Глава XLI
Комментаторы Спб. Дух. Академии прекрасно обобщают содержание этой главы, говоря: „Господь устами пророка обращается к языческому миру и, указывая на Себя, как на Виновника совершающейся в жизни царей и народов жизненной правды, возвещает о восстании в Иерусалиме Благовестника, имеющего сокрушить силу язычества“.
В этом пророчестве,-по сравнению последнего стиха гл. 40-й с первым стихом гл. 41-й,-мы разумеем еще, что обновление духовных сил даруется в будущем не одному Израилю, но и язычникам. Но, как всегда в книгах пророческих, сначала указывается на ближайшее событие, которое однако служит лишь преобразованием грядущего мирового величайшего таинства. Так во 2-м стихе является с востока муж правды (имя его в конце 44-й и в 45-й главе); он имеет исполнить предварительные предначертания Божии и заменить истлевшие Семито-Кушитские государства новым более чистым строем жизни потомков Иафета.1354. В конце же главы возвещается в ст: 27 о даровании Иерусалиму Благовестника, и вслед зa сим в 42-й главе пророк произносит Мессианское пророчество: „Вот Отрок Мой... Положу дух Мой на Него и возвестит народом суд... трости надломленной не переломит и льна курящагося не погасит1355.
1. Умолкните предо Мною острова, и народы да обновят свои силы; пусть они приблизятся и скажут: „станем вместе на суд“.
Параллелизм двух первых воззваний к островам и к народам указывает ясно на то, что слово „острова“ тожественно с словом „народы“ и употреблено в том же значении, как употребляет его славянский перевод в Быт. 10:51356.
Господь обращает милосердый глас Свой ко всем народам земли, требуя, чтобы приумолк шум человеческих мелких дел и треволнений и чтобы выслушали народы глас Бога своего, творящего суд. – Грядет муж, которому поручено исполнить правду Божию.
2. Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать зa собою, передал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром.
3. Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими.
4. Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды. Я – Господь первый, и в последних – Я тот же.
Мы прежде всего остановимся на стихе 4-м, которого объяснение поможет нам понять предыдущие стихи.
„Господь вызывает роды“. Народные потоки и массы двигаются по земле и занимают места других племен. Произвольно ли их движение? Суть ли эти движения – результат совещания миллионов умов или же эти движения в большей части случаев остаются совершенно независимыми от человеческих соображений? Начиная с доисторических движений расовых потоков, изливавшихся из Азии на Европу и Аравию и северную Африку, даже до последних великих нашествий Монголов, мы не знаем, что заставляет бесчисленные массы людей подниматься с своих жилищ или кочевьев, бросать все и идти по направлению заходящего солнца. На это по нашему мнению один ответ: „Господь вызывает роды“. И в данном случае Господь вызывает на Вавилон Мидян и Персов, как ясно из ХIII главы Исаии1357. Очевидно, что гл. 41 говорит о том же грядущем перевороте, о котором говорила гл. 18-я, с раскрытием некоторых подробностей этого события. Мы видим, что муж правды (имя которого произносится позже) не встретит нигде сильного сопротивления; он гонит враждебные ему народы и он идет вперед спокойно, как уверенный в успехе. Идет он по местностям, на которых не бывала еще нога Иафетидов, которые до погрома Ниневии не переходили гор Загроса и не спускались в долину Месопотамских великих рек.
Но это пророчество, обращенное к языческому миру, могло ли оно быть известно ему до его исполнения? По глубокому убеждению нашему оно должно было распространиться, – как и многие другия пророчества, – среди язычников и посредством финикийских торговцев, и посредством посланников, коими сообщался древний мир, чему примером служат посланники Меродах Баладана, приезжавшие из Вавилона в Иерусалим, как приезжали по несомненным документам гораздо ранее послы Ассирии в Египет к Рамессидам. Вообще же не подлежит сомнению, что в культурном мире последние десять столетий, по крайней мере, до Рождества Христова, шел оживленный обмен не только товаров, но и мыслей, о чем мы говорили в 4 т. Св. Лет. по поводу царствования Соломона (ч. I, гл. XI) и по поводу кн. пр. Ионы (ч. II, гл. XI, стр. 210–212 и 231)1358. -Но мы думаем, что пророчества Исаии распространялись еще более верным путем,-через Евреев, отведенных в плен при Салманассаре в начале царствования Езекии. Самое посольство Меродах Баладана доказывает, что языческий мир с особым вниманием следил за царством, в котором существовало особое мировозрение и в котором призывался единый Бог, имя Которого АЗ ЕСМЬ.
Стих 4-й, обращенный к язычникам, и оканчивается этим возгласом, который есть священное имя, что особенно ярко выступает в греческом тексте, где последние слова стиха 4-го суть: εγὼ ειμι.
В этом же стихе преподается сущность учения о едином Боге, который есть „Альфа и Омега, начаток и конец, первый и последний“ (Откр. 22:13).
„Живу Я в век“, говорится во Втор. 22:40; „Ты тот же и лета Твои не кончатся“, восклицает начертатель 101 Пс. (ст. 27) мысль, которую повторяет Исаия ниже в Ис. 43:13.
Не для одного Израиля проповедывал Исаия, провозглашая слова Божии, как в настоящей главе, так и в последующих, напр. в гл. 45, обращенной к Киру (ст. 5, 21–22), в гл. 46-й (ст. 9–10); в гл. 48 (ст. 12). Эти слова обращены ко всем людям и должны были дойти до язычников, как для них предназначенные. И мы убеждены, что они и дошли по назначению. Нам кажется, что можно доказать, что именно с 8-го века до Р. Хр. безумие язычества начало ослабевать во всем мире. Ко времени развития и преобладающего умственного влияния Греции и потом Рима оставался от древнего тупого язычества лишь его скелет. Уже в шестом столетии Пифагор выносит свои неязыческие взгляды из Азии; даже Геродота мы колеблемся признавать чистым язычником; чем далее мы подвигаемся, тем все более светлеют умы. Пророчества уже подготовили почву, на которой могут сеять будущие посланники Христа Спасителя. В гл. 32-й, четвертой книги (под им. Мессениака), Павзаний знает, что учение о бессмертии души почерпнуто с востока1359; но Страбон (ХVI, fol. Caus. 760–761) уже прямо указывает на Евреев и Моисея, говоря о догмате Единого Бога Творца мира. Страбон уже почерпал многие указания из Гекатея Милетского (соврем. Ездры). Несомненно, что этот древний летописец, как и другие, напр. Фересид, Гелланик, Кадм Милетский, а в особенности древние мудрецы, широко черпали свои взгляды и убеждения в сокровищнице мыслей пророческих, начавших распространяться среди язычников, которые выразились в вдохновенных поэтических произведениях древних сивилл.
Заметим, что следующие стихи Исаии утверждают, что язычники поняли, что Божия веления совершаются.
5. Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись;
6. каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: „крепись!“
7. Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом – кующего на наковальне, говоря о спайке: „хороша“; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо.
Ужас, овладевающий языками или островами, относится не только к предыдущим стихам, но и к пророчеству XIII главы, которой настоящее пророчество служит дополнением. В совокупности главы ХIII и XLI с последующими главами рисуют грядущее нашествие Иранской ветви Арийцев, которых ведет некий посланный Богом муж, и весть о том поражает ужасам народы Месопотамии1360. Стихи 6 и 7 наст. главы по-видимому рисуют состояние умов язычников, которые ободряют друг друга, полагаясь на свое вооружение и силу (стр. 690–691 комм. Спб. Дух. Акад.). Некоторые же думают, что работы, о которых речь, суть сооружение идолов, на которых уповают тупые язычники. (Толк. Еп. Петра и Speaker’s Comm.). Конечно в этом описании работы скорее можно видеть приготовление доспехов и военных машин, чем идолов; но эти стихи остаются довольно темными.
Следующее воззвание обращено ко всему Израилю, но со стиха 27-го особенно выделяется колено Иуды, владеющее Иерусалимом, которому даруется благовестник.
8. А ты Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, –
9. ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: „ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя“:
10. не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.
Стих 8 в обращении к народу завета вспоминает все его прошедшее, с исключительной точки зрения, как носителя завета и обетований Божиих, и той цели, для которой он избран. Ему вспоминается, что он потомок Авраама, отца верующих, который за веру свою удостоился быть названным „другом Божиим“1361.
Народу Израильскому вспоминается, что он происходит от Иакова, того Иакова, который видел лествицу, соединяющую небо с землею, наверху которой стоял Сам Господь1362.
Народу вспоминается, что Господь „взял его от концов земли“, или, говоря словами Второзакония, „нашел (обрел) в пустыне, в степи печальной и дикой, и смотрел зa ним и хранил его“. (Втор. 32и пр. в Св. Лет.), и за все благодеяния требовал от него только веры и верности. Поэтому Израиль должен был на земле быть представителем веры в Единого Бога, и от него, как от центра света и истинного знания, должен был исходить свет и для освещения тьмы, покрывавшей другие народы.
К этому народу обращены милосердные глаголы Всевышнего, связующие с развитием Израиля развитие всех других народов. Народу этому было сказано, что в Аврааме благословятся все народы земли, (Быт. 22:18), что с ним-как народом Божиим,-возвеселятся язычники (Втор. 32:43); а потому во исполнение судеб Божиих Господь повторяет: „Я избрал тебя и не отвергну тебя“. Непослушание Израиля не могло изменить предначертаний Вседержителя; он нес воспитательную кару зa грехи, но не уничтожен был Господом, доколе не исполнилась среди его предвозвещаемая великая тайна о даровании всему человечеству „Семени жены, имеющего стереть главу змию“; „Примирителя, ему же покорность народов“, „Еммануила“1363, который называется и Благовестником, рабом Божиим, Отроком, Спасителем и Искупителем1364. Стих 10, в котором Господь глаголет: „Я помогу тебе, Я поддержу тебя десницею правды Моей“, представляет не только утешение Израилю с обетованием не смущаться предстоящими бедствиями,-но и раскрывает перед нами начала новозаветной церкви; этот стих составляет как бы переход к пророчеству о церкви, которой глава Христос, воплощенный Бог, ожидаемый Еммануил.
11. Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою.
12. Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто;
13. ибо Я Господь, Бог твой, держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: „не бойся, Я помогаю тебе“.
Эти слова невозможно отнести к каким-либо событиям, кроме торжества Церкви Христовой над миром; только с этой точки зрения рисуют они полное исполнение пророчества. Пророки вещали и о будущем земного царства народа обетования; но не эта была главная цель их послания; они были вестниками милосердой воли Создателя уготовать вечное спасение души человеческой; они были вестниками, что грядет Спаситель мира; что человеку уготована лучшая вечная жизнь. И следующие стихи 14–16 обращены к церкви верующих, которые сыны по духу Авраама и Иакова.
14. Не бойся червь Иаков, малолюдный Израиль, – Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.
Священное имя Искупителя уже указывает на грядущую тайну воплощения Бога Слова. Но надо обратить внимание, что и самое выражение „не бойся червь Иаков“, напоминает нам слова Спасителя „не бойся малое стадо“ (Лк. 12:32). И здесь, как в Ев. Луки, Господь указывает, что Иаков слаб, как червь, что Израиль малолюден в сравнении с другими народами; но этому народу предназначена была Господом цель, и она будет исполнена; но Христианам предназначено было овладеть миром, и они им овладели.
„Не бойся Иаков!“ „Не бойся малое стадо! ибо Отец Ваш благоволил дать вам царство“. В Израиле обетования, в Христианстве спасение, ибо: „спасение от Иудеев“1365. Поэтому чрезвычайно знаменательно в ст. 14 соединение имен Божиих Искупитель и Святый Израилев. Последнее имя, провозглашенное Исаией1366, связано неразрывно с дорогим нам именем Искупителя, который после победы над адом и смертию заповедал Своим Апостолам проповедать спасение всему миру и дал верующим в Него силу – соделаться „молотилом“ вселенной. (См. след. стих).
15. Вот, я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину.
16. Ты будешь веять их, и ветер разнесет их, и вихрь развеет их; а ты возрадуешься о Господе, будешь хвалиться Святым Израилевым.
Мы опять обращаем внимание на то, что эти пророческие слова не применимы ни к какому моменту жизни народа Израильского, но что они всецело переносят нас в то время, когда Христианство овладевает миром. Тогда только червь соделался молотилом вселенной, когда Святый Израилев, Он же Искупитель, не погнушался облечься в плоть человеческую и восприял и душу человеческую, не переставая быть Богом, и вознес душу человеческую вместе с Собою к престолу Отца. Тогда благодатию Духа Святого люди слабые и немощные по существу соделались молотилом вселенной; и перед проповедью любви и истины склонилось и умалилось все то, что считалось в глазах человеческих „возвышенным и превознесенным“1367. И властью, от Господа Иисуса им данною, стали они измолоченное отвеивать1368 и полагать основание народу святому1369. Вот этот святый народ и возрадуется о Господе и будет хвалиться Святым Израилевым.
17. Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их.
„В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил говоря: кто жаждет, иди ко мне и пей“....
„Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него“.... (Ин. 7:37,39)1370.
Много было жаждущих и алчущих правды среди всего мира, когда Господь призвал всех ко спасению1371. Тоска неправды была так сильна, что отчаяние овладевало многими даже среди языческого общества, и эта тоска находила исцеление только среди общества, освященного благодатию Святого Духа: „и сия есть победа, победившая мир-вера наша“, как сказал Иоанн Богослов (1Ин. 5:4).
Следующие стихи символически рисуют сад Господень, орошенный и оживленный потоками благодати Духа Святого.
18. Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды;
19. посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе,
20. чтобы увидели и познали, и рассмотрели, и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие.
„Благодать и истина Иисусом Христом бысть“ (Ин. 1:17). Вот начало благодатного орошения пустыни: Он был и камнем, соделавшимся главою угла1372, и камнем, источающим живоносный источник1373 Его же провидел Иезекииль1374 в видении воды живой, истекающей из-под правого бока храма.
Господь сказал, что у того, который приидет к Господу и напьется живоносной воды, – „из чрева потекут реки воды живой“. Господь Единый источник благодати, но Он даровал Апостолам быть равносителями этой благодати, и они сами стали источниками благодати, полученной от Господа, а рукоположением передавали благодать в роды родов избранным Господа для служения Ему и человечеству: это та великая река, которая орошает насаждение Господне; а составилась она из многих источников, открытых Господом на горах и на сухой земле; так что она наполнила землю и сухую пустыню превращает в озеро, около которого кипит жизнь и цветут древесные насаждения. Мы заметим, что в Ис. 61Исаия называет тех, которых утешит Господь, „насаждением Господним во славу Его“1375. Таково значение и здесь стиха 19-го наст. главы: это суть и церкви Христовы и отдельные личности, составляющие в совокупности царство Господа, Бога нашего; это-возрожденный, когда-то заглохнувший виноградник Господень1376, пока не пришел Наследник, Которого ветхозаветные виноградари убили, но Который победил смерть и воскрес из мертвых, „чтобы владычествовать над мертвыми и живыми“ (Рим. 14:9). „Святый Израилев сотворил сие“ (ст. 20). В последующих четырех стихах пророчество опять обращено ко всем народам, не к одному Израилю. Глас Божий говорит и язычникам, и мы повторяем, что сказали по поводу ст. 2–4 наст. главы, что мы уверены, что слова пророка были услышаны за пределами Палестины и что лучшие умы языческих обществ почерпали свою мудрость из этих пророчеств, как несомненно, что пророчества, именно Исаии, были источником вдохновения тех поэтических произведений, которые именовались Сивиллинскими оракулами в древнем мире. И Пифагор1377, и Сократ и Платон, это все чада премудрости, источники которой Откровение.
21. Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова.
Царь Иакова (или Израиля) говорит язычникам, чтобы они представили свои доказательства или оправдания культа идолов тому избранному народу, от Иакова происходящему, который был в ветхозаветном периоде, как бы посредником между язычниками и Господом. Не Господу должны предъявлять свои доказательства язычники, а тому народу, которому поручено было хранение святыни догмата о Едином Боге.
22. Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем.
23. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели.
24. Но вы ничто, и дело ваше ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас.
С 22-го стиха говорит пророк; он говорит от имени верного Израиля: он ставит язычникам условия, которым конечно не могут удовлетворить их ложные божества, которые суть ничто.
Мы очень хорошо знаем, что никогда в истории всего человечества не было ничего подобного пророчествам, произносимым среди Израиля. Мы знаем из Геродота, как двусмысленны и туманны были предсказания, произносимые оракулами; в немногих случаях они были только советами, а в некоторых случаях оракулы были подкуплены1378. Таков характер и всех других языческих оракулов в других частях света. Мы повторяем, пророки и пророчества среди Израиля были явлением единственным в истории человечества; явление это стоит вне естественного развития ума человеческого и не может быть объяснено никакими законами; это – проявление милосердия Божия и приуготовление человечества к восприятию грядущего Искупителя, к восприятию сердцем священнейшей тайны о любви Божией, о воплощении Бога, о страдании Его и смерти за человека, дабы воскресением даровать ему радостную жизнь вечную. Об этом именно грядущем Благовестнике правды и Искупителе и посланы были глаголать пророки, из которых яснее всех глаголал великий Исаия.
В следующих стихах пророк говорит сначала о ближайшем событии-о появлении Кира; но вслед за сим ему открываются вечные горизонты; перед пророком восстает священный образ Благовестника.
25. Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать как горшечник глину.
26. Кто возвестил об этом изначала, чтобы нам знать, и задолго пред тем, чтобы нам можно было сказать: „правда“? но никто не сказал, никто не возвестил, никто не слыхал слов ваших.
27. Я первый сказал Сиону: „вот оно!“ и дал Иерусалиму благовестника.
В стихе 25-м пророк вещает о грядущем Мидо-Персидском завоевателе, о котором он пророчествовал в XIII главе и имя которого он произнесет позже в гл. 44–45. Он будет топтать „владык“, т. е. те владычествующие племена, которые, до появления в Месопотамии Иафетидов, держали в рабстве весь тогдашний культурный мир. Идолы будут свержены, потому что вызванные Господом расы – ненавистники идолов. Вопросы, которые ставит пророк в то время еще, когда Ассирия на верху могущества и когда наследница ее Вавилония находится еще в рабстве Ассирии,-готовят для будущего души слышащих это пророчество, и в особенности души грядущих поколений, которые увидят пророчества эти сбывающимися. Вопросы эти обращены и к Израилю и к язычникам, в особенности к последним (ср. ст. 22–23), и признаемся, что то уважение, которое оказывали Даниилу цари Вавилона1379, по нашему мнению, возникло на почве знания,-хотя бы поверхностного,-пророчества Исаии. Утешение верных сынов Израиля заключалось не в возвеличении их государства: о нем Исаия сам (Ис. 39:6) предсказывает, что оно будет порабощено Вавилоном; утешение Израиля, если бы они выучились понимать пророчества, заключалось в том, что этот народ будет возвеличен и прославлен в роде Иессеевом и Давидовом рождением Того, о Котором Вседержитель сказал, что Он сотрет главу змея; Того Примирителя, о Котором говорил Иаков, пророчествуя о Иуде; и Моисей, говоря о другом величайшем пророке, грядущем в будущем, Которого Исаия назвал „с нами Бог“ – Еммануилом1380. В непреложности исполнения этих обетований, – не смотря ни на какие случайности, грехи и бедствия Израиля,-и заключалась радость верных, „смотрящих вдаль“ (Евр. 11:13), которые „издали видели обетование и радовались и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле“.
Стих 27-й от временного избавителя Израиля переносится мыслию к вечному, к Спасителю. Благовестник, даруемый Иерусалиму, есть Тот, Который: „принес благодать и истину на землю“ (Ин. 1:17) и „благовествовал“ (Лк. 4:18, 8:1)1381.
Последние два стиха гл. 41 по-видимому относятся к высшим классам царства Иуды, которых Господь упрекает наравне с язычниками в неумении понимать сердцем пророчества. Мы основываем этот взгляд на постоянном обличении Исаией правящих классов в неверии, корыстолюбии, извращении правды и даже идолопоклонстве. См. напр. Ис. 1, 2:20, 5:7–23, 6:10, 22:13, 28:7–15,22, 29:13,15–16; 30:1–11, 31:1, 32и др. См. наши объяснения, на указанные места Исаии со ссылками на Иеремию и на Иезекииля, которые видят языческий культ в самом храме накануне его разрушения.
Но есть толкователи, которые указывают, что ст. 28–29 суть заключительная речь стихов 21–24, и относятся к язычникам.
28. Итак я смотрел, и не было никого, и между ними не нашлось советника, чтобы Я мог спросить их, и они дали ответ.
29. Вот, все они ничто, ничтожны и дела их; ветер и пустота истуканы их.
* * *
Быт. 9и наши заметки на текст в 1 т. Св. Летописи.
Ср. Мф. 12:17–21 со ссылк. на Ис. 42:1–3.
См. наши прим. на указ. место кн. Бытия в 1 т. Св. Летописи. Слово „острова“ метко рисует обособленность рас и племен в древнем мире. Остатки этого порядка вещей мы и теперь находим в Aзии, напр. в Китае, где всякий иноземец скитается презренным или врагом.
См. наши примечания. Мы настойчиво обращаем внимание на тождество пророчества ХIII гл. и XLI, 2–3. Но тогда какое же основание приписывать книгу Исаии двум авторам?
Есть много указаний о переселении жителей одной страны в другую: см. напр. о „мудрых людях“ в договоре Рамзеса II с нар. Хита (в наш. Бругше стр. 493). См. легенду о дочери царя Бахатана в наш. Бругше стр. 602–606 об оживленных сношениях между Египтом и Месопотамией. Ср. еще Историю Фараон. Бругша начало гл. XXI, стр. 624.
Он говорит о Халдеях и Магах, распространявших это учение среди Индейцев; очевидно, что для него ясно только то, что оно с востока.
О том, что муж этот есть прообразование Некоего Великого, мы уже говорили и увидим ниже.
См. в 1 т. Св. Лет. наши заметки на Быт. XII, на XIII, 5; и вст. в XV гл. В 4 т. Св. Лет. см. ч. I, стр. 2–7 об Аврааме.
См. наши заметки на Быт. XXVIII, 12–16. Ср. в нашем изуч. Ев. от Иоанна ч. I, стр. 106–107 зам. на Ин. 1:51, в которой Господь Иисус в словах Своих, как бы напоминает об этом видении. Господь уже посреди нас.
Быт. 3:15, 49:10; Ис. 7:14, 9и мн. др.
Ин. 4ср. Ин. 4:35–38 и наши мысли в Изуч. Ев. от Иоанна на эту главу.
Ср. общее вступление, гл. V.
Ср. Ис. 2:12,17 с наш. прим.
Ср. Мф. 3:12, 13:30.
Просим прочитать наши заметки в нашем Изуч. Ев. от Иоанна ч. I, стр. 299–305.
Напоминаем, что Ис. 61:1–2 было прочитано в синагоге Самим Господом о Себе; Лк. 4:17–19.
См. выше Ис. 5:1–7 (с пр.) и ср. в наш. изуч. Ев. Иоанна, ч. II, стр. 66–72 на Ин. XV, 1–8.
Лаертий (Диоген; II в. нашей эры), Порфирий, Ямблих и др. указывают, что Пифагор (540–510 г. до Р. Хр.) создал свое миросозерцание после долгих странствований в Азии.
См. Герод. кн. I, главы 19, 46–48, 53, 55, 65, 67–68, 157–160,174; кн. II, гл. 111, 133, 139, 147, 152; кн. III, гл. 57, 64; кн. IV, гл. 15, 155, 157, 159, 163, 179; кн. V, гл. 63 подкуп оракула; гл. 79, 92–93; кн. VI, гл. 98; кн. VII, гл. 148: кн. VIII, гл. 20; кн. IX, гл. 33, 93. А между тем оракулы греческие так славились, что из Азии и Египта присылали их спрашивать. Оракул Латоны в Буто (в Египте) был также греческий.
Ср. Дан. 1:19, 2и след. Дан. 4:16, 5:13 и след. Ср. еще сказание о трех отроках Дан. 3.
Ср. в толк. Исаии Спб. Дух. Акад. стр. 698–700. Комментаторы указывают, что и некоторые раввины признают Мессианское пророчество в ст. 25–27.