Глава XLII
Вот грядет Благовестник; вот грядет Тот, который восстановит правду на земле. „Воспоется Господу новая песнь, хвала Ему от всех концов земли“ (ст. 10).
1. Вот, Отрок Мой, которого Я держу зa руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
2. не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах;
3. трости надломанной не переломит, и льна курящагося не угасит; будет производить суд по истине;
4. не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова 1382 .
Стихи эти признаются всеми1383 несомненно относящимися к Мессии. Для нас Христиан достаточно вспомнить свидетельство Евангелиста Матфея Мф. 12:17–21, со ссылками на эти стихи Исаии. Но и среди Иудеев сложилось твердое убеждение, что эти стихи суть Мессианское пророчество. Кей в Speaker’s Commentary, in loco указывает, что в Таргумах1384 к слову „Отрок“ прибавлено слово „Мессия“; а Исаак Абарбанель1385 говорит, что тот, кто не видит в этом пророчестве указания на Мессию, поражен слепотою.
Господь Бог глаголет: „Я держу Его за руку; Он избранный Мой, к которому благоволит душа Моя“. Выражение „держу Его зa руку“, означает единство воля и действия. В Ев. от Иоанна Ин. 8Господь Иисус Христос сказал: „Отец не оставит Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно“; и Ин. 10„Я и Отец – одно“. (Ср. Ин. 14:10–11 и мн. др.).
„Отрок“, о котором говорит ст. 1-й, есть „избранник Господень“, не временный избранник, как Моисей (Пс. 105:23), но избранный навечно Первосвященник Христос, по выражению Апостола1386 слова пророчества: „к Нему благоволит душа Моя“, исполнились в Божественных глаголах Бога Отца в Священный день Богоявления: „Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволил“. (Мф. 3:17; Лк. 3:22; Мк. 1:11); и в нисхождении Духа Святого на крестящагося Господа, исполнившего всякую правду1387, – во исполнении слов пророчества стиха 1-го Исаии: „положу Дух Мой на него“1388.
Наконец в 1 стихе говорится, что „Он возвестит народам суд“. Не осуждение, а милосердное правосудие с возможностью каждому спастись, приносит Господь человечеству1389.
Стихи 2 и 3 Исаии (Мф. 12:17–20) предначертывают пророчески образ кроткого и смиренного Богочеловека, творящего волю Отца в тишине и спокойствии правды и смирения. Этот священный образ глубоко начертан в душе каждого из нас1390. Это Он глаголал: „Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко“. (Мф. 11:28–30).
Не с царскою властию появился на земле Еммануил, и создал великое царство, пересоздав любовию внутреннего человека, ибо глаголал Он: „царствие Божие внутри вас есть“. (Лк. 17:21). Под образами трости надломленной и льна курящагося1391 многие комментаторы разумеют грешные души, которые могли быть спасены лишь любовью Господа нашего1392, обещавшего спасение и прощение всем „призывающим священное имя Его“. (Деян. 2:21,38 и Иоил. 2:28–32 и Рим. 10:13). Не законом, a любовью и благодатью совершено спасение человечества1393.
Грядет время и суда и воздаяния: но в этом и любовь и милосердие Божие, что „Отец всякий суд отдал Сыну“ (Ин. 5:22–27)1394. Заметим, что указание на это есть и в ветхозаветных книгах, как напр. в псалме 44-м, о чем мы говорили в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 228–229.
Стих 4-й говорит о Мессии, что Он не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда“. Вся жизнь и страдание Господа нашего Иисуса Христа есть исполнение этого пророчества. Отходя из мира, в ночь перед страданием, Господь Иисус Христос молился ко Отцу: „Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить“. (Ин. 17:4).
Мы хотим указать еще на другое объяснение, даваемое комментаторами1395, основывающими его на тексте перевода LXX, который так передается нашим Славянским текстом:
„ст. 4. „Воссияет и не потухнет, дóндеже положит на земле суд“.
Перевод этот представляет прекрасную и трогательную мысль. Господь является подобным светочу, свет которого не угаснет дотоле, пока не утвердится на земле суд, который есть свет и огонь правды Божией. „Огонь пришел Я низвесть на землю: и как желал бы, чтобы он уже возгорелся“. (Лк. 12:49). Заключительные слова стиха 4-го суть: „На закон Его будут уповать острова“; или в Слав. переводе: „На имя Его язы́цы уповати имут“.
Закон Мессии есть „закон духа жизни во Христе“, по выражению Апостола Павла (Рим. 8:2): Это закон благодати, (ставший выше закона Моисеева), которым спасется человечество любовию и милосердием Иисуса Христа, умершего зa нас1396.
Следующие четыре стиха (5–8) продолжают раскрывать тайну воплощенья Слова Божия.
5. Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.
6. Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя зa руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
7. чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме-из темницы.
8. Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.
Стих 5 наст. главы есть сжатое описание творения, как оно изложено в первой главе кн. Бытия и с прибавлением стиха 7-го главы II той же книги, где дыхание отделяется от духа1397. Более и более приходим мы к убеждению, что книги закона были известны Исаии, (не только Второзаконие, но и книга Бытия)1398. В стихе 6-м „Господь – глаголет Господу моему“, (по выражению Пс. 109); глаголет в пророчестве, открывающем великую тайну грядущего воплощения: „Я Господь призвал Тебя в правду и буду держать Тебя за руку.... „Грядущий“ будет являть Бога на земле; Он несет „благодать и истину“ человечеству1399; и правду Божию утвердит Своим страданием и смертию, и, совершив спасение человечества, совоскресит Его с Собою, соделав человека соучастником спасения. Поэтому (ст. 6) Он „поставлен заветом для народа“, так как в Нем полное исполнение всех обетований. Благодать и истина даруется всему человечеству1400 не одному Израилю: „поставлю тебя в завет для народа, во свет для язычников“. Израилю было указано в Исх. 19:5–6, что если он пребудет верен Господу, то он будет „царством священников и народом святым“. Но он оказался недостойным, и Господь сказал Иудеям: „отнимется от вас царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его“. (Мф. 21:43). Первые священнодействующие в Новом Завете были Апостолы, но вместо плотского Израиля создается новый народ из новых людей, к которому обращается Апостол Петр, говоря: вы народ „избранный, царственное священство, народ святый“ (1Пет. 2:9–10). Народ этот-все верующие во Христа1401: он наследник обетований Израиля. Стих 7-й разъясняет слова стиха 6-го, что грядущий есть „свет для язычников“.
Господь открывает глаза слепым, выводит узников из темницы и сидящих во тьме к свету. Мы видели в Ис. 9пророчество о народе, ходящем во тьме, и о живущих в стране тени смертной, которым воссияет свет. Мы видели еще в гл. XXIX, 18 и XXXV, 5–6, что настанет день, когда глухие услышат, и глаза слепых прозрят из тьмы и мрака. Пророчества эти исполняются не только чудесами исцеления, о которых повествуют Евангелия, но главнейшее их значение заключается в просвещении человечества истиною. Свет великий осиял мир. Об этом свете говорит в речи своей к Агриппе Апостол Павел, рассказывая, как Господь помиловал его и избрал, чтобы, „Открыть глаза язычникам, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Господа Иисуса, Сына Божия, получили прощение грехов и жребий с освященными“ (Деян. 26:18).
Но пророчество Исаии получает еще дальнейшее освещение, если иметь в виду слова Апостола Петра, (1Пет. 3:19) которому повелено было Духом Святым открыть людям тайну, что и ветхозаветные умершие выведены Господом нашим из тьмы к свету, ибо Он милосердный „не оставил души их во аде“ (Пс. 15:10) но, „духом сошедши в темницу духов, им проповедал“ радостное воскресение и избавление. Предыдущие обетования утверждает Господь, провозглашая священное имя Свое Иегова: „Я Вечно-живущий: это имя Мое! Глаголы Господни в пророчестве Исаии суть повторение откровения, данного Моисею в горящей купине1402. Иегова, Вечно Живущий, и Единый источник жизни, открывая Себя людям, повелел предупредить народ Свой, что Он Бог ревнитель1403. Ревность Господа есть высшая любовь, которая видит, что Его возлюбленное создание погибает в безумии идолопоклонства, которое в многих местах Св. Писания называется блудом. Всякая страсть, всякое увлечение, заставляющие забыть Бога, суть виды идолослужения, и Господь взывает к человеку, чтобы остановить его на пути безумия. Не может сохранить разум свой человек, если он славу, принадлежащую Единому Богу, переносит на какой бы то не было предмет; и может быть один из худших видов идолопоклонства есть обожание собственного разума при забвении Творца.
9. Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу, прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.
Мы видели в предыдущих главах1404, что Исаия, по повелению Божию предсказывал, что Иерусалим не погибнет от Ассура, но что сам Ассур понесет поражение, вступив на землю Израилеву. Это-то пророчество, которое уже сбылось на глазах слышавших его, и чудо гибели армии Сеннахерима, должны были служить удостоверением, что и все глаголы Божии сбудутся. Но для умудренных Господом людей с честным сердцем пророчества должны были иметь более обширный смысл. Они говорили о будущности всего человечества и о Мессии, на Котором сосредоточены были все ожидания и надежды. К этому мировому событию и относятся следующие стихи: очи духовные пророка видят свет великий, и он восклицает:
10. Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них.
11. Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.
12. Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.
С этими стихами мы сблизим по тожеству мысли первый стих псалма 95-го: „Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу вся земля!“ Весь этот псалом, который по тексту греческой библии приписывается Давиду1405, заключает в себе призыв ко всем народам земли благословлять имя Господне, „ибо „Господь царствует!“ (Пс. 95:10) и „Он будет судить вселенную по правде“ (Пс. 95:13).
В этом же псалме (ст. 6) упоминается о ничтожестве идолов, которым кланялись народы. Те же мысли мы находим в псалмах 96 и 97, (который также начинается словами: „Пойте Господу новую песнь) и в псалмах 98 и 99, которые все в греческой библии надписаны именем Давида. Все они восклицают: „Господь царствует!“ и это благовестие лежит в основании этих молитвенных и хвалебных песнопений. Многие комментаторы1406 указывают, что приведенные нами псалмы сближаются по мысли и выражениям со многими местами пророка Исаии, и что начертание их, может быть, должно относить ко времени Езекии, а начертателем их некоторые называют самого Исаию, некоторые царя Езекию; во всяком случае, признавая несомненное сходство Мессианских пророчеств Исаии с этими псалмами. Как мы знаем из XXV главы книги Притчей Соломона, – царем Езекией поручено было сделать собрание этих притчей. Точно тоже вероятно делалось и для Псалмов Давида и ему современных певцов1407. Дух Израиля в это время поднялся радостью чудесного избавления от Сеннахерима, и среди народа вспыхивает опять огонь духовной поэзии, или лучше сказать Божественного вдохновения, Тогда, по образцу священных песнопений Давида, являются новые псалмы, в которых слышатся Мессианские пророчества Исаии. Так объясняют многие происхождение пяти псалмов (95–99), о которых мы говорили выше.
Возвращаясь к читаемому нами пророчеству Исаии, мы видим, что он видит исполнение того, что предсказывал Моисей во Второзаконии (Втор. 32:43): „веселитесь язычники с народом Божиим!“ -Говоря об „островах“, Исаия видит неизвестный еще Иудеям Греко-Латинский мир, заключающий в себе все страны, омываемые Средиземным морем. Он упоминает особо о „плавающих по морю“, как бы отделяя Хамитов (Финикиян и Карфагенян) от Арийцев; он видит те корабли, на которых будут разносить по миру Слово Божие Апостолы. Он видит и пустыню с ее городами (переднюю Авию и Египет) и видит селения Аравии, где обитает Кидар1408; он видит Идумею с ее скалами и вершины гор Тавра и гор Курдистана, с которых будет раздаваться проповедь благовестников. „Поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его вся земля!“ (Пс. 95:9). „Господь царствует! да радуется земля; да веселятся многочисленные острова“. (Пс. 96:1).
„Воспойте Господу новую песнь!“ (Пс. 97:1).
„Воскликните Господу вся земля!“ (Пс. 99:1).
„Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах“. (Ис. 42:12).
С 13 по 21 стих изображается и гнев Божий и милость Божия. Мы напомним, что в 4 т. Св. Летописи (ч. II, стр. 42–44), сближая видение Моисея (Исход гл. 33–34) с видением пророка Илии (3Цар. 19:11), мы указывали, что после грозных явлений пророку Илии на горе Хориве, Господь проявился в веянии тихого ветра, точно также как в видении Моисея Господь провозгласил: „Я Бог человеколюбивый и милосердый“.... Точно также в пророчестве Исаии Господь угрожает и карает, но всегда милует кающагося и приходящего к Нему. Так и в предлежащих нам стихах грозным явлениям на г.Хориве, которые видел Илия, соответствуют стихи 13–15; стихи же 16–21, рисуя милость Божию, соответствуют веянию тихого ветра (видение Илии) и многомилостивому гласу (в видении Моисея).
13. Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.
14. Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все;
15. опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу oзepa;
„Господь муж брани“, говорится в Исх. 15:3; в песни Моисея и сынов Израилевых. И царь-псалмопевец пел: „Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани“. (Пс. 23:8). – Очевидно, что эти выражения не безызвестны были пророку, на чем мы останавливаем внимание.
Господь поднимает воинский крик. Если сопоставить это выражение с Ис. 13:3–4,7, то мы уразумеем, как должны быть поняты все выражения стиха 13-го и другия подобные выражения. В главе XIII изображается нашествие народа, вызванного Господом, для совершения повелений Господних, – „гнева Господа“ (Ис. 13:3). Господь повелевает, и народы идут: „Враждуйте народы, но трепещите“ (Ис. 8:9). В окриках победителей, вызванных Господом,-кто бы они ни были1409, слышится глас Божий. Так Он повелел; Ему одному известны все последствия событий. В ветхозаветном периоде все приготовлялось к появлению Еммануила: „умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это“. (Ис. 9:7). И в настоящей 42-й главе (ст. 4, 6 и 13) ревность Господа указывает, что главная цель ее есть утверждение на земле суда и правды и что к этой цели направлены и все перевороты в жизни народов. И стих 14-й служит пояснением той же мысли: Господь долго терпит, доколе известный народ не приходит к такому нравственному растлению, которое делает его существование невозможным для него и вредным для будущего всего человечества. Является момент, когда Господь не предоставляет более человеку самому распоряжаться событиями1410, и тогда настают те ужасающие человека явления, которые создают новые общества и государства, с полным разрушением всего предыдущего строя жизни. В то время, когда Исаия произносил свои пророчества, культурный мир, заключавший в себе Месопотамские царства и Египет, пал низко и должен был погибнуть, чтобы дать место новым элементам и новой царственной расе. Но и эта раса была вызвана лишь для того чтобы приготовить престол Царю правды, Еммануилу, при Котором должно было исполниться пророчествуемое в стихе 15-м, нравственное значение которого тожественно с стихом 4 главы XL: „всякий дол да наполнится....“1411.
16. и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними и кривые пути – прямыми: вот, что Я сделаю для них и не оставлю их.
Мы видели в Ис. 8:22, что значит выражение: „и вот горе, густая тьма.... но не всегда будет мрак там, где он огустел“. В гл. XL, 3 мы говорили о значении исправления кривых путей. Мы видели еще в Ис. 41:17, что Господь знает жажду бедных и нищих, ищущих воды и также утешает их, как в читаемом стихе, словами: „Я не оставлю их“. Нужно ли еще пояснять, что слепыми названы пораженные мраком невежества язычники, которым не был открыт путь Господень, как Израилю. Это был путь им совершенно доселе неизвестный, а именно познание Единого Бога, Творца мира. Только выведенные на этот путь могли они быть освещены великим светом откровения о Мессии, и мрак окружающий их превратиться в свет. Заметим, что эта мысль так же ясно высказана в Ис. 9:21412.
17. Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: „вы наши боги“.
Нам кажется, что этот стих произнесен пророком не только о язычниках, но как укор Израилю, – тому Израилю, которому позже первомученик Стефан говорил: „вы, которые приняли закон при служении Ангелов, и не сохранили“ (Деян. 7:53). Что этот стих есть укор Израилю, в том убеждает нас и следующий стих, очевидно обращенный к Израилю.
18. Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть.
Но вслед за сим речь пророка изменяется; по паралеллизму, свойственному возвышенной речи Еврейского вдохновения, выражения остаются те же самые, но слова обращены уже не к Израилю, а к избранному рабу Божию, и слепота и глухота приписываются ему не как немощь, а как намеренное, ради любви, нежелание видеть преступление человека.
19. Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?
Мы не можем ошибаться в Том, к кому обращена эта речь: Вестник Господа, Посланный, раб Господень, Возлюбленный Господа, кто же может назваться этими именами кроме Мессии, Еммануила?1413. Обратим внимание на пророческий Мессианский псалом Давида 37-й (стихи 13–14); и в нем Мессия под образом Давида изображается впадающим в сети, Ему расставленные, как глухой и немой: „Ищущие души Моей ставят сети.... а Я, как глухой не слышу и как немой, который не открывает уст своих“ (Ср. Ис. 53:7).
Воспринимая на Себя немощи человеческие, Спаситель мира пользуется ими, чтобы не видеть во всей наготе их преступления возлюбленного Им создания Своего. Он глух и слеп к грехам тех, „которых Он не стыдился называть братиями“1414 и детьми своими1415, дабы любовью и всепрощением спасти тех, которые, веруя в Него, приходят с покаянным сердцем к Нему, Целителю душ и телес, и вопиют к Нему о прощении. „Не судить, а спасти мир, пришел Я“, глаголал Еммануил. (Ин. 12:47).
20. Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал.
Этот стих лучший комментарий на предыдущий 19-й стих.
21. Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон.
В стихе 21-м пророческим духом видит Исаия, что великое милосердие Божие есть не отменение ветхозаветного закона, а прославление его. „Не думайте глаголал Господь, Иисус Христос, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить“1416. Божие милосердие утверждает и прославляет закон, одухотворяя его, указывая на бесконечную любовь Божию, дарующую все средства грешнику спастися, но этим самым нераскаянный грешник становится безответным пред судом Божиим. Если, говоря словами Апостола Павла (Рим. 7:8–13), заповедь причиною смерти грешника, то однако милосердие Божие спасает отдельного человека, ибо „закон духа жизни во Христе Иисусе освобождает его от закона греха и смерти“ (Рим. 8:2). Правда Божия непреложна; закон есть выражение этой правды, и человек грешник погиб бы, но он спасен, если он верует, во-первых, в то, что он сам спастись не может, во-вторых, что жертву за него принес Сам воплотившийся Сын Божий, и что вера в Спасителя нашего Иисуса Христа освобождает его от закона греха и смерти. „Верующий в Меня не будет осужден“, сказал Он, Господь наш1417. Сознание своей греховности и вера в принесенную великую жертву искупления есть удовлетворение нарушенной правды Божией; после чего милость Божия приемлет человека в вечную радость.
Сим победиши! Крест-знамя наше.
Таково, по нашему взгляду, христианское значение пророческих -стихов 18–211418.
Мы видели в ст. 1–10 и 18–21 пророчество о Спасителе и милосердии Божием, спасающем человека верующего; подготовление к великому событию появления Мессии мы увидим в следующих главах, а с главы LIII Исаия видит и священный земной образ Спасителя.
Но настоящая глава кончается укоризною Израилю и угрозою ему, ибо упорная слепота народа, не хотящего видеть, не останется безнаказанною1419.
22. Но это народ разоренный и разграбленный: все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя, ограблены, и никто не говорит: „отдай назад!“
23. Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего?
24. Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его.
25. И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем.
В этом пророчестве очевидно Исаия видит разграбленный Иерусалим и плен Вавилонский. Но в этом видении и-зарево Иерусалима, сожженного Титом, и толпы пленных, проданных на Римских торжищах.
* * *
Прим. Синод. Библии: „По переводу 70-ти: на имя Его будут уповать народы.
И раввинами, как увидим ниже, см. указание в толк. Спб. Дух. Ак. стр. 701.
Халдейские перифразы Ветхого Завета, появившиеся очень поздно. Ранний из них Онкелоса считают современным Апостолам.
Лиссабонский раввин ум. в 1508 г.
См. наши зам. на Ин. I, 32–33, в Опыте изуч. Ев. Иоанна, ч. I, стр. 90–95.
Ин. 6„приходящего во Мне не изгоню“; Ин. 12„Я пришел не судить мир, но спасти мир“ (ср. в наш. изуч. Ев. от Иоанна ч. I, стр. 262–263; 457 – 458. См. еще: „Я пришел грешников привести к покаянию“: Мф. 9:13; Мк. 2:17; Лк. 5:32); „грешников спасти“ (1Тим. 1и мн. др.).
Мы не исключаем и самых неверующих из Христиан; чтобы они ни говорили, они не могут изгладить этого образа.
См. образы о надломленной трости Ис. 36:6; о горючих материалах, изображающих грешников Ис. 1:31, 5:24, 9:18, 33:11–14, 47:14.
Так и Еписк. Петр, ч. II, стр. 47, толк. in loco.
См. все посл. к Римл.
См. в изуч. Ев. Ин. ч. I, стр. 224 и 228 со ссылкой на Св. Григория Богослова.
Так Комментаторы Англ. Библии Кей в Sр. Comm.
Рим. 5:15–21, 6:8–10,23 и мн. др.
Дыхание принадлежит всем существам, Дух есть Божественное начало, особо дарованное человеку. О знач. 7-го стиха II гл. кн. Бытия см. прим. 8-е с выпиской из Митроп. Филарета в 1 томе Св. Летописи. О различии души от духа и о перерождении человека душевного в духовного см. 1Кор. 15:44–46.
По всей вероятности, все Пятокнижие. Мн видели неоднократно, что и другие древние книги и Псалмы были ему известны.
См. Изуч. Ев. Иоанна на I, 14, ч. I, стр. 14–18.
См. Лк. 2:32, слова Симеона Богоприимца и ср. Ин. 8:12: „Я свет миру“, с наш. зам. ч. I, стр. 316–318.
Кол. 3:10–11; Гал. 3:28: „все вы одно во Христе Иисусе“.
Исх. 20:5; Втор. 29:20–26; Пс. 77:58; Соф. 1:18; Иез. 23:25; ср. в 4 томе Св. Летоп. ч. I, стр. 332.
Ср. Ис. 10:16,33, 14(„чтоб сокрушить Ассура в земле Moeй“), Ис. 30и мн. друг. с нашими примеч. В особ. см. во время нашествия Сеннахерима Ис. 37:6–7, 21 и сл. 33–34.
По Еврейскому тексту псалом не носит имя его начертателя; но ср. 1Пар. 16и след.
Кук, Джонсон, Еллиот; см. в особенности в Speaker''s Comment, vol. IV, Psalms; Elliot in Appendix; p. 506. Также Кей на Исаию в Sp. Comm.
См. о собрании Псалтиря в 4 т. Св. Летоп. ч. I, стр. 164–166 (и пр. 7-е).
См. прим. на Ис. XXI, 16.
Мидяне или Греки, Римляне или Готы, Гунны или Монголы; кочевые ли расы надвигаются на цивилизацию, или культурные расы овладевают миром.
Ср. в 1 т. Св. Летописи прим. на Быт. VI, 3 и на XI, 5–8.
Мы настойчиво повторяем, что нет основании отдалять часть книги Исаии, начинающуюся с 40 главы, от первых 39 глав.
Ср. Ис. 5и прим. (о возлюбленном и см. значение его в Песни Песней в 4 т. Св. Лет. ч. 1, гл. ХII). См. о Посланном ниже Ис. 43и ср. Мал. 3с наш. зам. на Исход XIV, 19 и XXXIII, 3 во 2 т. Св. Лет. Ср. еще о вестнике и благовестнике Ис. 61:1–2 и Лк. 4:17–19.
См. Ис. 8:17–18 (ср. наши зам. in loco). Ср. еще: „вы – друзья Мои“ Ин. 15с нашими заметками в изучении этого Евангелия.
Мф. 5:17; ср. Мф. 7:12, 22:40; Ин. 7:28 и мн. др. Ср. в нашем Оп. изуч. Ев. от Иоанна, ч. I, стр. 292.
Ин. 5:24, 6:40,47, 11и мн. др.
Ср. позднейшее пророчество Иеремии (Иер. 31:34) „Я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий их не воспомяну более“. См. Евр. 8:12.
И это есть пророчество об Израиле времен Иисуса Христа.