Месяц май
Четырнадцатый день.
Поучение 4-е. День коронования Их Императорских Величеств.
(Основания неприкосновенности помазанников Божиих).
«Не прикасайтеся помазанным Моим» (Псал. 104, 15).
I. Среди торжества о Помазаннике Божием, при воспоминании помазания Его, ко времени слово о помазанных Божиих.
Кто разумеются под именем помазанных?
Под именем помазанных в этом изречении первоначально разумеются некоторые начальники избранного Богом племени. Но так как то же имя помазанных тем же словом Божиим усвоено предержащим властям, от Бога поставленным, то мы не погрешим теперь, если, возведя ум свой на небо, представим себе, что Царь царей и Господь господей, с высочайшего престола Своего, указует на всех помазанных от Него властителей и заповедует всем подвластным: «не прикасайтеся помазанным Моим!»
II. «Не прикасайтеся помазанным Моим». Краткая заповедь, но премудро соединяющая в себе с требованием повиновения глубокое изъяснение сего требования и убеждение к послушанию! «Не прикасайтеся» властям предержащим, глаголет Вседержитель, ибо они суть «Мои»; не "прикасайтеся, ибо они суть «помазанныя» от Меня.
а) Итак, одно из глубоких оснований неприкосновенности предержащих властей есть то, что они суть Божии. «Несть бо власть», как говорит апостол, «аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть» (Рим. XIII, 1).
Если таким образом всякая верховная власть открыто, или сокровенно, исходит от Бога, и Ему принадлежит: то как дерзнуть прикасаться к ней? Если мы требуем, чтобы наше произведение неприкосновенно было для других, и наша собственность ненарушима: кто может ненаказанно нарушить устроение и собственность Вседержителя?
б) Другое священное основание неприкосновенности предержащих властей есть то, что они суть помазанные от Бога.
Достойно особого примечания, что слово Божие именует помазанными и таких земных владык, которые никогда не были освящены видимым помазанием. Так Исаия, возвещая волю Божию о царе персидском, говорит: «сице глаголет Господь помазанному Своему Киру» (Ис. ХLV, I); тогда как сей царь языческий еще и не родился, и родясь, не познает Бога Израилева. Каким же образом сей самый Кир, в то же время, наречен помазанным Божиим? Сам Бог изъясняет это, когда предрекает о нем чрез того же пророка: «Аз восставих его; сей созиждеть град Мой, и пленение людей Моих возвратит» (13). Проникни здесь, христианин, в глубокую тайну предержащей власти! Кир есть царь языческий; Кир не знает истинного Бога: однако Кир есть помазанник истинного Бога. Почему? Потому что , «сотворивый грядущая» (11), назначил его для исполнения судьбы Своей о восстановлении избранного народа израильского; сею божественною мыслию, так сказать, помазал Дух его еще прежде, нежели произвел его на свет: и Кир, хотя не знает, кем, и для чего помазан, движимый сокровенным помазанием, в царстве языческом совершает дело царствия Божия. Как могущественно помазание Божие! Как величествен помазанник Божий! Он есть живое орудие Божие; сила Божия исходит чрез него во вселенную, и движет большую или меньшую часть рода человеческого к великой цели всеобщего совершенствования. Если таков может быть даже неведущий Бога: не много ли выше священно величие тех помазанников, которые познали Помазавшего их, и прияли дар помазания.
О таковых сугубо священных помазанниках, если бы грозная заповедь не возвещала, благоговейная любовь сама собою чувствует, что «касаяйся их, яко касаяйся в зеницу ока Господня» (Зах. II, 8).
III. Храните же внимательно зеницу ока Господня, не «прикасайтеся помазанным Его». Заповедь Господня не говорит: не восставайте противу предержащих властей. Ибо подвластные и сами могут понимать, что, разрушая власть, разрушают весь состав общества, и следовательно разрушают сами себя. Заповедь говорит: «не прикасайтеся» даже так, как прикасаются к чему-либо без усилия, без намерения, по легкомыслию, по неосторожности, (Сост. попроп. Филарета, м. м., т. II).