Месяц май
Четырнадцатый день.
Поучение 5-е. День священного венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича.
(Значение священного венчания на царство).
I. Вся земля Русская торжественно празднует настоящий день в память священного венчания и таинственного помазания на царство Благочестивейшего Государя нашего. В тесном союзе с великим народом русским возносят ныне моления о Государе и все другие народы и племена, по воле Вышняго, вошедшие в состав обширнейшего в мире царства русского. Но первое место на этом великом, всенародном празднестве принадлежит бесспорно тебе, православный русский народ, имеющий великое счастье быть единокровным и единоверным Государю.
Остановим же наше внимание на этом особенном значении священного венчания на царство Государей для православного русского народа, чтобы достойным размышлением почтить настоящее торжество.
Три момента священного обряда «венчания на царство русских Государей» производили всегда особенно сильное и глубокое впечатление на тех, кому Бог судил быть непосредственными свидетелями этого священного церковно-гражданского торжества: 1-й когда Государь, заняв место на возвышенном троне и готовясь к принятию прародительского венца, произносит торжественно, вслух всего народа, символ православной веры; 2-й когда Государь, увенчанный уже Императорской короной, смиренно преклоняет колена пред престолом Царя царей и, вручая сердце свое в руце Божии, молится о ниспослании ему духа премудрости и разума; 3-й когда Государь, по окончании Божественной литургии, приближается к царским вратам и, сняв с себя царский венец и все другие знамения царского величия и царской власти, благоговейно приступает к таинствам миропомазания и причащения св. Таин.
II. Почему же эти действия производят особенно сильное и глубокое впечатление на душу православного русского человека? О чем они говорят уму и чувству его?
Станем мысленно лицем к лицу пред этими величественно-трогательными моментами священного обряда и попытаемся дать посильные ответы на предложенные вопросы.
а) Обратим прежде всего внимание на первый момент священного венчания, т. е. на произнесение Государем вслух всего народа символа веры. Пред нами – Государь, только что занявший уготованное Ему место на возвышенном троне, окруженном представителями всех царств мира и избранниками всей земли русской. Пред Государем – маститый первосвятитель русской земли, именем Божиим призывающий его «по обычаю древних христианских Монархов и Боговенчанных предков исповедать вслух всех верноподданных православно-кафолическую веру». – «Како веруеши?» вопрошает святитель. В ответ на этот призыв церкви, Государь, как послушный сын церкви, громко произносит символ веры. Кто из нас, православные, не почувствовал бы в этот момент великой важности и многознаменательности этого исповедания веры Государем? Кто не понял бы, что оно имеет не только высокое религиозное, но и глубокое историческое значение?
Этим исповеданием православной веры Богоизбранный Государь не только торжественно свидетельствует о своей принадлежности к православной церкви, но и признает православие своим священным долгом пред отечеством, – дает обет пред лицем Божиим руководиться в своей деятельности правилами православной веры, заявляет пред лицем всего мира, что русский Государь – Царь православный. Этим же исповеданием веры запечатлевается и подтверждается тот священный союз между самодержавной властью русских Государей и православной верой русского народа, который в течение целого ряда, веков служил непоколебимой опорой государственной власти, могущества и силы нашего отечества, а в годины тяжких испытаний был и, верим, всегда будет несокрушимым оплотом, охраняющим Россию от бед и опасностей.
Вот о чем говорит православному русскому человеку торжественное исповедание Государем символа православной веры!
б) Не менее знаменателен и поучителен для нас и второй момент св. обряда – когда Государь, увенчанный уже прародительским венцем, во всем величии царской власти, смиренно преклоняется пред престолом Царя царей и молится о ниспослании ему духа премудрости и разума. В этой глубоко трогательной молитве коленопреклоненного Венценосца находит величественное выражение свое глубокое и возвышенное учение православной церкви о Божественном происхождении царской власти. Слово Божие учит нас, что «всякая власть», а тем более царская, «от Бога. Господь» – «царь всея земли» (Псал. 2). «Он владеет царством и ему же восхощет, даст е» (Дан. 4, 29). «Он дает державу и силу» (Премудр. Солом. 4, 4). «Он облекает властью избранных по сердцу своему. Мною», говорит Сам Господь устами Премудраго, «царие царствуют и сильные пишут правду» (Притч. Сол. 8, 15). Нет сомнения, что этим именно возвышенным учением слова Божия о царской власти бывает проникнуто сердце Государя в ту священную минуту, когда, вместе с возложением на главу Его священного венца предков, Он приемлет на рамена свои тяжелое бремя самодержавной власти над обширнейшим в мире царством русским. Преклоняясь пред престолом Царя царей, Он вверяет себя миродержавной Деснице Вышняго; обращаясь с молитвою о ниспослании ему свыше Духа премудрости, Он возлагает все упование свое на благодатную помощь свыше, без которой никаких человеческих сил не может быть достаточно для выполнения обширных и многотрудных обязанностей царского служения.
