Глава IV. О лицах, совершающих Богослужение
Как в Ветхом завете для служения пред алтарем и принесения на нем жертв Бог учредил Иерархию, состоящую, из 3-х степеней: первосвященника,858 священников859 и левитов,860 так и в Новом завете Бог благословил отделить от общества верующих одну избранную часть людей, которую, по особенному назначению, преимущественно определяет на служение Себе. Эта избранная часть и составляет церковную Иерархию, о которой Апостол Павел, рассуждая о необходимости различных служений в церкви Христовой, спрашивает: еда вси Апостолы? Еда вси Пророцы? еда вси учители?861 Этими словами Апостол указывал на необходимые в церкви, особенные Богопоставленные лица, которым была предоставлена свыше благодатная власть совершать Богослужение и таинства и пасти стадо Христово. Теперь это Божественное право преподается правильно избранным лицам из среды верующих в таинстве Священства, и не усвояется, как было в Ветхом завете, исключительно одному племени. Лица, призываемые к священническому служению, обязывались и обязываются основательно и ясно знать свое звание, чтобы достойно ходить по нему, верно узнать уготованное дело служения Богу, глубже и тверже напечатлеть в своем уме и сердце высоту своего назначения и тем поощрять себя к святому прохождению своего звания, позвавшему Святому.862
О церковной Иерархии
Лица, имеющие благодать, право и обязанность служить в церкви, составляют церковную Иерархию, которая получила начало свое от Иисуса Христа и непрерывно продолжается чрез Архиерейское рукоположение,863 посредствуя между Богом и людьми и, по заповеди Спасителя, содействуя устроению спасения последних чрез отправление общественного Богослужения. Эта Богоучрежденная Иерархия разделяется на три Богоучрежденные степени священства. По мере того, как благодать священства, по изволению Божию, сообщается не в одинаковой мере, и таинство священства имеет три степени: 1-я и высшая Епископская, 2-я Пресвитерская и 3-я низшая Диаконская.
О божественном происхождении Епископской власти и различных её наименованиях
а) О происхождении Епископской власти известно следующее: Иисус Христос, совершив Божественное свое служение на земле, установив таинства и научив человечество поклоняться Богу духом и истиною, предоставил потом, как дальнейшее устройство церкви, так и видимое совершение Богослужения своим Апостолам и преподал им благодатную силу и власть священнодействовать, учить верующих вере и благочестию и управлять церковью. Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы, и сия рек, дуну, и глагола им: примите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся.864 Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается.865 Во имя этих повелений Господа Апостолы действительно священнодействовали, а потому и называли себя строителями тайн Божиих и служителями Нову завету,866 не письмени, но духу. Апостолы в свою очередь чрез рукоположение передали свою власть и все свои верховные Иерархические права особым лицам, известным им по высоте своих нравственных качеств, глубокому пониманию истин христианских, твердости в вере и способности к управлению,867 которые стали называться Епископами, что по словопроизводству с греческого языка, значит, надзиратели, а по первоначальному устройству церкви Божией на земле – предстоятели общества верующих, в Богослужении – полновластные и независимые раздаятели благодатных даров; так что без них, или без их благословения никакое Богослужение не могло быть признаваемо правильным. С таким полномочием в отношении Богослужения поставлен был Апостолом Павлом Тимофей во Епископа Ефесской церкви,868 Тит – во Епископа Критской церкви;869 Климент – Апостолом Петром для Римской церкви и другие Апостольские мужи. Эти Епископы в свою очередь преемственно передавали свою власть и полномочие другим искусным в Божественном писании мужам и требовали того, чтобы паства повиновалась им, как надзирателям в своей области, отличающимся от прочих степеней церковной иерархии и своим значением, и особым назначением в церкви. Св. Игнатий Богоносец870 (107), муж Апостольский, строго обличая тех, кои не слушают Епископов, пресвитеров и диаконов, замечает, что не слушающие их, не слушают самого Иисуса Христа, учредившего их для разных нужд церкви, и сами себя отлучают от неё. Он советует «законно избранного поставлять во Епископа в ту церковь, где нужен Епископ». Ириней (202 ск.), Епископ Лионский, ясно отличает