§ 28. Тайна троичности Лиц в Боге. Ветхозаветные указания на троичность Лиц в Боге и новозаветные свидетельства
Бог, единый по существу, троичен в Лицах: Отец, Сын и Св. Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Все три Лица Пресвятой Троицы совершенно равны между Собою. Как Бог Отец есть истинный Бог, так и Сын Божий есть истинный Бог, и Дух Святый есть истинный Бог.
Таинство Пресвятой Троицы было открыто и в в. завете, только не так ясно и полно, как в новом.
Причиною этого было то, что иудеи, которым дано было Божественное откровение ветхого завета, были слишком склонны к многобожию. Потому им опасно было ясно открывать тайну троичности Лиц Божественных.
Какие же указания на троичность есть в в. завете?
Некоторые из отцов церкви в Богоявлении Аврааму у дуба Мамврийского под образом трех мужей видят указание на явление трех Лиц Божества. По толкованию Августина, Авраам встречает трех, а поклоняется Единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедал единого Бога в трех Лицах. – Давид говорит: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс.32:6). То же можно видеть из славословия ангелов, слышанного пророком Исаией: «Свят, свят, свят Господь Саваоф», (т.е. Владыка сил или воинств) исполнь вся земля славы Его“ (Ис. 6:3).
В новом завете таинство Пресвятой Троицы открыто вполне ясно и раздельно. Так, Сам И. Христос, посылая апостолов на проповедь, сказал им: «Шедше научите вся языки (т.е. народы), крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19).
Ап. Иоанн ясно выражает не только троичность Божественных Лиц, но и единосущие их. «Трие суть свидетельствующии на небеси: Отец, Слово и Святый Дух, и сии три едино суть» (1Ин. 5:7).
При крещении Иисуса Христа можно видеть также ясное явление Пресвятой Троицы: Бог Отец свидетельствовал о Крещаемом из облака, называя Его Своим возлюбленным Сыном: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же 6лаговолих» (Мф.3:17); Сын Божий крестился от Иоанна в реке Иордан, а Дух Святый нисходил на Него в виде голубя.
Поэтому событие крещения в древности служило столь ясным свидетельством троичности Божественных Лиц, что обыкновенно говорили: «Поди на Иордань и учись там Троице». Потому же день крещения Господня назывался и называется в христианской церкви днем Богоявления Господня.