Источник

О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси

Впервые: Труды V съезда русских академических организаций за границей. Ч. I. София, 1932. С. 485–500. Печатается по первому изданию.

I. Первый храм во имя Премудрости Божией был воздвигнут в Константинополе самим Константином. Но освящен он был только при Констанции630, в 360 г. Не видно, кто дал имя храму. Сократ631, наш древнейший свидетель, выражается неясно: "теперь называемая София», ἢτις Σοφία μἐν προσαγορευέται νῦν (II, 43). Во всяком случае, во времена Сократа этот храм назывался Софией. И нетрудно сказать, как понимали это имя христиане того времени. Это было имя Христа, Сына Божия, под этим именем предвозвещенного в Ветхом Завете (прежде всего, в книге Притч); это библейское имя повторяет и апостол Павел (1Кор.1:24). В XIV веке много говорили и спорили о Божественной Премудрости, в особенности, в связи со знаменитым стихом Притч.8:22: «созда мя в начало путей Своих...». Это была основная экзегетическая тема в спорах православных и ариан; и обе спорящие стороны были согласны, что Божественная Премудрость, о которой говорится в библейской книге, есть Сын Божий. Такова была богословская традиция. Еще Ориген резко подчеркивал, что только имя Премудрости есть первичное и собственное имя Сына (см. Comm. in Iohann. 1,22). В известном символе Григория Чудотворца632 Христос называется Словом, и Премудростию и Силой... Вряд ли можно сомневаться, что воздвигнутый в IV веке храм Премудрости был посвящен Христу, Воплощенному Слову. И напрасно догадываться, не посвящали ли тогда храмов отвлеченным идеям... У Юстиниана не было поводов изменять посвящение, когда вместо сгоревшего старого храма он воздвиг новый. В его время, во время напряженных христологических споров, опять-таки всего уместнее было посвятить «великую церковь» именно Христу, Премудрости и Слову. Во всяком случае, впоследствии в Византии всегда и неизменно считали Константинопольскую Софию храмом Слова. В этом отношении особенно характерно известное сказание о построении Юстинианова храма. Оно выражает как раз ходячее, общепринятое понимание. Здесь рассказывается о явлении Ангела, «стража храма», который клялся именем Софии, – «и потому получил храм именование: Святая София, что значит: Слово Божие», καἰ ἒκτοτε ἒλαβε τἠν προσηγορίαν ό νάος: άγἰα Σοφία, ό Λόγος τοῦ Θεοῦ ερμηνευόμενος... (ed. Preger, p. 74)... Не следует спрашивать, в какой день совершался «престольный праздник» в Юстиниановой Софии. И много позже Юстиниана еще не существовало престольных или храмовых праздников в современном смысле. Самое посвящение храмов не было еще строго разграничено, в особенности, посвящение Господских и Богородичных храмов. Они посвящались Христу или Богоматери, но при этом еще не выделялся какой-нибудь один определенный праздничный день из общего годичного круга, разве для того оказывались поводы в каких-нибудь исторических воспоминаниях или в текущих событиях, например, в знамениях или чудесах. Вообще же, годичный праздник каждого храма совершался в день «отверзения врат», в годовщину освящения или «обновления» храма, έν τοῖς ένκαίνιοις, – такой порядок сохранялся еще во времена Симеона Солунского. В Константинопольской Софии праздник обновления совершался в канун Рождественского сочельника, 23-го декабря, – так как храм был освящен впервые 26-го декабря (537 г.) и обновлен после восстановления купола 24-го декабря (563 г.). Рождественские дни для этих празднеств были выбраны вряд ли случайно. В службе на день обновления, по Типикону Великой Церкви X века, изданному А. Дмитриевским, мы не находим никаких особенностей, которые указывали бы именно на Софийский храм, на определенное его посвящение. Служба совершается, скорее, о покровении царствующего града вообще. С течением времени в Византии как бы забывают об особенном посвящении Великого Храма, который стал национальным святилищем и святыней. Он стал для византийцев Храмом вообще, Храмом по преимуществу, средоточием всех молитвенных памятей и воспоминаний. И, вместе с тем, стал символом царства, символом царственного достоинства и власти, – «мать нашего царства», говорил о Софии уже Юстиниан... По примеру царствующего града Софийские храмы воздвигались во многих местах. И замечательно, почти всегда Софийскими оказываются великие, соборные или митрополичьи церкви. Исключение представляет только Софийская церковь в Иерусалиме. Достаточно припомнить: София в Солуни, в Никее, в Сардике (или в Софии), в Охриде, в Трапезунте, в Мистре, в Арте, в Сливене, в Визе... Может быть, и в Корсуни или Херсонесе. Особенно нужно отметить Софийский храм в Беневенте, конца VIII века. В Никосии на Кипре Софийский собор был построен уже при Лузиньянах, в конце XII века. Наконец, нужно назвать Софийские храмы в древней Руси: в Киеве, в Новгороде, в Полоцке... В известном смысле, имя «София» становится как бы нарицательным для обозначения «великих», или главных, церквей. Можно думать, что часто Софийские храмы воздвигались, скорее, по национальным или политическим, нежели по собственно религиозным мотивам, – в свидетельство национальной или церковной независимости. При этом не изменялось богословское понимание имени: вплоть до XV века под именем Премудрости разумели в Византии Христа, Слово Божие (ср., например, патр(иарха) Филофея три речи к епископу Игнатию с объяснением изречения Притчей: Премудрость созда себе дом..., изд. епископа Арсения, Новгород, 1898). С таким же пониманием мы встречаемся и у западных авторов, часто оставляющих без перевода греческое имя: Sophia. .