преимущество прав Епископа и обилие в нем благодати, говоря, что пресвитеры получают дарование благодати от Епископов. Он выводит преемство Епископов и, их происхождение непосредственно от самих Апостолов. По словам Киприана,871 «постановление Епископов основано на Божественном законе и предано нам чрез св. Апостолов, которые первые приняли Епископство от Господа нашего Иисуса Христа. Апостолы, поставив, по духовном испытании Епископов, дали им притом и преемников, дабы, когда они почиют, другие, испытанные мужи, приняли на себя служение для того, чтобы чрез такое учреждение и последовательность в церковном чиноначалии переходило и сохранялось предание Апостольское и проповедание истины, так что все Епископы чрез последовательное рукоположение сделались преемниками Апостолов». В том же духе писали и последующие отцы и учители церкви,872 доказывая, что Епископы «не от себя, ниже чрез человеки сподобились получить служение, подобающее церкви, но как избранные от Господа Иисуса Христа и Бога Отца всех Епископов».873
О различном наименовании Епископской власти
Епископ иначе называется Архиереем, т. е., начальником Иереев, или Иерархом – священно-начальником. Но когда, с умножением христиан и церквей, умножились и Епископы; тогда для определения их взаимных отношений необходимо было одних из них поставить в зависимость от других. Отсюда произошли в древности разные названия Епископской власти, смотря по важности церковной должности, или по роду служения, именно: Патриархи и Папы (отцы отцов). Нам известны Патриархи: Римский, Константинопольский, Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, которым подчинены были Митрополиты и Архиепископы, а сами они, для сохранения единства во всех частях церковной жизни, были подчинены суду соборов. Первое имя – Патриарх присвоено было Архиепископу Александрийскому и Антиохийскому. Затем Епископ, владевший несколькими церковными областями, носил имя Экзарха, заведовавший главным городом в провинции – Митрополита,874 находившийся в селах и местечках – Хорепископа. Различие этих наименований Епископской власти состояло не в священнодействии, а в правительственной власти и в преимуществах церкви. В отношении же к Богослужению все Епископы имели одинаковую власть и обязанности.
Об обязанностях и правах Епископа при Богослужении
Епископы, как непосредственные во всем преемники Апостолов, получили чрез посредство высшее заведование делами, принадлежащими каждому в своей церкви, преимущественно высшее право касательно духовного благосостояния и нравственно-религиозной жизни пасомых, т. е., право учительства в церкви, священнодействия и управления ею. Еще Апостолы повелели Епископам пасти стадо Божие,875 надзирать,876 наставлять,877 бодрствуя о душах своей паствы. Отсюда возникает круг Богослужебных епископских действий. Апостол Павел дает Епископам, в лице Тимофея и Тита, право, по силе Святого Духа, священнодействовать и прежде всего рукополагать пресвитеров: руки скоро не возлагай ни на кого же,878 пишет он Тимофею. Для этого оставляет он и Тита в Крите, да не доконченная исправит и устроит по всем градом пресвитеры.879 Кроме того, Епископ обязан, по повелению Апостола, данному Тимофею, творить молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки: за царя и за всех, иже во власти суть.880 Поэтому в древности одни Епископы, по словам Игнатия Богоносца,881 имели преимущественное право совершать все таинства церковные, особенно Крещение и Евхаристию. «И не леть есть, пишет он, без Епископа, ни крестити, ни предложения творити, ни жертвы проскомисати, но еже аще кому возмнится, по благоволению Божию, твердо и известно все, еже аще творите, да будет. Никто же без епископа что-либо творит от подобающих, яже в церкви». Таинство же Миропомазания исключительно совершали над крещаемым, даже и с умножением верующих, одни Епископы. Пресвитеры же могли только участвовать в нем, помазуя освященным миром крещаемого с дозволения своего Епископа или в случае его отсутствия.882 Дионисий Ареопагит свидетельствует, что в его время пресвитеры, совершив над оглашенным Крещение, приводили его в Епископу, который помазывал его св. Миром и объявлял его достойным причащения Св. Таин.883 Свидетельство Ареопагита подтверждает св. Киприан, который, упомянув о возложении рук Апостолами на крещенных Филиппом, замечает: «сие и у нас ныне творится. Крещаемый приводится к настоятелям церкви, и чрез нашу молитву и возложение рук получает Св. Духа и печатью Господа довершается».884 Некоторые же священнодействия, на основании слова Божия и учения отцов церкви, как в первые века Христианства, так и ныне, исключительно предоставлены Епископу. Он один имеете право рукополагать во священника и в прочие церковные должности. Это право дано было Апостолом Тимофею и Титу,885 а Апостольскими правилами усвоено всем Епископам: «пресвитеров, диаконов и прочих причетников поставлять одному Епископу». Тоже утверждают и соборы, из которых, напр., Антиохийский постановил следующее: «каждый Епископ в своей епархии да поставляет пресвитеров и диаконов, и да разбирает все дела с рассуждением».886 «Пресвитеры, благоволением Отца, чрез преемство Епископства, получили непреложное дарование (χάρισμα) истины», говорит Ириней.887 Св. Златоуст поставляет право рукоположения отличительным признаком Епископства. «Между пресвитерами и Епископами не велико различие, ибо и они обязаны учить и пещись о церкви; только рукоположением Епископы преимуществуют пред пресвитерами».888 «Что совершает Епископ, чего бы не совершал пресвитер, кроме рукоположения», спрашивает блаженный Иероним?889 Епископу также предоставлено правилами соборов и узаконением исключительное право освящать жертвенник или антиминс и св. миро. «Совершение мира да не творит пресвитер», определили отцы Карфагенского собора.890 Кроме совершения всех таинств и всякого Богослужения, как-то: примирения кающихся, утверждения новорожденных в вере, освящения храмов, посвящения дев и вдовиц, Епископ наблюдает за неизменностью богослужебного порядка и один имеет право назначать, в особенных случаях некоторые обряды изменять, не нарушая сущности священнодействий, неизменно преданной от Господа, Иисуса Христа, и св. Апостолов. При совершении же всякого Богослужения Епископ благословляет народ обеими руками, осеняет его трикирием и дикирием, восседает среди храма и на горнем месте в известное время Богослужения, преподает таинство Евхаристии не только народу, но и священникам. Так как на Епископе главным образом лежит долг – наблюдать, чтобы в церкви сохранялась неприкосновенная чистота и истина учения;891 поэтому он должен знать, что в церкви проповедуется истинно, научая как простых верующих, так и пресвитеров. Апостол Павел заповедует Тимофею прежде всего научать вере будущих учителей веры, говоря: яже слышал еси от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити.892 В другом месте тот же Апостол пишет: проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением;893 дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори. Эти слова Апостола указывают на то, что Епископ есть главный учитель в своей церкви. Ему исключительно предоставлено надзирать за правым учением в церкви Божией, проповедовать здравое слово Божие. Одним словом, до 4-го века проповедь была достоянием исключительно одних Епископов.
О пресвитерской должности и её происхождении
Вторую степень в Божественной Иерархии после Епископов составляют пресвитеры. Имя пресвитера на языке Новозаветных писателей означает вообще старейшину, который, по изъяснению Кирилла Александрийского (412–444), превосходит других если не летами, то познаниями и властью. В этом общем смысле пресвитерами называли себя и Апостолы. Апостол Петр, заповедуя пастырям церкви пасти стадо Божие не нуждою, но волею, называет и себя пресвитером: старцы, иже в вас, молю, яко старец сый... пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею, и по Бозе.894 Так называет себя и Евангелист Иоанн в своих посланиях к избранной Госпоже и Гаию избранному.895 Но собственно имя пресвитера относится ко второй степени церковной Иерархии, подчиненной Епископу. Существование этой степени в Апостольской церкви, а следоват., и Богоучрежденность её не подлежит никакому сомнению. Апостолы, действуя во всем по воле и намерению своего Божественного Учителя, сперва сами рукополагали пресвитеров в основанных ими церквах. В Деяниях Апостольских говорится, что Павел и Варнава поставили пресвитеров в церквах Антиохийских и вручили им души своих учеников: рукоположше им пресвитеры на вся церкви, и помолившеся с постом, предаша их Господеви, в него же увероваша.896 Апостол Павел, как говорится в послании к Титу,897 оставил Тита в Крите: да недоконченная исправит, и устроит по всем градом пресвитеры. Епископу Ефесскому, Тимофею он заповедует: руки скоро не возлагать ни на кого же.898 Игнатий Богоносец, Еп. Антиох., наученный от Апостолов (ум. 107 г.), говорит,899 что «пресвитеры учреждены по воле Иисуса Христа». Св. Ириней, Еп. Лионский, учит, что «пресвитеры благоволением Отца, чрез преемство Епископства, получили непреложное дарование истины».900 Таким образом из вышесказанных свидетельств видим, что пресвитеры составляют особую Богоучрежденную степень Иерархии. Поэтому Православная церковь от самого начала и до ныне никогда не сомневалась в истине Богоучрежденности пресвитерского сана. В сане пресвитера прежде состояли: архипресвитеры, или периодевты901 (объезжающие Епархию для ревизии), Архимандриты,902 Игумены и Аввы. В настоящее время в пресвитерском сане состоят в монашеском чине: Архимандриты, Игумены, Строители и Иеромонахи; в белом духовенстве: Главные священники армии и флота, Протопресвитеры – заведующие духовенством придворным и военным, Протоиереи – старшие священники в причте, Благочинные – надзиратели благочиния в нескольких церквах, Ключари и Саккеларии903 – распорядители церковных церемоний и процессий в кафедральных и придворных церквах.
О правах и обязанностях Пресвитера при Богослужении
Права и обязанности пресвитера при Богослужении определяются отношением его к Епископам. Пресвитеры – это помощники Епископа. Их права с одной стороны те же самые, какие усвоены и Епископам, хотя принадлежат им не в такой обширности и полноте, как Епископам; а с другой – они должны совершат свое служение в зависимости от Епископа. Так, пресвитер, получая всю свою власть от Епископа чрез таинственное рукоположение, от него же получает власть учительства, которую обязывается выполнять со всяким тщанием и усердием: «Епископ или пресвитер, нерадящий о причте и людях и не учащий их благочестию, да будет отлучен», говорит Апостольское правило.904 Известно, что проповедовали, будучи еще пресвитерами, Августин в Иппонии, Златоуст в Антиохии. Иероним даже жалуется на обычай некоторых церквей заграждать в церкви уста пресвитерам, и называет его недостойным веры Христовой.905 Проповедание же слова Божия пресвитерами подлежало надзору и суду Епископскому. Поэтому Апостольское правило говорит: «пресвитеры без воли Епископа ничего да не совершают; ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».906 Епископ, в случае нужды, имеет право и вовсе запретить пресвитеру проповедовать. Так поступил, по свидетельству Сократа и Созомена,907 Епископ Александрийский, запретив пресвитерам своей паствы толковать Свящ. Писание, по случаю арианского учения, распространенного пресвитером Арием.
Вместе с правом проповедовать при Богослужении, пресвитеры получают от Епископа чрез таинственное рукоположение право священнодействия и совершения различных Богослужений. «Подавать Крещение, говорит Тертуллиан, имеет право первосвященник, который есть Епископ, а за ним пресвитеры».908 Тоже право усвояют пресвитеру и Апостольские правила: «аще кто Епископ или пресвитер крестит не по Господню учреждению, во имя Отца и Сына и Св. Духа, но в трех безначальных, или в трех утешителей, да будет извержен».909 О совершении таинства Евхаристии пресвитерами Апостольское правило повелевает так: «аще который пресвитер, презрев собственного Епископа, отдельно собрания творити будет, и алтарь иный водрузит, не обличив судом Епископа ни в чем противном благочестью и правде, да будет извержен, яко любоначальный».910 Если пресвитер имеет право совершать Крещение и Евхаристию; то тем более он имеет право совершать и остальные священные таинства, кроме священства, и все другие Богослужебные действия. Бл. Иероним (330–420) прямо утверждает, что «пресвитер все совершает, что совершает и Епископ, кроме рукоположения». Поэтому Ориген и Евсевий называют пресвитеров соепископами, сопредстоятелями, сослужителями, братиями. В подражание своим Епископам, пресвитеры как в древности, так и ныне, имели также свои седалища или кафедры при совершении Богослужения, которые в отличие от Епископских назывались вторыми. Григорий Назианзин (328 – ум. 391 г.), упоминая о своем посвящении в пресвитера, говорит, что отец его посадил его на второй кафедре.911 Константин Великий, повелевая Сиракузскому Епископу привести с собою на собор двух пресвитеров, пишет, чтобы он взял с собою двух со второй кафедры.912 Как Епископ, так и пресвитер имел и имеет власть благословлять, но только одною рукою низших себя служителей церкви и народ, причащать их, возлагать на кающихся, согласно с совестью и состоянием их, епитимьи.
О Диаконской должности и её происхождении
По порядку степеней в церковной Иерархии, за пресвитерами следуют диаконы. И эта степень Божественной Иерархии имеет свое происхождение от первых времен Христианства, непрерывно продолжаясь чрез Архиерейское рукоположение.
Имя диакона вообще означает служителя. В этом общем смысле диаконами назывались иногда и Апостолы. Во всем представляюще себе якоже Божия слуги (ὡς θεοῦ διάκονοι), замечает Ап. Павел,913 описывая подвиги проповедников Евангелия. Но собственно диаконы в Православной церкви составляют третью и последнюю степень священ. Иерархии. Божественное происхождение её доказывает писатель книги деяний Апостольских. Во днех сих, пишет Евангелист Лука, умножившимся учеником, бысть роптание Еллинов ко Евреом. Для прекращения беспорядков в церковной жизни поставлены были после молитвы и возложения рук914 над службою (за трапезами) семь диаконов, исполненных Святого Духа и премудрости. Апостол Павел, описывая качества лиц, вступающих на церковные степени, указывает вместе с другими и на должность диакона.915 Затем, приветствуя всю церковь Филиппийскую с служителями её, упоминает также и о диаконах: всем святым о Христе Иисусе, пишет он, сущим в Филиппах, с Епископы и диаконы: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.916 На основании этих свидетельств Св. Писания согласно признавали Богоучрежденность диаконского чина и мужи Апостольские. Климент Римский говорит: «Епископов и диаконов установили Апостолы, и вместе завещали правило для будущего преемства, чтобы, когда не станет этих, их служение и должность восприняли другие испытанные мужи».917 Святой Игнатий Богоносец утверждает, что диаконы утверждены не для того, чтобы прислуживать за трапезами и подавать чаши, но чтобы быть служителями церкви Божией и тайн Христовых».918 Из диаконов – высшим был Архидиакон, как старший диакон при Патриархе, иногда при Митрополите; Протодиакон – старший диакон в соборе, Иеродиакон – диакон монах, Иподиакон – служащий Архиерею при священнодействии.
Права и обязанности диаконов при Богослужении
Обязанность диакона при Богослужении – служебная. Он, по свидетельству блаж. Феодорита и свят. Златоуста, в случае отсутствия пресвитера, может даже и крестить, если младенец находится в опасности умереть.919 Но в присутствии Епископа или пресвитера диаконы, при совершении таинств, были только служителями, или, по выражению Киприана, слугами Епископства,920 помощниками и сослужителями пресвитеров.921 Климент Римский, повествуя о самом преподавании народу тела и крови Христовой, замечает, что диакон подавал чашу с произнесением слов: «это кровь Христова, чаша жизни», и принимающий отвечал: «аминь».922 «У нас, говорит Иустин мученик, описывая в свое время образ совершения Литургии, так называемые, диаконы дают каждому из присутствующих причащаться от благословенного хлеба и вина с водою, равно и к не бывшим относят».923 Но совершать само таинство диаконы не имели власти и силы по правилу 1-го Никейского собора, который даже воспретил преподавание чаши диаконами пресвитерам.924 Главною же обязанностью диаконов при Богослужении было – возбуждать верующих к молитве, указывать, какая часть Богослужения начинается, давать знать оглашенным, как им должно молиться, когда подходить к Епископу для принятия благословения и выходить из церковного собрания. Отсюда ведут свое начало известные возгласы диакона: «помолимся, помолитеся оглашении, вонмем, главы наша Господеви приклоним» и проч. Сами диаконы по особенной обязанности, им одним принадлежащей, назывались обыкновенно церковными вестниками.925 На диаконах лежала также обязанность смотреть за священными сосудами и вещами. Лаодикийский собор своим правилом определяет:926 «диаконы приготовляют священные сосуды для совершения Евхаристии, к которым не подобает касаться даже иподиаконам. Они принимали от народа просфоры для проскомидии, записывали имена приносящих, прочитывали их вслух всей братии927 и читали Евангелие. Постановления Апостольские поручают диаконам наблюдать за благочинием и тишиной в церковных собраниях.928 От того диаконы, как надзиратели за внешним порядком церковным, в тех же Апостольских постановлениях называются кормчими.929
Примечание. Нельзя не упомянуть при этом, что как в древние времена диаконы иногда присваивали себе незаконные действия при Богослужении, – напр., стремились предвосхитить власть приобщать свят. дарами пресвитеров; так в отечественной церкви они же незаконно восхищают некоторые действия при Богослужении, совершают без благословения священника всенародные Богослужения, напр., так называемые, обедницы, панихиды и утренние Богослужения. Между тем как им свойственно только отправлять такие Богослужения, какие может и мирянин именно те, в начале которых есть замечание: «аще иерей, глаголет: «благословен Бог наш», и мы глаголем: «аминь»; аще ли же ни, глаголем: «молитвами святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Такое начало имеют, так называемые, домашние каноны и молитвы. Остальные службы все начинаются благословениями священника и без него ни в каком случай совершаемы быть не могут. При тех службах, на которых нужно кадить, диакон не имеет права без благословения священника делать это, не получив благословения, когда по уставу сказано о благословении: «благослови, Владыко, кадило». Само облачение при общественном Богослужении диакон не иначе может надевать, как с благословения священника. Если теперь диакон ни облачаться, ни кадить, ни отворять врата без священника не имеет права; тем более он не может совершать общественных молений и разного рода Богослужений. Если диакону дозволялось в древности совершать Крещение над младенцем, то это делалось на том же основании и в том же виде, как это дозволяется и мирянину.
О церковнослужителях, их правах и обязанностях при Богослужении
К священнослужителям в древности и ныне принадлежать низшие степени клира: иподиакон, чтец и параномарь.
1) Иподиаконы – это лица, служащие при Епископе во время Богослужения. Происхождение иподиаконской должности древнее. О ней упоминается в творениях св. Киприана и в Апостольских постановлениях. Ученые относят происхождение этой должности к концу 3-го и началу 4-го века.930 Карфагенский собор определяет: «егда иподиакона посвящаеши, Епископе, да возложиши на него руце». Должность иподиакона состояла в древности и ныне состоит:931 в том, чтобы приготовлять облачение для Архиерея и облачать его; 2) – подавать ему дикирий и трикирий и умывальницу; 3) кроме того, в древние времена Христианства иподиаконы обязаны были хранить царские врата, чтобы никто из непосвященных не входил в них, а ныне, пред началом Архиерейского Богослужения, иподиаконы обязаны отворять царские врата и затворять их пред причащением; 4) выводить оглашенных из храма, а во время причащения стоять у входных дверей и наблюдать, чтобы никто, кому не дозволено, не входил в церковь.
2) О должности чтеца нужно сказать, что она, как особенная и низшая должность в клире, появилась в 4-м веке и состояла в чтении Священного Писания. На эту должность, как говорили выше, посвящали людей даже знатного происхождения и исповедников. На чтецов возлагалось также возжение светильников в алтаре и преднесение их во время совершения Богослужения пред священнодействующими в указанных случаях.
3) Должность же параномаря, иначе пономаря, состоит в охранении священных мест и в наблюдении за удобством приходящих. Эта должность, явившаяся с 5-го века, в древности состояла в сохранении и священных вещей. На него как на сторожа, или смотрителя возлагалась обязанность смотреть за местами, прославленными самим Спасителем, как-то: за Вифлеемом – местом Его рождения, за Голгофою – местом Его распятия, за Гробом – местом его Воскресения и за Горой масличной – местом Его Вознесения на небо. Эти места, как места священные и уважаемые христианскими поклонниками, требовали особенного надзора и стражи. Поэтому и параномари выделялись из народа, причислялись 1) к низшему клиру и посвящались в стихари, как лица прислуживающие церкви. Параномари были также сторожами священных сосудов и церковных архивов. В нашей отечественной церкви на параномарей возлагались самые низшие служительские должности: вносить просфоры в алтарь, вино и воду, фимиам и огонь, приготовлять и подавать священнослужащим кадило и теплоту, отпирать и запирать храм, наблюдать за чистотой в нем, особенно в алтаре, звонить к Богослужению в колокола. Для входа в алтарь и отправления в нем служебных обязанностей, параномарь, как и чтец и свещеносец, посвящается в стихарь.
* * *
Там же.
Правосл. кат. чл. 9-й.
Игн. Богон. к Спар. [Смир] § 8.
Кипр. пос. 28, посл. 29.
Тертул. de praescrip. haer. с. 32. Епиф. кн. 3 прот. ересей; Феодорит com. in phil. 1, 1. Клим. Рим. ва 1 глав. к Кор.
Клим. Алек. стр. 6, 7, § 7, 13; пост. Апост. кн. 7, гл. 46. кн. 8, гл. 35.
Истор. Евс. 11, 46.
2-е прав. Апост.
Посл. к Смир.
Амвр. бес. на посл. к Ефес. 4:11. кн. 3, гл. 16. Апост. пост. Август. (354–430) Quest ex. nov et vet. test.
Цер. Иер. гл. 4.
Epis. 75.
Пр. 9; Ник. соб. пр. 19.
Кн. 4, гл. 43.
Злат. бес. 15 на 1 Тим. гл. 3.
Посл. на Еван. Епиф. Epis. adv haeres lib. 3 t. 1. haeres 66.
Дион. Ареоп. о неб. Иер. т. II. ст. 221. in.Math. bibl. patrum. Сим. Солун. т. 22 стр. 759; св. Дам. в Богос. стр. 160; Пр. исп., ч. I. вопр. 109. Карф. соб. быв. 419–426 г.
Апост. пост. кн. 2. гл. 26.
Посл. к Филад. гл. 1.
Кн. 4. гл. 43.
Лаод. соб. 57 пр.
Слово Архимандрит происходит от греческого ἀρχὴ начало и μάνδρα ограда, пещера, стадо, и значить оградник, начальник стада. В Восточ. церкви это имя становится известным с 4-го в. в значении начальника над живущими в пещерах иноками; с 5-го века, как синоним игумена или настоятеля монастыря. В 12 в. в России Архимандриты отличаются от Игуменов большею властью и некоторыми знаками отличия в священнослужении, как-то: мантией со скрижалями и шапкой в роде Архиерейской митры, впоследствии – наперсным крестом с украшениями. С 1764 г. Архимандритам предоставлены монастыри 1-го и 2-го классов. Лаврами управляют Архиереи в звании священно-Архимандритов. (См. указ. Синод. ризницы преосв. Саввы ст. 3).
Сим. о свящ. гл. 207.
Прав. 58.
Epist. ad Hepotian. de vita clericorum.
Пр. 39. поcл. Ап. Пав. – 1Тим. 5:17.
Сокр. цер. ист. кн. 5. гл. 22; Созом. кн. 3, гл. 19.
О крещ. гл. 17.
Пр. 49. сн. пр. 47 и 50.
Пр. 31.
В своей жизни.
Евс. цер. истор. кн. 19.
1 посл. Клим. Рим. к Корин.
Посл. к Трал.
Терт. о Крещ. гл. 17.
Ер. 3.
Иуст. фил. Апол. 1, п. 85. 87.
Пост. Апост. кн. 8, гл. 13.
Апол. 2.
Пр. 18.
Kir. Syn. ep. LXVII. Самые гонители, по преимуществу, преследовали диаконов, как главных распространителей христ. веры.
Лаод. соб. пр. 21. Самое отделение, где хранились свящ. сосуды и вещи, называлось диакоником.
Кипр. пис. 9. Апост. пост. кн. 2. гл. 57.
Кн. 1.
Злат. бес. 24. на Деян. Апост. Границы участия диаконов при утрен. Богослужеб. действиях см. в 1-й гл. Гоарова Евхологиона.
Евс. кн. 6. гл. 43. Апост. пост. кн. 8. гл. 12. Карф. соб. прав. 5. Св. Кипр, посл. прот. 8. 20. 29.
См. Код. Феод. кн. 16 ст. 2.