, чему учит нас св. церковь, которой мы так мало слушаемся; но увы! может быть не на радость откроются тогда наши глаза.
в) Праведный Симеон узрел пред смертию спасение, а грешник узрит тогда свою погибель; сердце Симеона наполнилось утешением, а сердце грешника наполнится отчаянием; Симеон пред смертию говорил: иду с миром, – а грешник принужден будет сказать: иду с трепетом, ожидая мучений во аде.
III. О, Господи! дай нам прежде конца покаяться; не допусти нас умереть во грехах; пошли нам такую смерть, какою умер праведный Симеон; открой теперь пока нам наши глаза, чтобы мы видели и страшились Твоего страшного суда. Аминь. (Сост. по поуч. прот. Родиона Путятина).