Месяц декабрь
Двадцать седьмой день.
Святый первомученик Стефан.
(Уроки из его жизни: а) терпение в страданиях и б) любовь ко врагам).
I. Св. архидиакон Стефан, память коего совершается ныне, был первым из семи диаконов, (почему и называется архидиаконом), назначенных апостолами для попечения о бедных; он был исполнен благодати и духовной силы, и совершал великие чудеса и знамения в народе, обращая к вере в Иисуса Христа. Некоторые из иудеев вознегодовали за это на Стефана, и вступили в спор с ним; но не могли противостоять мудрости и Духу, которым он говорил. Тогда они возмутили народ, схватили Стефана, привели его на судилище и представили ложных свидетелей, которые говорили, будто Стефан произносит хульные слова на св. храм и на закон. Все, сидевшие на судилище, смотря на Стефана, увидели лицо его, как лицо ангела. Стефан защищался в одушевленной речи и смело упрекал иудеев в неверии и грехах. Когда иудеи выслушали эту речь, то возмутились и заскрежетали зубами своими. Стефан же, исполненный Свят. Духа, воззрел на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: «вот я вижу небеса отверстыя и Сына человеческого, стоящего одесную Бога». Эти слова привели иудеев в такую ярость, что они закричали громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на Стефана. Затем вывели его за город и стали бросать в него каменьями. Между тем он молился за врагов и последния слова его были: «Господи, не постави им сего во грех!» Он первый из христиан пострадал за веру, а потому и получил прозвание первомученика.
II. Видите, братия, как жестоко поступили иудеи с невинным первомучен. Стефаном. Он был верный раб Иисусов, муж исполненный веры и духовной силы, друг бедных, и совершал многия чудеса и знамения в народе: и этого было достаточно, чтобы на него вознегодовали, чтобы его преследовали и убили
а) И как терпеливо он перенес страдания! Несмотря на несправедливыя обвинения и побиение камнями, он нисколько не теряет душевного спокойствия, мужества и терпения. Почему? Потому что он взирал на Иисуса, Который также невинно претерпел смерть, – он помышлял о награде, ожидавшей его в открытых пред ним небесах, и это укрепляло его мужество и терпение. «Воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога».
Братия-христиане! если бы и мы следовали примеру первомучен. Стефана! До настоящего времени мы были весьма непохожи на него; мы устыдились бы, если бы сравнили нетерпение свое в страданиях с мужеством св. Стефана. Признаемся, что мы в каждом, даже незначительном, приключающемся нам страдании теряем спокойное состояние души и терпение, и малодушно жалуемся и ропщем. Почему? Потому что мы взираем только на камни и на побивающих камнями, а не на Иисуса Христа, давшего нам пример терпения, и не на небо, которое можем заслужить лишь терпеливым перенесением страданий, – потому что мы обращаем внимание лишь на страдание свое, а не на грехи свои, из-за которых мы страдаем, и даже заслуживаем гораздо больших страданий.
б) Второй урок, который мы извлекаем из истории страданий св. первомученика архидиакона Стефана, научает нас питать ко врагам своим не чувство ненависти, но чувство христианской любви. Побиваемый камнями, св. Стефан молился за своих убийц Богу. Примеру св. первомученика, который подражал в этом отношении Господу Иисусу, молившемуся на кресте за Своих распинателей, следовали и все христианские мученики. Ему же должны подражать в своих отношениях ко врагам и все мы, именующиеся христианами, если хотим быть ими не по имени только, что для нас ни мало не полезно, но на самом деле, по жизни.
«Слово Божие» так учит о любви ко врагам:
«Любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть, и изгонящия вы» (Матф. V, 44). – «Аще алчет враг твой, ухлеби его; аще ли жаждет, напой его; сие бо творя углие огненное собираеши на главу его. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» (Рим. XII, 20–21). – «Бывайте друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг ко другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам» (Ефес. IV, 39).
«Подобным же образом учат о любви ко врагам и св. отцы церкви».
«Нет ничего более достойного удивления в человеке, как любовь ко врагам», говорит блаж. Августин. Он же в другом месте пишет: «есть много видов милосердия, посредством которых мы можем получить от Бога прощение в своих грехах, но вернейший из всех – прощать врагам». (См. «Исповедь» блаж. Авг.).
«Как вы можете возносить руки к небу, как можете молиться и просить о прощении своих грехов? Если бы Бог и хотел простить вам, вы сами препятствуете Ему, не прощая вашему брату», учит свят. Иоанн Златоуст.
Он же в другом месте говорит:
«Как бы ни были звери свирепы по своей природе, однакож человек, силою воли, делает их ручными, а вы, которые изменяете естественную свирепость зверей в неестественную им кротость, какое оправдание можете представить, изменяя естественную вам кротость в противуестественную свирепость? Вы укрощаете природную ярость диких зверей, а сами, одаренные всеми преимуществами человеческой природы, впадаете в зверскую ярость. Вы делаете льва покорным и послушным, а сами доходите до свирепости льва. В льве вы преодолеваете двойную природу, противящуюся его кротости: преодолеваете его природу, лишенную разума, и его природную кровожадность; а сами в себе разрушаете мудрость, положенную в вас Богом. Почему же вы, которые преобразуете природу зверей, не можете преобразовать вашей собственной природы, вашей собственной воли? Когда увещевают вас укротить гнев, питаемый вами к одному из подобных себе, вы отказываетесь, говоря, что это не зависит от вашей личной воли. Какое извинение и какую увертку найдете вы, когда из льва вы делаете некоторым образом человека, а сами из человека становитесь неукротимым львом?» (См. Злат., бес. 4 на св. Матф.).
III. Молитвами св. первомученика архидиакона Стефана да дарует нам Господь и силу терпения в перенесении скорбей и бедствий жизни, и силу любви ко врагам, причинившим нам эти бедствия. (Свящ. Гр. Дьяченко).