V. Из «Тайны» письма (послания) к императору и иные документы
Послание 1
Помазанник Божий!
Благочестивый Царь
и Великий Государь,
радуйся!
От юности моея старался я работать Господу Богу и хранить святые Его заповеди: всей мудрости философской, ораторской и науке человеческой старался я изучиться, дабы Богу и Царю верою и правдою служить. Но яко суету и ко спасению неполезную (оную мудрость) и вовсе презрел, и искал премудрости Божией, и началом ея полагал страх Божий; поучался я в законе Божием день и нощь; сколько мог обрести, книги всех святых отцов и учителей Церкви я внимательно прочел; и по ним всячески старался я жить преподобно и праведно, все то исполняя словом и делом, чего требует от меня Бог, как от христианина, монаха и священника, – служителя Церкви по закону, по совести, по присяге. Восемь лет постяся и моляся и всячески благоугождая Господу моему, я, презрев страх людей, клеветы и поругания, имел в виду данную присягу служить Богу и Царю верно, правдою, и в оные годы сражался с тайными обществами, с отступниками, еретиками и карбонариями: и Господу, помогающему мне, всегда их одолевал тьмы, хотя Тебе, может быть, и неизвестно, – и как я много жертв от них отнял, и умыслы их знаю, и ничем их не прельщаюсь, то Господь меня безоружного и меньшего паче всех дал им в страх велик, и всячески (они) старались и стараются, как бы меня единого погубить, и дважды что-то смертное мне в пищу полагали, но я здрав и невредим, како был; отчего не ведаю, а служащий мне 8 месяцев страдал: Божиею же силою и тот жив еще. Враги сии Царя и Церкви и мои только сети мне ставили оные: клеветы, хулы и насмешки (о мне) делали, и тем иногда начальству в худом виде меня выставляли, но по милости Божией это я не считаю за болезнь никогда; я знал и знаю многие их тайны и злодейства, под видом наБожности и добра деемые, и молился Господу, дабы он меня сделал орудием в сии времена смутныя на пользу Церкви, Царю и отечеству.
И вот в 1823 году, в начале, Бог внушил мне поститься более прежнего, и постился я год и ожидал от Бога извещения, на что Он чрез пост меня готовит: чаял, что уже не к смерти ли я буду зван, – и чрез то прейду в горнее Отечество ко Отцу Небесному, Которого очень желает душа моя видеть и насладиться доброты Его; как уже год поста скончавался, повелел мне Господь сверх сил и обыкновения служить непрестанно Божественную литургию; и я с 9-го числа, освятив церковь новую, 1823 года, по 3 февраля 1824 года каждодневно служил 56 служб, молясь Богу о спасении Церкви, Царя и отечества, в продолжение коего служения было мне открыто еще в конце декабря, что Тебе крест болезни будет от Бога послан и что Ты будешь здрав, и мне Бог показал Тебя в видении, – и я утешился… Я тогда же писал и велел Тебя о сем известить, но исполнено ли было, не знаю. Наконец, я жребий бросил, помолився Богу, – и паде жребий: что, о Фотий, теперь тебе время ехать во град святого Петра и сражаться со врагами Церкви и отечества.
Вот я приехал (в Санкт-Петербург) и узнал многие замыслы тайные, сделанные в течение года и шести месяцев, которые я жил в монастыре. Еще заранее, в течение шести месяцев, я старался до Твоего сведения довести многие тайны, но не нашел человека, который бы служил верой и правдой из моих знакомых и к Тебе приближенных; одни были сами замешаны во всем, и первые еще, а другие были страшливы из мирских видов. Пребывая в сем граде полтора месяца, я вслед тайно за Госнером назирал и узнал, что он для приготовления революции умы вызван учить и всячески так огражден, что никто не смеет его и коснуться; он вызван потому, что из нашего духовенства правоверного никого не нашлось способного к умыслам.
Вдруг не мог (и я), противустав, открыть умыслы всех в том. Я довести непрестанно просил князя Голицына до сведения твоего происходящее, но тщетно; наконец, как плакал о грядущей опасности Церкви и отечеству, просил Бога, дабы Он Сам все сие, како ведает, устроил, открыл и до Твоего сведения довел путями необыкновенными; и вот что вследствие того случилось!
Сего 1824 года, марта на 30-е число, на Вербное воскресенье, было мне видение от Бога послано: предстал мне Ангел Божий во время дремания моего, разгнул книгу, имея в руках передо мною, и был глас с неба: «Зри и разумей!» И в сей книге нигде, ни сверху, ни снизу, ничего не было написано, а посредине только по обеим страницам в одну черту были сии слова: «Сия книга составлена для революции: и теперь намерение ее революция». Я же желал знать, что это за книга, и узнал в видении, что она есть книга «Воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению Духа Христова»; и повелено мне было, дабы я не умолчал, а открыл сие, кому следует прямо. Воспрянув от дремания, я почувствовал в себе, что уже я сам скрытную, загадочную книгу, воззвание уразумел; Бог послал духа видения, и я увидал немедленно пароль книги: и пренебрегая страх, я посылаю Тебе от себя по Божию повелению и книгу с моими замечаниями, и пароль ея.
Сверх сего я имею Тебе многие тайны открыть. Бог любит Церковь нашу, Тебя – Царя и народ, а потому заранее посылает меня Тебе открыть это, и может быть, как дух мне говорит, – за четыре года раньше все открываю; можно весь план разрушить революции; что же делать, – мне все открыто, все сие ведая, тайно содержи, как будто ничего не ведая; граф Аракчеев все может сделать: он верен и о нем мне открыто тогда, как я Тебя видел в видении; а если не возьмешь меры для отвращения, все узнав на бумаге и от уст моих, то такой план сделан, что, может быть, через четыре года и выполнится, если созреет все к тому. Чтобы весь вдруг план разрушить … двух человек от должности отдали: одного от Себя, а другого от службы. Знай, о великий Царь! что Господь все мне открывал прежде, и все впредь заранее откроет: никакой беды не будет, если Ты послушаешь Господа через меня, Тебе глаголющего. Бог мне сие открыл, яко служителю своему верному, а я Тебе открываю по данной мною присяге, яко раб верный Бога моего. У нас единая святая правая вера, а потому Бог и открывает нам, а не другим; знай о Божий слуга, Царь мой, о Христе любимый! Я ничего не убоюся служить верою и правдою, я знаю, кто мой Помощник и Покровитель: с нами Бог! Господь сил с нами! Сей мой Бог и прославлю Его; Бог отца моего и вознесу Его: славно бо прославися в нас и в нашем царствии в 1812 году и проч. Послушай Твоего Господа, о Царю! Ты Его знаешь и Его наместник на земле; я Тебе служу верно, яко Богу; Он в лице Тебя царствует; знай, что за веру, за Церковь, за Тебя, Царя, и за отечество смерти я не боюсь. Смерти мне не будет, а будет один переход к Царю моему Богу в небесные обители: служить Царю верно есть первое дело Божие нашей веры; я ближнего должен любить по Евангелию, но Царь первый и больший всех ближних моих, ближний отец и всех защитник.
О любимый мой о Господе и кроткий Царь! Если что услышишь от кого на меня худое, как то: клеветы и праздных людей пустые слова – не веруй: всякими мерами дьявол научает людей меня оклеветать, дабы Бог через меня не разрушал план врагов.
Буди в мире, радуйся о Христе; Господь с Тобою; Господь сокрушит врагов и сломит их оружие и щиты их сожжет огнем.
Господи, силою Твоею возвеселится Царь и о спасении Твоем возрадуется зело! Аминь.
Раб Бога и Господа Иисуса Христа о Дусе Святем
Служитель Св. Церкви верно-верноподданный Царю,
последнейший, но правоверный архимандрит Фотий
12 апреля 1824 года
P.S.: Граф Алексей Андреевич Аракчеев – верен, хотя я и не видал его никогда, а знаю по сердцу; и обер-полицмейстер верный о Господе слуга. Других я мало знаю – по должности и приближенных к тебе. Впрочем, есть такие рабы Божии у тебя и в сем граде, – кои как Ангелы святые, и о коих радуются Небеса30. Знай, что тебя народ весьма любит всею душою: и никому не верь, если кто скажет, что есть люди, тобою недовольные: есть карбонарии, но и тех токмо двух лишив службы, истают и все яко воск.
Царь и великий Государь! Будь уверен, что доселе меня подкупая – и честьми, и всяко, – никто не подкупил. Да если и диавол в лице Ангела пришел бы убеждать, – не убедил меня от верности и правды отстать: а страхов и смерти я не боюсь. Кто мя разлучит от любви Божией, – от той любви, коя есть служить Богу и Царю, Церкви и отечеству верою и правдою?
Радуйся, о Царю, что Ты имеешь много везде служить готовых Тебе верою и правдою, не токмо по совести и по присяге, но и по любви к Богу и Тебе, имеешь же в Своем царстве и содержащих крепко веру Христову, православную, Святую. Ты видел и верность, и любовь, и силу народа Своего в 1812 году. Господь с Тобою!
Послание 2
Помазанник Божий!
В наши времена во многих книгах говорится и многими обществами и частными людьми возвещается о какой-то новой религии, якобы предустановленной для последних времен. Сия новая религия проповедуется в разных видах, а именно: то под видом какого-то нового света, то нового учения, то пришествия Христова в Духе, то соединения Церквей, то под видом какого-то обновления и якобы Христова тысячелетнего царствования; то внушается под видом какой-то новой истины. Все это есть, только в разных видах, отступление от веры Божией, Христовой, апостольской, отеческой, Православной, о чем святой апостол тако воззвал: Дух явственно глаголет, что в последние времена отступят от веры внемлюще духовом лестчим и учениям бесовским (1Тим. 4:1) и проч. А святый Ипполит то все называет всемирною вражиею диавольскою прелестию: и иначе называет лукавых человеков прелесть и злосовестие. Святый Ефрем Сирин говорит, что все то будет орудием, коим змий бесстудный и лукавый хочет возмутить всю поднебесную и вложить страх и пренебрегание и лютое неверование в сердца человеком и проч. И паки говорит он: «По попущению св. Бога приемлет власть Антихрист прельстить мир весь: зане умножися нечестие в мире, везде и повсюду злая содеваются; а потому Пречистый Владыко духом лестчим хощет искусить весь мир, за нечестие их послабить. Понеже тако сами человеки восхотели от Бога отступить, а неприязнь приять и всяким образом учения (т.е. нового ложного и испорченного) прельстить весь мир в смерть. Сего ради и Господь во святом Евангелии говорит нам: блюдитеся, да никто же вас прельстит (Мф. 24: 4).
Что же значит слово: прельстить? Отвечаю: сатана и диавол лукавый, древний змий, льстец под видом добра прельстил в раю Адама и Еву и навел смерть и грех на весь род человеческий; сей диавол под видом добра, взяв слова из Священного Писания, дерзнул приступить в пустыне и ко Господу, искушая Его и прельщая; сей диавол на основании также Священного Писания умел прельстить многих еретиков, как-то: безБожного Ария, Нестория, Евтихия и проч., и также Магомета, коих до того прельстил, ослепил, что они смущали вселенную, называя себя посланными от Бога и тако вводили новую религию, новое учение, новую какую-то истину, новую веру, и все свое нечестие и мудрование старались основывать на Священном Писании. Сим лукавым образом свои толки ложные распространяли, усиливали, имея себе защитников и последователей. Сей-то сатана и диавол, змий безстудный, и в последние времена умыслил смутить всю поднебесную, развратить всю землю, прельстить человеков, а особенно христиан всяким образом, на основании учения аки бы христианского и под предлогом аки бы великой пользы умыслил вводить отступление от Бога то нелепым соединением Церквей, то вводить новую какую-то религию, новое какое-то христианство, хуля же и осмеивая чистейшее, святейшее, первых времен христианство, отвергая учение святых отец, уничижая святые Вселенские Соборы, поругая всякое благочестие Церкви Христовой, непорочнейшей в существе своем доселе, коея все мы верные чада и Ты, наш благочестивейший Государь! Для сего враг и прелестник диавол, яко тать, вкравшись около восьмого века от Рождества Христова в неких из чад Единой Святой и Апостольской Церкви, желая отторгнуть часть некую от единства, – и вот первое видное, хотя и частию малою, но сделалось отступление от веры в Западной Церкви; за ея же грех отступления от веры малою частью, по попущению Божию, несколько веков спустя и от нее самой отступление сделалось при Лютере по многим уже частям; а по сем еще в некоторых горшее сделалось отступление от веры к неверию, от благочестия к нечестию; а от сего последнего студенца, т.е. от тяжкого отступления от веры, какого можно было ожидать добра на земле? Ужасы сии в очах наших! Иллюминатство, масонство, злейшие методисты и крайнее нечестие под видом нового мудрования гордостно силятся выступить и явиться свету и возмутить всю землю.
Вот какая новая религия возвещается в наши времена! Истинно можно сказать, что это новая религия, а не старая: она так в существе своем лукава, льстива, худа, нечестива, беззаконна, буйна, безумна, безБожна, что никогда от начала мира во всех древних языческих религиях не было злее новой. Она новая религия неслыханная по нечестию, и где не может действовать она через лукавство и прелесть, там всем повсюду грозит везде революцией, ужасами и потреблением. Новая религия, не имея никакого добра в себе, она всякое добро Божие хулит, а посему хулит и порицает всякое христианство, сущее на земле доселе, вечные законы, предания Церкви нашей, богослужения наши до такой степени безумия, что многие книги изданы и напечатаны и в нашем отечестве против всякой власти, а особенно царской, и против Церкви и ее служителей верных. Сия-то новая ложная религия, ожидаемая и предуставленная аки бы для последних времен и хотящая быть всеобщей, но вовсе противна вере Христовой, сия новая религия во грядущего Антихриста (крайнего отступления от веры), мерзости запустения, религия, дышащая единой революцией, жаждущая кровопролития и исполненная духа сатанинского – есть прелесть вражья и дьявола, коей суть ложные пророки, ложные апостолы, ложные предтечи и лжеучителя, исказители веры и Св. Писания. Юнг-Штиллинг, Эккартгаузен, Гийон, Бем, Лабзин, великое число методистов, гернгутеры, квакеры, Госнер, Фесслер и проч.; учение их нечестивое вполне хранится в сектах: павлианцах, духоборцах, молоканах и проч. Ядом сего учения отравляются юные умы и сердца. Цель же всего того та, чтобы всяким образом отвлечь от истинной веры, испровергнуть алтари и престолы, внушить отвращение ко всем властям, а особливо царской и священной. Ибо обе сии власти, одна помазанная от Бога на царство, а другая на священство, так тесно между собой соединены, что нельзя, не поколебав сперва власть Церкви, поколебать власть царскую, самодержавную; а как Сам Бог глаголет: Мною царие царствуют и сильнии пишут правду, то против властей всякое общество, всякое учение, всякое действо может ли быть не безБожие? Это все скрывается в последователях новой религии, коих плоды Европа уже видела и видит. Мы же, христиане Единой Святой Восточной Церкви, от коей прочие отпадали, содержим ту же веру Христову во всей целости, которую Господь передал Своим апостолам, а от них перешла к святым отцам, на святых Вселенских Соборах утверждена, всеми веками оправдана; та единая вера в нас, и ту исповедуем, и по правилам ее милостью Божией Цари наши помазуются и приемлют Святаго Духа.
Помазанник Божий! Убо да воскреснет Бог и десницею Твоею и духом на Тебе сущих, – да расточатся враги Бога, – отцев наших, противник Господа нашего Иисуса Христа, хульники Святаго Духа, последователи новой вражией прелести, лютого неверия Антихристова; и яко исчезает дым, да исчезнут со всем ложным учением от лица земли нашея!
Ты же с Богом в мире царствуй и радуйся вовеки!
Раб Бога и Господа Иисуса Христа о Дусе Святе,
служитель Святой Церкви, верно-верноподданный Царю,
последнейший архимандрит Фотий.
12 апреля 1824 года
Послание 3
Радуйся!
Господь с Тобою!
Мир Тебе о Христе Иисусе!
Господь, воздвигая меня на помощь Церкви Святой, доставил мне к тому и способы многие: я, весьма пользуя многих пищею духовною, отнимаю у них яд, коим и себя и других могли б умертвить: коих я успел, – тех и обратил на путь спасения. А коих не успел если доселе обратить по малости времени, как знаком я, – то впредь надеюсь обратить. Со всеми я обращаюсь, и все в пользу Церкви и отечества извлекаю. Ни клевет, ни насмешек, ни угроз я не боюсь: с нами Бог!
И ни один человек не может так законно и свято все открыть, выведать и сообщить тебе, как я: я от врагов, от духовных детей, и от знакомых, от книг, от прочих всех средств все могу приобретать, и тебе тако весь план вражий показать, другу не дружа и врагу не мстя.
1. Список масонов посылаю при сем, а другой большой и высших лож доставлю вскоре.
2. Вредные книги, секты, расколы, безБожники, карбонарии и преступники многие под протекцией тех, о коих я говорил; иначе б и умножаться не могли.
3. Почты, скорее всего, нужно отнять – отдать другому вернейшему. И если сто клятв даст в верности на будущее время, не следует веры иметь.
Многими годами плод злых дел дознан: и теперь нужно взять осторожность. Тысячи людей дороже одного.
4. Вчера тысячную часть Тебе я сказал из всего, что нужно сказать было.
5. Я совесть мою, яко святителю Божию, митрополиту (Серафиму) открываю, и что можно, ему говорю тайно: а Тебе все открываю – и открою. Если бы Ты 1000 нарядил человек уведать правду и тайны, то они бы сотую долю Тебе в сравнении со мною не могли б открыть.
Я Тебе, о Царь, и Богу, отечеству и Церкви служу верою и правдою по закону, по совести, по любви, по присяге.
Мое дело Тебе открыть, – а Твоя святая воля все делать.
6. Не дивись великому знакомству моему, – тако Господь все устроил на пользу Церкви Святой; и где чего по человечески я не могу дознать нужное, так Бог открывает мне.
7. Господа ради, о Божий слуга, кроткий и смиренный, Ангел Ты Господень в теле сем, умоляю Тебя, – уверен буди в любви Твоих подданных и знай, что в одной России только благочестие и более правды.
И вот секрет от опыта: очень-очень мало военных, а более статские бездельничают: и потому на тех особенно и внимание обращать нужно.
Мир Тебе от Господа: радуйся о Дусе Святе.
С нами Бог! Радуйся!
Верно-верноподданный, последнейший – яко Богу
Тебе свято служащий в духовном звании Фотий
21 апреля 1824 года
P.S.: Никому не говори, что Ты меня видел: и впредь, если будет угодно, тайно принимай; единожды потеряешь меня, более не обрящешь другого. Мне Господь все способы дал разрушить и предусмотреть весь план зла – оком веры назирая.
Список масонов
Иностранные: Нилль, Патерсон, Венинг, Шуберт – директор Петропавловской школы, Генлет – директор Одесского лицея, Шмит, Гендерсон, Госнер.
Русские: Поповы два брата, Ястребцов, переводчик «Воззвания» и правитель дел в Комиссии духовных училищ; Сторов и Прянишников, помощник секретаря Библейского общества.
Послание 4
Помазанник Божий!
Слуга Господень!
Царь милостию, кротостию, мудростию
и силою, и славою свыше осененный!
Господь с Тобою!
Радуйся о Дусе Святе
и царствуй вовеки!
Раб твой, служитель же Св. Церкви Божией служит Богу и Тебе, Царю, Церкви и отечеству верою и правдою по закону Божию и гражданскому, по совести, по любви евангельской и по присяге. А потому на вопрос Твой: как пособить, дабы остановить революцию? – молился Господу Богу, и вот что открыто, только делать немедленно. Способ весь план уничтожить вдруг, тихо и счастливо, есть таков:
1) Министерство духовных дел уничтожить, а другие два отнять от настоящей особы.
2) Библейское общество уничтожить под тем предлогом, что уже много напечатано Библий и они теперь не нужны.
3) Синоду быть по-прежнему и духовенству назирать при случаях за просвещением, не бывает ли где чего противного власти и вере.
4) Кошелева отдалить, Госнера выгнать, Фесслера изгнать и методистов выслать хотя главных.
Провидение Божие теперь более ничего делать не открыло. Посылаю при сем план. Повеление Божие я известил; исполнить же в Тебе состоит; с Тобою дух премудрости и силы, державы и власти. От 1812 года до сего 1824 ровно 12 лет: Бог победил видимого Наполеона, вторгшегося в Россию: да победит Он и духовного Наполеона лицем твоим, коего можешь ты, Господу содействующу, победить в три минуты чертою пера. А вся сила духовного Наполеона в четырех пунктах состоит.
Радуся, спасися! Господь с Тобою! Царствуй вовеки с Богом! Аминь.
Раб Бога и Господа Иисуса Христа о Дусе Святе
ревнитель Св. Церкви верно-верноподданный Царю,
последнейший, но правоверный архимандрит Фотий.
29 апреля 1824 года
Послание 5. Записка («тайна») о фесслере
Фесслер, бывший римско-католический монах в Австрии, бежал из монастыря, принял лютеранскую ересь и в Пруссии сделался преобразователем масонства, дабы под сим предлогом учредить новый орден самого злейшего иллюминатства. В то самое время, как он привел план сей в действо, иллюминаты, в Петербурге находившиеся, прославили его великим знатоком еврейского языка и Сперанский вызвал его сюда и определил учителем в Духовную академию.
Конспект, им представленный Комиссии духовных училищ, его обличил. Преосвященный Феофилакт (Русанов) показал в нем весь иллюминатский план, Фесслер выгнан из Академии к шурину Сперанского Злобину в Саратовскую губернию, где несколько лет распространял свое учение. Лет 7 тому назад канцлер граф Румянцев, увидев его там, испросил дозволения вернуть его сюда (т.е. в Петербург). Фесслер, приехав, не смел отвергать своего нечестия, не смел отвергать, что здесь учредил он ложу «Полярная Звезда», избраннейшим членам которой преподавал он всю систему своего иллюминатства (ибо в 9-ой только степени открывал он всю тайну Антихриста). Но он выдумал следующую сказку своего обращения Кошелеву и князю Голицыну. Он рассказывал им, что, читав несколько раз Библию в Саратовской губернии, вдруг уверовал… Тщетно человек, бывший жертвою его нечестия, предупреждал, что должно его опасаться, что он ничего святого не имеет. Его определили епископом. Он составил свою религию, соединив обряды иудейские с латинскими и протестантскими, и открыто отправляет ее в губерниях, ему преданных.
26 апреля 1824 года
Послание 6. План разорения России и способ оный план вдруг уничтожить тихо и счастливо
1) Есть в Европе, в немецких землях и в других народах, секта иллюминатов – злейших раскол, инде даже под именем и истинных христиан называющаяся, иначе сказать, есть общество Антихристово, скопище из всех сект. Оно согласно с жидами содержит год от создания мира вместо 7333-го церковного христианства – 5824-й. И противно Священному Писанию, Символу Веры и учению Св. Церкви верует, яко аки бы скоро будет Пришествие Христово и будет Царствие Его на земли, чего последний термин если не ранее, то не позже как 1836 год; а потому полагается 1000 лет аки бы Царствию Христа на земли, а после онаго Царствия выдуманного аки бы 164 года дается для разрешения сатаны: а весь счет годов в тайных обществах 5836 (от создания мира, который будет в 1836 году). И как ныне вольнодумного общества от создания мира год 5824, а наш христианский, от Рождества Христова, 1824, и до 5836, а по-христиански до 1836 (а по-церковному – от создания мира до 7344) остается ждать только 12 годов, то вышеозначенное общество, верующее во Антихриста, общество карбонариев, всячески старается к 1836 году сделать приуготовление, аки бы к учреждению единаго Царства Христова. Ибо в 1836 году замысл есть, что уже все царства, Церкви, религии, законы гражданские и всякое устройство должны быть уничтожены, и должна аки бы начаться какая-то единая в сем мире новая религия – едино стадо, единое царство, и должен быть аки бы единый какой-то царь, коего столица предназначается быть во Иерусалиме. По мечтанию общества сказуется, что аки бы тот царь будет Христос. Это всегубительный пароль! Но скопище разбойническое под именем истинных христиан, считая прелесть и обман за истину, всеми средствами силится разрушать все религии, расстраивать устройство государств, испровергать власти властями, вооружать христиан друг против друга, вводить всякия новости, учреждать конституции и чрез все то разливать всюду дух революционный до того, чтобы всем все христианское и государственное омерзить и чрез то заставить всех принять единое царство единаго какого-то царя-самозванца. Для сего все к тому направляется под видом добра и религии во всех царствах. Так-то сатана и диавол многих воодушевил и прельстил на зло.
Имущие разум Божий ясно все то зрят и неутешно рыдают.
Се горе великое грядет!
