Месяц сентябрь
Девятый день. Поуч. 1-ое. Св. богоотцы Иоаким и Анна.
(Добродетельная жизнь родителей – лучшее наследство детей).
I. В настоящий день св. церковь торжествует память св. родителей преблагословенной Девы Марии, праведных Иоакима и Анны. При этом воспоминании, всякому, конечно, не раз приходило на мысль, как счастливы эти достойно ублажаемые супруги, удостоившиеся иметь такую, воистину блаженную и преблаженную Дщерь!
II. Но подобное счастие предлагается, братья, и всем родителям, желающим видеть детей своих истинно счастливыми и блаженными. Иже без порока живет в правде, блаженны оставит дети своя, говорит Премудрость Божия устами богодухновенного любителя мудрости. Итак, по учению Премудрости Божией, самое счастливое наследство для детей есть благочестивая и праведная жизнь родителей, и первая обязанность родителей, желающих счастия своим детям, самим жить праведно и благочестиво, как жили праведные родители Матери Божией.
а) Не так рассуждает наша житейская мудрость. «Живя правдой, говорит она, наживешь не много; с чем же останутся дети? То ли дело, если какими бы то ни было средствами приобрести для них большое богатство, оставить в наследство дома и земли? Тогда они могут быть счастливы и благополучны на всю жизнь. Живя правдою, не уйдешь далеко по пути почестей, не достигнешь тех степеней мирского величия, на которых имена счастливцев блистают титулами и обладают преимуществами наследственными и потомственными; чем же будут отличаться дети праведника между миллионами людей простых и незнатных? и каким почетом и уважением могут пользоваться между согражданами? Иное дело, если добиться высоких почестей, украсить свое имя громкими титулами, чтобы дети могли гордиться своим происхождением, величаться именами своих отцев и предков. Тогда пред ними будут открыты все пути к почестям и славе. Живя правдою, нельзя не нажить себе многих недоброжелателей и врагов, которых вражда обратится, потом, и на детей; как же будут счастливы дети праведника среди ненавидящих их? То ли дело снискать себе, какими бы то ни было путями, расположение сильных земли? Тогда и дети будут пользоваться их покровительством и милостями, и найдут дорогу к благополучию».
Так, говорю, рассуждает наша житейская мудрость. Но лживи суть сынове человечестии в мерилех своих, еже неправдовати. (Пс. 61, 10). Всегда ли оправдываются на деле эти, по-видимому, основательные рассчеты житейской мудрости? Нет, гораздо чаще случается наоборот. Нажитое неправдою имущество не долго остается в руках детей и наследников неправедного богача. Чаще всего бывает, что, по слову пророка, чуждии поядают труды его, а его потомки остаются нищими. Всуе мятется человек, говорит слово Господне: сокровиществует, и не весть, кому соберет я. (Пс. 38, 7). Справедливо замечают, что благоразумно пользоваться богатством умеет только тот, кто приобретает его собственными трудами, а не тот, кому достается оно даром, без трудов и забот. Пространные домы бывших некогда богачей скольких переменили уже владельцев? А несчастные потомки их строителей ищут и не находят угла, где главу подклонити. А достигнутыя неправдою почести разве не ложатся несмываемым пятном на детях и потомках? Разве не подвергают их, вместо незаслуженного почета, заслуженному посмеянию? Мало ли было великих и славных в глазах мира имен, которых и самая память, по слову Писания, погибе с шумом? С другой стороны, если, и живя правдою, можно возбудить к себе нерасположенность людей злых и развращенных; то, живя неправдою, можно ли не оставить по себе неприязненной памяти даже у людей добрых и честных? А сколько слез обиженных упадают не на одну могилу, а на оставшееся потомство человека неправеднаго? Сколько горьких укоризн и жалоб услышат его дети? И не будет ли память неправедного родителя служить для них не утешением, а наказанием? Равным образом, и покровительство сильных земли надолго ли может обеспечивать участь детей их льстеца и прислужника? Не надейтеся, говорит слово Божие, на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения: изыдет дух его, и в персть свою возвратится: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 3. 4), а с ним погибнут и все возлагавшиеся на него надежды.
б) Не таково наследство для детей – беспорочная, праведная и благочестивая жизнь родителей. Это наследство прочнее и надежнее всякого богатства, дороже всех почестей и титулов, вернее всякого благоволения сильных земли.