Что чувствует в эту минуту Государь, едва ли можно не только изобразить, но даже вообразить себе. Вот замечательные слова одного из очевидцев венчания на царство в Бозе почившего Государя Императора Александра Александровича: ясным, но дрожавшим от глубокого волнения голосом, пишет он, прочел Монарх слова молитвы: крупные слезы умиления катилис по ланитам Боговенчанного Государя, молившегося о ниспослании Ему высшей премудрости...
«Этот вид коленопреклоненнаго, плачущего и молящегося Государя произвел на всех присутствовавших невыразимое, на всю жизнь не изгладимое, впечатление».
Да и могло ли быть иначе?! Кто из нас, православные, мог бы остаться равнодушным зрителем этого величественно-трогательного моления Государя? Кто не проникся бы чувством благоговейного умиления при виде коленопреклоненного Государя и не присоединился мысленно всем сердцем к пламенной молитве Его?!... В преклонившем колени Государе видится нам коленопреклоненная Россия; в молитве Его слышится нам молитва всей церкви православной.
Да послужит же этот высокий и трогателъный пример глубоко благоговейного отношения Государя к своему великому призванию и служению образцом для всех нас. Да укрепит он в умах и сердцах наших то истинно-христианское убеждение, что на всякое общественное служение и на всякую дорогу жизни поставляемся мы не простыми случайностями рождения и воспитания, а по воле Божией, без которой не совершается ничего ни в мире Божием, ни в жизни человеческой; «вам же», говорит Господь, «и» «власи главнии вси изочтени суть». Да вразумит он тех из нас, кто увлекался, или увлекается, или стоит на пути к увлечению теми модными, но не новыми учениями, которые отрицают истину Божественного мироправления вообще и Божественного происхождения царской власти в частности!
в) В тесной, внутренней и глубокой связи с рассмотренным моментом священного обряда стоит третий, заключительный момент этого величественного торжества, – когда святая церковь, как бы ответствуя на моление Государя, совершает над ним таинство миропомазания, за которым следует причащение Св. Таин. В этот именно таинственный момент благодатию Духа Святого запечатлевается и освящается наследственное право Государя земли русской и в то же время незримо, но несомненно подаются Ему чрезвычайные благодатные дары, необходимые для этого высокого, многотрудного и многоответственного служения. Сам Господь установил это особое помазание для царей еще в библейские времена, одновременно с учреждением царской власти в иудейском народе, – и при том не как внешний только символ, или знак избрания, но именно как особенное священное действие, чрез которое подается особая благодатная сила избранным. «Ныне», сказал пророк Самуил первому помазаннику своему Саулу, – ныне «твори вся, елико восхощет рука твоя, яко Господь с тобою» (1 Царств 10, 17). О втором помазаннике своем Давиде тот же пророк говорит: «и ношашеся Дух Господень над Давидом, от того дне и потом» (1 царь. 13). Но если таково было действие ветхозаветного помазания, то может ли быть сомнение в том, что в христианском таинстве миропомазания, совершаемом над Боговенчанным Государем, подается сугубая благодать, умудряющая и укрепляющая Его на предлежащий Ему подвиг царского служения? Нет и быть не может сомнения, что именно здесь, чрез это таинственное помазание, наследственно-законный Государь наш становится помазанником Божиим; Особа Его становится священною и неприкосновенною; власть – безусловною, неограниченною, самодержавною.
Легко понять, сколько светлых мыслей и отрадных чувств способно возбудить в душе православного человека это священное действие, внушающее ему, что судьбы отечества вверяются промыслом Божиим не слабым силам человеческим, а всесильным благодатным дарованиям Духа Святаго, источника и подателя всех благ. Понятно само собою и то, какие обязанности налагает на нас это священнодействие, как относительно Особы Государя, так и относителъно власти Его. Если Государь помазанник Божий, то мы обязаны благоговеть пред священной Особой Его, как пред орудием и посредником божественного мироправления. «Не прикасайтеся к помазанным Моим», говорить Господь; «касаяйся Царя, касается зеницы ока Господня», говорит пророк (Захар. 11, 8). Если деятельность Государя совершается под водительством благодати Духа Святаго, то мы обязаны повиноваться воле Государя безусловно, помня, что «противляяйся власти» Его, «Божию повелению противляется» (Римл. 13, 2).
III. Таково, братие, значение воспоминаемого ныне священного торжества! Так много возвышеннаго, светлаго, отраднаго, трогательного и назидательного внушает оно чувству православнаго, русского человека.
Принесем же от всего сердца благодарение Господу за то, что Он призвал нас к бытию в лоне православной церкви, благоволил нам быть членами великого народа русского и удостоил быть верноподданными Благочестивейшего Государя нашего. – А за тем, направим все внимание, все усилия нашей воли на то, чтобы, по слову апостола, «ходити достойно» нашего «звания» (Ефес. гл. 4, ст. 1-й). (Извл. из журн. «Пастыр. Собесед.»).