II. В русских Софийских храмах издавна престольный праздник совершается в Богородичные дни: в Киеве в день Рождества Богородицы, в Новгороде в день Успения. Спрашивается, как и когда установился такой обычай. Трудно допустить, что в домонгольском Киеве или в Новгороде сознательно отступили от византийского примера. Напротив, здесь стремились к сохранению и воспроизведению богослужебных порядков Великой Церкви. И на Руси хорошо знали, что Константинопольская София есть храм Слова, – «иже есть Премудрость Присносущное Слово», замечает Антоний Новгородский633, бывший в Константинополе в начале XIII века. По древним русским месяцесловам мы знаем, что долгое время в Софийских храмах по византийскому правилу праздновалась годовщина освящения: в Новгороде 5-го августа, в Киеве 4-го ноября (см. месяцеслов при Мстиславовом Евангелии). В древнейших русских памятниках мы не раз встречаемся с традиционным объяснением: Премудрость есть Христос...

По счастливой случайности мы можем точно определить, когда установилось в Новгороде торжественное празднование Успеньева дня. Еще Г. Д. Филимонов издал по рукописи XVI века два любопытных сказания: «Сказание известно, что есть Софей Премудрость Божия» и непосредственно связанное с ним другое сказание, «который ради вины причтен бысть праздник Успения святыя Богородицы в двунадесят Владычних праздников» (Вестник общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее, т. 1, 1874–1876 гг.). В рукописях нет имени автора. Есть предположение, что эти сказания составлены известным Зиновием Отенским634. Во всяком случае, они составлены в первой половине XVI века. И автор пишет с большим подъемом и силой. Особенно интересно второе сказание. На тематический вопрос автор отвечает кратко: «се последнее Христа видеша апостоли, не разрещшеся от телес своих». Иначе сказать, праздник Успения есть праздник Богоявления и потому, «Владычний» праздник, – автор опирается на известное сказание о явлении Христа при Успении. И затем он продолжает: «Генадий же архиепископ премысли один от двоюнадесят праздников праздновати, повеле Успение Богородицы. Прежде же сего вси дванадесят владычних праздников по древнему преданию в храм святыя Софии многочисленным схождением совершашеся светле, и сия убо слышах в Новеграде от мужей состаревшихся, якоже и в Киеве от начала и до ныне по уставам древле преданным, совершают. Сия довольно есть имеющим ум много указание о сем. Престаните, братие, уже глаголати, яко неведаем есть толк Софеи Премудрости Божией»... Пред нами свидетельство исключительной важности. Мы узнаем, что до Геннадия635 (ставшего Новгородским архиепископом из Чудовских архимандритов в 1484 г.) в Новгородской Софии «по древнему обычаю» совершалось только общее празднование двенадцати владычних праздников (δεσποτικαι έορταί); иными словами, не было особого престольного дня. И только Геннадий установил особое празднование Успеньева дня. Этот новый порядок породил недоумение и толки: «что есть Софей Премудрость Божия, и в чие имя сия церковь поставлена, и в которых похвалу освятися»... Возникла мысль, не освящена ли София «во имя Пречистыя Богородицы»... Иные отказывались от объяснения; «яко несть зде имени сему в Руси ведомо, ниже мудрости сие мощно толку ведати»... Автор решительно отвечает: «вси богослови умыслиша постаси Сына: Софей, рекше премудрость, Логос, сиречь слово, Силу Божию и сим подобное... Божии же Матери имян никакоже приложиша...». И затем напоминает известное сказание о построении Юстинианова храма...

Мы не узнаем, по каким мотивам Геннадий установил Успенский праздник. Вероятнее всего видеть здесь отражение новых греческих порядков, в связи с общим переходом на Иерусалимский устав. В Евергатидском Типике (XII век) праздник Успения резко выделен: έορτή γάρ έορτῶν καἰ πανήγυρις τῶν πανηγύριων ἒσται...636 Геннадий вообще заботился об упорядочении богослужения, собирал отовсюду литургический материал... Можно допустить и прямое подражание Москве с ее соборной церковью Успения, – Геннадий был московским ставленником... Однако все это еще не объясняет тех выводов, которые делали в Новгороде. Ибо празднование Успения в Византии вовсе не было связано с именем Софии. Эту связь устанавливают только в Новгороде. И устанавливают очень прочно. В XVI веке строятся новые Софийские храмы на севере: в Вологде (заложен в 1568 г.) и в Тобольске (заложен в 1587 г.). Оба храма оказываются Успенскими. Здесь, конечно, сказывается прямое влияние новгородского примера. Вологда всегда была связана с Новгородом, а в Тобольске первые владыки были из новгородцев. Позже и, очевидно, по тобольскому примеру, во имя Св. Софии, Премудрости Божией, была устроена первая русская церковь для русских полоненников в Пекине, освященная в 1695 г.; впрочем, ее называли, обычно, Никольской, по чтимому в ней образу св. Николая. И вскоре ее заменяют Успенским храмом (в 1732 г.)... В Киеве совершенно независимо устанавливается обычай праздновать день Рождества Богородицы. Когда, сказать точно не можем. Но вряд ли не только со времен Петра Могилы, когда Киевская София была восстановлена после долгого запустения. Во всяком случае, именно при Могиле праздник Рождества Богородицы был установлен, как престольный праздник в Десятинной Церкви.