Кто живет праведно, ходя во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочно (Лк.1:6), на том, во-первых, почивает благословение Божие, которое переходит и на потомство его в роды родов. Угодил Авраам Богу, – и не только ближайшие, а и самые отдаленные его потомки благоденствовали под осенением почившего на предке их благословения Божия. Лишился благословения Божия нечестивый Саул, – и царственные потомки его скитались нищими, и самый род его пресекся в непродолжительное время. Сколько есть, может быть, и между нами людей, живущих в довольстве и благополучии, которые достигли сего состояния не богатым наследством и не сильными связями, а молитвами и благословением благочестивых родителей! Так велико и важно, так благонадежно и прочно для самого земного благополучия благословение Божие, почивающее на людях благочестивых и праведных! Оно и составляет истинное счастие их детей и потомков. Род правых благословится, говорит слово Господне.
Кто живет праведно, тот не только не обижает никого, напротив, благотворит и благодетельствует всем и каждому, благодетельствует и самим врагам своим; тот оставляет по себе одну добрую память и добрую славу, благодарное чувство в сердцах всех, окружавших его. Потомство такого человека всегда найдет себе покров и защиту. Доброе имя отца есть как бы рекомендательное письмо для его сына; с ним он везде найдет себе друзей и покровителей. Если бы человек праведный и имел в жизни своей каких-либо недоброжелателей, то и их недоброжелательство не может продолжаться далее его гроба. Ибо не могут они не сознавать, что неправедно ненавидели мужа праведнаго, несправедливо обижали и оскорбляли его во время его жизни, что они воздавали ему злая, он же воздавал им благая. И не побудит ли их проснувшаяся совесть сделать что-либо доброе для детей его? Таким образом, дети праведника не только в друзьях, а в самых врагах его не найдут ли скорее друзей и покровителей, нежели врагов и недоброжелателей?
Кто без порока живет в правде, тот живет трудолюбиво, умеренно и воздержно. Если не имеет он большего богатства, то имеет честное довольство во всем; потому что не имеет ни излишних, изысканных нужд, ни разнообразных, изобретаемых праздностию, потребностей, ни безграничных, ничем не удовлетворяемых, желаний, а довольствуется тем, что посылает и чем благословляет его Господь Бог. Тот и детей своих приучает с малолетства быть также трудолюбивыми и воздержными и также довольствоваться тем состоянием, каким благословляет их Бог. Могут ли быть несчастными такие дети? Нет; ибо истинное счастие человека не вне его, а внутри, в его сердце. Осыпьте каким угодно богатством человека корыстолюбивого и любостяжательнаго, – он не будет доволен, не перестанет мучиться желанием большаго, и будет истинно несчастен, потому что никогда не будет иметь того, чего желает. Украсьте какими угодно почестями человека честолюбиваго, – ему все будет мало, его не перестанет мучить зависть к его соперникам, он всегда будет терзаться тем, что не сбываются безрассудные мечты его, не исполняются его необузданные желания. Се бо царствие Божие внутрь вас есть, говорит Господь. Ищите прежде царствия Божия и правды его, и все, потребное для жизни временной, приложится вам. (Матф. 6, 33).
Кто, наконец, сам живет благочестиво, тот и детей своих воспитывает в благочестии и страхе Божием. А добрый и благочестивый сын будет счастлив и без богатого наследства, равно как порочному сыну не в помощь и богатство. Благочестие, говорит апостол, на все полезно есть, обетование имущее живота настоящего и грядущаго. Вот, почему св. Давид уверяет, что он во всю долгую жизнь свою не видел, чтобы потомство праведника терпело нужду и бедствовало. Юнейший бых, ибо состарехся, говорит он, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы. Весь день милует, и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет. (Псал. XXXVI, 25–26). Праведные родители Пресвятой Девы Марии не обладали земными сокровищами, и не оставили Ей в наследство никакого богатства; напротив, приведя Ее, трехлетнюю Отроковицу, в храм Божий, предав Ее Господу, и сами скоро отошли ко Господу, оставив Ее сиротою, одинокою и беспомощною в мире, под кровом храма Божия и под благодатным покровом Самого Господа храма. Но они оставили Ей в наследство живой дух истинного благочестия, которым от юности напиталось Ея сердце, сделавшееся чистым и святым храмом Духа Божия; оставили любовь к закону Господню и божественному слову, которым питалась душа Ея, как манною небесною, и возросла в меру возраста исполнения Христова; оставили пример своей целомудренной, благоговейной и богобоязненной жизни, который был для Нея добрым руководителем и пестуном во Христа. Они уневестили Ее Господу, а Господь избрал Ее в Матерь Себе. Какое наследство земное могло бы так осчастливить Ее и сделать воистину блаженною и преблаженною на веки?
III. О, если бы хотя любовь родительская и желание счастия своим детям побуждали каждого без порока жить в правде! Как были бы тогда счастливы и родители и дети! Аминь. (Сост. по пропов. Димитрия архиеписк. херсонск. и одесск.).