Месяц май
Четырнадцатый день.
Поучение 3-е. День венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича.
(О молитве Церкви за Царя в день венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора).
I. Молиться за царя значит молиться за себя, молиться за все царство, молиться за святую церковь. Поистине, что глава для тела, то царь для государства. Посему-то святая церковь каждый день, каждую службу неоднократно влагает в уста чад своих молитвы и прошения о царе. Но в дни, для царя и царства особенно знаменательные, она усиливает свои моления о верховном представителе народа. К таким дням относится и настоящий день венчания на царство благочестивейшего Государя нашего.
II. Между прошениями о помазаннике Божием, возносимыми церковию в настоящий день, наиболее останавливает на себе внимание по своей знаменательности сие прошение: «Неисчетный в милости, Боже наш! Подаждь рабу Твоему благочестивейшему Государю нашему благопоспешество Моисеево, мужество Давидово и мудрость Соломонову к славе имени Твоего», то есть святая церковь испрашивает у небесного Царя царей православному царю нашему все те лучшие качества, которые украшали правителей избранного Богом народа израильского.
а) Обратите внимание на первое качество: благопоспешество Моисея. Моисей извел народ свой из земли египетской, не пролив ни одной капли крови его, так благопоспешно, что навел страх на окрестные народы. От чего зависело благопоспешество его в столь великом деле? От непосредственнаго, явного содействия Божия во многих знамениях и чудесах. Посему всю славу сего великого дела он единственно приписывал Всевышнему; тем не менее имя Моисея, как достойного посредника между Богом и Его народом, навсегда останется великим.
Моисей, изведши народ свой из земли египетской, не только довел его до земли, текущей медом и млеком, но даровал ему новые законы, учредил для него и наилучшее управление, как залог будущего благоденствия.
Итак благопоспешество Моисея зависело главным образом от непосредственной помощи Божественной.
б) Другое качество, которое церковь испрашивает у Бога в молитве царям православным, есть мужество Давидово. Во дни самой ранней юности помазанный святым Самуилом на царство Давид являет необыкновенные подвиги мужества и великодушие; с одною слабою пращею, но твердою верою выходит против гордого исполина филистимского и, поразив его, обращает в бегство полки иноплеменников; затем избиением двухсот филистимлян приобретает руку дочери царевой; преследуемый многократно завидующим Саулом щадит своего врага, хотя неоднократно представлялась возможность лишить его жизни; вступив по смерти его на престол, берет неприступную крепость Сион, покоряет все соседние народы, евреям враждебные, и распространяет царство израильское до естественных его пределов, так что после него оно уже более и не распространялось. Однажды во время борьбы со врагами мужество его подвергло жизнь его столь великой опасности, что самые неустрашимые сподвижники царственного героя закляли его не ходить более на войну, дабы не угас светильник Израиля (2 царь. XXI, 17).
Где источник столь необычайного мужества во бранях? В Боге и благочестии. «Господь твердыня моя, и крепость моя, и избавитель мой», так воспел святой Давид в день, когда Господь избавил его от руки всех врагов его. «Господь мой, скала моя, на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего! Спаситель мой, от бед Ты избавил меня... Избавил меня оте врага моего сильнаго, от ненавидящих меня» (2 царь. XXII). Поистине, это был благочестивейший из царей земных. Среди частых браней с врагами внешними, среди постоянных забот об устройстве внешняго благосостояния своего народа, он находил довольно времени на дела благочестия: с великим торжеством перенес он ковчег завета из Гаваона в Иерусалим и повелел исчислить всех лиц, посвященных Богу израилеву и служащих скинии. Царь Давид распределил священнослужителей по чредам для служения их при св. скинии; зная, сколь великое влияние производит на души молящихся стройное пение во время богослужения, он отделил 4 тысячи левитов для прославления Господа и сам составлял и исполнял с ними священные песни. Исполненный Духа Божия, святой царь и вместе пророк искал советов у других пророков Божиих, с пророком Нафаном совещался о построении величественного храма Иегове Богу израилеву, составил план его и, собрав множество драгоценного материала для построения его, все сие передал сыну своему Соломону.
в) Третье качество, которое святая церковь испрашивает у Бога царям православным, есть премудрость Соломонова.
Вступив на престол по смерти отца своего, Соломон просил у Бога мудрости для управления многочисленным народом. Бог одобрил его прошение и излил на него в необычайном изобилии Духа премудрости.
Мудрый Соломон прославил еще себя построением необыкновенного по богатству и великолепию храма истинному Богу в Иерусалиме, при содействии союзного царя тирского Хирама. При помощи сего же царя он создал торговый флот, который привозил из отдаленных стран лучшее золото и редкие произведения земли. И превзошел царь Соломон всех царей земли богатством своим и мудростию своею, и цари земли искали видеть Соломона, дабы послушать мудрости его.
Но едва только вступил на престол сын его, царство его распалось. Прошло еще четыре года, и царь египетский опустошил землю иудину, унес сокровища Иерусалима и вместо золота явилась в нем медь. Затем междоусобные войны, новыя нападения врагов, плен и рассеяние. Где причина падения столь внезапнаго? Внезапно было падение царства еврейского для других, но оно было предсказано Богом еще Соломону. – Соломон во второй период своего царствования охладел сердцем к Богу израилеву, в самом Иерусалиме построил капища богам языческим и даже сам приносил им жертвы.
Посему-то святая Церковь, испрашивая у Бога православным царям благопоспешество Моисеево, мужество Давидово и мудрость Соломонову, богомудро заключает свое прошение словами: «к славе имени Твоего»: в противном случае они будут бесполезны.
III. Неисчетный в милости Боже наш! Подаждь рабу Твоему благочестивейшему Государю нашему Императору Николаю Александровичу благопоспешество Моисеево, мужество Давидово и мудрость Соломонову «к славе имени Твоего». Аминь. (Сост. по кн. «Слова и речи» Сергия, архиеп. владимирского и сузд.).