Самоиспытание во время говения
Православная Церковь, при своем спасительном руководстве нас к святости и блаженству, ежедневно по окончании дня, а особенно во время говения, внушает и содействует нам обращаться при свете Слова Божия от внешних занятий к самим себе, испытывать и познавать себя, для очищения своей души и поведения. Без сомнения вся жизнь наша есть путь самоиспытания и самопознания, и по нашему воспитанию, и по иным опытам и наблюдениям на поприще жизни, но не эта одна обыкновенная последовательность дней жизни потребна нам для благочестия и спасения. Самоиспытание, как обыкновенный опыт жизни и занятий, одно само по себе крайне отдаленно от нашего существа, – от нашего лица. Оно касается нас не прямо, не строго и не животворно. Часто бывает, что мы, вращаясь и обогащаясь опытностью в великом Божием мире, среди его неисчислимого разнообразия, – наименее примечаем, видим и познаем себя. Часто бывает, что при обширновозможном изучении мира внешнего, мы очень мало ведаем наш внутренний мир, или, по слову Апостола, своего внутреннего человека; – часто умеем владеть внешними силами и стихиями, а не умеем править собою, своими помыслами и страстями. Так одно продолжение жизни косвенно и недостаточно ведет нас к самоиспытанию. Но самоиспытание, которому Церковь внушает нам подвергать себя ежедневно, и особенно во дни говения и приготовления к Исповеди и Причащению, есть благотворнейшее для улучшения нашего поведения: острие его простирается прямо на наше поведение, внутрь наших помыслов и чувствовании. Плодом этого самопознания необходимо бывает тайный стыд, желание вести себя лучше, благоразумнее, святее.
Последуем внушениям святой Церкви и испытательно, при ее руководстве, войдем внутрь себя, безпристрастно внесем светильник и суд закона Божия в сокровеннейшие изгибы своего сердца, в правила поведения домашнего и общественного.