III. В византийской иконографии можно различить два независимых друг от друга сюжета. Во-первых, – Христос, Премудрость и Слово, под видом «Ангела великого совета» («по Исайину пророчеству», Ис.9:6). И во-вторых, олицетворение Премудрости, Божественной или человеческой, по типу античных олицетворений, в женском образе... К первой теме относится, прежде всего, известная фреска в александрийских катакомбах в Кармузе (приблизительно V-VII века). Здесь был изображен в натуральный рост крылатый ангел с нимбом. Надпись: ΣΟΦΙΑ ΙΣ ΚΟΜΜΥΝΙΣ637. Это есть изображение Христа в ветхозаветном подобии. Ветхозаветным праведникам и патриархам Бог являлся часто в образе ангела (например, Аврааму у Дуба Мамврийского). И по древнехристианскому толкованию, являлся именно Бог-Слово, Сын Божий. Поэтому древние писатели и отцы Церкви обычно называют Христа, между прочим, и Ангелом или Архангелом, и даже Архистратигом, как вестника воли Божией. Уже автор книги «Пастырь» созерцает Сына Божия, как «славного Ангела», ό Ἂγγελος ἒνδοξος (конец II века); любопытно, что он почти что отождествляет Сына Божия с Архангелом Михаилом. Имя Ангела ко Христу прилагают и отцы IV века; и даже позже автор «Ареопагитик», на которого так часто ссылаются поздние византийские иконописцы, подчеркивает, что Христос, как Бог откровения, именуется Ангелом великого совета (De coel. hier., cap. IV: έις έκφαντορικήν έληλυθώς τάξιν Ἂγγελος μεγάλης βουλής άγορεύεται638). Таким образом, изображение Сына Божия в ангельском облике вполне объясняется из древнехристианских представлений. Однако в иконографии эта тема не могла получить широкого развития. Ветхозаветные и символические образы не соответствовали основной тенденции византийской иконописи, как она развивалась со времен иконоборческой смуты. Слагается и утверждается исторический (или, лучше сказать, историко-иератический) тип Христа. В византийской иконографии преобладает преображенный евангельский реализм. В этом отношении очень характерно известное правило Трулльского собора, предлагавшее изображать Христа «в его человеческом облике» (κατά τόν άνθρωπίνον χαρακτήρα), – «в напоминании о Его жизни во плоти» (πρός μνήμην τῆς ένον σαρκί πολιτείας). И «евангельскую истину» собор противопоставлял уже упраздненным ветхозаветным «символам» и «типам» (Трулл. 82). Это правило очень понятно после пережитой христологической борьбы, когда приходилось защищать и объяснять полноту и единосущие человеческой природы во Христе.

Вместе с тем, изображение Христа в ангельском образе могло возбуждать двусмысленные догадки: не был ли Христос ангелом (не только по служению, но и по природе). Подобные мысли были у некоторых гностиков; впоследствии Зигавин обличает богомилов, что они отождествляют Сына Божия с Архенгелом Михаилом, именно, как Ангела великого совета (Panopl., tit. XXVII, cap. 8). Конечно, у богомилов это был архаический мотив. Во всяком случае, вполне понятно, почему в ранних византийских памятниках изображения Ангела великого совета очень редки. Такие изображения существовали, но они вызывали соблазн, их считали противными преданию Церкви (ср. у преп. Феодора Студита «Письма», 1,15). Поэтому вряд ли можно видеть Ангела великого совета в известной фреске Константинопольской Софии. Скорее всего, здесь был изображен тот Архангел, «страж храма», о явлении которого рассказывается в известном сказании. Ни откуда не видно, что «стражем храма» называется у византийцев тот, кому храм был посвящаем; во всяком случае, это вряд ли возможно по отношению к Господским храмам...

В миниатюрах мы встречаем иногда изображение Премудрости в ангельском образе, но тоже не часто (см. любопытную миниатюру в Лествице, рукопись Синайского монастыря, № 418, XII века; из более поздних памятников ср. Лицевую славянскую Псалтирь 1397 г., в собрании Общества любителей древней письменности; еще на эмалевом складе Сиенского Евангелиария; ср. интересную миниатюру. Барбериновой Псалтири, № 202, XII века: βασιλεία τῶν χριστιανῶν639)... Образ Ангела великого совета оживает в иконографии только в поздневизантийскую эпоху, во времена Палеологов640, когда вообще в иконописи усиливается символическая струя. К этому времени относится интересная фреска в церкви св. Стефана в Солетто: Ангел в белоснежных одеждах, с крещатым нимбом, в руке чаша, – вероятно, евхаристическая (может быть, в связи с Притч.9:2, обычно относимом к Евхаристии; ср. канон Косьмы Маюмского в Великий Четверток). Надпись: НАГ ΣΟΦΙΑ О ΛΟΓΟΣ641. Это изображение входит в сложную комбинацию, в которой явно сказываются западные влияния: изображение так называемого «Апостольского символа», не принятого на Востоке, на свитках апостолов... Роспись поздняя, конца XIV века... Эта фреска есть, по-видимому, единственный бесспорный случай изображения Премудрости-Ангела в это время. Правда, изображения Ангела великого совета вообще становятся частыми и обычными, – см., например, в Афонских росписях. И впоследствии Дионисий Фурнаграфиот указывает писать их в абсиде бокового придела или в боковом куполе. Однако не следует в каждом изображении Ангела великого совета видеть образ Премудрости. Вряд ли правильно думать, что Христос под видом Ангела изображается, именно, как Премудрость. Имя Премудрости называется и пишется, скорее, просто, как одно из имен Второй Ипостаси, и потому всегда вместе с именем Слова...

От этой библейской темы нужно отличать другую, античную тему, – олицетворение мудрости. Прежде всего, нужно отметить изображение росписи терм в Газе, VI века, известное нам только по современному описанию Иоанна Газского. Атлант несет пламенеющий шар, восходящее солнце. Его поддерживают две девы: Σοφία и Άρετή 642. София в серебристом одеянии, как богиня луны (οἲα Σελήνη643)... Со сходным изображением мудрости мы встречаемся впоследствии в миниатюрах к Псалтири: Давид среди двух дев, Σοφία и Προφητεία (см. в Парижской Псалтири, X век, № 139, и в других; изображение восходит, по-видимому, к более раннему образцу)... К античному мотиву впоследствии присоединяется библейский. В этом отношении очень любопытно видение Константина Философа. Он видел во сне много дев и среди них приметил и избрал одну, «прекраснейшую всех, с лицом светящимся, украшенную многими золотыми монистами, и жемчугом, и украшениями»... «Имя ей было: София», т. е. мудрость... Ср. Прем.8:2: «я полюбил ее и взыскал от юности моей, и пожелал ее взять в невесту себе, и стал любителем красоты ее»...

К подобному, но несколько отличному типу олицетворения относится спорная женская фигура в изображениях евангелистов. Впервые такое изображение мы встречаем в Россанском пурпурном списке Евангелия, при евангелисте Марке: женская фигура с нимбом стоит перед евангелистом и указывает на его свиток. Всего вернее видеть в ней олицетворение вдохновения или мудрости, по аналогии с подобными изображениями в рукописях античных авторов. Ср. например, известную миниатюру в венской рукописи Диоскорида644, где предстоящая автору женская фигура надписана: εὓρεσις645 – любопытно, что позднейший средневековый реставратор сделал на поле пояснительную отметку: σοφία...

Христианские миниатюристы понимали «вдохновение» как дар «духа премудрости и разума» (Ис.11:2). В позднейших славянских (сербских) евангелиях XIV-XV веков женская фигура изображается уже при всех евангелистах. В Афоно-хиландарском евангелии № 572 есть и надпись: Премудрость... В то же время, подобные изображения встречаем и в росписи (Раваницкая церковь в Сербии, 1381 г.; Успенская на Волотовом поле в Новгороде)... Наконец, нужно отметить знаменитую мозаику в росписи собора в Монреале. Здесь Премудрость изображена как оранта, в царской столе и в венце поверх покрывала, с распростертыми руками. Надпись: Sapientia Dei646... Это изображение входит в цикл дней творения; очевидно, в связи с Притч.8:30: «тогда я была при Нем художницей» (ср. Прем.7:21: «Премудрость, художница всего...»)... Аналогичные изображения мы встречаем и в западных памятниках. Особо нужно отметить изображение мудрости и семи искусств (например, в известной лионской рукописи Пруденция: Sancta Sophia и septem artes647)... Вряд ли можно разгадать за этими олицетворениями определенную религиозную идею.

IV. Известная Новгородская икона Св. Софии есть своеобразный Деисис648: огнезрачный Ангел на престоле с предстоящими Богоматерью и Предтечей. Над главою Ангела в медальоне погрудное изображение Спасителя. Вверху – этимасия. Ангел облечен в царские одежды, на главе венец, в руках жезл и свиток. Престол укреплен на семи столпах... В огнезрачном Ангеле нужно видеть Ангела великого совета, Сына Божия, – здесь оживает древний иконографический сюжет. Но он осложняется новыми, апокалиптическими чертами. Тайнозритель видел Сына Божия, «облеченного в подир и по персям опоясанного поясом» (Откр.1:13): «очи Его, как пламень огненный и на главе Его много венцев» (19:12); и «лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (1:16). Ср. также видение Даниила (гл. X)... Такому толкованию не мешает наличие второго изображения Христа. Подобная диттография нередка в символических композициях. В данном случае, удвоение образа могло означать двойство природ во Христе (так объясняли его впоследствии братья Лихуды649). Иногда предстоящие изображаются тоже с крылами: Предтеча, очевидно, в связи с пророчеством Малахии: «Се посылаю Ангела Моего пред лицем твоим» (3:1), отнесенным в Евангелиях к Крестителю (Мф.11:10; Мк.1:2; Лк.7:27); Богоматерь, как апокалиптическая Жена, по Откр.12:14: «и даны были жене два крыла орла великого»...

Вообще, нужно заметить, что Деисис есть эсхатологическая композиция, – «художественная синекдоха650 Страшного Суда», по удачному замечанию А. И. Кирпичникова... Трудно точно сказать, когда сложилась Новгородская композиция. Во всяком случае, в греческих памятниках она неизвестна. На Московском соборе 1554 г. против дьяка Висковатого651 приводили свидетельства неких святогорских старцев об иконе Софии в Пантелеймоновском монастыре на Афоне; но мы совершенно не знаем, что это была за икона. Вряд ли Новгородский Деисис. Скорее, отдельный образ Ангела. Первое упоминание о Новгородской иконе мы встречаем в IV Новгородской летописи под 1510 (7018) г.: великий князь Василий III652, проезжая через Новгород, «велел свещу негасимую пред Софиею Премудростию Божией день и нощь, по старине, как была преже» (ПСРЛ, IV, 137; ср. 287). Вероятно, это относится к иконе св. Софии в иконостасе Новгородского собора, почитаемой за чудотворную. Но иконостас («деисус») поставлен был только в 1509 г. (ПСРЛ IV, 136). Пред какой иконой теплилась негасимая свеча прежде, не знаем. Иконостасная икона носит следы позднейшего поновления. Роспись алтаря, в которой на горнем месте изображена София, относится тоже только к XVI веку. Кстати, заметим, роспись конхи653 явно апокалиптического содержания, на текст Откр.11:15, который и выписан на уступе свода: «бысть царство мира Господа Нашего и Христа Его, и воцарится во веки веков»... На наружной стене, над западными вратами, образ Софии написан только в 1528 г., при архимандрите Макарии654; "а и преже сего было же написано на том же месте, но токмо един образ Вседержителя до пояса« (ПСРЛ, VI, 286)... В Новгородских росписях XIV-XV веков образа Софии не встречаем, зато он обычен, начиная с XVI века. В Москве он становится известен только со времени обновления Кремлевских соборов после пожаров 50-х годов, при Грозном, когда здесь работали новгородские и псковские иконники. Большинство известных списков Новгородской иконы относится даже к XVII веку. И не старше самого конца XVI века русский иконописный подлинник, в котором Новгородская композиция описывается подробно... Пред нами, несомненно, сравнительно новая композиция. Очень любопытно, что в русских памятниках, начиная с XVI века, вообще становится частым изображение Господа Вседержителя с крыльями (прежде всего, в изображениях творения мира, – в миниатюрах и в росписях); против этого резко возражал дьяк Висковатый. Особо нужно назвать очень запутанную композицию: «Ты еси иерей во век»... Против этой иконы возражали Максим Грек655, Зиновий Отенский. Дьяк Висковатый видел в ней «латинское мудрование». Во всяком случае, это западная композиция. В ней два бесспорных западных мотива, неизвестных в византийской иконографии. Во-первых, Распятие в дланях Отчих (собственно, образ Троицы, так называемая Gnadenstuhl), – типично западная композиция, в особенности, частая в XV веке в Германии (ср. у Дюрера; впервые, кажется, в витражах St. Denis, конец XII века, так называемая Quadriga Aminadab). Во-вторых, Христос на кресте в образе белого серафима («душа Иисусова», по объяснению псковских иконников); невольно вспоминается видение Франциска Ассизского на горе стигматов. Christus sub specie seraph656, – постоянная тема западных мастеров, начиная от Джотто657, и тоже частая в гравюрах XV века (см. и у Дюрера)... Здесь был новый повод изображать Христа под ангельским образом...

Новгородская икона Св. Софии принадлежит к числу тех новых символических композиций, которые становятся обычными в русской иконописи с середины XVI века. В известном смысле, это преобладание символизма означало распад иконного письма. Икона становится слишком литературной, начинает изображать не столько лики, сколько идеи. Икона становится слишком часто своеобразной иллюстрацией к литературным текстам, иногда библейским, иногда житийным и апокрифическим. В этом новом литературном символизме очень сильны западные мотивы; прямое влияние западных (немецких и фламандских) гравюр не подлежит спору – в XVII веке целые церкви расписывают по известной Библии Пискатора658. Среди библейских тем очень часты темы из книги Притч, из Премудрости Соломоновой... Этот перелом в иконописи верно почувствовал дьяк Висковатый: «и аз увидел, что иконы по человеческому образу Христа Бога нашего сняли, а которых письма есми не видал, те поставили, велми ужасся есми и убоялся льсти и всякаго злокознства»... Возражения Висковатого против новых икон определялись не только его «консерватизмом» или косным пристрастием к «древним образцам». Его беспокоил самый замысел новой иконописи. Он видел в ней некое отступление в Ветхий Завет, возвращение к «образам» и «теням». Он исходил из Трулльского правила: «въображати по плотскому смотрению». И напоминал: «не подобает почитати образа паче истины»... Поэтому его не успокаивал ответ, что Христа пишут в Ангельском образе «по Исайину пророчеству» и два крыла багряны описуются по Великому Дионисию659. Ибо пророчества исполнились в Евангелии, и нужно писать Христа по евангельской истине, а не по пророческим предварениям, «да не умалится слава плотского образования Господа нашего Иисуса Христа». Возражения Висковатого открывают нам религиозный смысл русских споров о новых иконах. Здесь сталкивалось два религиозных мировоззрения: традиционный христологический реализм и возбужденное религиозное воображение. Именно против игры воображения и направлялись требования писать «с мастерских образцев» – это требование имело не только технический, но и религиозный смысл. Дмитрий Герасимов передает слова Максима Грека: «а кто де и захочет, емлючи строки от писания, да писати образы, и он бесчисленныи образы может составити»... Из комбинации текстов и возникали, по большей части, русские символические иконы XVI века. Сюда же относятся и иконы Премудрости... Очень характерно, что, хотя Новгородская икона Св. Софии становится одной из самых распространенных в XVII веке, споры о ней не прекращаются. Против нее резко возражает уже в конце XVII века известный справщик, чудовский инок Евфимий, – и по тем же основаниям, что были у Висковатого. Он требует историзма, возражает против «вымышленных подобий»... «Но приличнее мнится писати Святую Софию, рекше Мудрость, Воплощеннаго Христа Бога, якоже и пишется муж совершен, яков бе», – "и святых угодников Его... якоже кийждо хождаше на земли» («Вопросы и ответы» инока Евфимия, изданы Филимоновым в «Вестнике общества древнерусского искусства», т. I). Особая служба на Успеньев день с каноном Св. Софии является только в начале XVII века; составил ее князь Семен Шаховской660.

V. В иконописных подлинниках есть особая статья о Новгородской иконе. Это «сказание о образе Софии, Премудрости Божией» встречается и отдельно, в различных сборниках смешанного содержания XVI-XVII веков, в частности, в Толковых Апокалипсисах, что очень характерно. Любопытно, что оно вставлено (с явным нарушением связи речи) в пространную редакцию послания патриарха Луки Хризоверга к Андрею Боголюбскому661 (по Никоновской летописи662). Вообще, это «сказание» встречается в рукописях очень часто. К сожалению, отдельные списки не были до сих пор сопоставлены, и литературная история «сказания» остается неясной. По-видимому, оно было составлено в объяснение вновь написанной иконы, – всего скорее – в Новгороде. Это есть именно «толкование» иконы... Икона Софии объясняется как образ девства. «Образ Премудрости Божии, Софии, проявляет собою Пресвятыя Богородицы неизглаголаннаго девства чистоту; имать же девство лице девиче огненно»... «Сказание» видит в Ангеле символ девства, – «яко житие девственное со ангелы равно есть»... "Лице огненное являет, яко девство сподобляется Богу вместилищи быти; огнь бо есть Бог»... Предстоящие являют примеры девства, и, прежде всего, Богоматерь. «Елицы же девство хранят, подобятся Пресвятей Богородице. Якоже бо та породи Сына Слова Божия, тако и держащий девство рождают словеса детельна, сиречь и иных учаще к добродетели»... Еще Буслаев663 удачно назвал это сказание «поэмой о девственном житии»... Возникает вопрос об источниках этого сказания. С большим основанием можно предполагать здесь западное влияние. Апофеоз девства можно связывать с тем своеобразным аскетико-эротическим движением, которое с особою силой вспыхивает в немецкой мистике XIV века. Во всяком случае, очень показательно, что это движение было связано с символом или образом Премудрости.

Здесь, прежде всего, нужно назвать Сузо664, одного из самых замечательных мистиков позднего средневековья, имевшего исключительно сильное влияние в свое время. Сузо называл себя, обычно, «служителем Вечной Премудрости», и одна из его книг написана в форме диалога с Премудростью («Büchlein der ewigen Weisheit» или, в латинской редакции, «Horologium Sapientiae»665). Сузо основал «братство Премудрости» и составил для него особое молитвенное правило; он составил затем особую службу Премудрости. Премудрость для Сузо есть Христос, Сын Божий. Но созерцает он Премудрость под женским образом, как Возлюбленную, als ein lutseligu minnerin666. Конечно, это был библейский образ Премудрости. Но у Сузо он получает особую остроту. Сузо называют «последним миннезингером»667. И действительно, в его мистике повторяется вся эротика Миннезанга. Нежно говорит Премудрость к человеческому сердцу, чтобы привлечь его к себе, в женском образе, und redet zartlich im fröwlichem blide... Для Сузо символы становятся видениями. Свое первое видение Сузо так описывал в своем житии: «Она парила в высоте над ним, восседая на троне в облаках. Она сияла, как утренняя звезда. Она была подобна солнцу во всем его блеске. Она имела вечность своим венцом... И то, казалось ему, что видит он пред собою Прекрасную Деву, то это был благородный юноша... So er iez wande haben ein schön jungfrowen, geschwind van er einen stolzen jungherren... То говорила она с ним, как мудрая наставница, то как возлюбленная»... Сузо зарисовывал свои видения. Еще в молодости он сделал на пергаменте изображение Премудрости «в нежной красоте и возлюбленном образе» (in minnenklicher Schonheit und lieplicher Gestalt), и никогда не расставался с этим образом. Впоследствии он украшает миниатюрами рукопись своей автобиографии. Эти миниатюры повторяются в списках его жития и переходят в первые печатные издания его творений (см. аугсбургские издания 1432, Ant. Sorg. и 1512, Hans Othmar); они известны и в отдельных гравюрах. Он изображает Премудрость в царских одеждах и в венце, в руках держава, на груди сияют звезды... Иногда в виде ангела... Образ Премудрости у Сузо двоится. Это и Христос, и Богоматерь. Мистика Премудрости соединяется у него с культом имени Иисусова. Он вырезает у себя на груди это священное имя: IHS, и с радостью носит эти «язвы любви». Кстати заметить, и Сузо видел Христа в образе распятого серафима. Он видел свою душу в объятиях Христа. Он прочел на главе Богомладенца сладостное имя: Herzetrut, «друг сердца»... И, вместе с тем, он весь охвачен восторгом пред «нежной Царицей небес». Особенно торжественно празднует он день Успения, – «тогда бывает особая радость при небесном дворе»... Образ Премудрости становится для Сузо символом чистоты и девства, символом бесплотного и девственного брака, символом «любящей души» («minnende Seele»)...

Книги Сузо были в XV веке любимым чтением в немецких и фламандских монастырях; их читали даже больше, чем книгу «О подражании Христу»... И не было бы удивительно, если бы о его видениях узнали псковские иконники. Новгород и Псков были в постоянных и тесных связях с Западом. Это не были только торговые связи. Иначе было бы непонятно, как мог оказаться в Новгороде в конце XV века, при Геннадии, доминиканский монах Вениамин («родом славянин, а верою латынянин») в роли главного справщика библейских книг. Библейский текст в Новгороде в это время правят по Вульгате. В то же время, и несколько позже, здесь появляется ряд переводов с латинского (и с немецкого), – и сделаны они были «в дому архиепископли» и по владычнему повелению. Переводили и толковую Псалтырь Брунона Вюрцбургского, и «Rationale divinorum officiorum» Вильгельма Дурантия668, и полемические «против богоотметных жидов» сочинения Николая де Лира и Самуила Евреянина. Во всяком случае, западная книга не была здесь ни редкой, ни непривычной... Поэтому вряд ли насильственным является сближение Новгородского «сказания» о Софии с западной мистикой. Новое толкование ложится поверх старого. Традиционный образ Ангела великого совета открывается в новом свете. Возникает спор, «что есть Софей, Премудрость Божия»... В Новгороде, в конце XV века, после московского разорения, настроение было очень повышенным и беспокойным. К тому же кончалась «седьмая тысяща» лет, и ждали Второго Пришествия. Это было время очень благоприятное для апокалиптических видений. Не случайно с этих пор Апокалипсис становится почти настольной книгой в русском обиходе. Религиозная мысль выходит из четких граней византийского догматизма в область восторженных и возбужденных прозрений и созерцаний... И нужно прибавить, тема о девстве была тоже апокалиптического происхождения; ср. видения XIV главы «Откровения» (Откр.14:4: «Это были те, кто не осквернился с женами, ибо они девственники; это те, кто следует за Агнцом, куда бы Он ни пошел; они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу»...). С этим апокалиптическим мотивом вполне совпадала западная мистика «любящей души»...

VI. Киевская икона Св. Софии имеет явные западные черты. Она не старше самого конца XVII века. Во всяком случае, Павел Алеппский, проезжавший через Киев в 1654 г., еще не видал теперешней иконы. В иконостасе была другая икона Премудрости: «в середине иконы церковь с колоннами..., над церковью Христос, и Его Дух Святый нисходит на нее в сиянии...». Нынешняя икона написана и поставлена, очевидно, только при последнем восстановлении Киевской Софии, при митрополитах Гедеоне и Варлааме Ясинском, в конце 80-х и даже в 90-х гг. К тому же времени относится и тобольская икона Св. Софии. Это – иконы Богоматери. Богоматерь изображена здесь под видом Апокалиптической Жены, с крыльями орла великого. Она стоит на облаках, на серповидной луне. В руках крест и жезл. В тобольской же иконе еще и венчик из 12 звезд. Два ангела держат над главою венец (ср. Откр.12:1,14)... Это характерный западный сюжет, совершенно чуждый восточной иконографии. На Западе он становится известен с конца XIV века. И очень рано получает определенный богословский смысл, становится символическим образом Непорочного Зачатия, Immaculata Conceptio. Это богословское мнение, возведенное в Римской церкви на степень догмата только в XIX веке, уже с XIV века настойчиво проповедуется францисканскими богословами, одобряется на Базельском соборе669 и впоследствии с особенной ревностью распространяется иезуитами. Литература XVI и XVII веков, посвященная этой теме, с трудом обозрима. Однако она довольно однообразна. И постоянно мы встречаем в этих марианских книгах670 образ Апокалиптической Жены, обычно, в очень запутанных символических композициях. Этот образ становится символом предвечного девства. И, когда после Тридентского собора671 возник вопрос, можно ли «писать таинство Непорочного Зачатия» и как должно его изображать, обыкновенно, отвечали указанием на образ Жены, облеченной солнцем, венчаемой и почитаемой ангелами (ср., например: J. Molani. De historia imaginum et picturarum. Ed. princ. Lovanii, 1570; Card. F. K. Borromacus. De pictura sacra. Ed. princ., 1634). Как на образец, обычно, указывали на заглавную гравюру в книге: J. Clihtovii. De puritate Sanctae Virginis (editio princ., 1513). Уже в XV веке подобное изображение, обычно, в рукописях и затем переходит в гравюру. Очень любопытно, что нередко в этих изображениях делается ссылка на Притч.8:22, – стих о Премудрости (уже в 1492 г. у К. Гривелли, в Лондонской National Gallery, 906 («The Virgin in Ecstasy»672), – ut in mente Dei ab initio concepta fui, ita et facta sum673; ср. гравюру в «Heures a Pusage du diocese d'Angers, par Simon Vostré»674, 1510, надписи «Nec dum erant abyssi, et ego concepta eram»675...). Это было связано, конечно, с тем, что очень рано (может быть, уже с XII века) на службе в день Зачатия Богородицы, 8 декабря, полагалось «чтение» именно из книги Притч.8:22–30... Это предрасполагало видеть в Премудрости именно Богоматерь – «окончательную цель вечного совета», termino fisso d’eterno consiglio, как выразился Данте (Paradiso, 33,3).

Еще Лютер возмущался, как насилуют библейский текст, когда тексты о Премудрости относят к Богоматери. Богословы в таком толковании видели, обычно, только «применение» библейских текстов (adaptatio или accomodatio). Но мистики и проповедники были смелее. В XVI и XVII веках такое объяснение становится почти что всеобщим. Достаточно назвать П. Канизия и Корнелия а Лапиде, который в своих толкованиях на Священное Писание подводит итоги всей предшествующей экзегетике... Из этих ходячих католических представлений вполне понятно, как символическая икона Непорочного Зачатия могла оказаться иконою Софии...

Хорошо известно, насколько общепринятым было католическое мнение о Непорочном Зачатии Девы Марии у киевских богословов XVII века. Его защищает и развивает Антоний Радивиловский в своем «Огородке Богоматери» (ср. «Hortulus reginae» И. Меффрета), Иоанникий Галятовский в «Небе Новом», – на заглавном листе первого, черниговского издания этой книги (1677 г.) изображена Богоматерь, окруженная ангелами на звездном небе... Нужно назвать св. Димитрия Ростовского676...

Любопытно, что студенческая конгрегация Киево-Могилянской Академии праздновала свой годовой праздник в день Зачатия, и члены конгрегации должны были исповедовать и утверждать, что «Мария не токмо без греха действительного смертного или простительного, но и без первородного есть»... Все это заставляет думать, что киевская икона Св. Софии есть ни что иное, как изображение Непорочного Зачатия. Любопытно, что Сковорода677 в одном из своих стихотворений икону, подобную киевской (в «богословской школе» в Харькове), прямо называет «образом зачатия Пречистыя Богородицы» и заключает: «Победи сия! Христос в тебе вселится. Будь, как дева, чист: мудрость в сластях не местится», – vivere in impuro corde Sophia nequit...

* * *

630

Констанций II (Constantius) (317–361) – римский император в 337–361 гг.; поддерживал арианство; закрыл языческие храмы, запретил жертвоприношения.

631

Сократ Схоластик историк Церкви V в., описавший в 7-ми книгах события с 305 по 439 гг.

632

Григорий Чудотворец (ок. 213 – ок. 270) – отец Церкви, епископ г. Неокесарии; «апостол Каппадокии».

633

Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович) (ум. 1232) – архиепископ Новгородский, автор «Книги Паломник» о путешествии к святым местам.

634

Зиновий Отенский (? – ок. 1568) – писатель, монах, ученик Максима Грека; обличал Феодосия Косого и других еретиков.

635

Геннадий (?–1505) – новгородский архиепископ в 1484–1504 гг.; глава кружка церковных публицистов и переводчиков, участник составления первого в России полного текста Библии – «Геннадиевской Библии» (1499). Способствовал подчинению новгородского духовенства московской иерархии.

636

Праздников праздник и торжество из торжеств (греч.).

637

Текст надписи Флоровский, возможно, воспроизводит с ошибками, поэтому переводим, с долей вероятности, как «Премудрость кармунская».

638

[Христос], в Откровении пришедший, назван Ангелом великого совета (греч.) (Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, гл. IV).

639

Царство христиан (греч.).

640

Палеологи – династия византийских императоров в 1261–1453 гг., основана Михаилом VIII (никейский император с 1259 г.). Последний император – Константин XI, племянница которого Зоя (Софья) была замужем за Иваном III Васильевичем.

641

Вероятно, надпись прочитывается как «Святые София и Логос» (греч.).

642

Мудрость и Добродетель (греч.).

643

Пророчество (греч.).

644

Диоскорид (Dioscorides) Педаний (I в.) – древнеримский врач; по происхождению грек. В основном сочинении «О лекарственных средствах» систематически описал все известные медикаменты растительного, животного и минерального происхождения, сгруппировал свыше 500 растений по морфологическому принципу. Труды Диоскорида сыграли значительную роль в разработке систематики растений в XVI-XVII вв.

645

Открытие, вдохновение (греч.).

646

Премудрость Божия (лат.).

647

Святая София и семь искусств (лат.).

648

Деисус (от греч. δέησις – моление) – в средневековом, преимущественно, восточно-европейском, искусстве композиция, включающая изображения Христа (посередине) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Крестителя.

649

Лихуды Иоанникий (1633–1717) и Софроний (1652–1730) – деятели русского Просвещения, греки по происхождению, учились в Италии; с 1685 г. в России преподавали в Славяно-греко-латинской академии и в других школах.

650

Синекдоха (от греч. συνεκδοχή, букв. – соотнесение) – вид метонимии, название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот («пропала моя головушка» вместо «я пропал»).

651

Висковатый Иван Михайлович (?–1570) – российский дипломат, думный дьяк, печатник (с 1561 г.); первый начальник Посольского приказа, более 20 лет руководил внешней политикой России. В годы опричнины был обвинен в измене, казнен.

652

Василий III (1479–1533) – великий князь московский с 1505 г.; сын Ивана III. Завершил объединение Руси вокруг Москвы присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514), Рязани (1521).

653

Конха – полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических в плане частей (апсид, ниш и др.) зданий.

654

Макарий (1482–1563) – русский митрополит с 1542 г., писатель. Глава иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. В 1551 г. добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Руководил антиеретическими Соборами 1553–1554 гг. Редактор «Четей-Миней» и «Степенной книги».

655

Максим Грек (в миру Михаил Триволис) (ок. 1475–1555) – публицист, богослов, философ, переводчик, филолог. В 1518 г. приехал из Ватопедского монастыря на св. Афоне в Русское государство. Сблизился с церковной оппозицией; был осужден на Соборах 1525 г. и 1531 г. Оставил обширное литературное наследие: публицистические статьи («Стязание о известном иноческом жительстве», «Главы поучительны начальствующим правоверно»), философские и богословские рассуждения, переводы, статьи по грамматике и лексикографии. Канонизирован Русской Православной Церковью (1988).

656

Христос в образе серафима (лат.).

657

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266/1267–1337) – итальянский живописец, представитель Проторенессанса. Порвав со средневековыми канонами, внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1305–1308) и церкви Санта-Кроче во Флоренции (ок. 1320–1325) поражают внутренней силой и величием образов, тектоничностью композиции.

658

Пискатор (Piscator) Николас Иоаннис (собственно – Клас Янс Висхер (Visscher)) (ок. 1586 – 1652) – нидерландский издатель и гравер. Выпустил «Лицевую библию» (1650) с резцовыми гравюрами (по рисункам нидерландских художников).

659

Имеется в виду Дионисий Ареопагит.

660

Шаховской (Шаховской-Харя) Семен Иванович (? – 1654 или 1655) – князь, писатель; участник политической борьбы начала XVII в. (известен с 1606 г.), русско-польской войны 1632–1634 гг. Автор церковных сочинений, посланий, «росписи земель» Восточной Сибири, автобиографических записок и повестей о событиях начала XVII в. («Повесть книги сея от прежних лет», 1622–1624).

661

Андрей Боголюбский (ок. 1111–1174) – великий князь Владимиро-Суздальский (с 1157 г.), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово близ Владимира.

662

Никоновская летопись – общерусский свод XVI в. Компиляция многих источников по истории России. Составлена около 1539–1542 гг. В 40–60-х гг. XVI в. на основе Никоновской летописи составлен Лицевой летописный свод. Один из списков Никоновской летописи (середина XVII в.) принадлежал патриарху Никону.

663

Буслаев Федор Иванович (1818–1897) – русский филолог и искусствовед, академик Петербургской АН (1860). Труды в области славянского и русского языкознания, древнерусской литературы и фольклора, древнерусского изобразительного искусства. Представитель мифологической школы в русской науке, позже – школы заимствования (миграционная теория). Издавал древние рукописи.

664

Сузо (Зойзе) (Seuse) Генрих (ок. 1295–1366) – немецкий мистик, доминиканец, ученик И. Экхарта. Проповеди Сузо отличались поэтической образностью.

665

«Книжки вечной мудрости» (нем.) или, в латинской редакции, «Часослов Мудрости».

666

Здесь и далее приводим цитаты так, как они даны в первом издании статьи (видимо, не совсем точно).

667

Миннезингеры (нем. Minnesinger – певец любви) – немецкие рыцарские поэты-певцы; искусство миннезингеров возникло в XII в. под влиянием провансальских трубадуров. Воспевали любовь к даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы, стремясь согласовать светское рыцарское и религиозное миропонимание (Вольфрам фон Эшенбах, Гартман фон Ауэ) и даже выйти за рамки придворно-рыцарской поэзии (Вальтер фон дер Фогельвейде).

668

Бруно Вюрцбургский, или Реймский (ок. 1030–1101) – основатель Картезианского ордена, автор комментариев на Псалтырь и Послания ап. Павла.

Вильгельм Дурандий (Wilhelmus Durandus) (ок. 1237–1296) – канонист Западной Церкви; имеется в виду его сборник «Объяснение божественных установлений» (1286), где истолковываются римское каноническое право и месса.

669

Базельский собор – Вселенский собор Католической Церкви в 1431–1449 гг., сначала в Базеле, с 1448 г. в Лозанне. Пошел на уступки чашникам в области культа. Провозгласил вслед за Констанцским собором 1414–1418 гг. верховенство соборов над папой; однако папство отстояло верховную власть над соборами.

670

Мариана (Mariana) Хуан (1536–1624) – испанский историк, иезуит, профессор в Толедо (с 1574 г.).

671

Тридентский собор (Триентский собор) – Вселенский собор Католической Церкви, заседал в 1545–1547, 1551–1552, 1562–1563 гг. в г. Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547–1549 гг. в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами, усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Решения Тридентского собора стали программой Контрреформации.

672

«Экстаз Богоматери» (англ.).

673

Что в уме Бога было замыслом, то и стало (лат.).

674

«Часослов диоцеза Анже» Симона Вострэ.

675

Я родилась, когда ещё не существовали бездны (лат.) (Притч.8:24).

676

Димитрий Ростовский (Даниил Саввич Туптало) (1651–1709) – митрополит ростовский, писатель. Поддерживал реформы Петра I с условием невмешательства государства в церковные дела. Составил новую редакцию «Четий-Миней», автор пьес («Рождественская драма», 1702) и антираскольнических сочинений. Канонизирован Русской Православной Церковью.

677

Сковорода Григорий Саввич (1722–1794) – украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Автор стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов.


Источник: Христианство и цивилизация : Избранные труды по богословию и философии / Флоровский Г.В. Сост., вступит. ст., примеч. И.И. Евлампиева, В.Л. Селиверстова. - СПб. : РХГА, 2005. - 862 с. ISBN 5-88812-154-1

Комментарии для сайта Cackle