Глава LXIV
1. О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего,
2. как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы.
3. Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, – горы таяли от лица Твоего.
„Призри с небес“ восклицает пророк в 15 ст. предыдущей главы; в 1 стихе наст. главы в рыданиях своих о судьбе Израиля он молит о большем: „расторгни небеса и сниди Боже“!
Прежде всего напомним, что в 1 т. Св. Летописи в заметке на Быт. 11мы говорили: „Господь снисходит на землю (как выражается священный язык) тогда, когда, не предоставляя уже последующих событий воле людей, Господь всемогущею властию Своею растраивает их беззаконные планы“. Мы не раз говорили в предыдущих наших работах, что Господь, даруя человеку волю избирать между добром и злом, даровал ему и полную свободу пользоваться этою волею1808. Но были моменты в жизни человечества, когда оно падало так низко, что только милосердие Божие могло спасти его от совершенного уничтожения в нем священного образа и подобия Божия; и в эти периоды жизни, Господь возвращал его на путь правды и совершенствования Своею священною волею. Так было во время потопа для всего человечества, так было во время смешения языков в Месопотамии; так было во время исхода из Египта и создания народа, которому дарован закон десяти заповедей для всего человечества1809. Так было много раз и среди Израиля и даже среди языческих народов (как в Ниневии). Господь по милосердию Своему приостанавливал проявление злой воли человеческой, дабы не погиб народ, не погибло человечество.
Исаия в 1 стихе наст. главы очевидно просит такого вмешательства Божия в дела человеческие, которое помешало бы злу, неудержимо творимому народом. Такой же смысл имел и 17 стих предыдущей главы, когда Исаия вопиял: „Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих.... и ожесточиться, и забыть страх Твой“.
В стихах 1–3 Господь изображается как „огнь поядающий“ (Втор. 4:24; Евр. 12:29); горы же здесь (как в Ис. 2:12,14)1810, означают могущественные в человеческом смысле народы, которые „растают от лица Божия“.
Но мы остановимся еще на одном весьма важном выражении. Пророк умоляет Господа, чтобы „Он расторг небеса и сошел”.
Когда исполнилась для всего человечества эта молитва?
Мы читаем в Евангелии Марка 1:10: Когда выходил Он (Иисус) из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. В изуч. Ев. Иоанна1811 мы указывали, основываясь на авторитете Св. Отцов, „что Дух всегда соприсущ Богу Сыну, но схождение на Богочеловека Духа Святого при крещении Его было освящением всего человечества в лице Его“. Итак, в 1 стихе главы LXIV мы видим таинственное Мессианское пророчество.
4. Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на Него.
Заметим, что Ап. Павел 1Кор. 2:9, приводя именно это место пророка Исаии, говорит о Господе Иисусе и о „премудрости Божией, которую, предназначил Бог прежде веков к славе нашей” (1Кор. 2:7), прибавляя, что на сердце человеку не могло придти то, что приготовил Бог любящим Его, через распятие Господа нашего Иисуса Христа. (См. весь отдел 1Кор. 2:5–12).
И действительно, велики и бесчисленны были благодеяния Божии: но такого чуда любви в отношении к человечеству, как жертва Агнца, Богочеловека, „тело которого люди ломали и кровь которого проливали“, это не могло войти ни в мысль, ни в сердце человека.
5. Ты милостиво встречал радующагося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих. Но вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?
6. Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония, наши как ветер, уносят нас.
7. И нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться зa Тебя; поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших.
Милостив был Господь всегда к радующимся о Господе, как напр. к Анне, матери Самуила прор. (1Цар. 2:1) и к самому Самуилу, к Давиду (см. напр. Пс. 4:8, 9:2–3, 12:6, 15:9, 67и мн. др.), к Пастырям, слышавшим славословие Ангелов, к Симеону Богоприимцу, к Анне пророчице (см. Лк. 2:1–38), изрядно же к Пресвятой, Пречистой Владычице нашей Богородице и присно Деве Марии, которая вопияла: „величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем“ (Лк. 1:46–47).
Никогда народ Израильский не был в таком положении, чтобы не было среди его вовсе боящихся Бога; но масса народа, и в особенности верхние, руководящие классы, были или невежественны, или глубоко испорчены, как мы видели и в писании изучаемого нами пророка и в Евангелиях.
„Как мы будем спасены“? вопрошает пророк, ужасаясь грехов народа, когда мы забыли Тебя, Боже, и даже самая праведность наша, как запачканная одежда? Мы видели уже в I главе Исаии, и во многих других его пророчествах, как издавна греховность среди народа этого прикрывалась известными формами обрядной праведности. Таков и оставался этот народ и до времени пришествия Господа нашего Иисуса Христа. А исполнить от души объявляемую Иудеям пророком волю Божию о добрых делах (Ис. 1:16–18, 56:1–2, 58:6–7 и др.) возмогли лишь те из них, которые уверовали в Господа Иисуса, ибо, как сказал Он: „без Меня не можете делать ничего“. Итак, вот единый ответ на тоску пророка: „как же мы будем спасены“? „Верующий в Сына человеческого имеет жизнь вечную“ (Ин. 3:36, 5:24–26), ибо (ср. Ис. 8:14, 28с 1Пет. 2и Рим. 9:33) „Он есть камень краеугольный.... и верующий в него не постыдится“.
8. Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты -образователь наш, и все мы – дело руки Твоей.
9. Не гневайся, Господи, без меры и не вечно помни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой.
10. Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион; Иерусалим опустошен.
11. Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя, сожжен огнем, и все драгоценности наши разграблены.
12. После этого будешь ли еще удерживаться, Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры?
В стихе 8-м пророк возвращается к подобию, употребленному им в Ис. 29о горшечнике и глине, обличая в неверии тех, которые (Ис. 29:13) приближаются к Господу устами и языком, по сердце которых далеко отстоит от Господа. Повергаясь в прах пред Создателем, пророк от лица Израиля исповедует свое ничтожество и молится (ст. 9) о помиловании, ибо „мы все народ Твой“, говорит он.
По поводу следующих стихов 10–11 мы прибавим к тому, что сказали в прим. на ст. 18–19 предыдущей главы 63-й, выписку из комментария на Исаию проф. Спб. Дух. Акад. (стр. 914).
Указав на Мих. 3:121812, комментарий говорит: „В своей молитве зa преступный народ пророк упоминает также об опустошенных городах, сожженном храме и разграбленных драгоценностях народа Иудейского.... Блаженный Иероним пишет, что иудеи его времени исполнение этих слов пророка об Иерусалиме и храме относили ко времени ассирийцев и вавилонян; но сам он относит его ко времени после римской войны, описанной Иосифом Флавием.... Также и св. Кирилл Алекс. замечает: „все это исполнилось после Креста Христова“. Как мы выше говорили, пророк в пророческом видении будущего видит все последствия грехов Израиля, без определения времени исполнения: он знает только, что Иерусалим будет разрушен зa беззакония народа.
„Се оставляется дом ваш пуст“! (Мф. 23:38).
Главы шестьдесят пятая и шестьдесят шестая
Обе эти главы, по указанию комм. Спб. Дух. Акад. (стр. 662– 663, 915 и 926), начертаны уже при Манассии, когда этот царь открыто выказал себя идолопоклонником, осквернив самый храм Божий, поставив в нем истукана. Пророк произносит последние свои пророчества, достигнув уже глубокой старости. Он начал пророчествовать при Озии зa четыре года до его смерти, пророчествовал при Иоафаме, Ахазе и Езекии. Пророческого служения Исаии во время восшествия на престол Манассии было не менее шестидесяти лет, а ему самому должно было быть около восьмидесяти шести лет от роду, как указывает вступление проф. Якимова в комментарий Исаии. (Стр. 9 комментария изд. при Христ. чтении).
В главах 65–66 заключается ответ на молитву пророка, произнесенную в главах 63, ст. 8 до 64, ст. 12. Святой, освященный и умудренный Духом Святым старец, целую жизнь свою боровшийся против идолопоклонства и лицемерия, и неправды, и неверия, и измены народа Царю своему, Богу завета, с глубокою горестью видит, что с восшествием на престол сына благочестивого и верующего Езекии, древний змий идолопоклонства снова подымает голову и с бесстыдством овладевает самым храмом – этой великой святыней Израилевой. Мы думаем, что последние две главы отразили на себе это настроение, совершенно потерявшего веру в будущность народа своего, пророка которому тем не менее Господь Бог в великом милосердии Своем открывает, что падение народа Израильского не влечет зa собою отмены Божиих обетований, кои непреложно исполнятся, хотя и не так, как ожидает того сам народ Иудейский.
С первых же слов главы 65-й пророк видит, что Господь откроется „не вопрошавшим о Нем, не искавшим Его, не именовавшимся священным именем Его“, иначе, другим народам, которые не были доселе особенно призваны Господом. Перечисляя беззакония Израиля, к которому „Господь простирал руки“ (2–7), пророк видит однако, что и среди этого народа многие спасутся (8–10); но те, которые оставили Господа, падут от меча (11–12), будут испытывать бедствия, будут презираемы, между тем как рабы Господни будут жить в покое, и мире и благоденствии (13–16).
С 17-го и по 25 стих видение пророка поднимается до созерцания нового неба, новой земли, и совершенно новой жизни (ст. 25), которая настанет, как пророчествовал Исаия еще в XI главе, когда восстанет „Отрасль от корня Иессеева“ (ст. 1–8)1813.
В главе 66-й видение еще расширяется, и обрядность закона Моисеева совершенно исчезает перед поклонением в духе и истине Богу Всемогущему.
С первого стиха изменяется взгляд на храм Господу Богу; мысль о том, что с Иерусалимским храмом связано поклонение Богу и что вне его нельзя кланяться Творцу, устраняется: небо – единственный престол Божий. В первом стихе уже слышится будущее слово Еммануила, глаголющего: „разрушьте храм сей и Я в три дня воздвигну его“ (Ин. 2:19); и другое слово Его: „настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине“ (Ин. 4:23–24)1814.
В стихе 3 главы 66-й указывается1815, что жертвы, приносимые беззаконными руками, суть мерзость пред Богом; с 5-го стиха пророк видит отделение от Израиля церкви верных, которую гонят беззаконники и неверующие. Сион рождает сынов „целый народ“, тех мужей, о которых говорил Ев. Иоанн, что „они не от крови.... а от Бога родились“ (Ин. 1:12–13). К ним и возглас: „возвеселитесь с Иерусалимом“ (10–11), ибо велика его будущность (12–14), а враги Господа, Мессии, говоря словами Псалма 109-го, будут положены в подножие ног Его. (ст. 15–17). Все народы земли призовет Господь ко спасению (18–21); из среды этих доселе чуждых народов будут поставлены и священнодействующие Господу, и всякая плоть будет кланяться Творцу и Спасителю своему (22–23).
Но горе тем, которые отступили от Господа: „червь их не умрет и огонь их не угаснет“ (ст. 24).
* * *
См. в особ. в 1 т. Св. Лет. примеч. на Быт. 2(прим. 13) и в общем вступлении в 1 т. Св. Лет. гл. IX: „грех Адама и грех Евы; значение семьи“.
Ср. выраж. Исх. 3:8; в Исх. 19:11,18,20 Господь сходит, чтобы даровать закон человечеству в Десятословии. Ср. еще Втор. 18:18.
„Грядет день Господа Саваофа на все гордое и превознесенное... на все высокие горы и на возвышающиеся холмы“.
См. Опыт наш изуч. Ев. Ин. ч. I, стр. 90–95 на Ин. I, 32–34. И см. еще в конце этой главы цитаты из Св. Отцов вселенских на стр. 113 – 114 и см. гл. II, стр. 149.
Мих. 3„Посему з a вас Сион распахан будет, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора Дома сего будет лесистым холмом“. Мы заметим от себя, что буквально это исполнилось не при Навуходоносоре, а только после взятия и разрушения Иерусалима Титом, когда разрушенный город зарос лесом, в течение 70 лет до возобновления его под именем Елии Капитолины, при Адриане.
См. в наш. изуч. Ев. Иоанна, ч. I, стр. 132–135 и стр. 191–194.
Как в Ис. 1:11–18 и прим.