Месяц декабрь
Двадцать шестой день.
Поучение 1-ое. Праздник Р. Христова. (Второй день праздника).
(История бегства Иисуса Христа в Египет и внушаемые ею нравственные уроки).
I. В евангельском чтении настоящего дня, св. церковь, продолжая историю первых дней жизни нашего Спасителя, предлагает нам, бр., между прочим повествование о бегстве Его в Египет с праведными родителями Своими. – Когда волхвы или восточные мудрецы, пришедши в Иерусалим, спрашивали, где родившийся Царь иудейский, ибо они видели звезду Его на востоке, то тогдашний царь иудейский – Ирод крайне смутился таким известием, очевидно опасаясь за свою царскую власть и, призвав волхвов, повелел им идти в Вифлеем, так как по пророчествам там надлежало родиться Мессии, – собрать точные сведения об этом новорожденном Царе и сообщить потом ему, имея злой умысел умертвить Его для ограждения своего царского престола. Волхвы действительно нашли в Вифлееме новорожденного младенца Иисуса с Иосифом и Матерью Его Марией и принесли Ему достойное поклонение и богатые дары, но, по особенному откровению свыше, к Ироду уже не возвращались, а иным путем отошли в свою страну. Тогда Ирод, в безумной ярости и гневе, возымел страшное намерение погубить всех вифлеемских младенцев, предполагая, что в том числе он непременно погубит и новорожденного Царя. Вот тогда-то является Иосифу во сне ангел и повелевает взять Младенца и Богоматерь и бежать с ними в Египет. Иосиф так и поступил. Затем последовало действительное исполнение злобного намерения Ирода – избиение 14 тысяч вифлеемских младенцев, потом смерть самого Ирода, а вслед затем, опять по повелению ангела, возвращение святого семейства в землю израилеву и поселение в Назарете.
II. Обратим внимание на те нравственные уроки, которые содержатся в изложенном евангельском повествовании.
а) Узнав от волхвов о рождении Царя иудейского, которому пришли они поклониться, Ирод, как человек крайне властолюбивый, убоялся, как бы не потерять своей царской власти, а потому искал убить младенца Иисуса; но, будучи не в состоянии найти Его, решился на убийство неповинных младенцев вифлеемских, надеясь хотя таким образом достигнуть своей преступной цели. – Так и всегда, люди беззаконные, действующие под влиянием страстей, решаются на всякое зло, лишь бы только удовлетворить своим прихотям, исполнить свои греховные желания; – особенно много бед творят в обществе некоторые люди сильные и могущественные, только беззаконные и порочные: они не останавливаются ни пред какими злодеяниями для удовлетворения своих пагубных страстей.
В частности, властолюбие есть одно из величайших зол в человеке и начало всякого зла. Нечестивый Ирод не задумался совершить убиение тысяч невинных младенцев, лишь бы только не потерять своей власти. Несчастный властолюбец! ты ищешь власти над другими, а сам собою не умеешь владеть. Научись прежде владеть собою, побеждать свои страсти, и тогда принимай власть над другими.
б) Евангелие повествует, что из Вифлеема новорожденный Богомладенец, спасаясь от злобы Ирода царя, бежит с Своими родителями в землю египетскую; отсюда, по времени, по внушению свыше, возвращается в землю израильскую, но здесь опять не находит спокойного места, опасаясь гонения от Архелая, сына Иродова, почему отходит в пределы галилейские и поселяется в Назарете. – Таким образом едва отыскивается безопасное место и для Сына Божия, странствующего на земле, – для Того, Которого – «земля и исполнение ея»: из страны в страну бегая, водворяется Он в малом и презренном городке Назарете. Так и последователи Его, истинные христиане, являются в мире сем странниками и пришельцами, не имея зде пребывающего града, но грядущего взыскуя. Живя в мире сем, как в чужой стороне, они всегда находятся в опасности: мир и диавол постоянно их преследуют и ищут их погибели; – присоединимся, бр., к этим странникам, чтобы вместе с ними и нам достигнуть отечества небеснаго.
Напечатлеем в сердце своем ту святую истину, что мы в жизни сей являемся не ради этой жизни, а для того, чтобы чрез нее пройти в жизнь лучшую, вечную; тогда мы по истине будем странники в этом мире и не будем искать ни богатства, ни чести и славы, зная, что все это должны оставить в этой стране пришельствия, но всемерно будем стремиться ко граду грядущему, к вечному царству, уготованному для праведных от сложения мира. – Не забудем, что Ирод боялся лишиться царства, а потому не устрашился совершить ужасное кровопролитие; однако, не только царства, но и самой жизни лишился. Так – смерть полагает всему конец и всех делает равными. Злодеев и душегубцев непременно постигает наказание Божие; напрасно они думают долго жить, продолжая свои беззаконния: им невидимо уготовляется ров, в который внезапно и впадают они, – погибель неизбежна. Так и Ирод искал погубить Христа и из-за этого погубил множество младенцев, надеясь долго еще царствовать, – но не сбылись безумные мечты безумного царя: «изомроша ищущие душу отрочате». Так и Авессалом, искавший умертвить отца своего Давида, сам внезапно повесился между небом и землей. Так и фараон, озлобивший Израиля и убежденный неоднократным наказанием Божиим, сначала отпустил было народ этот, но вскоре, раскаявшись на свою беду, опять погнался вслед за ним, желая удержать его в рабстве у себя; но увы! корыстолюбие погубило и его, и его войско: в волнах Чермного моря погряз он, как олово в воде, со всем ополчением своим. (См. Проп. прил. к Рук. для с. пастырей за 1888 г., декабрь).
III. Таковы судьбы Божии, постигающия своевольных и упорных беззаконников. Мы же, бр., да не ревнуем лукавнующим, ниже завидим творящим беззакония. Оставим худые примеры, отложим всякую похоть греховную – да бежат от нас страсти властолюбия, честолюбия, корыстолюбия, наипаче в настоящие святые дни, а с ними и все беды и напасти и вечная погибель наша. А тех, которые ненавидят и гонят нас, предадим суду Вседержителя Бога, Судии праведного и нелицеприятнаго; сами же вооружимся терпением, по слову Спасителя: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лук. 21, 19). Аминь. (Сост. по указ. источн.).