Источник

Первый день.
Поучение 4-ое. Покров Пресвятыя Богородицы.

(О необходимости покровительствовать нуждающимся в нашей помощи).

I. Несколько столетий тому назад, в настоящий день, блаженный Андрей удостоился, братия, дивного и вместе утешительного видения, – именно: когда он находился в цареградском влахернском храме Пресвятыя Богородицы и вместе с другими константинопольскими жителями умолял Господа отвратить бедствие от греческой столицы, которой в то время угрожали нашествием страшные сарацинъг, тогда ему представилось, что отверсся свод храма, и он увидел на воздухе Матерь Божию с ликом ангелов, пророков, апостолов и других небожителей. Пресвятая Дева коленопреклонно молилась Богу и покрывала мир христианский честным Своим омофором. Узрев это, блаженный Андрей сказал ученику своему Епифанию: «видишьли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» – «Вижу, отвечал Епифаний, и ужасаюся». – Это видение сопровождалось избавлением Царьграда и всей Греции от нашествия варваров; поэтому св. церковь установила ежегодно праздновать его в настоящий день в память и назидание верующим.

II. И мы, по примеру Матери Божией, должны посильно покровительствовать нуждающимся в нашей помощи, должны помогать бедным, сирым и другим несчастным.

а) Все мы, – богатые и бедные, сильные и слабые, знаменитые и безвестные, мудрые и неразумные, – все мы составляем одно великое семейство. Кто мы по природе нашей? Потомки одного Адама. Кто мы по благодати? Чада единого Отца небеснаго. – Кто мы по конечному назначению нашему? Сонаследники царства небеснаго. Скажу более, мы не только составляем одно семейство, но мы члены единого тела, как гражданского – государства, так и духовного – церкви Христовой, у которой единая «глава» – Христос, «а мы все»«члены», как говорит апостол (Еф. 5, 23 и 30). Видите, какая тесная связь, какое сродство между нами! Поэтому, судите, не должны ли мы усердно вспомоществовать друг другу, а в особенности тем бедным и несчастным братиям нашим, которые имеют большую нужду в нашей помощи? Очевидно, должны! Как в обыкновенном теле все члены сочувствуют и помогают один другому, так и мы должны сострадать друг другу и взаимно вспомоществовать в наших нуждах. Как в обыкновенном семействе старшие, здоровые братья и сестры, надзирают за младшими и немощными; так и мы должны пещись о меньших братиях наших во Христе – о бедных и несчастных. Если же мы не будем делать сего; то чрез это явно покажем, что мы дурные братья, худые христиане.

б) Мы тем охотнее должны вспомоществовать нуждающимся в нашей помощи, что, оказывая необходимое пособие им, мы по тесной связи, существующей между ими и нами, делаем добро не только им, но и самим себе. И подлинно, не полезно ли для нас, если эти несчастные, которые живут теперь в тягость, а иные даже во вред нашему обществу, и, может быть, погибнут без нашей помощи, – не полезно ли для нас, если они при нашем пособии сделаются добрыми гражданами и будут посильно содействовать общему и вместе нашему благу? Не полезно ли для нас, если они за добро, им оказанное, будут благодарить нас, взаимно услуживать нам, и станут призывать на нас благословение Божие?..

Но не один гражданский и духовный союз, между нами существующий, и не одно временное, общее и частное благо наше, побуждают нас усердно помогать нуждающимся в нашей помощи. К этому есть и другие – важнейшие побуждения.

в) Почему Бог, общий наш Отец небесный, не в одной мере наделил нас дарами Своими? Но одним дал их более, а другим менее? Для того, чтобы первые разделяли с последними избыток дарованных им благ и все взаимно помогали друг другу, по мере их средств и способностей. Это видно из разных мест слова Божия. Так, например, апостол говорит, что правители народные облечены от Бога властию «во благое» нам – для того, чтобы они удерживали нас от худых поступков, поощряли к доброй деятельности и защищали от злых людей (Римл. 13, 3–4. 1 Петр. «2», 13–14). Тот же апостол в другом месте учит, что богатые не должны хранить богатства своего для себя только, но должны употреблять его на вспомоществование бедным и другие добрыя дела (1Тим. 6, 17–18). Он же в ином месте внушает сильным и разумным, чтобы они помогали слабым и скудоумным, вразумляли безчинных, утешали малодушных, заступали немощных (Римл. 15, 1. 1Сол. 5, 14), да и всем нам заповедует: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).

Из этого видите, братия, что оказывать необходимую помощь нуждающимся в ней есть священная обязанность наша, – на это есть воля Божия, закон Христов.

г) А чтобы мы усерднее исполняли эту священную обязанность, для этого Господь обещает великую награду за исполнение ее и тяжкое наказание за небрежение о ней. Кто те блаженные, которых наречет Господь на всемирном суде Своем благословенными и введет в царство небесное? Это добрые – сострадательные люди, вспомоществующие бедным и несчастным; это те, которые питают алчущих и жаждущих, принимают в домы свои странников, одевают наготствующих, посещают больных, утешают заключенных в темницах. А кто те несчастные, которых удалит Господь от лица Своего и ввергнет в огнь вечный, уготованный диаволу? Это люди жестокосердые, которые не имеют жалости к бедствующим и отказывают им в необходимой помощи. «Идут сии в муку вечную», говорит Спаситель (Мф. 25, 34–46). Вот, какое страшное последствие будет иметь наше несострадание к бедным братиям, нуждающимся в нашей помощи...

д) Впрочем, хотя бы и небыло ни награды за благотворения бедным, ни наказания за равнодушие к ним, ни других побуждений оказывать им необходимую помощь: то и в этом случае мы должны сострадать и благотворить им потому, что о нас самих милосердствует и печется Отец небесный. Он «солнце Свое сияет на злыя и благия, дождит на праведные и неправедныя». А что еще важнее, Он для спасения нашего не пощадил Единородного Сына Своего, но «за нас предал Его», – «да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Иоан. 3, 16. Римл. 8. 32). Что же? не должны ли мы подражать такой любви и благотворительности Его? не должны ли в благодарность за них сами благодетельствовать бедным людям, меньшим братиям Христовым? Непременно должны! Это нам внушает и Спаситель, говоря: «будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лук. 6; 36). Если же кто не сострадает несчастным и отказывает им в необходимой помощи, то не только не достоин любви Божией и тяжко грешит пред Господом, но еще напрасно называется христианином и человеком. «Кто сеет скупо», говорит апостол, «тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». – «Благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог» (2Кор. 9. 6. Евр. 13, 16). Если же кто «имать богатство мира сего», говорит другой апостол, «и видит брата своего требующа, и затворит утробу», или сердце свое, «от него; како любы Божия пребывает в нем?»«Суд без милости не сотворившему милости» (1Иоан. 3, 17. Иак. 2, 13).

III. А Ты, Мати Божия, «предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное», моли Господа, преблагого и милосердаго, да усилит в нас взаимную любовь и сострадание к бедным братьям нашим, дабы мы не по имени только, но и по делам своим были истинными Его последователями и удостоились некогда войти «в вечные кровы», уготованные на небе людям благотворительным (Лук. 16, 1–9). Аминь. (Сост. по «Словам и беседам» Платона, митр. киевского).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle