Источник

Девятый день. Поуч. 4-е. Свят. Феодосий Черниговский.

(Образец истинного пастыря, представляемый жизнью святителя).

I. Между другими наставлениями, какие заповедал своему ученику-епископу ефесскому Тимофею святый апостол Павел, содержится и такое наставление: будь образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1Тим. 4, 12). Этот завет апостольский епископы, как предстоятели церквей, старались осуществлять в своей жизни. И воспоминаемый ныне великий святитель, архиепископ черниговский Феодосий, воплощал в себе образец истинного пастыря.

II. а) Слово его было мудро, растворено благодатию. Он назидал своими речами своих пасомых при жизни; назидает всех нас и теперь. В своих видениях он нередко наставлял людей верующих на путь спасительной жизни: научал ходить в храмы Божии, говеть, исполнять уставы святой Церкви, слушать в храмах молебные и акафистные пения, молиться пред чудотворными иконами, чтить праздники церковные, исповедываться в своих согрешениях и приобщаться святого тела и крови Господней. Был святитель Феодосий правдив и говорил только слова правды.

б) Подавал собою святитель Феодосий образец «в вере и в житии». Сильна и непоколебима была вера святителя в живого Господа Бога и в Его святой Промысл. Всею душею и сердцем святитель Феодосий был предан Господу и Его заповедям. Жил он так, как велит закон христианский. С юности святитель отличался смирением, терпением, воздержанием и трудолюбием. С раннего возраста он начал жизнь подвижническую, святую, – был инок в истинном смысле этого слова. Любя иночество сам, святитель Божий старался проводить иноческое житие и среди других: как игумен сперва Корсунской обители, потом Выдубецкой, а по переходе в Черниговъ – Елецкой обители, святитель Феодосий много заботился об устройстве в них жизни на строгих иноческих началах. Святая, подвижническая жизнь Феодосия Углицкого доставила ему великое уважение сначала со стороны киевлян, а потом и от жителей черниговской области. Ему давали важные поручения, например, отправляли в Москву к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с ходатайством об утверждении епископа луцкого Гедеона на кафедре митрополита киевского. Черниговский архиепископ Лазарь Баранович, блюститель киевской митрополии, еще в 1674 году в письме своем пророчески передавал Феодосию желание свое, чтобы »имя его написано было на небесах«. Когда тот же архиепископ Лазарь Баранович сблизился с Феодосием и узнал его высокие нравственные качества, то пожелал иметь его своим постоянным помощником. Самый добрый отзыв дал об архимандрите Феодосии патриарху Адриану архиепископ Лазарь, когда вместе с гетманом Малороссии просил патриарха назначить Феодосия помощником ему, Лазарю, в управлении черниговскою епархиею. Вместе с гетманом преосвященный Лазарь Баранович засвидетельствовал, что «пречестный архимандрит Феодосий муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и епархиею черниговскою». За свои высокие нравственные качества Феодосий и был возведен в Москве патриархом Адрианом 13 сентября 1692 года в сан архиепископа; до самой кончины преосвященного Лазаря († 3 сентября 1693 года) был у него ревностным помощником, а после смерти Лазаря Барановича «с отрадою и утешением» для паствы (как говорится в одном донесении от гетмана Малороссии из Батурина) «восприял архиерейский черниговский престол преосвященный Феодосий Углицкий, который (сказано в том же документе) своими добротами может украсить церковь и благорассмотрением устроить дел правление». До какой высокой степени нравственного совершенства святитель Феодосий достиг в своем святительском звании, – видно из того, что Господу Богу было угодно сохранить нетленными его мощи после погребения его тела в Борисоглебском соборе. Так по истине нужно сказать о свитителе Феодосии: исполнил он в совершенстве завет святого апостола Павла, был «образец для верных в вере и в житии», и доселе остается тем же «образцем» для верных чад Церкви Православной.

в) На основании приведенных в тексте слов святого апостола Павла (из его 1-го послания к Тимофею) нужно восполнить образ святителя Феодосия углицкого еще некоторыми высокими нравственными чертами. Епископы, по апостолу, кроме того, что должны служить для «верных образцами в слове, в вере и в житии», – должны еще подавать в себе самих «пример в любви, в духе и в чистоте». Святитель Феодосий пламенел любовию к Господу и к своим ближним. Любовь к Богу преисполняла все его существо с самых ранних лет: умом он возносился к Творцу, когда пребывал в храмах Божиих и поиноческим обетам слушал в них службы Божии. Дух, или настроение его, от частого обращения к Создателю, все более и более отрешался от мирских сует и забот. Помыслы становились все чище и чище; чувствования приближались к небесному, воля направлялась на предметы свойства неземного. Так постепенно все его существо претворялось: плотские помышления уничтожались, а духовные брали над ними верх; в сердце водворялась чистота, сродная с ангельскою чистотою; мир неземной водворялся в его душе. Так стал он человеком, который был в постоянном общении со Христом Спасителем. Благодать Святого Духа действовала в нем и чрез него претворяла все его существо. По апостолу стал он человеком «духовным», который имеет в себе самые высокие христианские качества: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23). Благодать Святого Духа претворяла и самый телесный его состав. Тело его, по апостолу, становилос «храмом Святого Духа» (1Кор. 6, 19); оно готовилось к тому, чтобы, как говорит святый Псалмопевец, «ни одна кость его не сокрушилас» (Псал. 33). Дух Святый оживотворял тело Феодосия Углицкого, – и оно осталось в нетлении. Теперь прошло уже 200 лет со времени кончины угодника Божия Феодосия Углицкого, а телесный состав его пребывает в нетлении и до сих пор, источая многообразные исцеления для притекающих с верою ко гробу его. Как некогда при апостоле Петре «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5, 15); или, как свидетельствует книга «Деяний апостолъских», во время двухлетняго пребывания в Ефесе другого апостола, святого Павла, «Бог творил немало чудес руками» его, Павла, «так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19, 11–12); как некогда от телесных составов апостоловъ – Петра и Павла – совершились великие чудеса и знамения: так угодно было Господу Богу, чтобы и в наши времена от нетленного телесного состава святителя Феодосия Углицкого тоже совершались многоразличные исцеления и знамения. Как многообразны эти проявления милости Божией чрез святителя Феодосия! То слышишь изумительный рассказ от самой исцеленной (Анны Стефановской) и от ближайших к ней лиц: как она страдала более 3½ лет от неизлечимой болезни, как, бесплодно лечили ее многие врачи, как ее, несчастную, с трудом довезли до собора в экипаже на подушках, как внесли на подушках же в церковь и потом в пещеру, как, по совершении панихиды у мощей угодника Божия, больная вдруг взялась сама за железную решетку у гроба святителя, потом сама встала и приложилась к святым мощам, затем вышла по крутой лестнице из пещеры, отправилась в Троицкий монастырь и слушала, сидя в креслах, молебен и акафист пред чудотворным черниговским Ильинским образом Пресвятыя Богородицы, – и стала совершенно здоровою. То слышишь не менее удивительное повествование от почтенной старушки-инокини Каменского монастыря, как Господь Бог исцелил по молитвам святителя Феодосия ее, приговоренную уже к смерти, – послав к ней ночью неведомую монахиню с блюдом святителя Феодосия, из которого она выпила невыразимо приятную воду, – и она, лежавшая в совершенном расслаблении тела, получила тотчас же полную возможность стать самой с одра смерти, пасть на колени пред иконами с усердною молитвою и потом свободно говорить, ходить и действовать (ухаживавшая за этою инокинею монахиня упала в обморок, когда в первый раз увидала ее здоровою в келье после случившегося необычайного чуда исцеления). Приходилось слышать случаи изгнания бесов из бесноватых, исцеления от немоты, от глухоты, от слепоты, от неизлечимых разных болезней внешних и внутренних, когда врачи оказывались совершенно бессильными, – приходилось выслушивать рассказы простых людей, которые с полною верою свидетельствовали о знамениях милости Божией, проявленной чрез угодника Божия Феодосия или на них самих, или на лицах к ним близких. Можно было бы долго и много беседовать о разных чудесных проявлениях любви к ближним от святителя Феодосия углицкого. Но для этого не достанет времени.

III. В наши времена неверия и различных сомнений, когда так много людей, удаляющихся от святой Церкви Православной, прославление Богом святителя Феодосия имеет особоезначение. Более честные и добросовестные из людей неверующих, сомневающихся, взирая телесными очами на нетленные мощи угодника Божия Феодосия Углицкого и слыша и читая о разнообразных проявлениях милости Божией чрез того же угодника, притом о таких проявлениях, о которых рассказывают люди живые, достовернейшие свидетели-очевидцы, – говорю, такие люди, хотя не в большом числе, не вразумятся ли сами, не поймут ли, что доселе они глубоко заблуждались и шли по неверному пути? О, если бы Господь Бог Своею благодатию коснулся сердец и этих людей! Не уразумеют ли и они, что спасительный путь только и можно обрести в святой Церкви Православной, где находятся истинные пастыри стада Христова, подобные святителю Феодосию Углицкому, которые и жили свято, и удостоились от Господа нетления телесных составов, и источают от мощей своих токи чудотворений и разнообразных милостей. Дал бы Бог, чтобы хотя немногие из раскольников и сектантов, подумав об этом, обратились к истине. Всем чадам Церкви Православной подается также урок: твердо и непоколебимо держаться святой веры православной, укреплять в ней колеблющихся братий, вразумлять заблудших, наставлять неразумных, подражать в житии угоднику Божию святителю Феодосию углицкому.

Угодниче Божий, святителю Феодосие! Молитвами твоими ходатайствуй пред Господом Богом за всех насъ – чад твоих! Ты наш пастырь, а мы – овцы твоего словесного стада! Сохрани нас твоими молитвами пред Богом в чистой вере православной и утверди в житии христианском! Аминь. (Сост. по слову Антония, еписк. черниговск. См. Ц. Вед. 1896 г. № 38).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle