Источник

Шестой день.
Поучение 4-ое. Крещение Господне.

(О едином Боге, в Троице славимом).

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение».

I. Почему мы, братие, так часто поминаем Отца, Сына и Св. Духа? За всякою службою божественною поминаем; почти нет молитвы, в которой бы не поминали. Почему это? -Потому, что Отец, Сын и Св. Дух – Бог наш. Почему же Бога называем не просто Богом, но Отцем, Сыном и Св. Духом? – В Бога просто, даже во единого Бога веруют и иудеи, и магометане, но что Бог есть Отец, Сын и Св. Дух, этого они не знают, это знаем только мы, христиане, ведущие истинного Бога. Да, вера истинная, христианская прежде всего тем и отличается от вер неправых, ложных, что она учит веровать во единого Бога Отца, Сына и Св. Духа.

II. Для чего необходино знать это, что Бог есть Отец, Сын и Св. Дух, что Он есть един, но в трех Лицах? Если бы мы не знали, что Бог есть един, но в трех Лицах: то не знали бы, как Бог нас любит; не знали бы, что Он «Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный»; не знали бы, что у нас есть Спаситель Сын Божий, Который для того, чтобы быть нашим Спасителем, сошел с небес, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес из гроба, вошел на небеса и «седе одесную» Бога Отца; не знали бы, что у нас есть Дух Святый, – Который, чтобы быть Освятителем, живет и действует в нас, наставляет, вразумляет, очищает нас, Которым мы мыслим и желаем, молимся и действуем. Словом сказать: если бы мы не знали, что Бог есть един, но в трех Лицах, мы не были бы христианами.

а) Единый Бог, Который явился в Синае и вещал чрез Моисея: «Господь Бог твой Господь един есть», – Тот же Самый на Иордане открылся в трех видах. И Иисус Христос, посылая учеников Своих на проповедь, чему велел учить всех? Именно тому, чтобы все веровали в Отца, Сына и Св. Духа. Таким образом, что Бог есть Отец, Сын и Св. Дух – это сокращение учения христианского, краткий символ веры нашей. Вера, которая не учит веровать во единого Бога Отца, Сына и Св. Духа – не Христова вера, не благодатная, не спасительная. В Бога вообще все люди более или менее веруют; нет и не было в мире народа, который бы не веровал ни в какое божество. Простые, необразованные люди своим чувством постигают, что Бог есть; люди мыслящие, образованные доходят до познания Его своим разумом. Самые вольнодумцы, самые безбожные люди невольно признают в мире силу высшую, всемогущую, животворную... Ведь кем же-нибудь сотворен и устроен этот мир, чем же-нибудь живет и действует все существующее и живущее в мире?.. Блажен ты, христианин, что веруешь во единого Бога Отца, Сына и Св. Духа. Без веры невозможно спастись, невозможно угодить Богу, но тебе, при твоей вере, можно сказать, невозможно не спастись, если только пожелаешь, не возможно не угодить Богу; ведь когда ты к Отцу и Сыну и Св. Духу взываешь о своем спасении, тогда Бог Отец к тебе обращается всею Своею любовию, Сын Божий ходатайствует за тебя всеми Своими заслугами, Дух Святый действует с тобою всею Своею силою животворящею.

б) Почему же, братие, мы не всегда называем Бога Отцем, Сыном и Св. Духом, а часто называем, просто, Богом или Господом? – Когда мы Бога называем Отцем, Сыном и Св. Духом, то ведь в мыслях имеем не трех богов, но Бога единаго, потому что по существу Бог всегда един, вечно един; так и когда Бога называем просто Богом, мы в мыслях имеем все три Лица: и Отца, и Сына, и Св. Духа, потому что Бог всегда в трех Лицах, вечно в трех Лицах. Из трех Лиц Божества мы, однакоже, чаще призываем, молим Сына Божия, Иисуса Христа; это почему? – Это потому, что Иисус Христос, как Богочеловек, как бы ближе, доступнее нам по Своему человечеству. Он же и ходатай наш к Богу; Его именем мы и всего просим у Бога: чрез Него мы и все получаем от Бога; чрез Него мы и Отца узнали, ради Его и Дух Св. сошел к нам. Впрочем, молясь Сыну Божию, призывая Его имя, мы в то же время молимся и Богу Отцу, и Богу Духу Святому, хотя и не называем их по имени. Различны и неслиянны по личным свойствам Лица Св. Троицы, но нераздельны Они по существу, и равны по достоинству; Они по всему между собою равны, потому что составляют одно Божество, одного Бога. Все различие между Лицами Божества именно только в том одном, что Отец не рождается и не исходит, Сын Божий рождается, но не исходит, Дух Св. исходит, но не рождается.

III. Итак, кого ни призывай, Отца ли, Сына ли, Духа ли Св., во всяком случае ты всегда призываешь всю Св. Троицу, хотя и одного Лица имя именуешь. И когда мы молимся и взываем к единому, в Троице славимому, Богу: тогда Отец обращается к нам всею Своею любовию, Сын ходатайствует за нас всеми Своими заслугами, Дух Св. пребывает с нами всею Своею силою животворящею.

Дивен Господь и во всех делах Своих, но в трех Лицах единый – Он непостижимо дивен! (Из проп. прот. Р. Путятина).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle