Месяц сентябрь
Двадцать шестой день.
Поучение 1-ое. Преставление св. ап. и еванг. Иоанна Богослова.
(О побуждениях к взаимной любви христианской).
I. Все апостолы, а за ними пастыри и учители христианской церкви, внушают нам взаимную любовь друг к другу; но «св. Иоанн Богослов», коего память мы ныне празднуем, по преимуществу может назваться проповедником любви. По свидетельству одного церковного дееписателя, он непрестанно говорил христианам: «чадца, любите друг друга!» «Возлюбленнии, возлюбим друг друга!» Вся жизнь его была выражением любви, которой он учил.
Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною, говорит этот апостол. Он пережил всех апостолов и один только из них умер естественною смертию в глубокой старости.
II. Празднуя память столь великого проповедника любви, нам прилично, братия, побеседовать ныне о любви, чтобы усилить в себе расположение к ней.
Побуждений любить друг друга очень много: и природа, всем нам общая, и наше духовное отношение друг к другу, и заповедь Спасителя нашего, и пример Его, и нравственное достоинство любви, и великая польза от ней проистекающая, – все побуждает нас любить друг друга.
а) Действительно, кто мы друг другу по природе нашей? – Братия. У всех нас на земле один прародитель Адам, а на небе один общий отец – Бог. Значит, все мы составляем одно великое семейство и поэтому должны любить друг друга, как единокровные.
б) Составляя одно семейство, как люди, все мы, по званию христиане, находимся еще в ближайшем сродстве между собою – составляем, по учению апостола, одно духовное тело, у коего глава – Христос, а мы члены (Ефес. 5:23, 30). – Но в каком отношении находятся члены одного естественного тела? Враждуют ли они между собою? Вооружается ли, напр., рука против ноги, глаз против уха? Нет, они действуют согласно между собою, взаимно содействуют друг другу и находятся в таком содружестве, что если страдает один член, то с ним страждут и другие (1Кор. 12, 26). – Если же так действуют плотские неразумные члены: то не паче ли должны поступать так мы, разумные члены духовного тела, коего глава – Христос желает, чтобы мы жили в мире и любви между собою?
в) Иисус Христос паче всего и заповедует нам, чтобы мы любили друг друга. Вспомните, о чем Он молил и что внушал апостолам пред страданием Своим? «Отче Святый», взывал Он Отцу небесному, «соблюди их от неприязни», – «да будут они едино, якоже и Мы! Други Мои», говорил Он апостолам, «заповедую вам» – «да любите друг друга» (Иоан. 17, 11 и 15; 15, 17). Видите, как сильно желал Иисус Христос, чтобы мы жили во взаимной любви! Мы в точности исполняем предсмертные завещания наших родителей, родственников и других людей: ужели же пренебрежем завет Господа Спасителя нашего, сделанный тогда, как Он шел на страдания за нас, готовился умереть ради нашего спасения? О, если мы не будем исполнять сего священного завета, то явно покажем, что не любим Иисуса Христа и недостойны называться учениками Его.
г) Иисус Христос не только заповедал нам любить других людей, но и представил в Себе Самом образец любви к нам. Для чего Он, будучи Богом, сошел с небес на землю и принял на Себя бренную плоть нашу? По любви к нам – людям. Почему Он, невинный, подвергался тяжким страданиям и распят на кресте, как беззаконник? По той же любви к нам людям. Почему Он долготерпит нашим грехам, и не только милует нас, но еще посылает нам разные дары благодати? По любви к нам. Если же Он, существо всевысочайшее, так любит людей Им созданных, то не паче ли должны любить их мы, подобные им творения? Ибо мы во всем обязаны подражать своему Творцу и Искупителю. Это внушает и апостол, говоря нам: «аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должны есмы друг друга любити» (1Иоан. 4, 11).
д) Мы должны любить друг друга потому более, что любовь к ближним имеет высокое нравственное достоинство, составляет великое совершенство христианина. Она уподобляет нас Богу, потому что «Бог любы есть» (1Иоан. 4, 8) и во всем действует по любви к Своим творениям, в особенности же к нам – человекам, которых Он так любит, что «Сына Своего единородного посла в мiр, да живи будем Им» (1Иоан. 4, 9). Она есть источник и совокупность всего добраго; а поэтому выше всех других добродетелей: «ныне», говорит апостол, «пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих любы», без которой все наши знания, подвиги и самая вера не имеют нравственной цены. Видите, что значит любовь и как необходима она для нравственного совершенства нашего! Поэтому апостолы, внушая все христианские добродетели, более всего заповедуют нам любить друг друга. Паче всего, говорят они, «стяжите любовь, яже есть союз совершенства». Прежде всего «друг ко другу любовь прилежну имейте, зане любовь покрывает множество грехов» (Колос. 3, 14; 1Петр. 4, 8).
е) И как хорошо было бы, если бы все люди в точности исполняли эту апостольскую заповедь и жили в искренней любви между собою! Тогда не было бы тех зол, которые происходят от неприязни человеческой, – не было бы свар и браней, обманов и клевет, хищений и убийств, явных и тайных доносов и других вредных действий, которые так много причиняют несчастия людям. Напротив, тогда и те скорби, которые неизбежны в сем мире, по естественным законам природы, весьма облегчились бы: тогда бедные и нищие находили бы щедрое пособие у богатых, слабые и немощные – поддержку и покровительство сильных, сирые и вдовицы – необходимое для них призрение. Короче, тогда любовь устранила бы много несчастий, бывающих ныне в мире, – усладила бы много горестей, удручающих ныне человечество, пролила бы много радостей и утешения между людьми: ибо любовь, по словам апостола, «долготерпит, милосердствует, не завидит, не превозносится, не гордится, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит», и не только никому не делает ничего худого, но еще внушает добро творить ненавидящим нас, благословлять клянущих нас и молиться за творящих нам обиды (1Кор. 13, 4–7. Лук. 6, 27– 28).
III. «Возлюбим» же, братия, «друг друга» и будем любить искренно, не «словом» или «языком», но «делом» и «истиною» (1Иоан. 3, 18). (Составл. по кн. «Избран. слова и беседы», Платона, митр. киевск., Киев, 1892 г. и др. источ.)