Источник

Четырнадцатый день.
Поучение 2-е. Святой мученик Исидор.

(Черты истинного исповедника Христова).

I. Ныне совершается память св. мученика Исидора. Святой Исидор был родом из Александрии и жил в III веке; он служил в римском войске. В царствование Декие был объявлен по римской империи указ, повелевавший, под страхом мучений и смерти, всеобщее поклонение идолам. Исидору предстояло наравне с прочими воинами совершить поклонение, но он мужественно исповедал себя христианином. «Можно убить мое тело, – говорил он при допросе, – но над душою моею никто не имеет власти. Пусть мучат меня: у меня есть истинный Бог, Который и по смерти моей будет со мною». После многих мучений Исидор был лишен жизни чрез обезглавление (251 г.). Тело его, брошенное без погребения, было предано земле его другом Аммонием. Впоследствии часть мощей святого мученика Исидора была перенесена в Константинополь и положена в храме святой Ирины.

II. В день, посвященный памяти мужественного исповедника св. веры христианской, мученика Исидора, рассмотрим, братия, те признаки и свойства, по которым безошибочно можно узнать истинных исповедников Христовых.

а) Православное исповедание, собственно говоря, есть не что иное, как сердечное принятие и открытое засвидетельствование истин слова Божия. По этому определению исповедания, мы удобно можем познать и прямого исповедника Христова. Кто слово Божие признает и приемлет за правило своей жизни, за зерцало своих деяний и за источник Божия к себе милосердия: тот по справедливости может назваться прямым исповедником Христовым.

Таковы были все богоносные светильники церкви, которые, предпочитая слово Божие злату, и сребру, и камению драгоценному, «и паче меда устом» своим (Псал. 118, 103), с таким плодоносием упражнялись в поучении онаго, что не только с избытком насыщали себя этою духовною пищею, но и множество других питая ею, соделали их истинными исповедниками Христовыми. Но не таков отвергшийся от Христа безбожник, который посмеевается слову Божию; не таков слепой обожатель природы, который, измеряя глубину Откровения естественными законами, нищету ума своего противопоставляет богатству разума Божия; не таковы были и суть развратные толкователи Божественного писания, которые, делая насилие истинному его смыслу и содержанию, даже до днесь раздирают Христову церковь. Все таковые, отвергающие истины слова Божия, отвергаются Самого Христа. Сколь же они отличны от исповедников Христовых, всякому очевидно.

б) Другая черта прямого исповедника Христова, непосредственно соединяющаяся с первою, – состоить в благоговейном принятии и наблюдении преданий церкви, кои или явно заключаются в св. писании, или выводятся из него чрез правильное заключение, или изобретены для благолепия храма Божия. Так, начало употребления в церкви Христовой св. икон мы имеем в украшении скинии, где Бог повелевает Моисею изваяти из злата двух херувимов и поставить по обеим сторонам очистилища, а других херувимов сотворить «делом тканым» (Исход. 25, 18, 26, 31) на завесах и боках скинии. Отсюда же непосредственно следует и поклонение иконам, и почитание их. Ибо ежели Бог благоволил быть познан Моисею и возглаголать к Нему чрез изваянных оных херувимов: то не паче ли благоволит познан быть в созерцаемом нами Своем изображении и благодатно возглаголать к нам? То же разуметь должно об иконе преблагословенные и пречистыя Девы Богоматери, и об иконах другов Божиих, молитвами своими нам споспешествующих, и к подражанию своей святости нас возбуждающих, также о возжигаемых светильниках, о курении фимиама, и о сооружении утварей церковных, о троеперстном сложении и о прочем. Все это весьма нужно и полезно для соблюдения единства в прославлении Бога и почтении св. Божиих человеков, узаконивших сие, и наконец для различия между прямыми сынами церкви и между отступниками от ея.

Итак, по принятию или отвержению церковных преданий весьма отличаются от исповедников Христовых те, которые или не чтят св. икон, или чтят, боготворя вещественность их; кои вместо изображаемой, в сложении трех больших перстов, Св. Троицы, слагают оные на еретическое разделение личного во Христе единства; кои, не приемля призванных от Бога пастырей и гнушаясь апостольскими преемниками, желают быть или пасомыми падшими под клятву, или избегающими строгости правосудия иереями, или дерзновенно возложившими на себя эту высокую должность простолюдинами. Ей! все таковые не суть чада церкви, следовательно не суть и истинные исповедники Христовы. Но мы, оставя их судьбам Божиим, продолжим слово наше об истинных исповедниках Христовых.

в) Так как успех всякого дела познается из своего окончания: то и истинные исповедники Христовы, дабы быть совершенно таковыми до самой кончины жизни своей, непоколебимы пребывают в исповедании своем в засвидетельствование же сего постоянства своего, терпеливо переносят несчастия, побеждают самих себя, противостоят искушениям и самую смерть ни во что вменяют, только бы не быть отлученными от исповедуемого ими Христа. Эта черта исповедника Христова столь ему собственна и неотъемлема, что не только явно отвергшиеся от Христа, но даже никто из христиан, сколько-нибудь сомневающийся и малодушествующий в вере не может себе предвосхитить ея. Кто почтет безопасным того мореходца, которого судно посреди волнения бурного колеблется и возметается, и который не только потрясен от страха, но и лишен всех чувств? Кто в подвиге борьбы может хвалиться победою, когда хитрый сподвижник его успел уже поколебать стопы его? Верен ли тот своему государю, который, ослепившись богатыми дарами неприятеля, намеревается предать ему свое отечество? Великодушен ли тот, который, увидев смерть, не только теряет крепость души своей, но и, подобно робким младенцам, зашищается от нея только жалостным воплем? Все эти подобия изображают подвиг нашего исповедания.

Но увы, немощи человеческия! Не всякий ли из нас сознается, что душа наша нередко сеется греховными сомнениями, как пшеница, где плевелы зловредных помыслов, поднявшись на несколько времени вверх, опять ниспадают и смешиваются с чистою пшеницею! Сколь часто торжествует над нами мир сей, износя из недр своих сокровища, и наводнив ими, как потопною водою, сердце наше, – погашает огнь любви ко Христу! Сколь часто буйные страсти свергают наш разум с его престола, и для удовлетворения своим прихотям заставляют забыть и долг христианина, и Самого Творца! Сколь часто несчастия, опершись ужасною своею тяжестию на храмину души нашей, угрожают ей конечным истреблением веры! Сколь часто соблазны и ухищрения, угрозы и ласкательства мира отторгают нас от Христа! Сколь же необходим нам после сего меч глагола Божия, щит веры и сила благодати Божией, дабы, низложив врагов наших, соделаться нам истинными исповедниками Христовыми...?

III. Всемогущий Христе Иисусе! Мы, под Твоим знамением воинствуя в жизни сей, от Тебя же и просим благовременные помощи, да не оскудеет наша в Тебя вера, да быв облечены Твоею благодатию свыше, до последняго нашего издыхания дерзновенно исповемы Тя Бога нашего пред человеки, да тако и Ты нас истинных исповедников Твоих исповеси пред Отцем Твоим, Иже на небесех. Аминь. (Сост. по «Собр. слов, бесед и речей» Арсения, митр. киевск., ч. II, изд. 1874 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle