Месяц сентябрь
Двадцать шестой день.
Поучение 2-ое. Преставление св. ап. и еванг. Иоанна Богослова.
(Уроки для подражания из его жизни: а) ревност ко спасению ближних; б) любовь к Господу и ближним; в) девство).
I. Святый ныне прославляемый апостол и евангелист Иоанн Богослов был сын галилейского рыбаря Зеведея и Саломии. До обращения ко Христу он был учеником св. Иоанна Предтечи и, вместе с ап. Андреем, последовал за Господом по указанию Предтечи, как рассказывает об этом он сам в 1-й главе своего Евангелия, не указывая, впрочем, себя по имени. Во время земной жизни Господа, Иоанн, вместе с ап. Петром и братом своим Иаковом, был в числе трех любимых учеников Господа: удостоился быть свидетелем явления Божественной славы на горе Фаворе, был при воскрешении дочери Иаира; на тайной вечери ему Господь открыл Иуду предателя. Проникнутый любовию к небесному Учителю, Иоанн следовал за Господом на суд и стоял при кресте Господа с немногими лицами, родственниками Его по плоти; ему Господь, в предсмертные минуты, поручил заботу о Своей Пречистой Матери; явясь ему по воскресении у озера Тивериадского, Господь дал ему намек на его долгую жизнь и мирную кончину. Исполняя священный долг хранить Пречистую Матерь Господа, Иоанн, до Ея успения, жил в Иерусалиме. Здесь подвергался суду и бичеваниям в синедрионе; из Иерусалима выходил только один раз, чтобы, вместе с Петром, низвести Святого Духа на самарян, крещенных диаконом Филиппом.
После успения Божией Матери, Иоанн отправился на проповедь в Малую Азию и, утвердившись в Ефесе, основал христианские церкви в семи городах, упоминаемых в Апокалипсисе.
Во время гонения Домициана, Иоанн был отведен в Рим на мучения; но когда ни яд, ни кипящее масло не повредили ему, Домициан сослал его на остров Патмос, где Господь открыл ему, в таинственных образах, будущую судьбу семи мало-азийских церквей и всего христианского мира. Эти откровения он изложил в книге Апокалипсис. При добром преемнике Домициана, Нерве, Иоанн возвратился в Ефес и здесь прожил до глубокой старости, служа, до последних сил, Богу и ближнему.
О его ревности к спасению ближних передается следующий рассказ: Иоанн взял на свое попечение одного христианского юношу и, когда пришлось ему удалиться из Ефеса надолго, апостол поручил юношу епископу города. Но епископ не оправдал доверия св. Иоанна. Юноша увлекся дурными примерами и предался порокам, а потом, сделавшись начальником шайки разбойников, предался грабежу и убийствам. Иоанн, находясь однажды вблизи города, где жил епископ, спросил о юноше и, узнав о его печальной участи, отправился в горы и там, после долгих поисков, нашел его, слезами и увещаниями обратил его к раскаянию и опять направил на путь добродетели.
К концу жизни св. Иоанна в церкви появились еретики, отвергавшие Божество Сына Божия и Духа Святаго. В обличение этих еретиков Иоанн написал Евангелие, в котором особенно подробно изложены те беседы Господа и те Его деяния, в которых особенно раскрывалось учение о Божестве Сына Божия и Духа Святаго. За это св. евангелист Иоанн назван Богословом.
Кроме Апокалипсиса и Евангелия, Иоанн написал три соборных послания, в которых более всего говорил о христианской любви. Св. Иоанн прожил более 100 лет. Почувствовав приближение смерти, он взял с собою любимого ученика Прохора и других учеников, вышел с ними из города, велел ископать себе могилу и, дав ученикам последния наставления, предал душу свою Богу. После кончины его, из его могилы ежегодно, 8-го мая, исходил тонкий прах (пыль), имевший силу исцелять болезни. Поэтому память св. Иоанна стали праздновать еще 8 мая.
II. Многому научает нас своею жизнию св. ап. и евангелист Иоанн Богослов.
а) Он был возлюбленный ученик Иисуса Христа. За что возлюблен был? За то, что сам Иоанн крепко возлюбил Господа. Смотрите: при кресте ни одного нет из апостолов, а Иоанн тут. Какого же еще нужно более сильного доказательства любви? – Мы, братия, часто жалуемся и говорим: забыл нас Господь, не дает, чего мы просим у Него. Но чем говорить такие слова, лучше спросить себя: сами-то мы помним ли Его? Сами-то чем доказываем свою любовь к Нему? Часто эта любовь у нас только на словах, а на деле никакой жертвы, никакого подвига, никакого даже самого легчайшего доброго дела не сделаем во имя Его. Поститься не можем, молиться не хочется, в храм ходить некогда, милостыню подать – сами нуждаемся, обиду перенесть тяжело... Сами не помним Господа, а желаем, чтобы нас Господь помнил, – сами холодны к Нему, а хотим, чтобы всеми земными благами нас осыпал, за что же? Но Господь так много делает для нас, что и исчислить невозможно Его милостей, одно долготерпение Его к нам – какое сильное доказательетво горячей любви Его к нам! Нет, не унывать нужно, когда нам кажется, будто Бог забыл нас, – неправда это: Он ли забудет Свое создание? – а надобно самим нам заботиться, чтобы всем сердцем любить Его – нашего Творца и благодетеля.
б) Иоанн Богослов был девственник – и смотрите, какая награда за соблюдение девства! Христос Спаситель Пречистую Матерь Свою, Матерь Приснодеву, вручает на попечение ему. – Видите, братия, как приятно Господу девство – соблюдение чистоты душевной и телесной, как приятно Ему целомудрие! Но где ныне эти целомудренные юноши? Как немного их! Как многие из них давно-давно потеряли свою невинность, давно осквернили одежду чистоты, которую получили в крещении! Но потерявшие чистоту девства своего, подумайте, как в молитве приступите вы к Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим Матери Господа? Как приступите к Святейшему и Честнейшему паче солнца Господу, Искупителю и Благодетелю своему? Как наконец предстанете на страшный суд Его? И к царю земному нельзя предстать в одежде убогой, нечистой, тем более к Царю небесному страшно предстать с душою и телом оскверненными. Подумайте об этом все, знающие за собою грехи плотской нечистоты, вразумитесь, покайтесь и научитесь Богу святому служить в чистоте и святости.
в) Св. Иоанн был один из самых ревностных проповедников Евангелия. Он всю жизнь посвятил на это дело, всюду возвещал о Христе, и на корабле и в заточении, и скованный и свободный, одно дело знал – проповедь евангельскую. Но как же иначе? Это долг, это призвание его, это прямая обязанность его. Разве мог апостол не говорить о том, чем преисполнена была душа его, – в истине чего искренно и глубоко был убежден он? О Возлюбленном разве может не говорить любящий Его?
А мы, братия, не от того ли так мало имеем ревности о распространении веры Христовой, о водворении всюду благочестия, что сами слабо веруем и сами не проникнуты духом благочестия и христианской любви? Призывают нас к посильным жертвам для дела распространения веры Христовой, – и как лениво, медленно, с какою неохотою откликаемся мы на это дело! Обязаны мы по своему положению быть наставниками, руководителями на пути добра для других, – и как лениво внушаем это доброе, христианское другим! Нет, – если какой отец сам преисполнен веры и любви христианской, он не утерпит, чтобы эту веру и любовь не поселить в детях своих, – он неумолкаемо будет говорить с ними о любви ко Христу, о жизни по святым Его заповедям, и об обязанностях христианина. Если какой начальник или хозяин сам глубоко верующий и искренно благочестивый человек, он эту веру и благочестие всеми мерами постараетея вселить и в подчиненных своих, – и беседа его с ними самая сладкая – будет о жизни во Христе, – и радость самая великая и святая – это будет о том, когда он видит, что близкие его живут во Христе, – и скорбь его самая глубокая – это о том, когда видит упадок веры, недостаток благочестия и страха Божия в подвластных своих. Много полезна была бы подобная св. ревность в нынешнее время, когда вера так упадает, пороки и нечестие всюду увеличиваются!
г) Наконец, св. Иоанн Богослов был великим учителем любви к ближним.
Насколько глубоко ап. Иоанн проникнут был любовию к жившим в его время христианам, и желанием, чтобы между ними распространялись мир и любовь, а не вражда и ненависть, это видно из предания, которое говорит, что когда он был в глубокой старости, и не мог ходить по разным странам для проповедания Евангелия и управления церквами, то, сидя в своем доме, он постоянно повторял приходившим к нему: «дети, любите друг друга». Когда его спросили, почему он так часто повторяет эти слова, он отвечал: «кто исполнит заповедь любви, тот исполнит все заповеди». И в посланиях своих к христианам, дошедших до нас в св. писании, он часто повторяет: «будем любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас»; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь; «кто любит Бога, тот пусть любит и брата своего (т.е. ближних), потому что кто не любит брата, тот этим показывает, что не любит и Бога»; как Христос положил за нас жизнь Свою, так и мы должны полагать жизнь свою за братьев; «кто любит брата своего, тот во свете, а кто ненавидит, тот во тьме»; «по истине люблю я тебя и детей твоих», пишет он одной госпоже, «потому и вам предписываю: любите друг друга». Равно в Евангелии своем он обратил внимание главным образом на те случаи из жизни Спасителя, в которых по преимуществу выражалась любовь Его к людям и которые по преимуществу возбуждают в нас привязанность ко Христу Спасителю. Например: повествует о снисходительной беседе Господа Иисуса с самарянкой, о прощении Им грехов кающейся жене, о слезах Иисуса на гробе друга Своего Лазаря, о прощальной беседе с учениками и т. п.
III. Что же, в заключение, скажем вам, братия, если не повторим слова ныне прославляемого евангелиста Иоанна Богослова, которые он так часто повторял в жизни своей: «братие, любите друг друга»! Что скажем, если не напомним, что Иоанн Богослов должен быть всегдашним образцом для нас истинной любви к Богу и людям! (Сост. Г. Д-ко по Чет.-Мин., №476 «Троицк. листка и др. источн.).