Источник

Глава VIII

В предыдущей главе даруется великое знамение для верующих: это пророчество о рождении от Девы Еммануила, которого имя удостоверяет, что никогда Бог не оставит верных Ему, какие бы бедствия и скорби они не увидели. Да помнят, что Сам Господь сказал им в имени будущего Младенца: „с нами Бог!“

В первых стихах главы VIII дается знамение для неверующих в рождении сына у пророка от законной жены его, которого грозное имя есть: магер-шелал-хаш-баз, т. е. „спешит грабеж, ускоряет добыча“. Имя это объявлено народу, при чем свидетелями, что пророчество это произнесено, являются два избранные пророком уважаемые мужи, Урия священник и Захария504. Это есть знамение событий земных, которое могло быть проверено живущими во дни произнесения пророчества. Прежде, нежели родившееся дитя будет в состоянии произнести первые слова ребенка, т. е. отец, мать, – Дамаск и Самария будут разграблены. В этом знамении, которого исполнение можно было видеть в течение каких-нибудь двух лет, для неверующих среди народа и для царя их даруется некоторое время испытания, не обратятся ли они к помощи Бога Израилева, вместо того, чтобы возлагать свое упование на языческого царя Ассирии.

Но Господь сердцеведец (ст. 5) ведает упорство той мелкой души человеческой, которая в самомнении своем думает, что она сама мыслию своею может управлять событиями. Господь знает, что Ахаз не откажется от излюбленного им плана подчиниться царю Ассирии, чтобы посредством его погубить своих врагов.-Поэтому: „продолжал Господь говорить“. (ст. 5).

В последующем зa тем пророчестве Господь через Исаию раскрывает народу, что царь Ассирии, разгромивши Дамаск и Самарию и, как поток бурных вод, затопивши эти царства, затопит к Иудею, „страну Еммануила“ (ст. 7–9), – за то, что народ страны не поверил пророчеству.

Далее пророчество предупреждает народы, что никто без воли Божией не может ничего сделать. В стихах 9–10 есть величественное воззвание ко всем народам земли: „Враждуйте... вооружайтесь, но трепещите!“

В этих стихах, (как позже мы увидим в Ис. 10:5, 13и др. местах) народы, служащие наказанием Израилю, суть орудия воли Божией. Они идут и грабят, не потому что они „своею мудростию и силою могут сделать „то“ (ср. Ис. 10:13), а потому, что таков план Божественной мудрости; и в ту же минуту, когда Господу угодно, Он остановит их мгновенно, как Сеннахерима в стане его под Лахисом: „Господь“, как величественно восклицает Псалом 64 ст. 8 (ср. Пс. 88:10),-„укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов“.... „Он речет и восстает бурный ветер и высоко подымает волны пучины“.... „и Он превращает бурю в тишину и волны умолкают“. (Пс. 106:25,29).

Но мы увидим (Ис. 9:6; 11и след.; ХII и мн. др.), что посреди угроз и предсказаний несчастий, однако неизменно возвещается успокоительное пророчество об Еммануиле. Оно, как вечный светоч, горит во мраке и освещает путь верным и некоторые из них, стоя на страже во времена пришествия Его, удостоились видеть Его. (см. Лк. 2:25–33).

1. И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: магер-шелал-хаш-баз 505 .

Не все известные нам переводы дают значение „свиток“ тому слову, которым обозначен материал или предмет, на котором должно было быть начертано пророчество. Вульгата дает чтение: librum506. Остервальд, по-видимому следуя Sacra Biblia 1822 переводит volumen magnum; un grand volume507. Кей, (в комментарии Англ. духовенства) говорит, что это слово могло бы быть переведено словом доска из металла или из дерева, подобная тем, на которых начертывались повеления царя, объявляемые всенародно. В этом смысле ближе всего к этому пророчеству быть может слова Авв. 2„начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать“. (Ср. Ис. 30:8: начертай на доске). Но решить окончательно этот вопрос мы не можем, – мы можем только утвердительно сказать, что начертание пророчества на большом свитке (или доске) указывало на то, что оно должно было быть выставлено всенародно, чтобы каждый мог прочитать его.

Пророку повелевается начертать грозное имя, имеющее пророческое значение „человеческим письмом“. Это особенно указывает на то, что пророчество это по самому существу своему отличается от пророчества об имени Еммануила. Последнее могло быть начертано лишь божественным письмом на скрижалях сердца человеческого: оно уносило душу к Богу, к обещанию даровать вечного Избавителя от всех зол. Второе же пророчество могло относиться лишь к преходящим земным интересам и событиям. Имя „спешит грабеж, ускоряет добыча“ есть ответ Господа на дерзкие слова неверия: „пусть поспешит (Господь).... чтоб мы видели“, которые мы читали у Исаии V, 19 и о которых мы говорили выше.

2. И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию сына Варрахиина;

3. И приступил я в пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз;

4. ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя,-богатство Дамаска и добычи Самарийские понесут пред царем Ассирийским.

Первым действием пророка было призвать двух, всем известных и всеми уважаемых свидетелей, при которых он всенародно объявил об полученном им откровении и повелении назвать грозным пророческим именем имеющего родиться от него ребенка. Во-вторых, он объявлял и о самом времени исполнения пророчества, заключающагося в этом имени, которое в совокупности не должно было превысить трех лет.

По-видимому пророчество произносится в начале царствования Ахаза, и вот почему: по 4Цар. 16Рецин Дамасский убит еще Феглаффелассаром, отцом Салманассара, взявшего Самарию; при Феглаффелассаре, сын его, как военачальник его, занял царство Израильское и начал то передвижение масс народных из Палестины в Месопотамию и из Месопотамии в Палестину, которое продолжалось несколько десятков лет и закончилось только при Саргонидах. Окончательно Самария разрушена уже при Сеннахериме, во времена Езекии. Всего царствования Ахаза было 16 лет. Если пророчество произнесено во втором или третьем году его царствования, то исполнение его могло быть в шестом году его царствования, и к этому или к седьмому году надо отнести и смерть Рецина Дамасского и поездку Ахаза в Дамаск. (См. всю ХVI главу Четвертой Книги Царств). Между тем видно из главы ХVII Царств, что царство Израильское держалось до 12-го года Ахаза, хотя несомненно, что „добычи Самарийские“ были в руках царя Ассирийского, так как часть царства еще при Факее Израильском была занята Феглаффелассаром и жители ее переселены в Ассирию (4Цар. 15:29). Конечно, мы не можем установить точную хронологию событий и детали их, но очевидно, что с шестого года Ахаза неверующие в Иудее уже могли видеть исполнение пророчества, а вскоре и почувствовать всю тяжесть ига своего союзника царя Ассирии. (См. 2Пар. 28:20–21).

5. И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще:

Мы заметим, что по-видимому откровения Господни объявляемы были Исаией царю и народу словесно и всенародно; но что после того в тиши уединения Исаия записывал свои пророчества и откровения ему бывшие.

6. за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным,

7. наведет на него Господь воды реки бурные и большие – царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она (река) во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих;

8. и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется – дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил!

Пророчество предыдущей главы Ис. 7и настоящей Ис. 8направлено против Дамаска и Самарии и говорит о ближайших событиях. Царство десяти колен, отделившихся от дома Давидова, приговорено было к совершенному разрушению: никогда царство это не должно было снова восстать, никогда народ его не станет более народом отдельным; он оживет только в отдельных личностях и родах, примкнув к дому Иуды, как во время пасхи Езекии (2Пар. 30:1,5,18) и во время плена, пред возвратом из него, как глаголал о том Господь Иезекиилю (Иез. 37:15–24), под главенством дома Давида508.

Но раскрыв ближайшие события, относящиеся к разрушению Самарии, пророк, по повелению Господню, глаголет, что вслед за сим воды, затопившие царства Дамаска и Самарии затопят и царство Иуды: „по шею“, и что вся страна Еммануила, т. е. земля Божия, данная народу Его будет занята неприятелем. Очевидно, что пророчество относится к нашествию Сеннахерима, во времена Езекии, о чем мы увидим ниже записанное пророком подробное сказание (гл. XXXVI, XXXVII), при чем вся Палестина была занята Ассириянами, по самую шею, т. е. кроме Иерусалима, который как глава страны, еще не был затоплен бурными водами нашествия.

Причиною наказания указаны пророком два проявления неверия. Одно из них есть призвание Ахазом,-не смотря на предупреждение пророка,-Ассирийского царя на помощь против царей Дамаска и Самарии509. Другое проявление неверия узнаем из стиха 6 настоящей главы, а именно, что среди народа была сильная партия, желавшая подчиниться союзникам Рецину Дамасскому и Факею Самарийскому, а потому враждебная не только союзу с Ассирией, но и враждебная дому Давидову, с которым связаны были обетования, так как главною целию союзников, как мы видели выше (Ис. 7:6), было свергнуть эту династию и заменить ее новою. Господь разрушает эти замыслы (4Цар. 15:30, 16:9), но с другой стороны и неверие Ахаза, призвавшее Ассирию на помощь, имело последствием, что бурная река, выступившая из берегов, затопляет всю Палестину и самую Иудею, кроме Иерусалима, что образно рисуется выражением „по шею“. Спасается Иерусалим верою Езекии и возвратом народа к Иегове.

Чрезвычайно замечательно сопоставление тихого Силоама с бурными водами реки (т. е. Евфрата). Силоам очевидно символическое изображение тихого и покойного счастья царства под всемогущею рукою Иеговы, – царства кротости и правды и мира в стране Еммануила; между тем воды Евфрата суть символ царств языческих, символ вообще и мира с его страстями и волнениями, и кровавыми войнами, и воплями побежденных, и страданиями и скорбями. Этот шум вод, несущих бедствие сопоставляется с покоем Господним, с миром и тихою радостью царствия Божия510.

Надо обратить еще внимание на то, что слово Силоам значит: „ посланный“, и имеет некоторое таинственное значение. Истекающий из храмовой горы и струящийся тихими водами Силоам, есть символический образ Того, который „изшел от Бога“ (Ин. 8:42) и Который „кроток и смирен сердцем“ (Мф. 11:29). В ближайшем однако значении пророчества, Силоам знаменовал жизнь тихую под покровом Божиим: и народу предлагается избрать между тихими водами Силоама и бурными водами Евфрата. Ахаз и народ его избирают последнее и „страна Еммануеля“ отнимается у него. Над Божией доселе землей распростирает как демон темные крылья свои царь языческий. Но и он есть только орудие гнева Божия; см. ниже Ис. 10:5. См. вообще ко всем народам, следующие стихи.

9. Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите!

10. Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!

Евальд в его истории Израиля, описывая этот период жизни народа замечает, что по-видимому Ассирияне чувствовали некоторый благоговейный страх пред царством Иуды511. Они издавна вмешивались в дела Сирии и Галаада (заиорданской страны); потом при Салманассаре и Саргонидах вторглись и в Палестину, но очевидно избегали нападать на царство Иуды. И самый Сеннахерим, идя на Египет, не подступает к Иерусалиму, а посылает к нему только отряд не для осады его, а только для убеждения его сдаться.

Пророк Исаия, указав народу на грядущие бедствия, напоминает однако вместе с сим, что все народы повинуются исключительно велениям Всевышнего, а что Израилю сказано: „с нами Бог“. Таким образом пророчество раскрывает народу, что бедствия суть явления преходящие, что вооруженные народы овладеют страною по повелению Божию, но что не они сами по себе страшны, а страшны они лишь оттого, что их посылает гнев Божий. Этим же народам говорится: „вооружайтесь, но трепещите“, ибо когда Господу угодно будет, то они обратятся в ничто, как армия Сеннахерима под Лахисом (или Ливной). Единственно вечное предопределение Божие в этом пророчестве есть: „с нами Бог“. Господь не попустит человечеству погибнуть в водовороте замыслов человеческих, которые не исполнятся; конечная цель указанная всем племенам и народам есть царствие Божие: с нами Бог!

11. Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа.

В этих словах раскрывается сила пророков, противостоящих целым толпам враждебного народа и царям и воинам их. Это есть сила и Моисея в пустыне, и Илии на г. Кармиле и Исаии и других пророков: „рука Господня на них“. Сильные благодатию Божиею, они прозревали в будущее и все свои мысли устремляли на решения и судьбы Божии, обнимающие тысячелетия, – потому для них настоящий момент не имел того значения, которое он имел для всех. Указав народу, что Господь повелевает: „не ходить путем сего народа“, он в ст. 12 разъясняет эти слова, и затем ему открывается в таинственной дали священнейшее событие, изменяющее всю жизнь человечества.

11. …И сказал Господь:

12. „Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь.

13. Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш.

14. И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.

15. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.

Пророчество это, которое мы выписываем, не разбивая его по стихам, составляет одно нераздельное целое, и очевидно видит вдали священное время пребывания на земле воплощенного Слова и Сына Божия, что раскрывается из сравнения стихов 14 и 15 этого пророчества с Евангелиями Ин. 1:14, 2:21; Лк. 2:23–32,34; Мф. 21и Лк. 20:18.

Но для ближайшего изучения этого пророчества, мы рассмотрим и каждый из стихов отдельно.

В ст. 12 Исаия прежде всего от имени Господа обращается к тем, которые остались верными Господу, которые на него уповают и ждут и просят его повелений. Этот стих относится к современным событиям, и служит словами ободрения и утешения тем, которые невидимому подвергались нареканию от своих сограждан. Из стиха этого мы понимаем, что те, которые с верою взирали на Бога завета и возмущались против призыва на помощь Ассирии, начали считаться в Иерусалиме изменниками. Слова „заговор“ нашего перевода многие лучшие комментаторы заменяют словом „измена“512. Греческая Библия Семидесяти513, употребляет слово σκληρὸς (прилагательное жесткий, или наречие жестоко) и этому буквально следует наш Славянский перевод, передавая слова стиха 12-го так: „Да не рекут жестоко, все бо еже аще рекут людие сии жестоко есть“.

Наш русский перевод в сущности согласен с указанием комментаторов, употребляя (как Вульгата и все другия латинские Библии) слово заговор, conjuratio, ибо очевидно, что и в том и в другом случае оппозиция царю Ахазу и сторонникам союза с Ассирией считалась придворной партией и большинством народа, как бы заговором против спасения царского дома от рук царей Дамаска и Самарии и изменой народному делу. Труднее объяснить перевод LXX. Надобно думать, что слово жестокий, переходящее и в понятие упорный, упрямый, могло быть употреблено в смысле укоризны тем, которые не хотели идти по новому пути союзов с языческими народами, по которому настойчиво хотел идти Ахаз. Как бы то ни было, значение слов пророка ясно: пусть не смущаются верующие в обетования: не изменники те, которые не хотят союза с Ассирией; они не заговорщики, желающие падения дома Давидова и воцарения Тавеила,-они верующие в помощь Бога-завета. Не Ассирия спасет царство от Рецина и Факея и последующих несчастий. Господь спасет его!514.

Исаия по-видимому причислялся царедворцами к той же части народа, которую они называли заговорщиками против царя и рода Давидова. Вдохновенные Богом слова отвечают этим безумным обвинениям. Следующий 13 стих разъясняет этим ложным патриотам, в чем сила Израиля: „Господа Саваофа чтите: Он страх и трепет ваш“. В этом чувстве веры и любви настоящий ваш патриотизм.

В следующих стихах Боговдохновенный пророк переносится уже мыслию к высшему таинству спасения, не одного Израиля. Перед ним восстает образ Мессии, и он глаголет об Господе Саваофе:

ст. 14. „И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.“

Современные события исчезают в это мгновение для Исаии, он видит не временное, а вечное спасение, видит, что избранный народ, составлявший два царства, по своей вине и упорству не весь приемлется в царство Божие;515 что Мессия, пришедши, не будет признан своими516 и что это непризнание Его будет великим несчастием для Израиля.

„Се лежит сей, – говорил, держа на руках своих предвечного Младенца, старец Симеон,-на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий“. (Лк. 2:34). И Апостол Петр, приводя слова Исаии 28:16, и ссылаясь на Псалом 117:22, говорит о камне краеугольном, отвергнутом строителями, но который сделался главою угла,-что он сделается и „камнем претыкания и соблазна“ (1Пет. 2:7).

15. „И многие (продолжает Исаия) из них преткнутся и упадут и разобьются и запутаются в сети и будут уловлены“.

Мы не будем разрешать вопрос, кто ранее, Исаия или Псалмопевец в Пс. 117 произнес в образе краеугольного камня пророчество о Господе Иисусе517 но мы знаем, что сам Господь изволил признать это пророчество указывающим время Его воплощения, и прибавил к словам Исаии: „И тот, кто упадет на этот камень разобьется, а на кого он упадет, того раздавит“. (Мф. 21:42,44 и Лк. 20:17–18).

16. Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих“.

Эти слова Господа Саваофа пророку в особенности относятся к последним двум стихам таинственного откровения о камне преткновения и соблазна. Они разъясняются подобными же словами в книге пророка Даниила (Дан. 12:4,9), в которой сказано: „А ты Даниил запечатай книгу сию до последнего времени.... ибо закрыты и запечатаны слова сии до последнего времени“. Мы потому можем смело сблизить эти два пророчества, что и Даниил в главе XII говорит о времени Господа, и о воскресении мертвых: „И многие из спящих в прахе земли, пробудятся для жизни вечной“.... (Дан. 12:2).

Пророк Исаия говорит и о современных ему событиях, это есть пророчество в тесном значении этого слова. Но в 16 стихе употреблены другия слова: „свидетельство“ и „откровение“. Эти слова имеют высшее значение, относясь к великому таинству воплощения Бога-Слова; они-то должны быть завязаны и запечатаны до того времени, когда исполнится Божие предначертание и слова Исаии восстанут пред людьми, чтобы удостоверить их, что свершающияся события издавна определены Богом в Его вечном милосердии. Слова эти, начиная с пророчества об Еммануиле, проходят световою нитью по всей книге пророка, освещая тот путь и ту будущность, которые лежат перед человечеством. И по мере того, как Исаия приближается в своей старости, тем яснее становятся его пророчества о Мессии.

Доселе глаголет Господь; все комментаторы признают, что стихи 17 и 18 как бы ответ пророка Господу.

17. Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него.

18. Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сион.

Исаия с точки зрения современных ему событий видит, что весь дом Иаковлев, т. е. все двенадцать колен подверглись гневу Божию. Таково значение выражения; „Господь сокрывает лице Свое“.518 Но Исаия и дети его, а также ученики Господа Бога (выше ст. 16) остаются в твердом уповании на Господа: это относится ко всем верным во Израиле: это тот остаток (ср. Ис. 1и др.), который спасется519. Но дети, данные Исаии имеют еще и другое значение, имена их как мы видели520 означали: „остаток обратится“ и „спешит и грабеж, ускоряет добыча“. Вот эти имена и суть указания и предзнаменования во Израиле. И действительно в этих именах была начертана будущая история Израиля во времена Исаии. Не все будут помилованы, не все обратятся к Богу среди потомков Иакова: обратится лишь остаток; но всему народу одно только пророчество: разгром неприятелем и полное разграбление страны его. Это исполняется над народом, как мы знаем, в пленении Вавилонском и в разрушении храма и града Иерусалима.

Но переносясь мыслию через восемь веков от времени произнесения пророчества и через шесть с половиною веков после разрушения храма521, мы понимаем, что слова Исаии: „вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле“.... имеют еще более обширное и важное значение. Перед нами восстает не временное рассеяние и плен Израиля, не тот разрушенный Навуходоносором храм, который снова выстроен Зоровавелем и расширен и украшен Иродом,– пред вами восстает тот поистине страшный исторический момент, когда над храмом и городом и злобным народом совершается окончательный приговор Господа Бога устами воплощенного Сына Божия произнесенный. Тогда окончательно совершились слова пророчества: „спешит грабеж, ускоряет добыча“; но вместе с тем совершилось и пророчество другого имени: „остаток обратится“. Потому то эти имена и суть указания и предзнаменование во Израиле.

Таинственное значение далекого еще будущего кончается на 18 стихе; в следующем стихе Дух Божий повелевает пророку глаголать о настоящем времени. Вообще мы часто видим в ветхозаветных книгах, как ясные образы Мессианского будущего вдруг закрываются как бы облаком, и пророк, как бы спускаясь с неба на землю, начинает глаголать и пророчествовать о ближайших событиях своего времени.

19. И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться в своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?

„Остаток“, – „малое стадо“522 могло смело и безбоязненно встречать всевозможные бедствия, зная и веруя в помощь и обетования Всевышнего; но те, которые „видя не видели и слыша не слышали“523, лишенные благодатной помощи, как Саул в последние минуты своей жизни, точно также, как он в виду надвигающихся бедствий, искали помощи или по крайней мере раскрытия будущего у волшебников того времени. Весьма замечательный факт, повторяющийся среди всех народов, что с падением религиозного чувства и веры в Единого Бога, в обществах даже высоко-культурных развивается суеверие и страсть к волшебству в различных его формах. Мы говорили неоднократно в разных наших работах, что даже среди языческих народов, иногда бессознательно, но сохранялось благоговение не к богам, а к Божеству, о котором говорили с благоговением, не называя его, или именуя его именем верховного бога Пантеона524. Таковы были имена Илу (Елохим) Ассириян и Вавилонян: Елиун (Вышний) Финикиян; Пата в древнем Мемфисе и Аммон в Фивах, и Ормузд у древнейших Персов,-наследник Арийского Варуна и светлого неба Дия, чтимого у потомков Ариев – Греков под именем Зевса, которого имя чаще всего грек-простолюдин призывал и произносил как имя Единого Бога, забывая, так сказать в эту минуту всю политеистическую фалангу богов, созданную фантазией525. Эта религиозность, это внутреннее чувство благоговения к Всевышнему существовало (не смотря на безумие многобожия) среди народов языческих и составляло основание их жизни, когда она еще сохранялась чистою. С другой стороны атеизм весьма легко мирился с исполнением обрядов языческих, что и было причиною изумления древних Римлян при виде упорства Христиан, отказывавшихся поклониться „гению императора“,-так как Римляне высших классов времен Империи не верили ничему, хотя считали обязанностию исполнять нелепейшие из обрядов языческих. Поэтому, возвращаясь к вышеуказанной нами мысли о том, что суеверие идет рука об руку с полным безверием, – мы и подводим к одному уровню все те проявления суеверия и страсти к тайным знаниям, которые неизменно проявляются там, где утрачена вера в единую благую вечную разумную Силу, управляющую миром. И это явление мы видим и в Египте, где знание о Едином Боге хранилось в тайне жрецами; и вероятно в месопотамских монархиях, в библиотеках, которых находят массы заклинаний и магических формул для вызывания духов, и в Греции, где рядом с учениями Сократа и Платона, мы видим сказания о действиях фессалийских волшебниц526 и в Силиции и великой Греции, где развивалось учение Пифагора, мы видим вызывание трех-форменной Гекаты527, и в Риме и всей Италии, где рядом с полной потерей всякого религиозного верования и чувства мы видим заклинателей из Халдеев, разных волхвов под именем египетских жрецов таинственной Изиды или Мало-Азийской Кибелы (Реи), овладевавших вниманием этого изношенного нравственного общества, требовавшего новых ощущений528. А в наше время не видим ли мы, что эзотерический буддизм и спиритизм и вызывание духов овладевают душами людей, отказавшихся от веры в Бога и Спасителя и от благодати Духа Святого.-По-видимому то же явление было во времена Исаии и во Израиле. Вера в Бога была потеряна, но люди требуют таинственного; отказавшись от откровенного света, они стараются пробиться сквозь окружающий их мрак и встречают или шарлатанов, или, – как в том нельзя сомневаться, – темные злые силы529.

Перечисление Исаиею заклинателей и разных видов колдовства напоминает то запрещение, которое наложено на все виды чародейства во Втор. 18:10–11.530 Мы не можем описать эти приемы волхвования, как давно потерянные, но мы сильно подозреваем, что многие приемы спиритизма суть воскресшие приемы вызыватей умерших531.

20. Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.

Нет сомнения, что, произнося эти слова, Исаия не мог не знать Второзакония, и именно главу ХVIII, на которую мы выше ссылались, и в которой находится прямое запрещение прибегать к магии, которая, как преступление, ставится рядом с „проведением детей своих через огонь в честь Молоха“. Мы и выше указывали, что некоторые места Исаии доказывают, что Второзаконие, и по всей вероятности все Пятокнижие было в руках храмовых жрецов того времени и не безызвестно было народу532. Лучшее тому доказательство, что закон сохранялся свято в рукописях и никогда не был затерян совершенно, это восстановление всех книг закона (и других книг, начертанных до возврата из плена) при Ездре533. Мы думаем, что кроме храмовых списков Торы и других книг, подобные же списки хранились в пророческих школах, которые несомненно существовали еще во времена Амоса старшего современника Исаии, как то можно судить по некоторым словам его (Ам. 7:14). Мы еще думаем, что учители периода пленения,-о которых сохранились преувеличенные легенды только в Талмуде,-танаимы (передаватели преданий) появляющиеся приблизительно около III века до Р. Хр. и последующие учители народа все ведут свое начало от пророческих школ, и что нет вероятия, чтобы когда-либо среди этих корпораций не сохранялось списков священных книг народа, не смотря ни на какие его бедствия. С первого же века нашей эры, мы видим и в Ямнии и в Тивериаде целое сословие учителей, комментирующих священные книги. А эти ученые были по преданию лишь продолжатели длинного ряда трудов, которых начало каббалисты относили ко времени Моисея (Чис. 11:24 и сл.), веруя таким образом, что никогда не было времени, в течение которого книги закона были бы потеряны534.

Поэтому, когда Исаия говорит: „обращайтесь к закону и откровению“, он очевидно утверждает, что народ должен знать закон, потому что и левиты и пророческие школы имеют списки книг закона.

Следующее выражение: „если они не говорят, как это слово, то нет в них света“, некоторые относят к книгам закона, как бы предлагая проверить слова закона с словом им от Господа произносимым. Но некоторые, и кажется с большею долею правды,-относят слово они к Ахазу и неверующим,– в которых нет света.

В этом смысле, может быть, это укор тем, которые, вместо того, чтобы уповать на Иегову, призывают царя Ассирии, не понимая всех гибельных последствий этого так называемого союза, который конечно должен был превратиться в полное порабощение, если бы Езекия не был верным Господу Богу.

Следующие стихи этой главы составляют довольно таинственное пророчество:

21. И будут они бродит по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего.

22. И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот – горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где он теперь огустел.

Отчасти это пророчество может быть применено к последующим событиям, к нашествию Сеннахерима при Езекии и к переселению Вавилонскому, когда после дней страдания страны и народа, Господь посылал избавление, уподобляемое свету после мрака. Но не в этих событиях видим мы полное исполнение пророчества последних стихов главы VIII Исаии; надо обратить внимание, что вслед зa ними следует начало главы IX535, в которой говорится о „народе ходящем во тьме, который увидит свет великий“. Очевидно, (но крайней мере для нас), что пророчество Исаии по сравнению с Мф. 4относится к великому свету осиявшему человечество воплощением Бога Слова. Рассматривая 21–22 стихи VIII главы с той же точки зрения в связи с первыми семью стихами главы IX, мы в них читаем указание на то время, когда Господь Иисус Христос: „видя толпы народа, сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны как овцы, не имеющие пастыря“536. Этим овцам Он принес для утоления духовного глада Себя Самого537. Их же называет Апостол Петр538 словами пророка Исаии (Ис. 53:4–6) овцами блуждающими, которые возвращаются к Пастырю и блюстителю душ их, – когда они обращаются к Господу нашему Иисусу Христу. В этих изучаемых нами стихах пророка Исаии есть и пророчество о хулах на царя и Бога своего, произнесенных на Иисуса Христа книжниками и фарисеями; а в стихе 22 мрак и скорбь и густая тьма, не суть ли пророчества о последних минутах земной жизни Богочеловека на кресте, когда тьма покрыла землю и „народ.... возвращался, бия себя в грудь“539.

Наконец последние слова стиха 22, служащие вступлением в главу IX не указывают ли как мрак рассевается и уступает место свету.

* * *

504

По всей вероятности, отец жены Ахаза, матери царя Езекии как мы говорили в обзоре этого царствования. Сам Захария по 2Пар. 29был Левит из рода Асафа, и по всей вероятности священник.

505

„Сп ешит грабеж, ускоряет добыча“. См. прим. Русской Библии, изданной по повел. Св. Синода.

506

Так и Maistre de Sacy, в франц. переводе.

507

Volumen может разуметься как свиток и передает сущность перевода Семидесяти, но в франц. переводе слово это имеет другое значение.

508

При возврате, под главенством Зоровавеля, – но в будущем под главенством Еммануила.

509

См. выше Ис. 7:4–17.

510

Силоам есть поток, берущий свое начало между горами Сионом и Мориа. Это есть источник живой воды, пробивающийся из известковой горы и который (по указанию Робинсона и Тейлора) соединяется под землею с другим источником, называемым ныне „Источником Св. Девы“, который начинается выше Силоама на южном склоне Мориа. Мы прибавим, что на этой горе, на месте древнего храма Соломона и Зоровавеля, стоит теперь Гарам, мусульманская мечеть, строго охраняемая мусульманами от посещения немусульман, хотя несколько лет тому назад Принцу Уэльскому открыли в нее доступ. См. вообще о Силоаме в Speaker’s Commentary on Isaiah VIII, 6; у Епископа Петра в толковании на Исаию стр. 107–108 и sub. v. Siloam в Smith’s Bibl. Dictionnary.

511

См. слова Рабсака в 4Цар. 18и Ис. 36:10.

512

Указание Англ. Комм. Библии in loco.

513

См. издание Синодальное и Лейпцигское: Греческий текст.

514

См, выше всю главу VII пророка Исаии, со ссылками на 4 Царств ХVI-ХVIII.

515

Ср. Мф. 21 притчу о виноградарях, и в особ. ст. 43–44 и Лк. 13:25–30.

517

Время начертания 117 Псалма не определено; некоторые относят его ко времени Давида, хотя начертания его имени нет даже в греческом, но более распространенное мнение, что он начертан позже пророчества Исаии, и заимствует у него образ о камне. Некоторые думают, что он начертан Езекией, другие, что он начертан после плена.

518

От народа или человека; см. Втор. 31:17; Пс. 43:25, 87и др.

520

Выше гл. VII, 3 и VIII, 1, 3-Шеарясув и Магер-шелал-хаш-баз.

521

Исаия произносит пророчество при Ахазе, ст. б. не позже 731 года до Р. Хр. Храм разрушен Навуходоносором в 589 году до Р. Хр. Прибавляя к этим числам год разрушения Иерусалима и храма Титом при Веспасиане, мы получаем те цифры, которые в тексте.

522

„Не бойся малое стадо“ (Лк. 12:32).

523

См. выше Ис. 6:10.

524

См. в IV т. Св. Летописи ч. II в книге Ионы, о причине успеха его проповеди в Ниневии стр. 232. Ср. еще стр. 220 и примечания, со ссылками на Гладстона Juventus Mundi и на нашего Гезиода стр. 35 и на Promethée etc. рр. 8 et 9.

525

Ср. примеры этого в нашем Гезиоде в поэме Работы и Дни, стихи 226–229; 240–247; 267 „все видят очи Зевса“; 279: „Зевс дал людям закон правды: это высшее благо“ и др. См. еще 473–474, выражение соответствующее нашему: „если Богу угодно будет“. Кроме этого сравни еще в Хр. Чтении наши статьи Риг Веда, Зендавеста и Гаты. (1885–1886).

526

См. Апулея.

527

См. Феокрита Идиллию II и ср. о Гекате в нашем Гезиоде.

528

Мы рекомендуем вниманию читателя последнее сочинение Ленормана, la grande Grèce об тайных обществах (сказание Тит-Ливия) в I части стр. 420 – 424 (изд. 1881) и др. места.

529

Смотри во 2 т. Св. Летописи прим. на Исх. 7:11.

530

Ср. in loco наше прим. в 3 т. Св. Летописи. Ср. еще Лев. 19наше примечание.

531

Мы к сожалению, не можем вспомнить, где мы читали, что покойный Митрополит Филарет указывал, что гадание посредством столов практиковалось в императорском Риме. Он ссылался на слова одного из писателей того времени. Средневековые гадания, заклинания, а также чары буквально иногда повторяют халдейские формулы; см. Magie Ленормана и ero Divinations. Верования в свойства мандрагоры сохранилось до ныне около Орфы. Ср. средневековые сказания в Dict: de la Bible Кальмета с путешествием Джорджа Смитта Аssir: Discov: р. 161 ed of 1875.

532

Мы думаем, что многочисленные экземпляры закона могли быть потеряны, или вернее, скрыты священниками во времена Манассии и Аммона. Мы сильно подозреваем, что Хелкия Первосвященник (4Цар. 22:8) в благоприятное время лишь вынул из тайника книгу Второзакония. Ср. 2Пар. 34и сл.

533

Начертание книг Моисеевых и Иисуса Навина и Судей в Вавилоне мы находим несообразным ни с какими данными. См. введение проф. Робертсона в Пятокнижие в New Illustrated Bible и в сборнике: Book by book (1893).

534

Ср. Прейсверка: Précis historique sur la langue hébraique Cp. хорошее соч. Франка: La Cabbale (1848) Part. I; ch. I. Cp. еще на немецком языке перевод Франка: die Kabbala, профессором Гелинек (недавно умершим) с многими очень хорошими примечаниями.

535

Мы должны напомнить, что деление на главы не существует в древнейших еврейских списках закона и пророков. В книгах пророков были отделены друг от друга субботние чтения. Главы же отделены как думают лишь в XIII в. наш. эры.

539

Лк. 23и смотри все Евангелия.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle