Воскресение Христово (Пасха)
Поуч. 3-е. Первый день Пасхи.
(Поучение, назначенное для произнесения за вечернею в первый день Пасхи). (О явлениях воскресшего Господа апостолам в день Воскресения, с нравственными и догматическими выводами).
I. В самый день Воскресения утром явился воскресший Господь в начале Марии Магдалине, потом – и другим мироносицам. Около вечера того же дня двое из учеников Христовых – Лука и Клеопа пошли в селение Еммаус, которое находится от Иерусалима в десяти верстах. Шли они очень печальные. Неожиданная смерть Иисуса Христа убила в них надежду на лучшие дни для израильского народа. На пути они разговаривали между собою обо всем случившемся в эти дни. Главным предметом разговора их был Иисус Христос. Подходит к ним какой-то Незнакомец и спрашивает их: о чем вы так рассуждаете между собой и от чего вы так печальны? Удивил такой вопрос учеников Христовых. «Неужели ты, один из пришедших в Иерусалим, не знаешь о происшедшем во дни эти?» сказали они подошедшему путнику. – О чем? спросил их спутник. «А что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк сильный в деле и слове пред Богом и пред всем народом, – как предали Его первосвященники и начальники для осуждения на смерть и распяли Его. Но мы не того ждали от Него; мы надеялись, что Он есть Тот, Кому назначено избавить нас, израильтян. И вот теперь уже третий день истекает, как совершилось все это. А между тем некоторые женщины из наших изумили нас: – они были рано утром у гроба и не нашли тела Его, и, возвратившись, сказали, что видели ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу, нашли все так, как женщины говорили, но Его не видали». Тогда приставший к ним путник заметил им: напрасно они колеблются, – страдания Христовы были предсказаны пророками и, следовательно, должны были постигнуть Мессию. Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? сказал Он им и в доказательство привел все пророчества о страданиях Мессии, начав от Моисея. Ученики дивились. Между тем в разговоре незаметно подошли и к Еммаусу. Незнакомец показывал вид, что Он хочет идти далее. Но ученики начали уговаривать Его переночевать с ними, так как наступил вечер. Путник согласился. Вошли они в дом и возлегли за стол подкрепить себя пищею. Путник взял хлеб, благословил его, переломил и подал им. Как все это живо напоминало им их дорогого Учителя! Ведь точно так и Он делал пред вкушением пищи. Они стали вглядываться в черты Незнакомца, – и вдруг видят пред собою Христа. Но лишь только узнали они Его, Он сейчас же сделался невидим и скрылся. «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он дорогой изъяснял нам писания?» сказали они друг другу и тут же поздно вечером возвратились в Иерусалим к прочим апостолам и сказали, что Христос воскрес. – Воистину воскрес, сказали им апостолы, и явился Он Симону Петру. Но как явился Он Петру, подробностей об том явлении в Евангелии нет. Явившись ему отдельно и раньше других, Господь, конечно, изрек ему наедине совершенное прощение за его трикратное отвержение от Господа.
В самый же день Воскресения поздно вечером десять учеников собрались вместе и говорили о явлениях воскресшего Господа. Апостол Петр был тут же; не было одного Фомы. Двери были заперты из боязни нападения от иудеев. Вдруг сквозь заключенные двери является среди них Сам воскресший Христос. «Мир вам», сказал Он им. Они смутились. Не дух ли это, не призрак ли стоит пред нами? подумали они. Христос не одобряет такое их сомнение. «Для чего, говорит Он, такие мысли входят в ваши сердца? посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, что Я Сам, осяжите Меня и рассмотрите; потому что дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня», – и сказав это, показал им руки и ноги Свои. Ученики возрадовались, увидавши Господа. Но при радости, или лучше сказать, от чрезмерной их радости им не доставало все еще полной веры, – им хотелось бы еще более убедиться, что это действительно. И вот Господь спрашивает у них: нет ли у них здесь чего съестнаго? Они подали ему часть печеной рыбы и сотового меду, и Он пред ними съел. И их сомнение заменилось теперь полнейшею верою и радостию. Спаситель долго с ними беседовал, объяснил им все те пророчества, в которых говорится о страданиях, смерти и воскресении Его. «Мир вам!» заключил Он Свою беседу. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». При этом Он дунул на них и стал невидим. Когда пришел к ним Фома, все говорили ему: мы видели Господа. Но он отвечал: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в бок Его, не поверю.
II. а) Когда явился Христос апостолам? В то время, когда беседовали о Нем. Пятый раз является Он, и каждый раз – тем, которые заняты были Им – о Нем думают, о Нем говорят. Пойми из сего, христианин, что и к тебе тогда будет близок Господь, когда часто будешь размышлять о Нем, часто молиться Ему, часто читать Слово Его, посещать храм Его, часто приступать к св. тайнам Его, когда будешь стараться творить добро во имя Его.
б) Христос явился апостолам сквозь заключенные двери. Это показывает, что тело Спасителя по воскресения стало не такое, какое было прежде. Это было уже тело тонкое, легкое, духовное, не знающее никакой преграды для сообщения с тем или другим местом: тело, осияваемое духовным светом, – сквозь которое проникал свет Божества. Подобны, братия, будут и наши тела по воскресении. Но для этого нужно теперь – при жизни не делать их орудием греха, блюсти в чистоте.
в) Мир вам, сказал Христос явившимся апостолам. Значит, вот что всего необходимее обществам, семействам и всем нам для счастия земного. Где нет мира, там – вражда, разделение, прекословие, взаимное противодействие, злоба, ненависть. Где же взять мира? Христос мир наш: Он преподал мир апостолам, преподаст и нам.
г) Апостол Фома долго не верил воскресению Господа; но его неверие не походило на неверие иудейских начальников, которые слышали о воскресении Христа от стражей – очевидцев и все-таки не поверили. Неверие этих лиц происходидо от упорства, ожесточения, гордости, злобы. Но Фома не верил от радости, все одно как и мы не верим тому, чему особенно рады, что особенно нам приятно. Зато когда уверился, он исповедывал, что Христос – Господь наш, Царь и Владыка, Начальник и Совершитель нашего спасения.
д) Мы слышали, братия, что ученики возрадовались, увидавши Господа. Но не менее учеников Господа и мы должны возрадоваться при одной мысли о воскресении из мертвых Господа.
И как не радоваться, как не веселиться в нынешний праздник! Мы страшимся ада; теперь нечего его страшиться: он ныне разрушен. Мы трепещем смерти; теперь нечего ее трепетать: жало ее уничтожено. Мы боимся диавола; нечего и его бояться: он низложен. Мы желаем рая: отверсты райские двери. Все готово, чего только наша душа желает; все доставило нам Воскресение Спасителя.
Впрочем, слушатели, несмотря на то, что реки радости текут везде, двери отверсты всем; не смотря, говорю, на то, и ныне есть много печальных между нами, христианами, унылых среди общего веселия, мрачных при полном сиянии радости.
Кто же эти унылые и печальные?
Унылы и печальны ныне бедные, впрочем не те только бедные, которые стоят у дверей храма, ходят по домам, кланяются на переулках. Эти бедные имеют голос: добрые люди не дадут им долго плакать. Ныне особенно унылы и печальны те бедные, которые не имеют чем жить, но не умеют просить; которые бедствуют, но скрывают свою бедность; льют слезы горести, но таят их от других. Это люди, имеющие свое – бедное состояние, несоответствующее их званию, возрасту, достоинству. Это – бедные вдовы с малыми детьми; небогатые отцы с большими долгами; домы некогда знатные, теперь пришедшие в крайнее разорение. Эти то бедные ныне унылы и печальны. Горе и в простые дни не сладко, но как оно мучительно в Светлый праздник! Нужды и всегда не легки, но как они тягостны среди общего довольства!
Конечно, при сердечном веселии и лицу весело; при внутренней красоте можно обойтись и без внешняго украшения; в мирном семействе и черствый кусок хлеба вкусен: но... не в праздник, слушатели!
Унылы и печальны ныне грешники; впрочем, не те только грешники, которые грешат против Бога; они могут омыть свои грехи слезами покаяния и – Бог простит им грехи, и они веселы. Но ныне унылы и печальны особенно те грешники, которые грешат против нас, и грешат часто потому только, что живут с нами, или зависят от нас. Это – люди, прогневавшие нас, с которыми мы еще не помирились; это – подчиненные наши, нами унижаемые и пренебрегаемые; это – родные и близкие, нами оставляемые без всякого внимания; это – служители, работающие и служащие нам из-за куска хлеба. Это, вообще, все те люди, которые, имея отношение к нам или находясь при нас, или завися от нас, не видят себе и ныне ласкового взгляда, не слышат приветливого слова. Видно, на всегда прошли те времена, когда для светлого праздника ссоры были забываемы, тягостные приличия оставляемы, различие звания и состояния было покидаемо. Прошли и, видно, никогда не воротятся те времена, когда в нынешний день подчиненный покойно веселился со своим начальником, раб беспечно радовался со своим господином, небогатая родня радостно ликовала с роднею богатою, когда общий для всех праздник праздновали все вместе.
Впрочем, никому так не горько ныне, как бедным заключенным. Для них и колокольный нынешний звон заглушается громом их собственных цепей; они и в сей светлый праздник едва видят солнечный свет, тускло светящий им сквозь каменные ограды и железные решетки. Горько ныне и тем страждущим, которыми наполнены больницы и богадельни; которые и ныне с нетерпением ожидают себе куска хлеба из рук корыстолюбивого попечителя; которых вопли и ныне от излишней радости не слышат те, которые обязаны слушать их всегда.
Горько ныне бесприютным сиротам, коими наполнены домы призрения; брошенные отцами и матерями, они и ныне забыты теми, которые обязались за ними смотреть.
Итак, вот кто ныне уныл и печален: унылы и печальны те, которых Иисус Христос называет меньшею Своею братиею, с которыми Он делит печаль и уныние как всегда, так особенно и ныне.
III. Возлюбленные во Христе братие и сестры! В этот день радости и любви христианской возлюбим всех и обрадуем, кто нами чем-либо и когда-либо был опечален и обижен. (Сост. по проп. Р. Путятина и поуч. свящ. П. Шумова).