Месяц сентябрь
Девятый день. Поуч. 3-е. Святитель Феодосий архиеп. Черниговский.
(Обретение его св. мощей).
(Уроки от нетления мощей свят. Феодосия: а) вера Христова истинна и животворна; б) христиане должны перевесть в свою жизнь то, во что веруют).
I. 5 Февраля 1896 года исполнилось 200 лет со времени блаженной кончины святителя Феодосия углицкого, архиепископа черниговского, честные мощи которого нетленно почивают в пещере при Борисоглебском храме черниговского кафедрального собора, источая многочисленные чудотворения и исцеления с верою и молитвою прибегающим к предстательству святителя. Вследствие сего память Феодосия углицкого благоговейно была чтима в православном народе русском, во множестве стекавшемся из разных местностей в Черниговский Борисоглебский собор к могиле иерарха для принесения молитв о упокоении души его с упованием на молитвенное ходатайство его пред Богом. Уверенность в святости святителя по воспоминаниям о высокой подвижнической жизни его и чрез совершавшиеся у гроба его чудесные исцеления с течением времени возрастала и утверждалась в православном народе все более и более. Ввиду этого Св. Синод поручил Преосвященному черниговскому собрать и доставить Св. Синоду сведения о жизни и подвигах святителя Феодосия Углицкого, а затем нашел благовременным приступить к необходимым распоряжежениям для удостоверения о нетлении тела святителя Феодосия и о чудесных действиях, совершающихся при гробе его над верующими, – ближайшее обследование чего и было возложено на преосвященных Иоанникия, митрополита киевского, и Антония, епископа черниговского и нежинского. Последние, присоединив к себе викария черниговской епархии, епископа Питирима, и высших представителей черниговского духовенства, 5 июля 1895 г. прибыли в пещеру при Борисоглебском храме черниговского кафедрального собора и, по совершении здесь панихиды по святителе Феодосии, произвели подробное освидетельствование гроба, одежд и самого тела святителя Феодосия, причем оказалось, что тело святятеля Феодосия благодатию Божиею сохранилось нетленным, несмотря на пребывание в течение 200 лет в пещере Борисоглебского храма, не отличающейся притом сухостию. Независимо от этого, преосвященные Иоанникий и Антоний вместе с другими духовными лицами, пригласив лиц, испытавших на себе или на своих сродниках чудесные исцеления заступлением святителя Феодосия, по молитвенном призывании его благодатной помощи, собрали от них под присягою, за рукоприкладством, показания о действительности совершившихся над ними чудотворений, каковых событий ими было обследовано 49. Св. Синод, рассмотрев со всевозможным тщанием все обстоятельства дела, пришел к полному убеждению в истине нетления тела святителя Феодосия и в достоверности чудес, чрез него совершающихся, и, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, благоволившему явить прославлением иерарха церкви русской новое и великое знамение Своих к ней благодеяний, во всеподданнейшем докладе Государго Императору полагал во блаженной памяти Феодосия, архиепископа черниговского, причислить к лику святых, благодатию Божиею прославленных, и нетленное тело его признать святыми мощами. Получив соизволение на это Государя Императора, Св. Синод указом своим от 26 июня объявил во всенародное известие о торжественном открытии 9 сентября 1896 г. в г. Чернигове мощей святителя Феодосия углицкого, архиепископа черниговского, отныне причисленного к лику святых угодников русской церкви.
II. Не многое дошло до нас из жизни святителя Божия, но самые нетленные останки его преподают всем и каждому неумолкающее поучение, – поучение глубоко назидательное и отрадно утешительное. Приникать умом и сердцем к сему поучению, уразумевать его по возможности и пользоваться им для своего спасения и блаженства, – долг каждого истинного христианина.
а) Безмолвный гроб, вмещающий в себе нетленные останки святителя Божия, внушает нам прежде всего ту основную и коренную истину христианской веры, что се есть живот вечный, да знают единого истинного Бога, и Его же послал Он, Иисуса Христа (Иоан. 17, 3). Было ли когда-либо и где-либо подобное чудесное явление нетления между людьми, не исповедующими христианской веры! Не было никогда и нигде, после того как правда Божия изрекла человеку-преступнику: земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3, 19), – после того, как единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде (Рим. 5, 12). Что же значит сие? Отчего в одном христианстве встречается подобное явление? Оттого, что оно только одно вводит жизнь божественную в отчуждившееся от нея человечество. – Жало смерти, а вместе с нею и тления, грех (1Кор. 15. 56). Тлетворный яд греха, заражая первоначально душу, скорее или медленнее, но всегда смертоносно, отравляет и тело, так что доколе есть грех в существе человека, дотоле человек неизбежно подлежит тлению и смерти. Дабы человеку снова возвратиться в нетление, необходимо, чтобы он не только перестал отравлять себя грехом, но и получил отвне животворную силу, которая исправила бы в нем повреждение, произведенное прежними приемами яда греховного. Требования необходимыя, но совершенно невозможные для самого человека: ибо кто чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день жития его на земли. (Иов 14, 4). С другой стороны, как получить животворную силу, противодействующую тлетворному действию греха, – силу, которая в Боге, Источнике живота, когда грех, отравивши существо наше, стал средостением между нами и Богом и преградил собою токи благодати Божией? Вот почему не видим мы вне христианства ни одного примера чудесного изъятия из соделавшегося теперь всеобщим закона истления для смертного тела нашего. Чтобы снова возвратить нас в неистление, требуется сила, высшая человеческой, могущество больше естественнаго, всемогущество Божие. Бог, создавший человека в неистление, и по падении его не отступил от Своего определения соделать его причастником нетления и вечной жизни. Для избавления человека от работы тлению Он послал на землю Единородного Сына Своего, Который, приняв на Себя вину смерти, – грех всего мира, и вкусив за него самую смерть, воскресением от смерти открыл в Себе источник жизни для всякого, приближающегося к Нему верою и любовию. Животворное действие благодати, начинаясь в душе, распростирается и на все существо человека. Вот почему в христианстве только видим мы примеры чудесного изъятия тел из всеобщего закона тления.
Нетленные останки святителя Христова служат по сему всегдашним, безмолвным, но в самом безмолвии красноречивейшим проповедником истинности и животворности св. веры Христовой. Безмолвный гроб его говорит всем и каждому: «прииди и виждь, истинна ли вера, мною исповеданная, когда она так чудесно оправдана Самим Богом на мне самом; прииди и виждь, животворна ли вера, мною исповеданная, когда божественною силою ее тело мое, само по себе бренное, как бы в самой смерти живет нетлением».
б) Не слышатель слова забытлив, но творец дела, приникий в закон совершен свободы, и пребыв, сей блажен в делании своем будет (Иак. 1, 25): – вот что еще внушают нам нетленные останки святителя Христова. Только под условием полного и всецелого усвоения себе всего, чему учит и что заповедует св. вера, возможно достигнуть такого прославления. Животворное действие благодати начинается в душе, и потом уже распространяется на все существо человека. Надлежит посему, чтобы прежде воспринята была и всецело усвоена душею благодатная сила Христова, чтобы потом она могла произвесть животворное действие и на тело. Так и представляет слово Божие настоящую жизн избранных Божиих человеков. Они живут и действуют не своею естественною жизнию, но жизнию Иисуса Христа, таинственно вселяющегося и обитающего в них. Живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20), говорит о себе св. апостол. С Ним они живут, в Нем и умирают для настоящего растленного мира, с Ним и воскресают духом, начинают жить по Боге, в правде и преподобии истины, жизнию небесною, ангельскою, еще здесь на земле. Эта благодатная сила Христова, обнимая собою всю душу, по тесной и неразрывяой связи души с телом, простирается и на него, объемлет и проницает его своею живительною силою, и иногда сообщает ему еще на земле, при всеобщем тлении земных существ, силу нетления. Таким, а не иным путем благоугождал Господу и блаженный святитель Феодосий; таким путем достиг он прославления и по смерти своей; тот же путь к вечному животу указывает собою и всем нам, предлагая и побуждения идти сим путем. «Смотрите, – как бы так говорит он, – смотрите, какое дивное воздаяние от Господа за благочестие, когда чрез него не только дух наш удостоивается вечного блаженства в Боге и с Богом, но и самое тело, потрудившееся несколько в подвигах благочестия, делается на столько причастным благодатной силе Христовой, что в самой смерти живет нетлением. И это еще здесь – на земле; что же будет там – на небе»?
Не для всех, конечно, сие дивное прославление еще здесь на земле, прежде всеобщего прославления праведных в блаженном царстве Христовом. Мы видим, что многие и из святых Божиих не удостоены нетления... Но для всех возможно, все предназначены, все и обязаны стремиться к почести вышнято звания о Христе Иисусе, к тому, чтобы удостоиться получить неистленен венец в царствии Отца небеснаго. А путь к сему не иной, как путь веры, споспешествуемой любовию, проявляемою благочестивою жизнью и свидетельствуемой благими делами.
III. Таковы главные наставления, преподаваемые нам нетленными мощами новооткрытого угодника Божия, святителя и чудотворца Феодосия. «Блюдите, – внушает он нам, – яко зеницу ока, св. веру Христову, держась неуклонно св. церкви православной, как спасительного ковчега Божия, ревнуйте, по моему примеру, перевесть в собственную жазнь и деятельность то, во что веруете. Исполняя сие в меру данных каждому сил от Бога, недалеко будете от царствия Христова».
Дай Бог, чтобы никто из нас не был праздным и забытливым слушателем сих наставлений, а по мере сил своих уразумевал их и переводил в плоть и кровь, или лучше – в дух и жизнь. Аминь. (Сост. по слову Иоанникия, митр. киевск. См. Церк. Вед. 1896 г. № 37).