Месяц декабрь
Четвертый день.
Поучение 2-ое. Препод. Иоанн Дамаскин.
(Уроки из его жизни: а) мы должны приобретать духовные познания и б) употреблять их во славу Божию).
I. Препод. ныне ублажаемый Иоанн Дамаскин получил блестящее образование под руководством ученого инока Космы святоградаря и, сделавшись после смерти отца своего правителем города Дамаска, все свои познания употреблял во славу Божию – на защиту истины иконопочитания, оспариваемой еретиками иконоборцами, на изложение догматов христианской веры и на составление тех дивно-прекрасных церковных песнопений, которые поются в настоящее время во всех православных церквах мира и которые в весьма большом количестве составлены св. Иоанном дамаскиным. Скончавшись в сане пресвитера в лавре св. Саввы близ Иерусалима в 776 году, св. Иоанн дамаскин кроме замечательных познаний во всех областях человеческого ведения, и в особенности в духовных науках, и изумительных дарований в составлении церковных песнопений явил в своей жизни чудные примеры отречения от мирской славы и богатства, послушания воле своего наставника, простого старца, изумительного смирения и пламенной любви к Богу и ближним.
II. Братия-христиане! Будем подражать св. Иоанну Дамаскину в его св. жизни.
а) Станем подражать ему в приобретении духовных познаний и духовной мудрости. Велика была мудрость премудрого Иоанна: не оставалось ни одной известной в то время науки, которую не изучил бы он своим выспренним умом. И вместе велико его и блаженство. На небесах он услаждается теперь с сонмом ангелов теми хвалебными песнопениями, кои пел некогда с людьми и для людей. И на земле находил он в приобретенной мудрости неиссякаемый источник блаженства. С своею мудростию он не унывал и в то время, когда лишался правой руки за православие, не ослабевал духом, когда видел вокруг себя враждебную толпу необузданных иконоборцев, не сожалел и тогда, когда нужно было заменить ему первое место при дворе (калифа) последним в пустынной обители. Он торжествовал над всеми окружавшими его бедствиями, и был гораздо счастливее врагов, кои вооружались против него.
б) Но кто хочет быть подражателем премудрому Иоанну, тот должен подражать ему не в одном приобретении познаний, а и в употреблении их. Многие были и в его время с большими познаниями, но во гроб сошли с большими грехами и в большом несчастии. Он блажен был не потому, что владел приобретенною мудростию, а потому, что употреблял ее во славу Божию, во благо ближних и во спасение собственное.
Такое употребление земной мудрости может соделать и нас блаженными.
аа) Блажен был премудрый Иоанн потому, что все свои познания приносил в жертву хвалы и славы Триединому Богу, источал свою мудрость в сладкогласных священных песнопениях и молитвах. Блаженным может быть и каждый с приобретенною мудростию. Правда, не всякий имеет дар священного песнопения; но каждый, при помощи приобретенных познаний, – может отыскивать следы славы единого Господа. Кто будет обращаться со вниманием к своим познаниям и к талантам, коими приобретаются они, тот поймет не умом только, а самым делом, что «Господь дает премудрость и от лица Его познание и разум» (Притч. 2, 6). Если же кто с собранными познаниями, надмеваясь умом, ищет не славы Божией, а славы собственной, то это худой признак, – это признак, что он вовсе не имеет той мудрости, коею тщеславится, вовсе не обладает теми познаниями, кои усматривает в себе своим самолюбием, – потому что быть не может, чтобы какое-либо древо, обремененное плодами, возносилось к верху, а не склонялось к земле, – быть не может, чтобы возносился и напоенный мудростию разум, – тот разум, который с открытием новых истин открывает в себе новые недостатки с новою областию недоведомаго, – быть не может, чтобы разум истинно-мудрых людей рано или поздно не сознался в своем неведении и в том, что он, при всех своих познаниях, «и в полудни осязает как в нощи и при свете как во тме» (Иов. 5, 14). Такова точно и должна быть наша истинная мудрость. Там нет ея, где гордость и самомнение. Она «приемлется только устами смиренных» (Притч. 11, 2); она «пленяет» кичливый «разум в послушание Христово» (2Кор. 10, 5) и приводит нас к «миру Божию, превосходящему всякий ум» (Филип. 4. 7).
Такова была мудрость во всех богоизбранных мужах! С нею проходил земное свое служение и тот светильник вселенныя, который усладил церковь Божию златыми струями учения, который искал не своей славы, а славы сотворшего его Владыки, и получил вечное блаженство.
бб) Блажен был преподобный Иоанн и потому, что действовал своим умом ко благу Христовой церкви, охранял ее словом и писанием от иконоборцев и других еретиков, старался об утверждении в других православной веры; – блажен потому, что был «православия наставником, благочестия учителем и чистоты». – Такому примеру может подражать каждый из нас. Все мы бываем награждены от Бога теми или другими талантами, но не для того, чтобы «угождать себе», а для того, чтобы «носить немощи немощных». И те из нас, кои не могут быть благотворителями в телесных нуждах, – те могут оказывать другим помощь в нуждах духовных. Не всякий может, подобно мудрому Иоанну, препираться с еретиками; но «всякий» из нас должен «служить друг другу тем даром, какой кто получил от Бога, как верный домостроитель многоразличной благодати Божией» (1Петр. 4, 10). А посему, уклоняется ли ближний от пути истины: должны обращать его на него и исправлять в духе кротости. Имеет ли кто нужду в наставлениях: должны давать ему богоугодные советы, вразумлять словом Божиим и наставлять в истинах спасения (Кол. 3, 16). Предается ли кто унынию в несчастии: должны внушать ему, что временное, мгновенное вознаградится некогда вечным, должны утешать его, «поощряя к любви и к добрым делам» (Евр. 10, 24). Такое «служение общественной благотворительности», по словам апостола, «не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу» (2Кор. 11, 29). Иначе, какая польза будет от приобретенной мудрости, если она останется без пользы для других? Какое будет удовольствие от познаний, если плодами их не будут пользоваться нуждающиеся? – Блажен только тот, кто употребляет познания свои во благо других.
В таком блаженстве могут участвовать особенно те, кои призваны к служению церкви от самого рождения и готовятся быть служителями алтаря Господня. Как добрые пастыри они должны будут некогда охранять постоянным учением, увещанием и обличением дом Божий, который будет им вверен. Как верные воины Христовы, они должны быть постоянно вооружены «глаголом Божиим», сим духовным всепоражающим «мечем для низложения помышлений и всякого возношения, взимающегося на разум Божий» (2Кор. 10, 4). Они должны просвещать и научать каждаго, чтобы никто из христиан «от мала до велика» не считал себя в числе людей слепых на пути спасения и в числе «младенцев, колеблемых и увлекаемых всяким ветром учения» (Еф. 6, 14), должны внимательно с«мотреть, чтобы кто не лишился благодати Божией» своемудрыми толками об истинах веры и благочестия, «причиняя вред себе и заражая тем других» (Евр. 12, 15). Трудна эта обязанность, но и плоды от исполнения ее велики. Приятно бывает собирать жатву на нивах полевых, а еще приятнее собирать ее на нивах духовных. Какое удовольствие может получать тот, кто успеет хотя одного заблудшего обратить на путь истины! Какое утешение быть виновником спасения ближних не от временныя, а от вечные смерти! В этой великой радости принимают участие не одни земнородные, но и небесные ангелы, – принимает участие Сам небесный Пастыреначальник, назирающий за обретением каждой погибшей овцы.
III. Воистину, братия мои, блаженна будет участь тех, кои приобретенную мудрость употребляют на благо других! Да дарует нам Господь по молитвам препод. Иоанна Дамаскина способность к приобретению духовных познаний и благое намерение употреблять их во славу Божию. (Сост. свящ. Г. Д-ко с дополн. по Поучительным словам архимандрита Макария).