О стихах своих
Узрев, как много появилось пишущих
Не мерной речью, слишком вольно льющейся,
В трудах немало проводящих времени
Без пользы, в суетливом пустословии,
Но пишущих бесчинно и безудержно
Так много вздора, что, пожалуй, столько же
Песка в морях и вшей в земле Египетской, –
Единственное мнение, сладчайшее
Я изложил: отбросив словеса сии,
Держаться только богодухновенного,
Как в бурю мореходы ищут гавани.
Коль многим людям подали Писания
К нападкам повод, вот где мудрость, Дух Святый:
Сие то и толкает к мысли суетной
Всех тех, кто движим злыми побужденьями.
Когда ты пишешь, можно ли слова твои
Бесспорными соделать дольним помыслом?
А коли вовсе нет такой возможности,
В сем бренном мире, на куски расколотом,
Где каждый, отступивши прочь от истины,
Стремится словесами оправдать себя,
Я путь иной избрал своим писаниям
(Хорош он или скверен, мне он нравится):
Труды свои поведать речью мерною.
Не для того, как думать станут многие,
Чтоб славою облечься – той, которую
Пустой зовут при этом (но, однако же,
Мне ведомо: затем и пишут недруги,
Чтоб человекам угождать: ведь смертные
Своею мерой часто мерят ближнего),
И я стихов не предпочту божественным
Трудам – Глагол Господень да хранит меня!
Но вы дивитесь: что со мной соделалось?
Во-первых, возжелал я, для других трудясь,
Свою несоразмерность так обуздывать,
Чтобы писать не слишком много, – так-то вот
Борясь с размером. Во-вторых, для юношей
И всех, кто радость черпает в словесности,
Писать стихи как врачевство приятное,
Людей тем самым направляя к лучшему,
Закона горечь сладостью свершая им:
И тетиву ослабить нужно изредка.
Коль нет в стихах иного прока, пению
И лире пусть заменой служат. Радовать
Хочу, коль радуешься ты стихам моим:
Сие с пути благого не собьёт тебя.
А, в-третьих, я, – быть может, это мелочно,
Но это правда, – не могу язычникам
Отдать в литературе пальму первенства.
(Я о словесном говорю изяществе,
Хотя у нас краса лишь в умозрении.)
Итак, забава эта – вам, премудрые,
Пусть только нам окажут милость львиную.
В-четвёртых, я, недугом тяжко мучимый,
Нашёл, как старый лебедь, утешение:
С самим собой биеньем крыл насвистывать
Не плач по мне, а словно песнь прощальную.
Итак, теперь, о мудрые, изведайте
Наш помысл. Когда словам сим вы уступите,
В том будет прок. А если лишь играете,
То отступитесь: нет здесь ни чрезмерного,
Ни слишком длительного иль ненужного.
Коль пожелаешь, всё в самих стихах узришь:
Ты и моё найдёшь в них, и стороннее,
Хвалу благим и скверным порицание,
Примеры мнений и учений памятных
Благодаря сплетеньям букв изысканным.
Считаешь, мало? Сделай нечто большее.
Ругаешь метр? Ещё бы, меры нет в тебе,
Писатель скверных стихотворных выродков.
Слепец признать едва ли сможет зрячего,
Стоящему не обогнать бегущего.
Что порицаешь, то и покупаешь ты,
К тому стремишься, что ругаешь яростно:
Ведь ты стихи кропаешь сам без удержу,
Ругая, прочным делаешь доверие.
Мне мил на берегу крушенье терпящий.
К сему-то и стремитесь вы, премудрые.
Не это ли двуличье лицемерное?
Кто ныне лев, тот раньше обезьяной был:
Легко стремленье к славе обличается.
Стихов немало есть в Святом Писании,
Как из евреев мудрые глаголют нам.
Коль звуки струн ты не находишь мерными, –
С какими древле пелись речи стройные,
Ко благу направляя чрез приятное,
И нравы образуя сладкопением, –
То пусть Саул в обратном убедит тебя:
Освобождён был музыкой от духа он.
В чём вред, коль мы достойным удовольствием
Ведём к общенью с Богом этих юношей?
Переменить внезапно будет трудно их:
Да будет в них смешенье благородное
Теперь, – пока благое не закрепится,
Тогда и можно устранить приятное,
Опору их – благое же останется.
Так что же может быть сего полезнее?
Иль ты не добавляешь в пищу сладкое,
О ты, свои сурово брови хмурящий?
Зачем размеренную речь хулишь мою,
Стихи других своею мерой меряя?
Мидян пределы не близки с фригийскими.
Полёт орла и галки различается.