Источник

Четырнадцатый день. Поуч. 4-ое. Воздвижение честного и животворящего креста Господня.

(Сила креста Христова).

I. Великий праздник «воздвижения честного и животворящего креста Господня» совершается сегодня в память двух событий: во первых в память обретения креста Господня и во вторых – в память возвращения его от персов.

Обретение креста Господня было в 326 году. Мать благочестивого римского императора Константина Великого св. равноапостольная Елена пожелала отыскать тот самый крест, на котором был распят на Голгофе Господь наш I. Христос. Для сего она отправилась в Иерусалим и там от одного из евреев узнала, что крест был зарыт в земле на том месте, где было капище языческой Венеры. По разрытии земли нашли три креста. Чтобы узнать, на котором из них был распят Господь (ибо дщица с надписью отпала от креста Господня), попеременно возлагали кресты на умершаго, которого несли для погребения. Два креста не произвели никакого действия; а когда положили третий, то мертвый воскрес. Это чудо и многия другие ясно указали на животворящий крест Господень. В чувстве благоговения народ повергался пред крестом и желал его лобызать. Но от стечения народа многие не могли его видеть. Тогда иерусалимский патриарх Макарий взошед на возвышенное место и воздвигал (т. е. поднимал и осенял им на все стороны народ) крест таким образом, что все люди могли видеть его. Повергаясь пред крестом, христиане восклицали: «Господи, помилуй»!

С этого времени до 614 года животворящий крест Христов находился в Иерусалиме. А в 614 году персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом и, разграбив храм Воскресения, вместе с другими сокровищами взял и крест Господень. В руках неверных крест находился 14 лет. В 628 году греческий император Ираклий заключил мир с персидским царем; тогда крест Господень был возвращен опять в Иерусалим. С сего времени постановлено повсюду праздновать «воздвижение» креста Господня. От сего праздник сей называется «всемирным» воздвижением, т. е. всеобщим, совершаемым по всем храмам вселенской церкви.

II. При ежегодном воспоминании сего события положено выносить из алтаря крест для благоговейного чествования, а в соборах, лаврах и многих монастырях – повторять древнее воздвижение, т. е. поднимание креста на все четыре стороны и затем осенение народа, с пением: «Господи, помилуй»!

Чувства, выражаемые этою краткою молитвой, могут вполне соответствовать состоянию верующих, при взгляде на крест Христов, чрез который совершена всемирная жертва Голгофская за весь мир: «иже в шестый день же и час на кресте пригвождей в раи дерзновенный (по дерзости сделанный) Адамов грех и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Да пробудит же это воспоминание в сердцах христиан беспредельную благодарность и любовь к своему Спасителю, пролившему за нас Свою кровь на кресте!

Прилично при этом вспомнить и о благочестивой ревности равноапостольной царицы Елены и сына ея – равноапостольного царя Константина, даровавших православной церкви свободу и открывших для ней столь великую святыню. Подумай при этом каждый христианин и каждая христианка, что вы сделали и что можно сделать для благоукрашения местного своего храма; а подумавши об этом, старайтесь быть, по крайней мере, усердными чтителями благочестивых обрядов православной церкви, имеющих целию укреплять и возвышать в сердцах наших чувства веры и дух молитвы.

Смотря на крест Христов – орудие нашего спасения – нельзя не видеть его силы и величия. Составитель канона на «воздвижение креста Господня», св. Козьма Маюмский величественно изображает силу и величие спасительного орудия страданий Христовых.

Животворящую силу креста он видит еще в ветхом завете, когда одни только прообразования его уже творили дивные знамения. Так св. Моисей рассек Чермное море жезлом, «крест начертав впрямо» (т. е. в прямоту), и опять соединил его «вопреки написав непобедимое оружие» (т. е. крест в широту). Равным образом он же победил Амалика простертыми руками «крест вообразив», – подавал врачевство уязвленным змиями, привязав змия на «древе – образе креста», – услаждал горькие воды Мерры древом «во образ креста». Пророк Иона спасся из утробы водного зверя, «крестовидно длани распростер». Праведный Иаков возлагал руки свои, при благословении сынов иосифовых, «действие являя жизненосного креста».

Но во времена новозаветные спасительные действия креста, окропленного кровию воплотившегося Бога-Слова, распространились на весь род человеческий. Соответственно божественной силе своей, крест Христов, по верным указаниям церковного песнописца, был достойно чествуем во все времена, как ветхозаветными мужами, проразумевавшими его таинство, так в особенности новозаветными сынами благодати, узревшими это великое таинство в полном свете. А при особенных случаях были чрезвычайные видения креста, например: св. царю Константину «показа небо победное знамение креста», – или после того царю Констанцию «явися чудно простертый крест, солнечные лучи испущая». Такие видения имели, кроме частных и временных целей, одну общую, относящуюся ко «всему миру» христианскому: «дабы показать миру покланяемый образ креста во всей славе его, который Ты, Господи, изобразил для царя Константина на небе блистающим в безмерном свете, как непобедимое всеоружие».

Укажем хотя на некоторые из безчисленных примеров силы честного и животворящего креста.

Так, по сказанию св. Прохора, ученика Иоанна Богослова, св. апостол знамением креста исцелил некогда, лежавшего при пути, больного человека (житие св. Иоанна Богослова сент. 26).

Некто благочестивый Ир, по наставлению св. апостола Филиппа, начертал рукою своею образ креста Христова на поврежденных членах недужного Аристарха – и тотчас усохшая рука исцелела, око прозрело, слух открылся, и больной стал здоров (жит. св. ап. Филиппа, ноябр. 14).

Когда св. Епифаний, в детстве своем, будучи еще некрещенным, свержен был однажды рассвирепевшим ослом и сильно повредил себе бедро, то нашедший его некоторый христианин трижды знаменал крестом и тем уврачевал отрока (жит. св. Епифания, еп. кипрск., мая 12).

Препод. Макрина, сестра св. Василия В., страдая «от вереда некоего лютого на персях ея», просила свою мать осенить больное место крестом, и как скоро употреблено было это врачевство, мгновенно получила исцеление (жит. пр. Макрины, июля 19).

Нонна, мать св. Григория Богослова, подвергшись однажды тяжкой болезни, испытывала, «многия страдания», и «самое тяжкое – отвращение от пищи, продолжавшееся многие дни, и ничем неизлечиваемое». Чем же Сам Бог исцелил ее? Силою знамения св. креста! ;,Ей представилось, в ночном видении», говорит сам св. Григорий («Сл. 18», говор. в похвалу и в утешение матери Нонне, в присутствии св. Василия Вел.), «будто бы я явился к ней вдруг ночью, с корзиною и самыми белыми хлебами, потом, произнеся над ними молитву и запечатлев их крестным знамением, по введенному у нас обыкновению, подаю ей вкусить» – для подкрепления сил. И действительно, силы ее тогда же восстановились и укрепились так, что больная пробудилась от сна – уже исцелевшею.

Но чудодейственный крест Христов не только исцелял недуги, он даже соделывал тело человеческое невредимым ни от пламени, ни от челюстей свирепых зверей, ни от смертоносных ядов. Так св. первомученица Фекла осенила крестом «множество дров и хврастия, собранного под нею на сожжение ея» – и огонь не дерзнул прикоснуться к ее телу (жит. св. Феклы. сент. 24). Св. мученица Василисса никомидийская оградила себя знамением креста – и посреди пламени, в разожженной пещи, «стояла на мног час, в огни горящем», без всякого вреда (жит. св. мученицы Василиссы, сент. 4).

Обреченные на снедь зверей, св. мученики Авдон и Сеннис напечатлели на себе св. крест, и лютые звери, подобно кротким агнцам, лобызали ноги человеков Божиих (жит. св. муч. Авдона и Сенниса июля 1).

При целебной силе креста Христова – оказывались безвредными и убийственные яды. Так св. епископ Юлиан, начертав на поднесенной ему злоумышленниками чаше св. крест, выпил смертоносный яд, и не почувствовал в своем теле никакого вреда («Лимонарь, или Луг дух., гл. 3»). Подобным образом, преп. Венедикт осенил крестом сткляницу – и ядоносный сосуд расселся, «как бы от каменного ударения» (жит. преп. Венед. марта 12).

III. С восторгом указывая на чудные действия и торжественные явления победоносного знамения (креста) и с глубочайшим благоговением ублажая святое орудие нашего спасения, св. песнописец (св. Козьма) призывает не только людей верующих, но и небесные силы и даже неодушевленную природу принять участие во всемирном и радостнейшем торжестве во славу честного и животворящего креста Господня: «воздвизаему древу, – пишет он, – окроплену кровию воплощшегося Слова Бога, пойте небесные силы, земных воззвание празднующе, людие, поклонитеся Христову кресту, имже миру восстание во веки» (п. 8, тр. 1.) «земные строители благодати, священнолепно воздвизайте руками крест, на котором был пригвожден Христос Бог» (- тр. 2); «радуйтесь превозвышенные Божественною волею верные цари христианские, получив от Бога честный крест, славьтесь сим победоносным оружием» (- тр. 3); «да возрадуются вся древа дубравная, ибо освятися естество их Христом, на древе распростертым» (п. 9. тр. 1); «подземных силы противные трепещут знамения креста; небесных же и земнородных роди (сонмы) колена преклоняют Христу, подающему (чрез крест) мир душам нашим» (п. 5. тр. 2).

Вообще для верующих в Господа I. Христа и признающих силу Его крестных страданий за грешное человечество знамение креста Его составляет великую защиту не только от духовных врагов – злых духов, но и от чувственных – злых человеков и от всех несчастий.

Вот, христиане, где и в чем кроется сила против козней врага нашего спасения – диавола!

«Да не стыдимся, – скажем словами св. Кирилла иерусалимского, – исповедывать Распятого с дерзновением, да изображаем рукою знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пием; да изображаем его при входах и выходах: когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он – великое предохранение, данное бедным в дар и слабым – без труда».

Как же грешат после этого те из христиан, которые стыдятся перекреститься при входе в дом, или же небрежно кладут на себе крестное знамение!.. Ведь, когда мы делаем на себе крестное знамение, то этим показываем и как бы говорим о себе: я христианин, я Христов, я во Христа верую, я на Христа надеюсь, я Христом себя украшаю, я во Христа облекаюсь. Без крестного же знамения христианин – не православный христианин; на ком нет креста, тому нет благодати и помощи от Бога, Которому честь и слава во веки веков. Аминь. (Состав. по кн. «Уроки и примеры хр. веры» и др. источн., свящ. Гр. Дьяченко).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle