Источник

Девятый день. Поуч. 2-ое. Св. праведные богоотцы Иоаким и Анна.

(Уроки из их жизни: а) благочестие не мешает семейной жизни, б) христиане не должны чуждаться семейной жизни и в) страшиться многочадия).

I. Перенесемся, христиане, мыслию нашею за 19 почти веков назад, к тем временам ветхозаветной истории, когда народ все более и более терял свою независимость и самостоятельность и когда наступало время совершиться делу спасения рода человеческого чрез единородного Сына Божия Иисуса Христа, воплотившегося от Духа Свята и преблагословенные Девы Марии.

В те дни в бедном городке галилейском Назарете жила благочестивая чета Иоаким и Анна. Эти смиренные назаретяне не были ничем знамениты во Израили, не отличались от простых жителей Назарета никакими особенными преимуществами внешними.

Однако, не знатные в очах человеческих, Иоаким и Анна были велики пред Богом своею верою и благочестием; не славные богатством тлеющим, они были богаты праведною жизнию и добродетелями. Скромная, трудолюбивая, богобоязненная жизнь доставляла им не только честное довольство, а и некоторый избыток, который давал им возможность делать более дел благочестия и человеколюбия, нежели сколько требовал самый закон. Св. Иоаким имел обычай весь плод трудов своих разделять на три части: одну посвящал Богу в жертвах и приношениях алтарю Господню вместо требуемой законом десятины, другую раздавал бедным и убогим и только третью часть оставлял на содержание своего дома. Уже это одно ставило его неизмеримо, выше тех, славившихся во Израили праведников, которые исправно платили десятину и оставляли важнейшее закона – милость и правду, – которые от великих сокровищ своих подавали лепты среди торжищ «да видимы будут человеки» и в то же время поядали дома вдовиц. Но вся высота внутреннего благочестия праведной четы, их чистоты и святости, их духовного совершенства в вере и упования на Бога открылась впоследствии, когда угодно было Господу явить всему миру великое их предназначение.

Казалось, ничто не должно было возмущать мирной, благословенной, всем довольной жизни благочестивых супругов. Но праведники не могут быть без искушений и скорбей: «многи скорби праведным», говорит слово Божие. Высокое предназначение св. Иоакима и Анны требовало и приготовительного и продолжительного испытания, очищения, усовершения. Потому-то вся жизнь праведных супругов, по устроению Божию, была непрерывным испытанием их веры, терпения и преданности воле Божией. Иоаким и Анна были бездетны. И в наши времена безчадие есть тяжелая скорбь для супругов; но во времена подзаконные оно считалось величайшим бедствием и сопровождалось тяжкими скорбями, для перенесения которых нужна была вся твердость веры и упования на Бога. Самый закон почитал безчадие явным признаком не только неблаговоления, но и тяжкого наказания Божия, запрещал даже принимать дары и жертвы от человека, не оставившего семени во Израили. А во мнении народном бездетный почитался как бы отверженным от Бога, достойным отчуждения и презрения сынов израилевых. И это, как выражается песнь церковная, «поношение безчадства» благочестивые супруги должны были терпеть до самой старости! Но они терпели и не ослабевали верою, молились и уповали, в твердой уверенности, что Бог может и бесплодным даровать потомство и многоплодных обезчадствовать.

Возрастая таким образом верою и упованием, укрепляясь в терпении и преданности воле Божией, очищая сердце свое вниманием, молитвою и исполнением заповедей, обновляясь духом по мере оскудения сил телесных, Иоаким и Анна, с преклонностию возраста телеснаго, достигли такой высоты совершенства духовнаго, что достойны были сделаться родителями той преблагословенной Дщери, Которой, по предопределению Божию, надлежало быть Материю единородного Сына Божия.

