Источник

Глава XLIII

Угрозы произнесены и сбудутся: но Господь повелевает пророку продолжать утешать народ Его. Все земное – преходяще, все бедствия будут иметь окончание; но заветы и обетования Божии вечны и в них должна искать и найти успокоение душа верующего. Господь рассеет Израиля, но Господь и соберет его, и другим народам дарует радоваться с Израилем, который будет возвещать славу Господню.

В этой и всех последующих главах утешение Израилю связуется с призванием других народов к Сиону (ср. гл. II, 2–4). Мы увидим даже, что один из иноземных царей называется избранником Божиим.

Рядом с утешением Израилю объявляются и наказания; но да помнит Израиль, что Господь спасет его, а с ним и все человечество.

1. Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой.

Весьма торжественное воззвание к Израилю, а чрез него и ко всему человечеству. Когда Господь называет кого-либо по имени, то это знаменует особую милость Божию1420, которая призывает или отдельного человека, или целый народ к особой деятельности для выполнения предначертаний Божией премудрости и любви.

В читаемом стихе мы видим сочетание двух имен патриарха, видевшего лествицу, связующую землю с небом, которому Сам Господь возложил имя Израиля. (Быт. 28:12–15, 32:28). Ему же дано было видеть пророческим оком в роде сына своего Иуды „Примирителя“, которому покорность народов (Быт. 49:10).

И патриарху Аврааму с женой его имена новые, измененные, возложены были самим Господом (Быт. 17:5,15). И Авраам с сыном, как и Иаков были отцами всех верующих, не одних только потомков своих по плоти1421. Израиль в потомстве своем стал собственностью Божиею (Исх. 19:5–6) и должен был быть народом святым; он не исполнил своего назначения, но обязанности и права „рода избранного, царственного священства“, – перешли на верующих во Иисусе Христе (Ин. 1:12), как о том говорит Апостол Петр со ссылкой на Осию1422. По этому пророчество Исаии, вещающее Израилю, чтобы он не страшился, что он искуплен, что он принадлежит Господу, относится к духовному Израилю, к тем, „которые приняли Его,-Сына и Слово, – верующим во имя Его, которым Он дал власть быть чадами Божиими.... которые от Бога родились“1423. Плотский же Израиль „не принял Господа“ (Ин. 1:2) и отрекся от Него, признав над собою одного царя Кесаря (Ин. 19:15)1424.

И следующие стихи относятся к верующим в Спасителя, так как содержание их не может быть применено к разрушенному государству Израильскому.

2. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя.

3. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп зa тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя.

4. Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою.

Слова эти в ближайшем их историческом значении, как они понимались позднейшими раввинами и книжниками, в применении к царству и народу Иудейскому означали и особое покровительство Божие народу во время плена, и возврат народа, или по крайней мере значительной его части с потомком Давида, Зоровавелем, и священниками в Иерусалим для восстановления храма. В этом смысле слова ст. 3-го, „в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею“-относятся к завоеваниям Персов, которые занимают эти страны и делаются их властителями, как бы в награду им зa возобновление св. храма и града и за возврат Иудеям их владения1425.

Но как мы говорили выше, в стихах 2–4 этой главы значение пророчества глубже и шире. В них говорится о той нравственной силе, которая дарована была христианам Духом Святым, посланным Сыном Божиим от Отца, которой они преодолевали все препятствия и побеждали мир и царства его. Это и изображается переходом через воду и огонь невредимо, ибо глаголет Господь: „Я, Святый Израилев,-Спаситель твой“. Это замечательное выражение дает понять, что Спаситель не кто иной, как Сам Святый Израилев – Вечно живущий, Единый Бог в Святой Троице славимый и покланяемый. И Господь Иисус, в Котором исполнение всех пророчеств, глаголал, оставляя видимо землю: „Аз с вами есмь во вся дни до окончания века!“1426. В ст. 4 духовному Израилю, т. е. Христианам, открывается, как многоценна пред Богом искупленная душа человеческая. За общину и церковь христианскую Святый Израилев, возлюбивший ее, отдает людей и народы (ст. 4). Едва ли нужно напоминать историческое исполнение этого пророчества, как греко-римский мир с его языческою культурою тает под надвигающимся пламенем веры во Христа, и, не смотря на упорную защиту свою, исчезает, пораженный не силою, а кротостью и любовью и смертью в мучениях святых исповедников веры в Распятого, проповедь в Которого была: „для Иудеев соблазн, для Еллинов безумие, для самих же призванных Иудеев и Еллинов, Христа, Божия сила и Божия премудрость“. (1Кор. 1:23–24).

И в следующих стихах совокупляется ближайшее событие с грядущей тайной; пророчество о возврате Иудеев из плена с видением о выкупе, о возврате из плена греха искупленной души человеческой, призываемой к святой горе Сиону1427.

5. Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя.

6. Северу скажу: „отдай“; и югу: „не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли,

7. каждого, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил.

8. Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши“.

„Говорю же вам, что многие приидут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном, а сыны царства низвержены будут во тьму внешнюю....“ (Мф. 8:11–12).

Полное исполнение читаемого пророчества только в создании церкви Христовой и, если отчасти его можно применить к возврату из Вавилона1428, то конечно не в одном возврате было его исполненье. Церковь Христова собрала под крылья свои людей от всех стран света; они все „назывались именем Господним“ (ст. 7) т. е. Христианами; все они имели одну цель-славить имя Господне по всей земле. Заметим еще, что в стихе 6-м наравне с сыновьями Божиими говорится о дочерях Божиих. Это едва ли не единственное место в ветхом завете (см. еще Иоил. 2:28–29) где в словах о призвании к Господу и спасению говорится об обоих полах1429. Здесь впервые они признаются равноправными, а мы знаем, что только в Церкви Христа женщина признана такою же полноправною душею, как мужчина (Гал. 3:28) и души обоих равно драгоценны пред Богом.

Нам остается сказать несколько слов о стихе 8-м, по поводу которого возникли разные взгляды. Мы думаем, что название слепых и глухих применяется в нем не к одним Иудеям, как думает Витринга, и не к одним язычникам, как думает Шмидер, а ко всем и Иудеям и язычникам, не освященным еще светом откровения, которых (по прекрасному выражению Св. Апостола Павла) Бог „всех заключил в непослушание, чтобы всех помиловать“1430.

Глухи и слепы были Иудеи, по упорству своему; но глухи и слепы были все: и тупые язычники и философы их, потому что в мире была тьма, доколе не пришел в мир Тот, Который был Жизнь и Свет (Ин. 1:4,9) и чрез Которого внесены в мир благодать и истина (Ин. 1:17).

9. Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена. Кто между ними предсказал это? пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: „правда! “

Стих 9-й повторяет вопрос, обращенный ко всем народам в гл. XLI, 21–231431.

Кто, кроме Бога и пророков Его, говорящих по Его повелению,-может знать будущее? Но кто же из язычников знал и прошедшее? Откровение было дано только Израилю.

10. А мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет.

11. Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня.

Господь повелевает объявить Израилю, что самое существование этого народа есть одно из чудес, свидетельствующих о Нем и о Его милосердии. Другим свидетелем Божиим – тот „раб Господень, которого Он избрал“ (ср. гл. Ис. 42:1)1432. Израиль был от самого начала истории свидетелем Божиим: откровенными книгами своими он сохранял память о первом дне творения и о первом существе, созданном на земле по образу и подобию Божию.

В этих книгах – история развития Богопознания на земле от Адама до Ноя, и от Ноя до Авраама. Ной передает человечеству откровение о Едином Боге, Творце мира и о творении; с Авраама ряд откровений сосредоточивается в избранном роде, в потомстве его и в произшедшем из чресл верующего Авраама и рожденном от Сарры, жены его, народе. История этого народа, записанная в откровенных книгах, полна чудес Божиего милосердия и долготерпения. Таково свидетельство Израиля о прошедшем. Но вот восстают свидетели и будущего. Это пророки, начиная с Авраама, среди которых высится раб Божий Моисей, которые видели не только будущее, но видели и „Того раба Божия избранного“, о Котором начинают говорить с большею и большею ясностью пророки, оставившие вам свои книги. И в числе этих последних первое место, по ясности видения, занимает Исаия, говорящий об Отроке, на котором дух Господень и которого и Иудеи признавали Мессией1433. Нельзя не сказать, что история Израиля и царства Иуды есть постоянное чудо, совершавшееся и совершающееся над народом этим1434, свидетельствующее о непреложности Божиих повелений и обетований; как священная тайна воплощения Слова Божия есть высшее свидетельство о любви Творца к человечеству, предреченное по Его милосердию в видениях пророков, объявлявших народу обетования.

Стих 11-й в прикровенных словах указывает на ту же тайну воплощения Сына Божия для спасения человечества. „Я, Я- Господь, и нет Спасителя, кромя Меня“. Очевидно, что если бы Мессия был только человеком, то Он не мог бы быть Спасителем. Спасти человечество мог только Бог, а откровением раскрыто, что Спаситель будет иметь вид Отрока (раба) т. е. человека; очевидно, что Спасителем мог быть только Богочеловек. „Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог“. (Мф. 1:23; Ис. 7:14).

12. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог;

13. от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это?

В стихе 12, кроме общего воспоминания о чудесах и милостях Божиих, явленных Израилю, по-видимому воспоминается ближайшее событие: избавление от нашествия Сеннахерима, объявленное Израилю ранее этого события1435. Стих 13-й повторяет для убеждения Израиля великий догмат о единой силе в мире Бога-Творца и Вседержителя и о вечном, неизменном существовании Того, которого имя Иаг-ве: „вечно, неизменно живущий в прошедшем, настоящем и будущем“1436.

Эту же мысль величественно рисует Псалом 101 (Пс. 101:26–28), говоря о прехождении неба и земли: „Они погибнут, а Ты пребудешь.... но Ты-Тот же и лета Твои не кончатся“.

В следующих стихах пророк видит вдали избавление Израиля от гнета Вавилона, о котором он предсказывал Езекии Ис. 39:6–7. Избавление последует по особой милости Божией, не смотря на грехи Израиля. Напоминаем, что Вавилон, как Ассур, не только историческое царство, но и типическое выражение развращенного мира, борющагося против духовного Сиона и царства Божией правды на земле1437.

14. Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон, я сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями.

15. Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш.

Возвратимся к главе ХIII, в которой пророк видит, как Господь вызывает народы на гибель Вавилона. В настоящей главе (ст. 14) указывается, что Сам Искупитель, Святый Израилев, есть тот, Который посылает народы: „сокрушить все запоры и Халдеев“, „ради вас“, т. е. ради Израиля, к которому обращена речь. До времени прихода „Примирителя, Которому покорность народов“ (Быт. 49:10), нравственная будущность всего человечества сосредоточена в избранном народе, хранившем обетования и слышавшем вещания пророков. Израиль потому то и освобождается от плена и возводит снова храм в возобновленном Иерусалиме, чтобы исполнились обетования и пророчества, так как из рода Давидова на этом Богом избранном месте должна совершиться великая тайна вочеловечения Бога и искупления Им человечества. Таково значение стиха 14-го для верующих во Христа Иисуса, Господа нашего, Который – наш Искупитель.

Израиль не понял этого пророчества, как он не понял и других пророчеств, вещавших о Христе Иисусе. Книжники выискивали из книг Священного Писания и из пророчеств „лишь лестное и приятное“ (ср. Ис.30:10). Поэтому они создали мечту, – на основании этого и других пророчеств, – о земном всемирном владычестве народа Израильского, не смотря на все пережитые и впереди грозящие бедствия, предсказанные им этими же пророками, глаголавшими о Мессии1438.

Вавилон погибнет ради Израиля, потому что (поясняет ст. 15) „Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш“. Этот стих, во-первых, напоминает слова, объявленные от Господа Моисеем Израилю: „Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш“ (Лев. 19:2). Во-вторых, 15 стих напоминает народу, что Он, Господь, не только – Творец мира и человека, но что Ему угодно было создать особый народ1439, который должен быть народом святым, над которым Он, владыка мира, Сам будет царствовать. Все другие народы, до времени, ходили „путями своими“1440; Израилю же указано было ходить путями Божиими, потому что „спасение от Иудеев“1441. Но, повторяем мы, уклонение Израиля от пути, ему предначертанного, не могло помешать исполнению Божиих предначертаний.

Желай убедить в непреложности имеющего совершиться, пророк от имени Господа заставляет народ вспомнить о чудесах, явленных при исходе из Египта, т. е. при самом создания из толпы потомков Иакова нового народа. Напомним еще из Втор. 32важнейшее изречение: что Господь Сам дает уделы народам1442.

16. Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю,

17. выведший колесницы и коней, войско и силу; все легли вместе, не встали; потухли, как светильня, погасли.

18. Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете.

После этого укора Израилю, следующие три стиха говорят иносказательно об открытии в сухой опаленной степи язычества живоносных источников спасения и об образовании нового народа, который будет возвещать славу Господню1443.

19. Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне.

20. Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой.

21. Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою.

Если мы сравним с этими стихами предыдущее пророчество Ис. 41с Мессианским значением1444, то мы увидим, что эти два пророчества совершенно тожественны. Степные звери и птицы суть символы языческих народов, томимых жаждою. Из них создает Себе Господь избранный народ; отныне он, а не Израиль, будет возвещать славу Господню. Это – церковь Христова.

А Израиль не взывал к Господу.

22. А ты, Иаков, не взывал ко Мне; ты, Израиль, не трудился для Меня.

23. Ты не приносил Мне агнцев твоих во всесожжение и жертвами твоими не чтил Меня. Я не заставлял тебя служить Мне хлебным приношением и не отягощал тебя фимиамом.

24. Ты не покупал Мне благовонной трости за серебро и туком жертв твоих не насыщал Меня; но ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями своими отягощал Меня.

Слова эти несомненно относятся к Израилю, хотя мы должны сказать, что некоторые западные богословы думали, что стихи 23 и 24 могут относиться к язычникам: которые не приносили Господу жертв и хлебного приношения и фимиама.

Но мы решительно восстаем против такого толкования, во-первых потому, что с ст. 22 речь прямо обращена к Израилю, названному по имени; во-вторых, по контексту речи (стих 21), народ новый противупоставляется (ст. 22) упорному народу обетования; и в-третьих потому, что стихи 23 и 24, по сличении их с первой главой Исаии, получают объяснение из обличений этой главы. Упрек Израилю в том, что он не приносил, как ему было приказано, жертв и курений, объясняется тем, что Господь отверг жертвы и всесожжения и курения, как недостойные. Его, ибо люди, их приносившие, осквернены были всякими преступлениями и неправдами: „к чему Мне множество жертв ваших.... не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть.... они бремя для Меня; Мне тяжело нести их“.... „научитесь делать добро.... и тогда придите – и рассудим, говорит Господь“1445. Заметим, что выражения Ис. 1:14, и Ис. 43очень между собою сходны. В первой главе Господь глаголет, что Ему тяжело нести те бессодержательные обряды, которые Израиль считал служением Ему, что они – бремя для Него; а в настоящей главе Господь глаголет, указывая также на неисполненные жертвоприношения, что Израиль отягощал его беззакониями своими и затруднял Его грехами своими1446. Установим здесь только общность взглядов и выражений между гл. I и XLIII.

Начинается новый отдел: отдел утешения. В вышеприведенных стихах Господь устанавливает несомненную греховность Израиля и отсутствие всяких заслуг пред Богом и Царем его. Но милосердие Божие бесконечно; произносится утешение в Мессианском пророчестве, которое начинается в следующем 25-м стихе; хотя Израиль согрешил (ст. 26–28) но, (гл. XLIV, 1–8) Господь исполнит Свои обещания, потому „не бойтесь и не страшитесь“.

25. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну:

В главе 53-й мы увидим, что смиренный Страдалец оправдает многих и грехи их на Себе понесет (ст. 11). Сравнивая это пророчество с читаемым стихом, мы видим, что этот Страдалец, по непостижимой уму человеческому тайне, есть не кто иной, как Тот, который глаголет: „Я изглаживаю преступления твои ради Себя Самого“. Милосердый Господь: „Он есть любовь“ (1Ин. 4:8), – рядом обетований обещает спасти человека. Спаситель должен был восстать в роде Давида. Израиль согрешил, но грех человека или народа не может изменить судеб Божиих. Древния обетования принимают в пророчествах все более и более ясные формы. Исаия пророчествует об Еммануиле, земные признаки появления Которого очерчиваются все яснее и яснее, по мере того, как пророк подвигается к старости и удостоивается все яснейших видений1447. Великое слово прощения, ради любви Божией, объявляется пророком тому народу, которого он же во всех своих предшествующих пророчествах обличал в его беззакониях.

„Я, Я Сам изглаживаю преступления твои“, глаголет Господь, „ради Самого Себя“, ради обетований Моих, ради любви Моей. Не оставил Бог грешного человека, не предал его всем последствиям его беззаконий и повелел утешить его, дабы не впал он в отчаяние. Человеку объявляется, что для Бога не все равно будет ли спасен человек, или погибнет навеки. Если ни одна малая птица не забыта пред милосердием Творца (Мф. 10:29–31), то будет ли забыт человек, сотворенный по образу и подобию Божию1448. Поэтому в обещании прощения грехов и спасения чрез Еммануила лежит любовь Божия к созданию, сотворенному по образу и подобию Божию, та любовь, вследствие которой, по выражению Апостола Павла (Рим. 8:32) „Он не пощадил Сына Своего“. Вот об этой то вечной любви и о великой жертве, приносимой Искупителем, будет отныне пророк вопиять непрестанно до конца жизни своей, стараясь приготовить к ее восприятию и уразумению тот народ, из среды которого пойдут проповедники спасения1449.

„И пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, в Пулу и Луду, к натягивающим лук, в Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне, и не видели славы Моей; и они возвестят народам славу Мою1450.

26. припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться.

27. Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня.

28. За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание.

„Победиши внегда судити Ти“ говорил Давид в покаянном Псалме (Пс. 50:6). Не может никто оправдаться пред Богом, „внегда судити Ему“: поэтому ст. 26 есть угроза ищущим оправдания делами своими и исполнением обрядового закона. Этот стих непосредственно следует за стихом (26), в котором Господь глаголал, что Он по милости Своей изглаживает преступления и не поминает грехов; поэтому нет оправдания тому, который думает „судиться с Богом“.

По поводу ст. 27 возникли разные мнения: все согрешили, начиная с праотца нашего Адама, но к кому в частности применить надо выражение стиха 27-го: „праотец твой согрешил“, весьма трудно ответить, в особенности по связи с следующим 28 стихом1451. Михаелис и за ним Кнобель понимали под словом „праотец“-Адама; блаж. Иероним – Авраама; Евальд и др. – Иакова; Биркс – Аарона1452. Толкователи Спб. Дух. Академии, указывая на греховное состояние язычества, имевшее свое начало в грехопадении Адама, а свой первоисточник в отпадении от Бога некоторых из Ангелов, прибавляют, что вместо слова праотец в ед. ч. переводчики греческой библии поняли Еврейское слово во множ, числе, или, лучше сказать, как собирательное, и потому перевели его словами: „отцы ваши первии согрешиша“1453.

Не имея права судить об этом вопросе, мы однако решаемся сказать, что перевод Семидесяти по-видимому более всех других объяснений разъясняет выражение ст. 27.

Отпадение от Бога „ходатаев“ считается указанием на Аарона и на Соломона; первый был первосвященником, который дозволил вылить золотого тельца в пустыне, второй был удостоен Богом быть строителем первого храма Его; был удостоен великих откровений и награжден мудростью и-отпал от Бога. Потому то в ст. 28 говорится не о всем народе, а о представителях святилища, которые по примеру старейших предшественников своих соделались недостойными своего призвания1454. Израиль лишился священства, когда первосвященники Анна и Каиафа предали смерти Того, который был Начальником жизни (Деян. 3:15). Вскоре после того и самый храм был разрушен в последний раз и навсегда. Но и весь Израиль, которому повелено было быть народом святым (Лев. 19:2), осквернился и потому предан заклятию и поруганию. Таков приговор над народом; а между тем Господь опять повелевает утешить Израиля: все те, которые уверуют в Господа, будут спасены. См. след. главу.

* * *

1420

На это мы не раз указывали в Св. Летописи, напр. т. 1, кн. Бытии: зам. на Быт. XXXII, 24–30; т. II, Исход XXXIII, 17 (со ссылкой на Исаии XLIII, 1) т. III, Числа XXVII, 18–20. Ср. призвание Илии в 3Цар. 19:9; ср. в 4 т. Св. Летоп. ч . II, стр. 41. О призвании царей язычников к исполнению Божиих предначертаний см. id. ib. стр. 46–47 и см. Ис. 10главу об Ассуре. Ниже призвание Кира имеет важнейшее еще значение.

1421

См. в l т. Св. Лет. зам. на Быт. ХII, 3 „благословятся в тебе все племена земные“, говорит Господь Аврааму. Это общее благословение противополагается всеобщему проклятию Адамову, замечает на это место Митр. Филарет (Зам. на кн. Бытия ч. I, стр. 79 изд. 1835 г.). О видении Иакова лествицы см. наши замечания в Оп. Изуч. Ев. Иоанна на Ин. I, 51, ч. I, стр. 107 и значение ее для христиан.

1423

Ин. 1:12–13 и см. в нашем Изуч. Ев. Иоанна, ч. I, стр. 70–72. См. и след. стр. 73–76.

1424

Просим просмотреть наши заметки на указанные места Ев. Иоанна в нашем изучении, ч. I, стр. 68–70 и ч. II, стр. 184–186.

1425

Египет и Ефиопия заняты Камбизом; Сава или Савея есть часть Ефиопии, или часть Аравии. См. 1 т. Св. Лет. пр. 21 на Быт. X, 7, и в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 293 (о царице Савской).

1427

См. выше замеч. на Исаии II, 2–3 и IV, 3.

1428

Ср. Пс. 106:3. Весь псалом этот очень напоминает пророчество Исаии. См. ст. 33–35.

1429

Кроме обычных указаний в родословных о рождении сыновей и дочерей, чаще всего о дочерях Израиля говорится с укором (напр. III и IV пр. Исаии).

1430

Рим. 11„о бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его, и неисследимы пути Его!“

1431

См. наши заметки.

1432

„Вот Отрок Мой.... избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него....“

1433

В Таргумах, в ст. 10 к словам „раб Мой“ прибавлено слово „Мессия“. Ср. ниже замечательное пророчество Исаии Ис. 49:6–7.

1434

См. в наш. изуч. Ев. Иоанна ч. II, стр. 183 и 185.

1435

См. главы X, ХIV; об Ассуре и ближайшие к событию пророчества: Ис. 29:2–8 с прим.; Ис. 30:31 с прим.; Ис. 31с прим.

1436

См. наши замеч. на Быт. I, 1 и Исх. III, 14 в Свящ. Лет.

1437

См. Общее вступление, главу V.

1438

„Огрубело сердце народа этого“.... Мф. 13:15 и Ис. 6:10.

1439

Ср. Втор. 32с наш. пр. в 3 т. Св. Лет. и ср. ниже Ис. 43:21, стих, относящийся не к Израилю.

1440

См. Исх. 32:10, 33с наш. прим. во 2 т. Св. Лет. См. еще Деян. 14:16.

1441

Ин. 4и см. в нашем опыте изучения Ев. Иоанна ч. I стр. 191 и сл.

1442

См. in loco наше прим. на 3 т. Св. Летописи.

1443

Так в толк. на Исаию гг. профессоров Спб. Дух. Акад. стр. 719–720; в толк. Eп. Петра ч. II, стр. 63. Так Шмидер in loco и Кей в Sp. Comm. on Isaiah in loco.

1444

См. выше наши замеч. на указ. место, начинающиеся словами: „открою на горах реки“....

1445

Ис. 1:11–14,16–18 с примечаниями.

1446

Ср. еще Ис. 7„что вы хотите затруднять и Бога“? См. примеч. на это место, и на Ис. 1:11–18.

1447

См. Ис. 7:14, 9:6–7, 11:1–5; и потом Ис. 49:6–8, 52:1–3,7–9,13–15; вся глава LIII о Страдальце Мессии; вся глава LIV о церкви Христовой. Также глава LX-LXI, 1–3 о Господе Иисусе, и Ис. 63:1–8.

1448

Быт. 1с наш. пр. в 1 т. Св. Лет.

1449

См. след. выписку из последней заключительной главы LXVI Исаии, Ис. 66:10–12,19–22 и вообще всю эту главу.

1450

Этот стих 19 главы 66-й обнимает весь языческий культурный мир Греко- Римского преобладания: он (кроме Тубала) очерчивает бассейн Средиземного моря, Фарсис представляет Испанию; Пул и Луд северные берега Африки, Явана все греческие поселения; острова – Римские владения. Тубал по-видимому Кавказ.

1451

„За то Я предстоятелей святилища лишил священства“.

1452

Указание Кея в Speaker''s Comm. in loco.

1453

Толк. на Исаию при Хр. чтении с 1883 по 1895 год, стр. 722.

1454

Мы почти везде встречаем, среди священства кроме некоторых исключений, (напр. Иодая 4Цар. 11; и Хелкии 4Цар. 22) равнодушие к святыне. А (4Цар. 16и след.) при царе Ахазе, угодливость первосвященника постыдна.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle