Источник

Противники миссии

Не смотря на приведенные выше слова, сейчас даже среди воцерковлённых людей много тех, кто считает, что миссией заниматься не надо. Об этой проблеме ещё святой Николай Японский говорил более ста лет назад: у нас недостает миссионерского сознания. А связано это во многом с душевредной мыслью, вернее, ощущением, что Православие – это нечто, существующее только для меня. Распространено потребительское отношение к вере. Многие приходят в Церковь только чтобы получать что-то: утешение, психологическую поддержку, возможность самореализации, вдохновение. Даже и хорошие вещи имеют в виду – очищение грехов, благодать, духовные дары, знание о Боге – но всё только получать, получать, получать. А у Господа так устроено, что ты не можешь получить чего-либо надежно, если прежде не дашь что-то, часть себя, если не пожертвуешь собой.

Есть древнее изречение в церковном предании: «дай кровь и прими Дух». Человек, который бескорыстно трудится ради Бога и жертвует собой в этом труде, получает и благодать, и очищение, и озарение, и духовные дары. А люди, которые не хотят жертвовать собой, но хотят просто получать, в действительности перестают получать, и их духовная жизни замирает. Отсюда и охлаждение в вере у некоторых. Пока горел чисто человеческий энтузиазм, было интересно, когда энтузиазм выгорел, стала чувствоваться внутренняя пустота. Человек ощущает, что он больше ничего здесь не получает и начинает смотреть по сторонам.

Есть характерная тенденция. Согласно разным опросам количество воцерковлённых людей в нашей стране постепенно растет. Но при этом падает число поступающих в семинарии и приходящих в монастыри. Потому что обе эти вещи – и монашество, и священство, – прежде всего самопожертвование. И миссионерское служение из той же области, оно также связано с самопожертвованием. И оно также непопулярно. Среди церковных «потребителей» распространена ложная идея, что спастись можно и без Церкви15 – а в таком случае зачем рисковать, отправляясь на миссию, зачем напрягаться ради тех, кто якобы и так спасется? Потому и на Церковь они смотрят не как на ковчег спасения, а как на некий клуб по интересам. Это часть современной тенденции создать удобное, комфортное христианство, христианство, в котором нет вызова, нет конфликта между нашим ветхим человеком и тем, чего ожидает от нас Бог. Хотя уже сам символ нашей религии – распятие Христово – дает понять, что это не про комфорт, самореализацию, кабинетные игры в богословие и прочие бессмыслицы. К сожалению, не все это понимают. Поэтому мало тех, кто готов послужить делу миссии.

Стыдно сказать, но наша Церковь, будучи самой большой по числу последователей среди всех Поместных Православных Церквей, занимается проповедью Евангелия меньше прочих. Греков в десять раз меньше чем русских, и, однако же, они в двадцатом веке устроили миссию в Африке так, что сейчас там пять миллионов чернокожих православных. Что было бы, если бы мы пробудились и занялись исполнением последней заповеди Спасителя? Приведем слова святого Николая Японского:

«Вы, как кругосветный плаватель, знаете весь свет: куда бы Вы ни пришли, особенно в закоеанских восточных странах, тотчас бросаются Вам в глаза лица разных исповеданий, – всё это миссионеры, но тщетно Ваш взор искал бы между ними человека в рясе – русского православного миссионера, – его нет нигде... Итак, Вам, как православному христианину, не может не быть прискорбно, что Православие не заявляется в мире, между тем как мир определён именно Православию, потому что не для водворения же папы в католичестве и не для размножения пап до предельной цифры народонаселения в протестантстве являлся Сын Божий на земле, а для основания единой Святой Соборной и Апостольской Церкви ко спасению людей, какова есть Церковь Православная. Итак, заботиться о явлении миру Православия, а для того о развитии заграничного миссионерства, есть первейший долг наш, Богом наложенный на нас. Не в ущерб внутренним Миссиям будет это, а, напротив, в большую им помощь и в вящее развитие их. Одни внутренние миссии без заграничных – это одно крыло птицы без другого: птица может перепархивать и тем двигаться вперёд, но сильно и быстро лететь не в состоянии... [заграничная миссия] даст силу и внутренним миссиям. Смею сказать даже более: это будет способствовать оживлению религиозного чувства у самих православных в России»16.

А вот что писал преподобный Макарий (Глухарев): «Дух Церкви Христовой не таков ли, что он всегда хочет распространять пределы свои, всегда любит вторгаться в область врага, любит производить в ней расхищения и пленения, торжествовать победы новые, возвышать завоевания новые?... Чем искреннее, усерднее и ревностнее Россия усиливалась бы обращать сии племена ко Христу, тем изобильнейшие благословения свыше от Отца светов изливались бы в Державу Российскую»17.

Такова истина. Господь обязательно поддержит человека, который исполняет Его волю. Речь не о материальном обогащении, но обо всем, что касается благодатной, благочестивой жизни. Святой Макарий говорит, что миссионеры, которые отправляются проповедовать неправославным, не являются «потерянным ресурсом» для своего народа, как многие говорят: «вот, поехали куда-то, а могли бы остаться и здесь работать». Нет, эти люди через свой подвиг и самопожертвование привлекают Божье благословение не только на себя, но и на тех, кто остается на родине.

Этого не понимают те противники миссии, которые говорят: «надо прежде обратить всех из нашего народа, а затем уже размышлять о проповеди среди других». К сожалению, они не понимают, что если мы говорим так, то сознательно отказываемся исполнять заповедь Господа нашего Иисуса Христа о проповеди ВСЕМ народам. Слыша заповедь Спасителя, мы думаем не о том, как её исполнить, а о том, как обосновать наше нежелание её исполнять. Со всеми вытекающими для нашей духовной жизни последствиями.

Как известно, дорога под названием «сделаю завтра» ведёт на дорогу под названием «никогда». Говоря, что проповедью Евангелия иным народам мы займёмся лишь после того, как обратим всех русских, мы тем самым говорим, что не займёмся ею никогда – ибо совершенно ясно, что как бы хорошо мы ни проповедовали «своим», они никогда все поголовно не станут православными, поскольку в большинстве случаев причиной их неверия является не недостаток сведений о вере или должных православных примеров, а сознательный выбор.

Вот что об этом возражении пишет святой Николай Японский: «Нельзя также сомневаться, что открытых врагов делу помощи заграничной миссии среди православного мира не явится; извольте-ка представить христианина, утверждающего, что не нужно проповедовать христианство заграничным язычникам, – каким диким понятием это зазвучало бы для других! Пытались было – ещё когда я хлопотал об основании [Японской] Миссии, – возражать некоторые, что нужно-де наперёд обратить своих язычников и потом простираться за границу, но и тех вполне обезоруживало простое указание, что при такой теории христианства и совсем в мире не было бы, кроме разве что иудейской земли; ибо апостолы не должны были бы выйти на проповедь миру, не обратив наперёд соплеменников, – а эти, как известно, и до сих пор обращены в самом малом количестве».18

Об этой проблеме писал и священномученик Андроник (Никольский). Он также был на миссии в Японии и трудился под началом святого Николая. Вот как он описал свой разговор с русским консулом в Японии: «Потом мы долго спорили с Васильевым... говорит, что напрасно все мы едем из России, когда у нас и там всякой миссии по горло, на что я ему заметил, что если бы и апостолы так же говорили, то мы бы и сейчас не знали ни слова о Христе; а он: «а зачем и знать? пусть всяк живет по своей религии». И всё ведь подобное говорят люди, которым ни до Бога, ни до беса нет никакого дела; жаль и прискорбно в наших же вместо помощи видеть полное отрицание и насмешку, а уж о том сочувствии, с которым к миссии относится общество, например, в Америке или Англии, нечего и толковать... Подобные люди никаких возражений толком не разбирают, да и не принимают их даже в соображение, а мелют своё, почему я особенно и не старался продолжать спор, чтобы окончательно всё уяснить»19.

В другом месте он пишет: «Вот они наши-то интеллигенты: вместо умной и деятельной или по крайней мере денежной помощи делу миссии, они способны и желают и стараются всячески только напакостить этому и представить его в худом виде»20.

Проблема непонимания и порой даже противодействия миссии со стороны некоторых «православных» увы, не нова, и, обращаясь к древности, мы видим, что миссионеры прошлого также сталкивались с этой проблемой. Так, например, в XIII веке приехавший из Никеи епископ Феодор стал проповедовать живущим в Крыму аланам, которые, хотя и были некогда крещены, но из-за отсутствия внимания со стороны местного греческого духовенства, заботившегося лишь о греках, оставались фактически язычниками. Эта миссия молодого епископа вызвала резко негативную реакцию и противодействие местного херсонского епископа. В своем письме Феодор так описывает состоявшийся диалог между ними:

«– Откуда ты такой взялся? [– спросил херсонский епископ]

– Как будто я другой веры или исповедания, как будто я не из той же самой Церкви и не подчиняюсь тому же архипастырю!

– К черту нечестивых и безбожных алан, которые еще хуже скифов!

– Да что же нам правильно было бы делать, если не нести апостольство?».21

А еще за четыре столетия до этого некий епископ Мефодий утверждал, что евангельский запрет «метать бисер перед свиньями» означает, будто «перед погрязшими в нечестии... Христос не велел излагать Божественное учение, ибо они не способны его усвоить». Ему возражал святитель Фотий Великий, указавший неприемлемость такого толкования: «[учение] было передано и возвещено Христовыми учениками всем эллинам и прочим неверным, это привело их от нечестия к вере во Христа... Следовательно, нельзя считать, что бисер – это учение [Христово], а свиньи – неверные, это было бы кощунством!»22.

Увы, и сегодня звучат актуально горькие слова святого Николая Японского: «Шедше, научите вся языки – как будто и в Евангелии нет. Хотя слышат это все и знают наизусть. И нет у нас иностранных миссий! В Китае, Индии, Корее, здесь – моря и океаны язычества, всё лежит во мраке и сени смертной, но нам что же? Мы – собака на сене! Не моги-де коснуться Православия – “свято оно”! Но почему же вы не являете его миру?».23

Некоторые говорят, что не нужно, мол, проповедовать, потому что «кого надо Бог сам приведет в Церковь». Но Слово Божие говорит совсем иначе: [Сказано:] всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! (Рим.10:13–15). Так что должно проповедовать неверующим и должны быть посланные на это, то есть, миссионеры, поскольку это слово как раз так и переводится, происходя от латинского mission, «посылание».

* * *

15

Об этой идее святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что «признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства» (Письмо 28 // Сочинения. М., 1995. Т. 4. С. 479). Подробнее об этом см.: Д. Георгий Максимов. Вне Церкви нет спасения. М., 2012.

16

Письма. Сс. 258–259.

17

Архим. Макарий (Глухарев). Мысли… С. 283.

18

Св. Николай Японский. Письма. С. 270.

19

Свщмч. Андроник (Никольский). Миссионерский год в Японии // Творения, кн. 1. Тверь, 2004. С. 273.

20

Там же. С. 301.

21

Иванов С.А. Указ. соч. С. 268.

22

Иванов С.А. Указ. соч. С. 145.

23

Дневники. Т. III. СПб., 2004. С. 320.


Источник: Святоотеческое понимание миссии / Диакон Георгий Максимов. - Москва : Православное миссионерское общество им. прп. Серапиона Кожеозерского, 2014. - 192 с.

Комментарии для сайта Cackle