Источник

Четвертый день.
Поучение 3-е. Святая великомученица Варвара.

(Вселенная учит нас познанию Бога).

I. Св. ныне ублажаемая великомученица Варвара родилась в греческой стране от богатого и славного сановника Диоскора, жителя города Илиополя, в то время, когда христиане терпели жестокие гонения от идолопоклонников. Желая уберечь свою дочь от дурного сообщества, отец поселил ее в уединенной башне своего дома. Здесь ее взорам представляется прекрасный вид на окрестные места; восход и заход солнца, появления на небе луны и звезд видны были отсюда во всем своем величии. Удаленная от всяких развлечений, юная Варваря стала присматриваться к природе; скоро она полюбила задумываться над всеми явлениями природы. Пытливый ум ее спрашивал: кто же сотворил все то, что мы видим в мире? Ей еще в юности говорили, что все это производят боги ее отечества, бездушные идолы. Но как могут они что-нибудь сотворить, когда сами они – творение рук человеческих? – так размышляла Варвара и сама собою дошла до мысли, что Творцом вселенной может быть только существо высочайшее, во всем отличное от человека. Так поучаясь, она познала Господа, Творца и Вседержителя, единого премудраго, всемогущего и всеблагого Промыслителя о мире. Скоро сердце отроковицы воспылало такою любовию к Господу, что Варвара только и помышляла о Боге. Когда отец ее (Диоскор) предложил ей выходить замуж, то она решительно отказалась. Диоскор думал, что так говорит его дочь по своей привычке к уединению, и потому решился предоставить ей более свободный образ жизни, окружив ее для развлечения подругами. Но оказалось, что Варвара так укрепилась в мыслях о божественном, что в своих беседах с подругами всегда вела речь о величии Создателя и суетности языческих богов. От некоторых своих подруг – тайных христианок – она в первый раз услышала о Спасителе и Его учении. Ея чистое сердце с полною верою и преданностию приняло весть о спасении людей чрез страдания Христа. Вскоре отец ее уехал в далекую землю, и Варвара получила возможность в подробности узнать учение Христа от одного иерея. Служитель церкви Христовой разъяснил все ее недоумения, преподал ей все нужные истины христианской веры и совершил над нею св. крещение. Возвращается отец ее Диоскор из дальняго странствования и находит свою дочь изменившеюся во всех словах и поступках. Варвара не разделяла уже более суеверий отца и отвергла идолов: она веровала и прославляла неведомого Диоскору распятого Иисуса Христа. Когда Варвара отказалась возвратиться к прежним заблуждениям, то Диоскор предал ее на судилище, где ее подвергли мучительным пыткам. Но страдания за имя Христово не поколебали веры преданной Богу души, а только посрамили изуверство мучителей. Усеченная от руки отца своего мечем, св. Варвара взошла в небесные обители в сретение небесному Жениху своему – Христу.

II. Так созерцание красот видимого мира привело св. Варвару к познанию Творца мира. Так приводит к тому же созерцание природы и всякого человека.

След бытия Своего, Своих божественных свойств и присносущной силы Своей отпечатлел Бог ясно на всем творении Своем. Не закрывай только очей ума, и не скашивай их, и будешь видеть. Как на снегу оставленный след ясно показывает, кто проходил, человек или зверь: так ясно отпечатлен след Божий на творении, общий ли сделаешь ему обзор, или вникнешь в каждую тварь особо.

а) Сделайте, возлюбл. бр., сначала общий обзор вселенной. Отдались мысленно от нашей солнечной системы, и смотри, как мчатся вокруг солнца эти огромные тела, то по одиночке, то со спутниками, бегущими вокруг их; смотри далее, как самое солнце имеет свое движение, – не вокруг ли это своего солнца? и не в сообществе ли со многими подобными себе солнцами? – Смотри: не имеет ли и это общее их солнце само своего же солнца, вокруг коего движется в сонме подобных себе солнцев? и так далее, – пока наконец досмотришься, если только досмотришься, – до единого общего всем центрального солнца. Стань потом, обозри все это зараз, пробегши мысленно с востока на запад, с севера на юг, с высшей точки до низшей, и увидишь на этом необъятном пространстве, которого пределов и мысль определить не может, хотя они есть, неисчетные множеством тела, кои, составя хоры, движутся в разнообразных напраправлениях одни вокруг других, пресекая свои пути, то отвесно, то под углом, идя то рядом, то поперек, то насупротив одно другому, и однакож не мешая друг другу и не возмущая взаимно путей, а движась в стройных сочетаниях и соотношениях. Увидев все это, можешь ли удержаться, чтобы не воззвать с пророком: «дивна дела Твоя, Господи... Исповемся Тебе, яко удивился еси?» (Пс. СХХХVIII. 14). И ангелы не могли удержаться от хвалебных восклицаний Творцу всяческих, когда в первый раз пущена была в ход эта огромнейшая, многосложнейшая, премудро устроенная, неподвижно стоящая и живо движущаяся в себе, машина, как Сам Бог засвидетельствовал о них, говоря у Иова: «егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангелы Мои» (Иов. XXXVIII. 7). Подавляющее впечатление вынес из подобного созерцания и св. прор. Давид, исповедав: «Господи, Господь наш! яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. – Яко узрю небеса – дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси, что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его» (Пс. VIII. 2, 4)?

После этого слабого начертания всякий может понять, каким образом ум, помышляя о творениях, не может не узреть приносущной силы Божией так же ясно, как ясно видит кто телесными глазами вещь, пред ним находящуюся. Первое впечатление от созерцания мира есть неотразимое сознание и исповедание беспредельного всемогущества Божия, по коему Он столь необъятный мир создал единым словом. и держит его единым хотением Своим, и единым мановением воли Своей ведет его к предназначенному концу.

б) Вникни в творения по частям – и увидишь ясно отпечатленными всюду непостижимую премудрость Божию и благость беспредельную: премудрость в устроении всякого существа, благость в окружении его всем потребным для благобытия. И нет человека, который бы этого не видал и не исповедывал. Возьми снежинку, возьми цветок, возьми крыло насекомаго, возьми глаз – и стань разбирать, как это все устроено, и не надивишься премудрости этого устроения. Посмотри далее: былинка травная прикреплена к земле и двигаться не может, но она находит все нужное себе корнем в земле и листьми в воздухе и живет; маленькое насекомое на листе раждается, на листе и умирает, но тут же оно находит и все потребное для своей жизни; животные раждаются слабыми детенышами, но матерям их вложена неотразимая забота о них, не дающая им покоя, пока не воспитают детей. Кто окружил твари такою попечительностию? – А о человеке, как много встречает он невидимо откуда исходящей попечительности о себе, что и говорить? – Все сие и подобное не есть ли ясное доказательство беспредельной благости Божией?

Так всюду видимы «невидимая Божия, -» т. е. Его творчество, промысл, правдивый о каждой вещи приговор и домостроительство всякого рода. Потому «недостойны извинения имеющие столь строгих учителей и не извлекшие никакой пользы из стольких уроков. Ибо и сие присовокупил апостол: «во еже быти им безответным!» Ибо едва не вопиют самые дела, что такие не имеют никакого оправдания к освобождению от угрожающих им зол» (Феод.).

Бог окружил людей таким множеством свидетельств о Себе для того, чтоб они не могли не познать Его и не разуметь. Если после сего оказываются люди, не разумеющие Его, кто виноват? Никто, как сами, Бог все сделал для сего; не уразумели по собственной вине, и в оправдание себя ничего представить не могут.

III. Брат-христианин! чаще размышляй о величии Божием, более старайся утвердить в себе благоговение к правителю вселенной. Взойдет ли солнце, усеется ли небо светлыми звездами, загремит ли гром, прольется ли дождь, преклонись пред величием Божиим и воздай хвалу Вседержителю. Взирая на величие и красоту творений, возносись мыслию своею к великому, премудрому и всеблагому Творцу их, повергайся пред Ним в благоговейном умилении и прославляй Его. Помышляя же о величии Господа, страшись оскорбить Его недостойными делами. (Сост. свящ. Гр. Д-ко по соч. епископа Феофана и др. источн.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle