Источник

Шестой день.
Поучение 3-е. Крещение Господне.

(Почему Дух Святый явился при крещении в виде голубя?)

I. Слушая повествование евангелистов о крещении I. Христа и о явлении на Иордане всей Св. Троицы, нельзя не остановить своего внимания на том виде, в каком Дух Св. явился во время крещения Господа. Почему третье лицо Пресв. Троицы – Дух Св. явился на Иордане в виде голубя, тогда как во время сошествия Св. Духа на апостолов, Он явился в виде огненных языков?

II. Чтобы понять этот вопрос, нужно обратиться к тем обстоятельствам, при которых совершилось крещение I. Христа. Евангелисты повествуют, что когда явился в пустыне с проповедию о покаянии св. Иоанн Предтеча, то к нему приходили разных званий и состояний люди, исповедывали пред ним свои грехи, и, в знак очищения, крестились в водах реки Иордана. Таким образом всем и каждому было понятно, что крещающиеся в Иордане были грешники, наперед исповедывавшие свои грехи. I. Христос пришел на Иордан к Иоанну, чтобы принять от него крещение, не потому чтобы имел в этом нужду, но чтобы в Себе Самом показать нам пример заботы о своей душе, о своем спасении. Как вода смывает с тела грязь и всякую нечистоту, так исповедание грехов пред служителем и посланником Божиим очищает душу нашу от грехов, если мы сознаем свою виновность пред Богом, скорбим об этом и решаемся по возможности избегать грехов. Для всех людей, которые приходили к Иоанну Крестителю, видно было, что I. Христос принял крещение: не зная, что Он Бог, следовательно безгрешен, они могли думать, что и I. Христос пред крещением исповедал Свои грехи. И вот, чтобы засвидетельствоват перед всеми людьми, что I. Христос хотя и крестится, но безгрешен, как Бог, Дух Св. принимает на Себя образ того существа, которое служит символом (т. е. образом) чистоты и невинности – образ голубя. Таким образом Дух Св при крещении I. Христа принял на Себя образ голубя, чтобы показать людям, что крестившийся Христос чужд всякого греха.

III. Из этого объяснения запечатлейте в своем уме и сердце ту мысль, что Дух Св. сходит только на святых, в грешных же людях Он не может обитать потому, что грех препятствует Ему соединиться с нашею душею. Вот почему в молитве к Св. Духу мы просим Его, чтобы Он пришел, очистил наши души от всякой греховной скверны и вселился в нас. Если люди считают для себя невозможным жить в грязном помещении, тем более Дух Св., Который есть чистейшее существо, не может обитать в грешной душе, как нечистом доме. Поэтому каждый христианин должен тщательно заботиться об очищении своей души от грехов. Если мы сами не в силах очистить себя от греховных скверн, то по крайней мере должны почаще думать об этом и в молитве к всемогущему Богу, к 3-му лицу Пресв. Троицы, ежедневно взывать: Царю небесный, Душе истины, прииди и очисти ны от всякие скверны, и спаси, Блаже, души наша. Когда она соделается достойным жилищем Духа, тогда она будет приготовлена в вечное жилище Пресв. Троице: Отцу и Сыну в Св. Духу – во веки веков. Аминь! (Извлеч. в сокращ. из проп. прот. М. Поторжинского, сн. проп. прилож. к «Рук. для с. паст.» за 1889 г., янв.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle