Источник

Пост во время говения

Церковь призывает нас для говения всегда в пост, представляя нам на волю избрать для этого любую седмицу поста. Если и без говения нашего нам назначен и необходим пост, то еще строже он должен быть для нас во время нашего говения, и особенно кратчайшего. Говение невозможно без поста, по тесной связи души и тела, и по внутреннему Православному нашему сознанию. Пост и воздержание благопотребны нам всегда и особенно во время говения, для укрощения наших страстей, делающих нас своими пленниками и рабами, и препятствующих благочестию и даже всякому делу. При посте и воздержании порочные наши наклонности и помыслы ослабевают, укрощаются и замолкают; наше тело лишается, но с этим лишением оно становится чище, развязнее, благообразнее и благонадежнее для труда; излишества в теле и неудобства в движении отсекаются, а внимание, проницательность, осторожность и сила для подвига усугубляются, согласно с свидетельством апостола Павла: всяк подвизаяйся, от всех воздержится (1Кор. 9:27). Как волны и зыбь на море укрощаются, и открывается тихая, светлая и благотворная его поверхность: так чувственная наша оболочка постом умеряется, и в её тлении возникает лучшая жизнь; чувство нравственного долга и исправления усиливается. Сам Спаситель рек: сей род ничем же изыдет, токмо молитвою и постом (Мф. 17:21). Блудный сын, упоминаемый в Евангелии, лишенный пищи, пришел в себя и покаялся (Лк. 15:17–18). При строжайшем воздержании мы ослабляем ин закон во удех наших, противовоюющь закону ума нашего, но приобретаем благодатную чистоту и светлость в духе и соуслаждение закону Божию по внутреннему человеку (Рим. 7:22–23).

Как всякий подвиг, и особенно подвиг благочестия требует от нас воздержания: так равно требуют от нас поста и воздержания мысль о Боге, к Которому мы стремимся во время говения, и те чувствования, какими должно сопровождаться наше говение. Стремление к Богу Духу непременно должно быть не чувственно и плотяно, а духовно. Воздержанием от пищи и совлечением тяжести вещественной, мы можем и должны приближаться к Богу Духу. Не возможно быть сластолюбивым и истинно Боголюбивым (2Тим. 3:1–3). Пост необходим нам во время говения и по тем чувствованиям, какими оно должно сопровождаться. Во время говения поставляя себя, обремененных грехами пред правосудием и величием Божиим, мы невольно должны сокрушаться о грехах своих, коими недостойно оскорбили Бога, ближних и унизили в себе образ и подобие Божие. И если мы действительно сокрушаемся, то займет ли нас сетующих и скорбящих мысль о многой пище, особенно изысканная разборчивость в ней! Равно необходим нам пост во время говения и как подвиг и жертва умилостивления Бога. Кто чувствует себя виновным пред Ним, тот даже по суду совести своей желает терпеть и страдать, в этом добровольном страдании и терпении справедливо полагая надежду на умилостивление Бога. А между умилостивительными подвигами добровольного страдания и терпения, пост есть ближайший для нас. Царь и Пророк Давид некогда говорил отрокам своим: постихся и плаках: помилует ли мя Господь (2Цар. 12:22). Ниневитяне, возложив на себя пост, говорили: кто весть, аще раскается и умолен будет Бог и не погибнем. И виде Бог дела их, яко обратишася от путей своих лукавых: и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори (Ион. 3:9–40). Наконец пост во время говения необходим нам и как подвиг послушания Церкви, которая установила пост, и с которою мы чрез говение хотим обновить свое теснейшее общение.


Источник: О говении по уставу православной церкви / [Прот. Григорий Дебольский]. - Санкт-Петербург : Печатано во Французской типографии, 1850. – [3], 92 с. (Авт. в кн. не указан; установлен по 2-му изд.)

Комментарии для сайта Cackle