Но для сего Господу угодно было подвергнуть их одному самому тяжкому испытанию. В один великий праздник праведный Иоаким, по обычаю законному, явился с дарами и приношением Богу в храм Господень. Первосвященник Иссахар, принимавший приношения от народа, быть может, обремененный приготовлением множества жертв, не восхотел принять жертвы от рук Иоакима. «Ты не достоин», – сказал ему Иссахар, – «того, чтобы принять от тебя дары Богу, как от истинного израильтянина; ибо ты безчаден, и нет на тебе благословения Бога отцов наших. Верно, за какие-либо тяжкие грехи так отвергает тебя Господь Бог наш». Что же Иоаким? – С глубоким смирением принял он это обличение, как бы из уст Самого Бога, признав себя недостойным не только оставаться долее в виду дома Божия в Иерусалиме, но и возвратиться в дом свой, и с тяжкою скорбию удалился в пустыню, где паслось стадо его. Здесь в посте и покаянии, в слезах и молитве провел он сорок дней, умоляя Господа простить ему все грехи его, отъять поношение его во Израили, благословить его в старости рождением чада, как благословил Авраама рождением Исаака.

В то же время невыразимою скорбию поражено было сердце праведной Анны, когда услышала она о таком посрамлении добродетельного мужа своего пред лицем жертвенника Божия, при многочисленном стечении сынов израилевых, в священный день великого праздника Господня. Одну себя почитала она вовсем виновною, одну себя грешнейшею паче всех жен израилевых. Заключившись во внутренней клети дома своего, в посте и покаянии, в слезах и воздыханиях, вопияла она ко Господу день и ночь, умоляя Его не ради себя, как недостойной милости, но ради добродетелей благочестивого супруга своего, отъять от них поношение безчадства и благословить их плодом чрева.

Такая крепкая вера и упование на Бога, такое самоуничижение и смирение праведных супругов достойны были, чтобы призрел на них Тот, Кто сказал чрез пророка: «на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих». И вот ангел Господень явился молящейся Анне, а потом и плачущему в пустыне Иоакиму, и возвестил им, что молитвы их услышаны, слезы и воздыхания их принял Господь, как благовонное кадило и как жертву благоугодную, – что Он даст им Дщерь – преблагословенную в женах, чрез Которую благословятся, Которую и Саму будут благословлять все племена земныя. Обрадованные этим небесным благовестием, праведные Иоаким и Анна от всего сердца прославляли и возблагодарили Господа Бога, призревшего милостию Своею на смирение их, и единодушно положили обет посвятить Ему обещанное дитя. И божественное обещание о рождении преблагословенной Девы Марии, и обет родителей ея, в свое время, в точности исполнились.

II. Таковы были праведные Иоаким и Анна!

По образу своей жизни, по своим высоким нравственным качествам да послужат они образцом для подражания и христианских родителей, и всех православных христиан.

а) Напрасно многие в наше время думают, что высокая христианская жизнь не достижима для людей, связанных узами семейными, обремененных заботами и попечениями житейскими. Пример праведных родителей пресвятой Девы показывает, что, и живя в мире, не разрывая ни семейных, ни общественных уз, не оставляя необходимых забот о доме своем и трудов служения общественнаго, можно достигать такой высоты совершенства духовнаго, какой не все достигают и в пустыне. Вся тайна в том, куда направлено сердце человека, – к Богу или к мамоне, к небу или к земле. Истинно благочестивый человек, где и чем бы он ни был, все силы души своей направляет к Богу, приучает себя быть всегда в вездеприсутствии Божием, и потому, подобно древнему пророку, поставляет с собою завет не только не делать, а и не помышлять ничего лукавого пред Богом, не преступать заповеди Божией не только делом, а и мыслию и желанием. На все обязанности и занятия свои, каковы бы они ни были – велики или малы, он смотрит, как на дело Божие, и исполняет их со страхом Божиим, во славу Его пресвятого имени. Что ни делает, он делает пред Господом, призывая Его святое благословение и помощь, воздавая Ему благодарение и славу за успех своего дела.

Даже замечено, что семейные люди весьма часто отличаются такою преданностию Промыслу Божию, такою надеждою на Бога, которая не всегда встречается среди людей одиноких.

б) Второй урок, который предлагает нам жизнь святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, весьма скорбевших по поводу своего безчадства и сильно желавших детей, состоит в том, что христиане не должны чуждаться семейной жизни. Отрадно старцам – родителям быть окруженными детьми, способными поддержать их дела и успокоить в немощах старости. В виду подростающего поколения ревность к делам в старших членах семьи естественно усугубляется, так как есть для кого трудиться и на кого возложить надежду.

В горе и несчастии семьянин найдет лучшего друга – утешителя в лице своей жены, лучшего помощника себе и не заменимого воспитателя детей в духе св. веры и благочестия.

Как не полна и безотрадна, напротив, жизнь человека бессемейнаго, одинокого, не видящего вокруг себя лиц родственных, на кого бы положиться во время оскудения крепости сил. Не имея в виду ближайшей цели жизни – в будущем обеспечении и религиозно нравственном и вместе умственном просвещении членов своей семьи, человек одинокий привыкает жить только для себя, для своего удовольствия, причем невольно уклоняется от правильного порядка жизни, неспособен делается к самоотвержению и обузданию своих прихотей. И мы на опыте видим, как часто холостая и одинокая жизнь влечет человека к праздности, расточительности, к скупости, отвратительному себялюбию (эгоизму), разврату и тому подобным порокам.

в) Третий урок, предлагаемый жизнию св. богоотец Иоакима и Анны, состоит в том, что христиане не должны страшиться многочадия. Только ложная свобода от обязательств, соединенных с содержанием и благоустройством семьи, служит для некоторых приманкою к холостой жизни и отвращает от брака, так что вступать в законный брак, по понятию большинства нынешних молодых людей, значит налагать на себя «тяжкие узы». Что же показывает это уклонение от священных обязанностей семьянина, как не очевидное преобладание в современном обществе гибельного духа своекорыстия и самоугождения и очень часто разнузданной чувственности?

Не по влиянию ли этого духа многие семейные люди тяготятся своим положением и прямо ропщут на многочадие? Да! Если будем судить о своем земном назначении по степени личного нашего спокойствия и удовольствия, то невольно придем к той превратной мысли, что чадородие не благословение Божие, а прямое наказание. Так весьма часто и говорят многие, сетуя на многочадие, падают духом от забот семейных, желают даже смерти детей и рады бывают, когда исполняется это их желание. Какой это тяжкий грех, братия! Как можно прекословить определению Божию и роптать на Бога! Кто говорит, что чадородие и многочадие легки для человека? На каждой матери исполняется приговор Божественного правосудия: «в болезнех родиши чада» (Быт. 3, 16). Родивши детей, нужно их возростить и воспитать, – а для этого нужно много самоотвержения и терпения, – приходится иногда родителям дни и ночи проводить в уходе и попечении о детях. Но ничто доброе и полезное не дается человеку легко на земле. Тернист и труден путь жизни человеческой, но не должно унывать и роптать вообще; так и при многочадии не должно ослабевать в вере и уповании на Бога. Чадородие и воспитание детей – это такие подвиги, которые приводят ко спасению. «Жена спасется чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием» (I Тф. 2, 15), говорит апостол. Пусть обязанности семейные могут иногда препятствовать нам в деле благотворения и богопочитания, не дадут нам возможности часто ходить в храм Божий, строго поститься, подавать щедрую милостыню. Но за родительскую любовь и самоотвержение, за усердное воспитание детей для царствия Божия, а также за молитвы наших детей, Господь простит наши недостатки и покроет их Своею благостию.

III. Жизнь святых и праведных Богоотцев Иоакима и Анны да научит нас той истине, что семейная жизнь не препятствует благочестию, что истинный христианин не должен ни чуждаться семейной жизни, Богом установленной и Богом благословенной, ни страшиться многочадия, которое есть признак особого благоволения Божия. (Свящ. Григорий Дьяченко).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle