Источник

Глава LXVI

1. Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?

2. Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.

Господь в нагорной проповеди (Мф. 5:34) глаголет: что „небо есть престол Божий“, а св. первомученик Стефан в речи своей (Деян. 7:48–50) буквально приводит читаемые нами слова Пророка Исаии. Мысль о вездесущии Божием и о том, что люди не могут возвести Всемогущему храма или дома для обитания, высказана еще Давиду в откровении, им полученном (2Цар. 7:5–13). В этом откровении мы заметим, что в ст. 5 – 7 Господь, указывая, что в странствование Израиля местом поклонения Ему была передвижная скиния, глаголет: (ст. 7) „Я не говорил кому-либо построить Мне дом“. Далее же, отказывая Давиду в праве построить храм, Господь, обещая успокоение народу, связует постройку „дома имени Его“ (ст. 13) с этим успокоением и упрочением царства. Из этого места видно, что постройка храма была милостью, дарованною Израилю, как видимый залог верности народа Богу и Божия покровительства народу. Это же указано Соломону в видении 3Цар. 9:3–9 с явным напоминанием наказании за отступление от Бога, упомянутых в Втор. 29:24–29. Что Соломон ясно понимал значение храма, как особенной к нему милости, а не как исключительного и единственного места обитания Божества, видно из слов молитвы его (3Цар. 8:27): „Поистине Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему“.

Господь вспоминает человеку (во 2-м стихе), что мир сотворен Им и что человек не имеет ничего в материальном мире, что бы он мог принести в дар Богу. Есть один только дар Божий, отданный во власть человеку, который он может принести Богу: это волю свою; „сердце сокрушенное и смиренное“ (Пс. 50), которое доказывает, что человек отказывается от воли своей, отдавая ее назад Творцу, вследствие сознания ничтожества своего разума, и глубокого убеждения, что только воля Божия, в нем действующая, может даровать ему счастье, которого он не может достигнуть, действуя по своей воле.

Итак, в первых двух стихах этой главы мы видим подготовление той души Христианской, которая усвоит себе слова Господа: „возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим“ (Мф. 11:20) и (Ин. 4:24) „Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине“.

3. (Беззаконник же) 1843 , заколающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам (в память) – то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, –

4. так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них; потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне.

В настоящих двух стихах людям, молящимся Богу с сокрушенным сердцем и трепещущим пред словом Божиим, противупоставляются беззаконники исполняющие обряды, предписанные Моисеевым законом, которые вместе с сим избирают „свои собственные пути“ (не пути Божии) и „которых душа находит удовольствие в мерзостях их“. Об этих Иудеях, из которых состояло большинство народа в последние дни южного царства, говорил Исаия и в первой главе своей книги. Мы видели (Ис. 1:11–14), что устами пророка Господь отверг жертвы недостойного народа и его празднования и повелевал прежде очиститься и творить добро и правду, чтобы иметь право молиться пред Ним (Ис. 1:16–18)1844.

Нет надобности пояснять, что жертвы кровавые и бескровные1845 и „фимиам в память“1846 установленные законом в книге Левит (первые семь глав), приравниваемые к преступлениям или действиям, признаваемым оскверняющими, делаются таковыми потому что приносятся Богу руками неверующих и беззаконников. Эти люди, исполняющие обряды закона, тем виновнее, (см. ст. 4, ср. ст. 12 главы 65), что Господь не переставал звать их и увещевать их устами пророков Своих, но они (ст. 3) „ходили своими путями, находили удовольствие в мерзостях“ (ст. 4); „не слушались Господа и делали злое, избирая то, что неугодно Господу“.

Пророк отворачивается от них1847 и в следующих стихах говорит к боящимся Бога и святых Его повелений, что напоминает нам слова Ап. Павла1848, когда он в речи своей в Иудеям с высоты лестницы крепости близ храма1849, рассказывает свое видение и слышит повеление Господа: „иди, Я пошлю тебя далеко к язычникам“; а в Коринфе, когда Иудеи противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: „кровь ваша на главах ваших; я чист: отныне иду к язычникам“.

И в том и в другом случае мера долготерпения истощилась: Господь повелевает слугам Своим оставить бесплодную землю и сеять священное семя, слово Божие (Лк. 8:11) в народе, приносящем плоды Царствия Божия (Мф. 21:43).

5. Выслушайте слово Господа, трепещущие перед словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: „пусть явит Себя во славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше“. Но они будут постыжены.

Какое ясное пророческое видение тех гонений, которые терпели Христиане первого века по Р. Хр. среди Иудеев за имя Христово. Вся книга Деяний тому свидетелем. Слова укоризны и насмешки, обращенные к верующим, – те же самые, которые влагал Исаия в Ис. 5в уста беззаконников и неверующих в начале своего пророческого служения; „пусть поспешит Господь.... и мы увидим“ (см. in loco). Те же слова неверия от жестокого, змеиного сердца происходящие (Мф. 15:19), мы слышали от первосвященников и книжников и фарисеев, безжалостно смотрящих на умирающего в страшных страданиях человека заведомо невинного, которого они боялись признать Богом, потому что этим осуждали себя в геèнну: „Пусть сойдет с креста и уверуем в Него“ (Мф. 27:42–43; Мк. 15:29–33; Лк. 23:35).

Мы знаем, как постыжены были Иудеи, лишась не только страны, града, храма, царства, но лишась даже места своего в числе обособленных народов земли. Стих 6-й видит последнее действие войны, начатой под военачальством Веспасиана и конченной, во время императорства его, сыном его Титом.

6. Вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, предающего возмездие врагам Своим.

В ст. 5 неверующие говорят: „пусть явит Себя в славе Господь“; стих 6-й пророчествует о возмездии тому народу, который в массе стал совершенно неверующим. Господь и явил славу Свою: для рабов Своих в успокоении сердца их, отрешившагося от мира, и в радости царствия Божия; для неверующих в страшных бедствиях (см. Мк. 16 и пар.), коими сопровождалось падение Иерусалима и покорение Иудеи. (Ср. Фл. Иосифа, войну Иудейск. VI, 5)1850. Преобразованием этого последнего разрушения храма можно считать видение Иезекииля в Месопотамии пред разрушением храма Навуходоносором, когда пророк (VIII-X) видит, как из оскверненного идолопоклонством храма Иерусалимского „отошла слава Господня от порога Дома“ (Иез. 10:18) „и поднялась слава Господня из среда грады и остановилась над горою, которая на восток от города“ (Масличною) см. Иез. 11:23.

Так и в пророчестве ст. 6 наст. глава Исаии „глас Господа, глас из храма“ возвещает мятежному народу, что наступило время возмездия зa возмущение его.

Но в то время, когда раздавался вопль отчаяния в Иерусалиме и „слава Господня отошла от Дома и поднялась“, в тишине совершалось чудо: перерождение душевного человека в духовного (1Кор. 15:44–49); человек становился „во Христе новою тварью“ (2Кор. 5:17) во исполнение слов Евангелиста Иоанна I, 11–13, что только верующим дано право именоваться чадами Божиими, а не тем, которые считали себя таковыми по плотскому рождению. Без болезни родился новый человек, матерью его была Святая Церковь, невеста Христова, а рождение его, как указано в приведенном месте Иоанна Богослова, было от Бога: „ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились“ новые люди.

Безболезненное рождение это пророчествуется в следующих двух стихах.

7. Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном.

Некоторые комментаторы под именем сына разумеют здесь Господа Спасителя, но казалось бы правильнее разуметь (как указывает епископ Петр ч. II, стр. 354), что в стихе 6, как в ст. 8 этой главы Исаия видит создание нового народа, чад Божиих. Господь Спаситель есть небесный жених Церкви Своей1851, а мы Его чада, „чада Божии“, от невесты Его, которой повелено: „смотри, царица, забудь народ твой и дом твой“ (Пс. 44:11–12). Этот взгляд подтверждается и стихом 8-м.

8. Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих?

Здесь ясно говорится о создании разом целого народа от Сионской церкви. Образ рождения не плотский, это – рождение водою и Духом, как глаголал Господь Никодиму (Ин. 3:1–8).

9. Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой.

Ср. слова Езекии к Исаии (Ис. 37:3) о бессилии своем, доводившем его почти до отчаяния. И в этом событии рука Господня не дала погибнуть прибегавшему в Нему. Оставит ли Господь Бог „чад Своих“, от Бога рожденных верою и воспринятых в Церковь Божию крещением водою и Духом, – оставит ли Господь Бог их без помощи? и не совершит ли Бог до конца спасение всего человечества, которое Он обещал Ему? В стихе 9 – будущность всей Христовой Церкви, которой при создании ее Богочеловек сказал: „не бойся малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам царство“ (Лк. 12:32).

Многи были скорби и гонения, испытанные Христовою невестою, Церковию, но от всех этих напастей избавлял ее Господь.

10. Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем,

11. чтобы вам питаться и насыщаться от сосцев утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его.

Под именем любящих Иерусалим подразумеваются только те из Иудеев, которые сердцем принадлежали Богу и в Иерусалиме чтили святое место, в котором Бог открывался Давиду и Соломону, и пророкам, и среди которого стоял храм посвященный священному имени Вездесущего и Вечноживущего. И плакали истинно по Иерусалиме не те, которые жалели мирского величия и славы его, угасавшей под ударами завоевателей, а те, которые-как Иеремия и Иезекииль, – плакали о том, что Иерусалим утратил чистоту и святость свою, будучи осквернен идолопоклонством и всеми пороками язычества. В грядущей же церкви Христовой будут любить Иерусалим сыны и дщери горнего Сиона, как место страданий и воскресения Христа Господа нашего, как место, где пролита всеочищающая кровь Священного Агнца, как град прообразующий горний Иерусалим,-место вечного покоя; и когда Иерусалим земной будет разрушен, они будут плакать о нем, памятуя Господа Иисуса, – но, зная приговор, произнесенный о нем, и исполняя повеление Господа, они не будут защищать его вместе с фанатиками Иудеями, а оставят его и уйдут в горы1852. Но если земной Иерусалим был разрушен, то горний Иерусалим был непрестанно пред умственными очами верующих; он был вечным престолом Церкви Христовой: он был „градом Бога живого, Иерусалимом небесным“ (Евр. 12:22). К нему обращались мысли верующих, о нем радовались сетовавшие о гибели земного Иерусалима, ибо он был выражением Церкви земной и небесной, и эта церковь питала от сосцев своих чад своих утешением от Господа, даровавшего ей преизбыток славы, дабы прославилось на земле имя Господне (Ин. 17и ср. Флп. 2:10–11).

12. Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать.

Ср. наши примечания на главу 60 Исаии. Господь дарует народу Своему мир, как вечно текущую реку, как вечное благо: „Мир оставляю вам, мир Мой даю вам“ (Ин. 14:27).

В главе 60-й мы говорили по поводу стиха 5-го этой главы, что под именем богатства народов, отдаваемого духовному Израилю, по-видимому, надо разуметь совокупность духовных сил, (этого истинного богатства народа) – отдаваемых Христу и Церкви; между тем, как до пришествия Господа они тратились на преступные дела тьмы и шли не на пользу, а на вред человечеству. Поэтому река мира и поток богатства, направляемые Господом к горнему Иерусалиму, знаменуют перерождение всего человека и „собирание сокровищ не тленных“ (Мф. 6:20), ибо Господь сказал: „кто не собирает со Мною, тот расточает“ (Мф. 12:30; Лк. 11:23). Мы указывали в примечании на стих 5 и в пр. на ст. 9 – 10 главы 60-й, что все будущие успехи человечества во всех отношениях, и в особенности в устройстве общества, будут зависеть от того, что духовные силы человека будут направлены согласно учению Господа нашего Иисуса Христа, и тогда река мира принесет отраду обществу человеческому.

13. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме.

14. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается.

Ср. с этим 13-м стихом Ис. 49– „Забудет ли женщина грудное дитя свое.... но если бы и она забыла, то Я не забуду“. Материнская любовь, которая между людьми на земле представляет высшее выражение любви, доходящей до самопожертвования, приводится в пророчестве, как слабый образ той бесконечной любви Бога к созданию, о которой так говорит Апостол Рим. 8„Тот, который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?“ утешение и мир дарует Господь всем верующим, которые по вере и любви суть граждане горнего Иерусалима1853.

Под гнетом гнева Божия „кости ветшают“, как говорит Давид (Пс. 31:3); с возвратом милости Божией, сердце человека раскрывается радости, и он чувствует себя обновленным даже в плотя своей (ср. Ис. 58:11), ибо в земной жизни дух воздействует могущественно на тело, хотя и тело часто противится духу (ср. Рим. 7:24: „Бедный я человек“!), но оба просветляются вместе, когда благодать коснется человека, и он преобразуется из душевного в духовного по указанию Апостола Павла в 1Кор. 15:44–46; 53. Это обновление и тела и духа и изображено в 14 стихе пророчества. Этим созданием „нового человека во Христе“ (2Кор. 5:17; Еф. 2:15) и может быть только объяснен факт, перед которым приходили в изумление Римские правители, видевшие умирающими в страшных мучениях, но с радостью в глазах, мучеников, не хотящих отказаться от Христа. „Господня рука была открыта рабам Его“; мучения плоти были для них ничто перед тою радостью, которая наполняла их сердце и укрепляла их плоть и кости в земной жизни, и открывала им зa гробом еще величайшую радость – увидеть возлюбленного Господа. Но в ст. 14 есть по-видимому и дальнейшее откровение о воскресении мертвых, связующееся с пророчеством Иезекииля (Иез. 37:10–11) и Даниила (Дан. 12:2) и с новозаветными откровениями: Ин. 11:25; 1Кор. 15:51–57; Откр. 20:12–13, с Мф. 25:31–46.

В следующих стихах изображен гнев Господень на врагов Его, о котором говорит конец стиха 14-го.

„А на врагов Своих он разгневается“.

15. Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем.

В 4 т. Св. Лет. ч. II, стр. 96 и 145 в объяснении нашем на 4Цар. 2и 4Цар. 6мы говорили, что огненная колесница, уносившая пророка Илию на небо, и огненные колесницы, виденные Елисеем и слугою его близ Дофана, доказывают, что мы окружены невидимыми духовными силами, бодрствующими непрестанно над верными Господу, но и карающими, по повелению Его, грешников1854. С этим связуется и указание Пс. 103:4: „Ты творишь Ангелов Своих духами и служителей Своих пламенеющим огнем“. Поэтому и Апостол (2Сол. 1:6–10), говоря об отмщении беззаконным, указывает на „явление Господа Иисуса с неба с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа“.

16. Ибо Господь с огнем и мечем Своим произведет суд над всякою плотию, и много будет пораженных Господом.

17. Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все погибнут, говорит Господь.

18. Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою.

В ветхозаветных книгах, как в новозаветных, Вечный Судия изображается часто вооруженным мечем; меч этот есть слово Божие1855. Этим словом Божиим и спасен мир и судится тот, кто не покоряется ему. „Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих, имеет судию себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день“ (Ин. 12:48; см. в наш. изуч. Ев. Иоанна ч. I, стр. 456–458). В слове Божием заключалось и заключается все, что необходимо человеку знать для его спасения, – и в ветхозаветный приуготовительный период, когда человек с чистым сердцем ожидал Мессию, и в новозаветный период новой жизни человечества, когда ему открыта была вполне тайна любви Божией и пути спасения. Поэтому меч есть оружие истины и наказует нарушителей правды Божией во имя этой правды. Огонь есть также символ истины Божией, принесенной, на землю Господом нашим Иисусом Христом (Ср. Лк. 12:49: „огонь пришел Я низвесть на землю...“). Возгораясь, огонь истины сожигает ложь: он приносит свет и радость верующим, и несчастье и мучение возмутившимся против истины Божией. Посему и самые Ангелы названы в Псалме 103 „пламенеющим огнем“, как слуги Божии и представители абсолютной правды, сожигающей ложь. Так понимаем мы образы меча и огня, употребляемые пророком в его видении, суда Божия (ст. 15–16). Появление правды есть гибель лжи: но покаяние есть возврат к правде, а потому Господь милует кающагося.

Стих 17 указывает на глубокое нравственное и умственное падение идолопоклонников вообще и в частности Иудеев, увлеченных в это безумие. Глубоко павший человек не мог войти в царство истины. Стих 17-й относится не только к Иудеям, (более виновным, чем язычники), но и ко всем язычникам, ибо все были безумны: „все совратились с пути“; „все под грехом, как Иудеи, так и Еллины“ (Рим. 3:9–18). „Они мнили себя мудрыми и обезумели“ (Рим. 1:22).

Мы знаем, что все так назыв. очищения в рощах соединены были с самыми безнравственными деяниями1856. Пиршества с запрещенными законом Иудеев яствами1857 были прямым непослушанием Богу; но мы обратим еще внимание на то, что тайные пиршества, с нарушением всех обычаев народа и допущением мяс, считавшихся вообще нечистыми, указывают на самый характер собраний адептов тайных и безнравственных учений, против которых считали нужным бороться и языческие государства1858. „Все погибнут“ говорит ст. 17-й об участниках в этих пиршествах; а в ст. 18-м Господь говорит, что „Он знает и деяния и мысли всех и соберет все народы и они увидят славу Его“. В этом стихе мы читаем пророчество не о суде, а о милости, о собрании в едино стадо Христово: дабы все увидели славу Божию и спаслись.

19. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, в Пулу, и Луду, к натягивающим лук, в Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою

Стих 19-й есть продолжение стиха 18-го. Всем спасенным обещается, что на них положено будет знамение Господне. Пророк говорит о спасении всего мира; он вещает о всех проповедниках Евангелия не только из Иудеев, но и из среды обращенных язычников. Апостолам повелел Господь проповедывать всем народам:-„кто будет веровать и крестится, спасен будет“ (Мк. 16:16); и спасенный хотя из язычников, делаясь Христианином, становится светочем и, получая благодатные дары рукоположения, посылается Господом к другим народам на проповедь.

Страны, упоминаемые в ст. 19-м, как указывают толкование Спб. Дух. Акад. стр. 934, расположены по берегам Средиземного моря и греческого архипелага. О Фарсисе и юго-западной части Пиринейского полуострова мы имели случай говорить в примеч. на Ис. 23:61859.

„Пул и Луд“, или может быть правильнее „Фут и Луд“, следуя чтению Греческой и Славянской Библии, суть народы, занимавшие в Африке весь берег от Кирены к западу, а также от этого берега в глубь страны1860. Народ Луд или Лудим были известны как меткие стрелки (Ср. Иер. 46:9).

Тубал и Яван упомянуты вместе, как сыны Яфета в родосл. таблице Быт. 10:2. Под именем Фувала (или Тубала), как мы говорили в прим. in loco на кн. Бытия в 1 т. Св. Летописи, многие разумеют родоначальника Картлов, т. е. нынешних Грузин и других родственных им племен (напр. Тушины, Сванеты и др.). Что же касается Явана, то мы также (l. s. cit.) указывали, что Пиктè и Буслаев считают это имя тожественным с именем Ионян; при этом ср. Дан. 8:21. Очень быть может, что в пророчестве Исаии имя Явана объемлет и колонии Ионян на малоазийском берегу и, по очень понятному расширению значения имени, означает всех их единоплеменников, населявших материк Европы и архипелаг зa восемь веков до Р. Христова.

„Дальние острова“ есть выражение неопределенное, в роде слова „Киттим“ упомянутого в Чис. 24:241861, которое указывает на страны и народы еще во времена Исаии неизвестные, но которые в свое время явятся орудием Божиих повелений и среди которых также проявится слава Божия.

Следующие стихи видят, как благовестники приносят в дар Господу целые народы.

20. и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою в Иерусалим, говорит Господь, – подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде.

Пророк видит, как привлеченные к Господу проповедниками спасения народы идут, говоря словами гл. II, 3, „на гору Господню, в дом Бога Иаковлева научаться путям Господним; ибо от Сиона вышел закон и слово Господне из Иерусалима“.

Об этом Исаия пророчествовал в начале своего служения, а ныне пред концем жизни своей он видит пророческое видение об исполнении сего. В предыдущих стихах он говорил о проповедниках правды, избранных среди всех спасенных, без различия племени, а в 20 стихе видит действие и успех всемирной проповеди. Речь Исаии произносится среди его соотчичей, но о других народах пророчество говорит, называя их братьями1862.

Чрезвычайно трогательна и величественна мысль о приношении в дар Господу целых народов. Апостол Павел так описывает свое служение. Он говорит, что он призван: „быть служителем Господа нашего Иисуса Христа у язычников, и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу“ (Рим. 15:16). Из принесенных Ему в дар народов Господь будет избирать и поставлять и священников, и левитов (См. след. 21 стих). Это очень ясно из текста, так как речь обращена к Израилю, а местоимение третьего лица „из них“ относится к тем народам, которые принесены в дар Господу и сделались Его достоянием.

21. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.

Вместо избранного в ветхозаветный период народа Израильского создается из всех племен и народов Христианская Церковь, к которой обращается Ап. Петр с следующими словами: „вы род избранный, царственное священство.... некогда не народ, а ныне народ Божий“ (1Пет. 2:9–10). Первая половина приведенных нами слов Апостола есть повторение слов Господа к Израилю в кн. Исх. 19:6; вторая – воззвание пророка Осии (Ос. 2:23) к язычникам. Таким образом призвание народа обетования исполняется во всемирной Церкви Христовой, и как из Израиля были выделены для священнодействия и служения сыны Левия, так и в Церкви выделяются для служения Богу и Церкви особо избранные Господом лица, не по плоти однако и праву рождения, а по благодати. В стихе 21 в особенности заметим, что пророку открыто было, что спасенные из язычников ничем не ниже спасенных Израильтян.

22. Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.

Ср. Откр. 21„И увидел я новое небо и новую землю“. Но ранее полного исполнения этого пророчества наступает эра создания и роста Церкви Христовой на земле. Господь говорит о новом небе и новой земле в будущем: „сотворю“. Время это известно одному Богу, как о том сказал Сам Господь ученикам Своим пред вознесением Своим (Деян. 1:7). Но всему человечеству обещано, при условии веры в Бога и Посланного Его, Еммануила, что семя его и имя будут всегда пред лицем Господним. (Ср. Ис. 60:21–22). Мы выше в заметке на гл. LXV, 17 говорили уже о постепенном устроении Царствия Божия на земле до наступления великого судного дня. „Мы еще ожидаем нового неба и новой земли“, говорит Ап. Петр (2Пет. 3:13), но Христиане всегда пред лицом Господа, который сказал: „где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их“ (Мф. 18:20). „Я с вами во все дни до скончания века. Аминь“. (Мф. 28:20).

23. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.

„Всякая плоть“: не один Израиль, не рожденный по плоти среди народа обетования, а рожденный по духу от Бога (Ин. 1:13, 3:5–8), из всех племен земли будет приходить на поклонение Всевышнему.

„Суббота покоя“1863, учрежденная законом десяти заповедей (Исх. 20:8–10), как восстановление древнейшего завета Божия по совершении Им творения (Быт. 2:2–3), перенесена видевшими воскресение Господа нашего Иисуса Христа на день недельный, ибо в этот день воссоздан павший человек1864, и Господом Иисусом открыт ему доступ к потерянному блаженству, и к покою души.

„Новомесячия“ народа Израильского, о которых упоминается в кн. Чис. 28:11. (Ср. Исх. 10:10) были днями жертвоприношения и возвещались трубными звуками, но не упомянуты в числе дней обязательных народных собраний1865. Мы видели в Ис. 1:14, что Господь глаголет, что Он отвратится от этих праздников, как от всех других, в которых утрачен был дух закона Господня.

Мы знаем, что Церковь Христова отвергла все праздники Иудейские вместе с кровавыми жертвоприношениями, „ибо Пасха наша-Христос заклан зa нас“ (1Кор. 5:7)1866. Новый духовный мир открылся очам человека во Христе Иисусе, и новый человек во Христе празднует во все месяцы солнечного кругооборота священные воспоминания о Нем и Его любви, и Его страданиях и смерти зa нас и воскресении, и вознесения на небо. Купно с этим святая Церковь установила празднества в честь святой Матери Его по плоти, послужившей великой тайне воплощения Бога Слова, а также с умилением воспоминает о сонме святых Апостолов, мучеников, исповедников, пророков и всех особо прославленных Богом зa их служение Господу. Поэтому стих 23-й пророка Исаии, при внимательном чтении представляет собою предвидение и Христианского мировоззрения. Ибо, „из месяца в месяц“ празднует Церковь воспоминания о Господе Иисусе и всякая, плоть из „субботы в субботу“, т. е. от дня душевного покоя до дня душевного покоя, который мы празднуем в день воскресения Господа Иисуса, даровавшего покой душам нашим,-поклоняется Богу в Троице святой славимому, как открыта нам эта священная тайна пришествием в мир Господа Иисуса, ожидаемого Еммануила.

Есть еще особенное отличие в молитве новозаветного человека от человека ветхозаветного. Не только великий свет осиял его и душу и молитву, но ему еще дана заповедь, которой не знал Израильтянин: „молитесь, чтобы не впасть в искушение“1867 „молитесь за обижающих вас“1868; „просите во имя Господа Иисуса“1869 и все даруется вам; „непрестанно молитесь“1870 и „когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши“1871.

Но еще более того, Господь Сам научил нас молиться, даровав нам молитву „Отче наш“, и обещал что „если двое из вас согласятся просить о всяком деле.... то будет им от Отца Его небесного. Ибо Он сказал: „где двое или трое собраны во имя Мое там Я посреди их“1872.

Таково в исполнении своем великое пророчество произнесенное Исаиею о жизни нового общества, ведомого Господом Иисусом „к новому небу и новой земле, на которых обитает правда“ (2Пет. 3:13).

В последнем стихе последней главы своей книги Исаия произносит приговор нечестивым и отступникам от Бога, которым произносил он угрозы в последних стихах глав 48-й, 50-й и 57-й.

24. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет, и будут они мерзостью для всякой плоти.

Сравни слова Господа, Мк. 9:42–48 и Ин 5об участи творящих добро и творящих зло по их воскрешении в день суда. Вспомним при этом слова великого тайновидца и начертателя ветхозаветного Апокалипсиса, Даниила (с гл. VII по ХII, 13), который вещал: „и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление“ (Дан. 12:2).

Все без исключения люди призваны к Господу по милосердию Его, но те, которые отступили от Господа и не верят в Сына Божия: „не увидят жизни, но гнев Божий пребывает на них“ (Ин. 3:36).

Отступники от Бога и неверующие в Сына Божия суть трупы: они сами гасят в себе ту „жизнь и тот свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир“1873.

Отказываясь от Источника света, они пребывают во мраке, „мня себя мудрыми, они обезумеют“. (Ср. Рим. 1:22).

Страшна для ума человеческого тайна продолжения жизни души после наступления плотской смерти. Ужасна мысль, что грешнику отказано в забвении, и оставляются ему из жизни лишь страдания: это состояние называется в Откр. 20:12–15: „и это вторая смерть“.

А человеку так легко избежать ее, отдав Богу душу свою, возопив к Милосердному о прощении.

В 24 стихе говорится, что верные „будут выходить и увидят трупы“. Откуда выходят верные? Они выходят из вечной обители, радостной и светлой.... „из Сиона, жилища мирного,... окруженного реками“1874; из „святилища, из которого течет великая река“1875; из „града Божия“, „когда Верный и Истинный, которого имя Слово Божие и Царь царей и Господь господствующих.... грядет судить народы“1876. В это время начертатель Откровения1877 видит множество трупов. Ниже в Откр. 20:12–15 он видит как мертвые по воскресении стоят пред Богом и судятся, каждый по делам своим.

Радостно „оживут, Боже, мертвецы твои“, восклицал Исаия в Ис. 26:191878; и с другой стороны: „будут мерзостью для всякой плоти“ – трупы людей, отступивших от Господа.

Как разуметь это пророчество?

Мы думаем, что объяснением к нему может служить учение Апостола Павла, изложенное в 1Кор. 15:40–54, о перерождении человека благодатною силою Духа Святого из душевного в духовного. Не переродившиеся, по упорству и гордости, остаются тлением. А „тление не наследует нетления“.... (ст. 50) „тленному сему надлежит облечься в нетление“. Отступившие от Бога „не имеют жизни“ (Ин. 6:53) и не могут облечься в светлую одежду нетления: поэтому хотя все умирают плотски, но только трупы отверженных суть мерзость.

Конец. Богу Слава.

8 Сентября 1898 год

* * *

1843

Напоминаем, что слова в скобках в русск. Синод. переводе суть слова, добавленные из греческого текста Семидесяти.

1844

Ср. гл. 58.

1845

Семидал, см. гл. II Левита.

1846

См. во 2 т. Св. Лет. зам. на Лев. 2:2–3 о мнемозиноне.

1847

Ср. такое же действие в Ис. 7:13, когда он, отворачиваясь от Ахаза, обращается с пророчеством об Еммануиле к дому Давидову. См. наши примечания.

1849

Башни Антонии.

1850

Предание сохранило память о том, что зa четыре года за осады Иерусалима Иисус, сын Анании, предсказывал в храме и на улицах Иерусалима падение его и гибель народа.

1851

См. Еф. 5:31–32 и см. в 4 т. Св. Лет. ч. I, наш разбор 44-го Псалма (стр. 211 и 225–237) и Песни Песней (стр. 303–336).

1852

Приговор: Мф. 23:37, 24:2; Мк. 13:2; Лк. 19:4; повеление: „да бегут в горы“ Мф. 24:16. Лк. 21:21.

1853

В 13 стихе слова „кого-либо“, Делит переводит словом муж (взрослый человек) и по этому поводу объясняет стих, что Израиль, достигнув меру полного возраста (Еф. 4:13), возвращаясь из изгнания, воспринимается любовью Божиею, как давно отлучившийся, еще в отрочестве, сын принимается в объятия матери.

1854

Сожжение отрядов, посланных Охозиею взять Илию (4Цар. 1 и см. в 4 т. Св. Лет. ч. II, стр. 84–85) связуется, по-видимому, с откровением огненных колесниц Елисею и взятием на небо Илии.

1856

Ср. Ос. 4:13; см. наши прим. на Чис. 23:3, 25:1; Втор. 12в 3 т. Св. Летописи.

1857

Заметим, что и у языческих народов многие яства и мяса считались запрещенными.

1858

См. напр. развитие в Италии дионисских мистерий и законы, издаваемые против этих собраний Сенатом римским. См. напр. у Ленормана Grande Grèce v. I; ch. VII, рр. 420–424. (Ed. de 1881).

1859

Это страна, лежащая по р. Бетис (Гвадалквивир). Ср. еще о Фарсисе наши замечания в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 280–281 и ч. II, стр. 217 прим.

1860

См. эти имена в Еберса: Aegypten and die Bücher Moses. Имя Фут упомянуто в Быт. 10вместе с Мицраимом (как брать Мицраима) а в ст. 13 Луд или Лудим назван сыном Мицраима. (См. наши прим. в 1 т. Св. Летописи). Что вместо Луд надо читать Фут, см. все комментарии.

1861

Ср. наше примеч. в 3 т. Св. Летописи о благословения Валаама, видящего в видении завоевания Рима (Ср. мнение Бохардта и перевод Вульгаты в указ. примечании).

1862

Надо помнить ненависть Израиля к другим племенам. Просим в 4 т. Св. Лет. ср. по поводу кн. Ионы, в ч. II, стр. 206 – 209; 220; 229; 248. Ср. с другой стороны выражение: „братья из язычников“ в послании первого Апостольского Собора к Антиохийским Христианам Деян. 15:23.

1863

Слово саббат происходят от глагола сабба́(h) покоится. Ср. пp. в Св. Лет. нa Исх. XX, 10, ср. пр. на Лев. XVI, 31.

1864

„Кто во Христе, тот новая тварь“ (2Кор. 5:17).

1865

Ср. в кн. Исход XXIII примечание наше в Св. Летописи на ст. 17.

1870

1Сол. 5:17; ср. Лк. 18„молиться и не унывать“.

1873

См. в нашем „Опыте изучения Евангелия Иоанна“ все примечания на первые девять стихов главы первой.

1875

Видение Иезекииля Иез. 47.

1878

Ср. наши примечания на этот стих и ср. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 199 – 200; 257; древнейшие пророчества об воскресении мертвых.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle