Источник

О гневе, памятозлобии, осуждении и прощении

65. К А. Н. И.

Милостивая государыня! Едино истинное утешение есть Иисус Христос. Спаситель мира да подаст вам терпение к перенесению нашествий по прошению и вере вашей. Матерь Божья да покроет вас от озлобления! Вы сами знаете, как вам надлежит спастись и опасаться ищущего поглотить. Порядок Божий есть по воле Божьей жить; порядок наш-себе и суетам служить. То и другое зависит от произволения, как кому угодно. За добрые дела добрая и награда; только не надо злое за доброе принимать и доброе за злое почитать: лучше забывать злое и помнить одно хорошее; тогда покойно будет. Примите благодарность мою за ваше усердие; небесный Воздаятель да воздаст вам сторицей. Простите!

недостойный раб Е....10-го Сентября, 1822 г.

70. Александре Николаевне Ильиной

Матушка сестрица! Иисус Христос гневающихся всуе предает суду: поэтому очень страшно и опасно какой-либо на кого-нибудь иметь гнев. Святой Ангел да сохранит нас в мирном со всеми пребывании!

Без искренней любви и преданности воли своей воле Божией никто никогда не может быть покоен. Ежели утешением нашим [бывает] что-либо иное, а не Иисус Христос, то душа всегда подвергается изменяемым неудовольствиям и смущениям. Когда кого оскорбляют свои домашние, тогда не должно, по учению Христову, на них гневаться, а пользовать их спасительными увещаниями, за ослушание же угрожать им праведным судом Божиим и лишением Небесного Царствия, за дерзость и противоречие – отвержением от мирных приятностей; а живущим во вражде внушать, что за злобу и ненависть злобствующие будут мучиться огнем, страшным и самому начальнику злобы. Такие внушения очень могут пользовать внимающих, и водворится мир, благость и всякое спокойствие в сердцах, покорных воле Господней….

Марта 11-го дня, 1824 года

150. К А. А.

Слава Богу! Всеобдержащий промысел Божий предлагает всем спасение и управляет всеми, по неисповедимым судьбам своим. Да изменит Господь тяжкую печаль вашу на истинную радость в надежде вашей на милость Божью! Почтеннейшая А. А.! Почто вы так много смущаетесь? Лучше размыслить в сердце своем: кто мог дать брату вашему желание сердца к благому и такое движение души, что он не мог не покориться призывающему его к жизни духовной, и решился служить единственно Тому, кто единым словом своим сотворил все, что видите, небо и землю? Этот Бог непостижимый да помилует и вас от вашей скорби. Молитесь и о нем, да укрепит его Господь в истине. Буди мир вам и всему семейству вашему!

Весь больной и непотребный раб Егор, Июня 15-го, 1833 г.

159. К Н. Н.

Сие время есть время делания и труда: в будущем же веке воздаяние. Грешники же, преступники заповедей Божьих, всем сердцем обратившиеся к Господу, кающиеся и исповедующие грехи свои, имеют надежду на милость Божью и получают разрешение посредством священника-отца духовного, и удостаиваются приятия Святых Таин Христовых. Все это приемлется верою в Господа и Бога нашего Иисуса Христа: неверующие же уже осуждены, во тьме ходят и не видят света, просвещающего верных. А чтобы непрестанными быть исполнителями заповеди Божьей нужно иметь любовь к Богу более всего и любовь к ближним. Как к себе самому. И просить и умолять Господа, чтобы Господь оставил нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим: да не войдем в напасть и да избавимся от лукавого Божьей милостью: теперь видите, что всякий гнев и злопамятство на ближнего чужды истинному христианину.

непотр. р. Егор.13-го Июня, 1832 г.

170. К М.А.Г.

Возлюбленные сестры о Господе! Верою и любовью угождайте Господу и будете наследницы вечной жизни.... В сердце вашем повторяйте сию молитву: «ненавидящих и обидевших нас прости Господи человеколюбец».... Благим словом и делом побеждается всякое зло. Да будет мир Божий и любовь взаимная между вами.

Божьею милостью искренне вам соусердствующий

непотребный раб Е. 1835 г.

173. К В.А.С.

Матушка! Христос посреди нас! Да будет воля Господня, предстательством Владычицы Пресвятой Богородицы. Господь смиренных возносит благодатью своею; нужно только сердце сохранить в преданности Богу и великодушно претерпеть от супротивных наносимые оскорбления безгневно и безропотно.

«Господи! буди воля Твоя! Не отвергни меня от лица твоего! Не отринь приношение сердца моего, призри на смирение мое и милостиво благоволи устроить спасительную вещь на созидание душ и на прославление Имени Твоего Святого».

Помяни дома убогих, бедствующих нищетою.

Да укрепить вас Святой Ангел Божий в непоколебимой надежде на благость Божью!

26-го Декабря, 1826 г.

178. Варваре Александровне Сухотиной

Слава Богу о всем! Радуюсь, матушка! Невозможное возможно и удобно о Господе. Удостой, Господи, совершать благим концом спасительное дело ради душ, имеющих спастися Тобою в нововыстроенном пристанище смирения; не отрини смирения моего; приими жертву сердца, сокрушившегося от нападающих на мя злыми неправдами и ищущих разорити зиждимое на прославление имени Твоего святого, и не попусти, Господи, ради грех моих разоритися, но совершенно благоустроитися благоволи; не имею иного прибежища, Творец мой, Господь мой и Бог мой! Ты един прибежище мое и упование непостыдное; умоляю благость Твою, все, что я имею, и самую душу мою, предаю Тебе, в руце Твои, Господи Боже мой! Изми мя от враг моих, не постыди меня пред гордыми, непрестающими враждовать на душу мою, запни им в лукавых начинаниях, растерзай сети их, да не препинают, злоковарные, вконец совершитися благому делу. Вем, Господи, ничтоже бывает без попущения Твоего, и сие Ты, благий, попустил еси во благо мне испытатися сопротивными душе моей, да смирюся пред Тобою, да прольются слезы мои от оскорбления души моей, да разумею упование мое на Тя, яко без Тебе ничесоже могу творити. Зриши немощь мою, помилуй мя, Господи, да не возрадуется враг души моей о изнеможении моем. Я от всего сердца прощаю человеков, по наущению лукавого духа враждующих на мя; молюся: прости им, Господи, прости и мои согрешения пред Тобою; избави мя от духа ненависти, сей дух далече прожени от сердца моего и огради вся чувства мои страхом Твоим. Боже мой! любовью Твоею покрой недостоинство мое; сподоби мя любити Тя от всей души моей и помышления и творити во всем волю Твою; дух кротости и смирения произвольного даруй мне: укрепи меня на враги моя любовью, да благотворю и ненавидящим мя, якоже Сам заповедал еси мне в Святом Евангелии Твоем; умоляет Тебя душа моя, Царю мой и Боже мой! исполни сердце мое благими словами, да благораспоряжу все доверенное мне имение по воле Твоей, покуда еще продолжаются дни кратковременной жизни моей; даруй мне Тобою все устроити в благой конец; да будет конец премирный в час разлучения души моей в руце Твои... Даруй ми ныне свободу духа, да свобожду жаждущих свободы от порабощения, да прочее работают свободно пред Тобою. Господи! удиви милость Твою на нас. Владычице Пресвятая Богородице! спаси нас. Аминь.

По прочтении письма вашего, сие пролилось от сердца души моей; примите к душе вашей для приношения Господу! О чем помолимся, не вемы, аще не Ты Сам, Господи, наста-виши нас: да будет воля Твоя, якоже на небеси и на земли.

За искренность и усердие ваше благодарю вас, матушка моя, о Господе. Вам приходит мысль позволять собираться Ж. Н., живущим о Господе. Слава Богу! се время благоприятно, се день спасения (см. 2Кор 6, 2)... И мне пришла мысль сообщить вам по милости Божией: нужно прежде поискать благонравную старицу и пригласить ее для порядочного собирания душ, ищущих спастися, чтобы благое начало могло производить благой порядок и настоятельство в следовании собирающихся, – это нужно. При этом убедительно прошу вас, не имейте гнева на вашего Е. и на С, Господь за безгневное смирение ваше покроет благодатью. Трудно сражаться с самим собою, поистине славно побеждать себя. Прошу прислать мне имена тех, которые вам препятствуют в благоустроении. Желаю вам благоприятностей о Господе! «Соусердствующий вам непотребный раб Е».

12. Марии Петровне Колычевой

Согласен с вами, что лучше говорить про кошек и мышей мирно и любовно, нежели смущаться прилучающимися оскорблениями и держать в памяти неудовольствие на кого-нибудь. Это страсть памятозлобия. Господи, изми сердце мое от такого восхищения; я помню святой глагол Твой: «храни незлобие и виждь правоту» (Пс 36, 37). Даруй нам сие хранение и зрение, жаждущий нашего спасения Иисусе Сыне Божий!

Июня 18-го, 1824 года

52. К М.П. Колычевой

Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполни небо и земля славы Твоея. Благослови душе моя Господа: Господи Боже мой, возвеличился еси зело: во исповедание и велелепоту облеклся еси. Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя, имя Святое Его. Благословен еси Господи: дивна дела Твоя, Господи! вся премудростью сотворил еси. Одеяйся светом, яко ризою; одей нас, Господи, одеждою нетления Твоего, да просветимся!

Сия молитва: «Господи и Владыка живота моего», при всяком оскорблении сердца моего, во все годы жизни моей, повторяема была мною: где бы я ни обращался, повсюду находил уединенное место для должного поклонения, сопряженного – с сею молитвою, освящай сердца наши, Свете невечерний!

Буди милость Божья с вами в изгнание обеспокоивающих наше сердце и наносящих противоположное воле Божьей, ограждайтесь именем Христовым! Покайтесь в Господе!

Февраля 13-го, 1825 г.

94. К М.П. Колычевой

Радуйтесь о Господе! вы меня всегда утешаете радостью сердца. Скажу вам о духе; чтобы не похулить правого, полезнее нам не судить никого. Мы не дадим ответа за то, что не судили других: а судящие подлежат и сами праведному истязанию от праведного Судии.

31-го Октября, 1826 г.

107. Марии Петровне Колычевой

С нами Бог!

Мысль благую – к благоугождению Тебе, во спасение наше, даждь нам просящим, Господи! Взаимным несением тяготы, в безропотном терпении, по слову святого апостола, исполняется закон Христов: итак, будем прощать друг другу всякое друг против друга погрешение, ежели и 70 крат седмерицею согрешили один пред другим. Сердечно скажем друг Другу: прости! прости! – да простит нам Господь, оставляя долги наши, видя наше смирение, согласие и единомыслие к назиданию спасения нашего, да не лишимся вечного блаженства. Мне жаль вас, что вы нездоровы и оскорбляетесь от слов N. касающихся вас самих. Что вам на это оскорбляться? Довольно вам оскорбляться и плакать, что бывает невоздержное слово или дело против Самого Господа Иисуса Христа; потому что за первую горячность чувств ради себя теряется приобретение души, а за вторую болезненную скорбь ради Христа – силен Бог покорить оскорбляющего в послушание истины – за долготерпение ваше.

Мне приятно быть рабом истины и другом сердца, внемлющего Богу! Всегда искренно говорю вам: ежели мы себя не презрим и не уничижимся для претерпения находящих отовсюду неудовольствий и для отражения сопротивных помышлений, то всегда от нас будет нам тяжесть и болезнь, и не будем в приобретении искомого нами. Простите меня; вы ищете приобрести душу N. N. во спасение, – так прошу вас, спасайтесь же и сами от парительных порывов и сопротивного спасению самолюбия – и Господь укрепит ваше здоровье. Всеми силами ищите творить угодное Богу дело, и будет святой Ангел Божий, Хранитель ваш, на крещении вам данный Богом, от вас неотступен. Кротость, молчание, благоговейное трепетание сердца привлекают на себя воззрение Божие. Это нам нужно! Покойтесь в Господе! Соусердствующий вам любовью о Христе Спасителе нашем, должник «ваш, слуга недост. Е.. В пост. Февраля 27-го, 1827 года»

Матушка Евфимия Григорьевна вам кланяется и молит Бога: «Даруй, Господи, ей многие скорби претерпеть до смерти, а по смерти упокой». Сознаюсь вам, мне любезно стало повторение сего моления.

194. Марии Петровне Колычевой

От оскорбления сердца внезапно находящие пылкие мысли побеждаются при помощи [Божией] великодушным терпением. Медлящую же на сердце мысль нужно для изъяснения открывать с искренним доверием из тысячи одному. Промыслом Божиим да благоустроится спасительное дело в сердце верующем.

270. К N. N.

Милостивая государыня! Господь мне дал внимательно прочитать и видеть всю описываемую вами скорбь вашу, наносимую от сына. Быть в благости Божией и пользоваться душевным спокойствием никакой сын не может, ежели не слушает Бога, повелевающего чтить отца и матерь. Ваше оскорбление от сына, который есть вашей утробы рождение, – болезнь болезней. Вы имеете над ним полную власть; в вашей воле правосудно смирить его, чего и самое христианское благочестие требует, чтобы пресечь неистовство и не попустить далее наносить себе оскорбление: в этом вам, как благочестивой матери, от Бога дана власть над сыном. К тому же и благодетельное правительство поистине явит вам свою справедливость и даст сильную руку помощи. Худой пример – непочтительность сына к ма-тери! Этого не потерпит правительство, которое имеет мощь и нехотящего принудить к долгу.

Но ежели ваш сын уже сознает себя многовиновным пред вами и раскаивается, что довел вас своими оскорблениями до такой крайности, что вы нуждаетесь о нем просить начальство, которое не пощадит его, и, по соблюдаемым с особенною точностью ныне правосудным законам, строго накажет, в пример другим, не почитающим своих родителей,– ежели вы действительно видите, что он сожалеет о своей дерзости и смиренно просит вашего прощения, то в вашей воле оказать ему милость, и еще раз неудержные слезы от материнского соболезнования к сыну обмоют горестное ваше сердце.

Искренно желаю вам и всему вашему семейству истинного благополучия о Господе,

непотребный раб Егор

1833 года, августа 6-го

33 К П. И. В.

Милостивая государыня!

Молитва в грех, когда кто молится да не прощает ближних, оскорбивших его. Господь повелел врагов своих любить и всякую злобу побеждать. Спасайтесь о Господе7.

Непотр. раб Егор

1823 года, сентября 28-го

34 К П. И. В.

Милостивая государыня! Лучше быть обидимым от других, нежели самим обидеть других. Блажен претерпевающий Христа ради всякую скорбь; горе тем, которые напрасно других оскорбляют. Кто знает, кого когда смерть восхитит! «Мир имейте и святыню со всеми, их же кроме никтоже узрит Господа» (Евр 12,14). Молитва «Отче наш» дана нам для того, чтобы мы прощали врагов своих8 (примеч. мон. Порфирия)..

57. К М.М.

Как вести жизнь, чтобы достигнуть спасения? Для извлечения истинных христианских правил на сие обращаюсь к великому святому мужу Макарию (Великому). Он пишет в одной статье из многих следующее: «Должны христиане во всех подвизаться и никого отнюдь не осуждать: ниже явную блудницу, ни грешников, ни бесчинников, но с простодушием и не-подзорчивым оком на всех взирать и иметь сие, яко природное и вкорененное, чтобы никого не презирать, не осуждать, никем не гнушаться, ниже делать какое различие и лицеприемство: единоокого аще узриши, не посмейся сему в сердце своем, но аки на здравого на него взирай; на безрукого не яко на безрукого; на хромого яко на правоходящаго; на расслабленнаго как на здравого смотри. Сие бо есть чистота сердца, чтоб, увидавши грешников или немощных, сострадать и милосердовать о них. Иногда случается, что угодники Господни, на позорище сидяще, взирают на прелести мирские; но в то же время они по внутреннему человеку с Богом беседуют; а по внешнему только человеку кажется, что очами взирают на мирские происшествия».

79. К Н.П.К.

Оставьте ваш гнев на оскорбляющего вас и вместо зла заплатите ему благим делом; помяните его о здравии и обедню попросите отслужить – тогда получите уже защиту не человеческую, но от правосудного суда Божия! А сегодня утешьте нищих; святой Ангел вас утешит душевным спокойствием.

О Господе брат ваш, слабый Егор

17 августа 1824 года

81. К Н.П.К.

Благость Господа Иисуса да утешит вас страждущих! Его святое утешение сокрушенному сердцу приносит неизреченную радость. Вы оскорблены и печальны; вам со всех сторон напасть; но власть Всемогущего скоро покорит маломощных, противящихся правде. Ежели сегодня не видим солнца, то можно ли подумать, что его уже нет на небе? Нет! Оно всегда есть и всегда светит, хотя мрачные облака на несколько времени и закрывают его от нас. Но правда Божия светлее солнца: она проницает все мысли человеческие, и глубина сокровенного сердца пред ней не глубока и явна; лживые и коварные сердца злобствующих никак не могут закрыться пред истиною. Они смущаются во лжи своей и постыдятся вскоре пред судом Оправдающего невинных и Защищающего обидимых.

Лучше нам ради Господа терпеть наносимые нам обиды, нежели допустить, чтобы кто от нас терпел. Благо нам быть обидимыми для вечного блаженства, по попущению Божию; но обидеть очень пагубно и страшно: ведь обидчиков, дышащих злобою, ожидает ужасная злоба адских мучителей, червь и скрежетание зубов. Видишь, любезная сестра, сколь несчастны те люди, которые обижают. Они, бедные, не знают, как быстро смерть восхитит души их на Страшный Суд. Теперь о временном мятутся, алчут не свое пожрать – но что будет, когда души их возьмутся? Тогда бы рады были все отдать, но там приема нет! Кто в чем умрет, в том и осудится. Обидимым же – за претерпение награда! Обидимых утешение – Господь. Господь с вами! Восстающие на вас посрамятся; а милостивым – и от Господа платится милостью.

Октября 11-го, 1826 г.

366. К П.И.А.

Радуйтесь в Господе о всем!

Слава Богу! Слава Богу! Слава Богу! Ваше наследство на небеси, в чертоге Бога, Творца всей видимой и невидимой твари. Какие бы ни приключились дела и обстоятельства, но монастырское суждение вот какое: «земля и небо мимоидут, а слово Божие не мимоидет, и что сказано, то и сбудется; суд Божий непременно воздаст «комуждо по делом его» (Пс 61,13). Вы счастливы, гораздо счастливее всех тех, которые ищут себе только человеческого суда; вы счастливы истинно тем, что предоставляете все, что ни есть под небом, святому Промыслу Божию и праведному Божию суду...

Неправда сама себе солгала и вконец посрамится... Все теснящие вас раскаются в неправдах своих, когда прогремит страшнее всякого грома правда Божия над всеми прельстившимися и водимыми злоковарным духом, неусыпным изобретателем всякой лжи и лукавства. Не сетуйте на тех, кои опечаливают вас; вы уверены, что ко спасению вашему есть свыше милость Божия, убеждающая вас молиться за ненавидящих и обидящих вас, дабы вам в наследство приобресть не временное и ничтожное, но самое небо! Так благоволит о нас наш Отец Небесный – воздаст за лишение временных ради имени Христова неизреченными щедротами вечных благ.

Конечно, и здесь предоставляется вашему изволению просить самого монарха о покровительстве и защите; но еще лучше, когда несомненною верою все сие предоставите суду Всевидящего и благоустрояющего Бога. Долг истинного христианства есть молить и умолять Бога, да пощадит прельстившуюся душу от праведного Своего мщения и да обратится она к покаянию и исповеданию грехов своих – хотя в самый час страха смерти своей. Сия небесная милость без сравнения превосходит всякую земную милость. Мы ж, несомненно, чаем воскресения мертвых и жизни будущего века о Христе Иисусе, Господе и Боге нашем, призывающем нас в вечность.

27 августа 1835 года

367. К П.И.А.

Жалка, очень жалка упоминаемая вами особа, ежели не раскается в умышлении своем присвоить себе собственность вашего родительского наследства! Ей немного надобно... Но прошу вас ее поминать за здравие и желать ей, чего себе желаете... Нам здесь ничего не надлежит присваивать себе: наше имение – вера, надежда и любовь! В сих да пребываем, сие да храним, и наконец удостоит нас Господь наследовать землю кротких – душевный мир, сладость и радость неизреченную. Итак, мирствуйте о Господе! Покровительница ваша есть Царица всех цариц и Матерь Божия, Небесная Заступница моя и ваша. Когда мы, лишаясь земного, о всем благодарим Господа, тогда милостью Его наследуем небесное, неизменяемое вечное!

15 сентября 1835 года

* * *

7

Письмо это было ответом на мысли и слова Пелагеи Ивановны, о которых затворник ни от нее, ни от кого другого не слыхал ничего. Она ехала на богомолье и, подъезжая к Задонску, разговорилась со своей свекровью о неприятностях и обидах, которые брат ее и она сама терпели от одной родственницы; следствием сего разговора было то, что обе путешественницы, для избежания неудовольствия, решились не заезжать к этой родственнице, хотя и следовало бы, по долгу родства и приличия, это сделать. На другой же день после разговора принесли к П. И-не вышеприведенное письмо Георгия Алексеевича. Она отвечала ему, что не от нее зависит примирение, и в ответ на это получила следующее письмо (примеч. мон. Порфирия).

8

Повинуясь совету затворника, Пелагея Ивановна примирилась с родственницей и к тому же убедила и своего брата. Напоминание затворника о неизвестности смертного часа было не мимо цели: «чрез три месяца после примирения родственница Пелагеи Ивановны скончалась в мирном расположении духа'_


Источник: Георгий Затворник Задонский. Жития, письма и записки. – Екатеринбург : Изд. Дом «Ажур», 2021. – 960 с. / Письма. 66-876 с.

Комментарии для сайта Cackle