Блажен, кто возмет меры осторожности! Время еще не ушло. Всемирная прелесть грядет! Блюдите, да никто же вас прельстит (Мф. 25:4). Вот где сии особенно прилично сказать слова Господни.
И дабы удобнее достигнуть цели своей, общество имеет своих комиссионеров: оное злодейское общество, или Братская гернгутерская церковь, состоит из меннонистов, сепаратистов, методистов, и из всех сект после реформации собрано во един союз, в одно общество, и называется церковь Филадельфийская, т.е. братолюбская.
2) По влиянию сего общества, особенно слывущего под именем иллюминатов, на весь мир, из числа комиссионеров, от сего общества посланных для замыслов всюду и в России, есть особенно еще в живых Род. Кошелев.
Он в России есть глава всех под видом наБожности злых направлений в религии и в государстве, яко иллюминат и клятвенный враг престола и алтаря.
Он поймал в руки кн. Голицына, прельстил его под видом наБожности все делать для предуставленной цели; а дабы совокупно действуя, родить реформу, конституцию, и, так сказать, раскопать основы Церкви, подрыть тайно и неприметно престол самодержавия и довести до того Россию, дабы и она не только не могла, расстроять, противиться учреждению всемирного какого-то царства, но дабы ее завлечь даже и в пособие к тому паролями разными.
3) Но как духовенство российское многочисленно и сильно, а особливо Синод, а потому оное могло всячески не токмо препятствовать реформе и прочим замыслам тайным, но даже могло вовсе никаких средств подавать к тому, то дабы ослабить духовенство, ввести несогласие, новости, секты, противные понятия религии и государству, скрытно и постепенно смешать религию нашу с другими, вот каким-то образом и внушено ввести: Министерство духовных дел, которое, так сказать, связав руки и ноги духовным, всех держа яко на цепи премудрых и святых пастырей и учителей, наносило, наносит и силится наносить удар в сердце России. Оно своими путями все противное Церкви, государству вводит, принимает и покровительствует; а духовные, яко подначальные, из разных причин затворили уста, и никто правды сказать не смеет, а кто препятствовал, те уже во гробах лежат по гонению.
И все это от помазанника Божия, яко Ангела Господня кроткого и доброго, есть тайна. Благочестивый монарх! Отри слезы о тебе молящегося духовенства российского! Обрадуй сердце Церкви – кому дана власть проповедывать слово Божие, тот и проповедует его во имя Бога нашего Иисуса Христа в Дусе Святе.
4) А дабы нанося удар, яко сердцу России, вере, в то же время нанесть и телу России, т.е. гражданскому устройству и царству, смешать религию с ложным просвещением и просвещение с религиею и чрез то исказить и религию, и просвещение, и чего нельзя ввести чрез религию, то дабы ввести чрез просвещение и таким образом все направить к единой цели – к уничтожению всех религий и всех царств, – Министерство духовное всех религий христианских, и даже жидовской и магометанской, смешивающее все религии воедино, соединено еще вместе с Министерством просвещения и подделано одному тому в руки предать все такому лицу, которое уже ко всем замыслам тайным приуготовлено и соглашено, а отсюда вот какое ужасное зло происходит!
1) Во св. религию Христову и в Церковь вводятся новые расколы, толки, дабы поскорее дать всем другой образ мыслей, и внушается, что вот в 1836 году для всех какая-то грядет учредиться религияя, какая-то Церковь новая, иерархия, царесвященство: и новое всемирное царство какое-то, аки бы теократическое, или богоправление под именем Царствия Христова на 1000 лет; да в том мечтается аки бы и сбудется слово Господа: и будет едино стадо и един пастырь (Ин. 10:16).
Это злейший ков – неслыханное заблуждение и пагубнейшее! Но это всюду внушается и всячески распространяется!
2) А для сего многими злонамеренными распространяется и под видом Библейского общества, которое внушено установить во всех государствах; а дабы не разногласить в действиях, сообщение придумано под видом наБожности для одной же цели. И кто же? Миссионеры учреждали, учители и толковники Библии суть многие, методисты и проч. такие злейшие отступники от веры, что не токмо Восточная Церковь и Католическая Западная, но и Лютеранская их отвергает.
3) В пособие к тому сверх методистов противу веры Христовой и всех христианских религий, противу правительства Министерство духовное, забрав всю власть духовенства, дозволяет издавать книги нового толка для единой злой цели и по Министерству просвещения дозволяется вредные книги выпущать, и выпущены под предлогом духовных:
1) Раскола, бывшего на западе в XVII веке под именем «квиетизма» – книга г-жи Гион: «Размышления на Евангелие, на Послания, на Апокалипсис» и проч.
2) Штиллинга, не содержавшего никакой веры, между прочими издана книга: «Победная повесть», толкование на Апокалипсис, в коей книге Восточная Церковь, Западная и даже Лютеранская не истинными христианскими называются, а какая-то новая Гернгутерская церковь. Оная книга есть руководство все религии уничтожить и власти испровергнуть.
А книга «Воззвание», в 1820 году изданная, есть повсеместный зов, что делать все то время настало, не щадя ничего священного и самых царей не страшась. И прочих подобных книг многия тысячи выпущено, особенно со времени Духовного министерства, соединенного с просвещением.
Министерство духовных дел рассылает книги опасные, яко начальство, уже к подначальным архиереям и прочим духовным лицам, в академии, семинарии, училища.
Министерство просвещения подначальным по просвещению посылает, как то: 1) попечителям университетов и проч.; 2) в институты; 3) гимназии и прочие учебные заведения. И кто сильному начальнику может противустать? И волею и неволею всяк приемлет книги противу веры и правительства.
5) В сем случае почты могли бы препятствовать, видя явное зло; но тому же лицу и министерство почт вручено. А посему служащие при том, яко подначальные, исполняют долг, рассылая книги; и чрез сии-то почты для единой цели сообщение есть умысл с другими державами.
Страшная измена Церкви и государству втайне!
6) Могли бы еще подначальные, и особенно попечители, противустать и не принять противного законам, но в сие достоинство возведены многие из единомысленников, как то: в С.-Петербурге – Рунич, в Москве – Оболенский, в Харькове – Корнеев, в Одессе – архимандрит Феофил и проч.
7) А как Министерство состоит из многих лиц, то для содействия по Министерству духовных дел есть Тургенев, по просвещению – Попов, и подобные сотрудники и единомысленники во всем.
8) поскольку из российского духовенства нет особ столь безумных и способных к умыслам, каковые весьма нужны, то первый карбонарий вызван из немецких земель: Госнер в С.‑Петербург, Фесслер из Пруссии, и послан в Саратов и Сарепту насадить рассадник для злодейства за глазами правительства; в отдаленные же места России посланы методисты и проч.
Все это известно Министерству духовных дел и угодно, что делается.
9) Для сего-то намерения был в покровительстве Лабзин, Татаринова, Криндер, поп-еретик Линдель, Патерсон и проч., и еще какой-то поп-еретик для того созван и живет у А.Т.I . и составляет ложное пророчество, которое поправляет Кошелев.
10) Дабы правительство не вдруг усмотрело, то действия зла всеваются в отдаленных губерниях: на Дону, в Сарепте, Саратове, Воронеже, Тамбове, Астрахани и в проч. местах.
11) Для сей же цели, под ведением того же Министерства просвещения типографии и цензуры содействуют. Есть часть единомысленников и в том: Греч – первый злодей с сей стороны и Тимковский, да еще и тайное у них печатание иногда бывает. Это злейшее зло в тайне.
12) Чрез троякое Министерство в руках одного все ереси и дух реформы и революционный так сильно и так быстро распространяются, что в ужас многих приводят.
13) Дабы унизить одно токмо слово Божие, которое в церквах с благоговением почитается и на престоле полагается, предписано продавать даже с микстурами в аптеках и склянками; а коль худо на разные языки переводится Библия, то на греческий язык англичанами переведенная Библия (слышно было) от Константинопольского Патриарха посреде двора сожжена.
14) Другие многие черты из плана реформы и уготовляемой революции (если не возьмем меры осторожности) я здесь молчанием прохожу; довольно уже и сего знать.
Пособия необходимые и полезнее
всех навсегда к уничтожению
злоупотреблений вкравшихся, сии суть:
1) Министерство духовных дел уничтожить, а другие два отнять от настоящей особы.
2) Библейское общество уничтожить под тем предлогом, что уже много напечатано Библий и они теперь не нужны; или сперва духовенству особенно в руки отдать, так как сословию, для того избранному от Бога, а после уничтожить по времени оное.
3) Синоду быть по-прежнему и духовенству за просвещением назирать.
4) Кошелева отдалить, Госнера выгнать, Фесслера с наказанием изгнать и методистов выслать. И если сии четыре дела Божии не будут сделаны, то зло неизбежно будет, и настоящее происшествие более будет вредно на будущее время, нежели полезно (и Россия падет вскоре).
Господи! Спаси благочестивыя и услыши ны! Исправи дела рук наших и прославися в нас вовеки. Аминь.
29 апреля 1824 года
Послание 7. О действиях тайных обществ на Россию через библейское общество
Библейское общество для Святой Православной Церкви вовсе не нужно. Оно выдумано от тайных обществ и есть тоже у методистов, иллюминатов, что у франк-масонов ложа. В сем Библейском обществе члены как в хаосе смешаны – правоверные с еретиками и отступниками от веры, что может ли быть без соблазна для правоверных, тем паче, когда методисты (т.е. кознетворцы) суть главные агенты онаго. Они же, будучи комиссионерами от тайных обществ, действуют в России по планам оных к великому вреду Церкви и государства. В том немало содействовали члены же Библейского общества Лабзин и проч., переводя, сочиняя и печатая книги противу Церкви, веры и правительства. Да и во всех действиях Библейского общества, кто, имеющий разум Божий и благовидение, не усмотрит, что под предлогом Библейского общества внушается и готовится реформа Церкви и государству, чего без разрушения и падения Церкви и государства достигнуть не можно? Библейское общество виною есть, что многие оставили святые церкви, под видом чтения Библии начали открыто собираться в домах; по деревням малаканы, раскольники, субботники (т.е. жидовщина) дали открытый ход своим сборищам, имея агентов и ходатаев себе во всем С.-Петербурге.
Сверх бесчисленных вредных действий и направлений нельзя умолчать здесь и о том, что Библейское общество без всякой причины поспешило перевести и напечатать пятокнижие Моисеево. Спешит оно же как можно поскорее разослать оное по губерниям. Субботники (т.е. жидовщина), по терпимости усилившиеся, увидев отдельно начертанный закон Божий и далее ничего не зная, но в руки получив, тысячами умножатся. А от сего произойдет раздрание Церкви в их круге, чего комиссионеры тайных обществ, методисты английские и русские, будучи в тайне исполнители известного плана, а наружно члены Библейского общества, с усилием желают достигнуть.
Горе великое на Россию грядет, если не затворится дверь расколам и реформе, чрез Библейское общество отверзстая. Диавол, яко же лев рыкая, ходит, иский кого поглотити под предлогом Библейского общества чрез влияние тайных обществ.
14 июня 1824 года
Послание 8. Открытие заговора под звериным апокалипсическим числом 666 и о влиянии англии под тем предлогом на Россию
Что в XVII веке в 1666 году учинилось в Европе и Азии, к чему поводом было число апокалипсическое 666, то же карбонарии и тайные общества, церковные мятежники, сатаною обольщенные, устрояли доселе и еще мнят устроить в 1836 году, к чему поводом есть аки бы каббалистикою открывается и заключается число звериное 666 таким образом: трижды 6 18, и 6 х 6 36. Будто бы выйдет год 1836. А для сего все затеи, книги Библии и общества подделываются для устроения того. Уже вместо второго Пришествия Христова с небес молва и учение распространяется, что Христос Мессия придет еще на землю царствовать на 1000 лет, и как в 1666 году молва носилась, что должна произойти на земле важная перемена, так и ныне молва и учение носится, что важная перемена будет в 1836 году; тогда явится самозванец – лжемессия, ложный Христос, и ныне учение распространяется, что в 1836 году аки бы придет Христос, Царь царей и Господь господей. Тогда от Англии произошло, и ныне оттуда же яд весь плывет чрез пролив Библейского общества.
И токмо одни правоверные христиане могут знать сию ложь и избавиться, последуя учению Церкви и святых отцов, а прочие, не имущие правого учения, в сие заблуждение непременно впадут и много беды наделают в своих землях и местах: жиды и колонисты держатся сего заблуждения.
Для образца нужно прочесть в памятнике Всеоб. и соб. книге 10, в октябре 16 числа, на стран. 216 и далее. И происки и замысл Англии, бывший на Россию и начавшийся в 1776 году, где напечатано: о предприятии соединить английских нонжуров с Православною Греческою Церковью.
6 августа 1824 года
Послание 9. О революции под именем тысячелетнего Христова царствия, готовимой к 1836 году в России чрез влияние тайных обществ и англичан-методистов
1) Чувственное тысячелетнее царствие земное Христово признано за ересь вреднейшую и заблуждение еще по Рождестве Христовом в 117 году во II веке, а последователи названы еретиками хилиастами. Феатр. Зри стран. 141.
2) О тысячелетнем царствии земном Христовом так сказано в церковно-библейской истории, стр. 801: «К сим грезам (т.е. расколам, ересям) присовокупляют грубый хилиазм, или мнение о тысячелетнем чувственными удовольствиями блаженном царствовании Иисуса Христа».
3) В истории об Англии церковной стр. 839 и 840, сказано, что во время Кромвеля, похитителя престола и кровопийцы, в числе церковных мятежников были (т.е. карбонарии церковные) обещатели тысячелетнего царствия на земле, и под мнением сим много зла сделано, сие мнение ныне есть маска наБожности, дабы под нею скрыть страшное лице мятежничества.
4) Но сию ересь – мнение о тысячелетнем царствии земном, давно проклятую, яко семя мятежей и революции, – еретики, вольнодумцы, церковные мятежники под именем филадельфийцев устрояют, возвещают, ожидают: сия моровая язва, родившаяся (т.е. общество Филадельфийское) в Англии, распространилась от женщины англичанки Анны Леады.
А ныне уже ересь и заблуждение о тысячелетнем Христовом царствии, аки бы уже имеющем быть в 1836 году, в Европе и России вольнодумцами распространились, под сим прикровом тайные общества и карбонарии хотят бросить в Россию огнь мятежа и проч. Но слава Богу! Рукою Царя, своего раба и избранных слуг оный огнь отдаляется – и отдалится, угаснет и более не будет, если и еще меры малые возьмутся.
5) О сем тысячелетнем царствии земном Христовом, или о бунте, готовимом карбонариями, с похвалою и восхищением говорится (зри отчет Библейского российского общества за 1819 год, стр. 90–96) и что общество тайное карбонариев для сего есть и названо: Царствие Божие (зри стр. 97). Господи, помози и спаси нас и всех и вся. Аминь.
6 августа 1824 года
Послание 10. Записка настоятельная, дабы взять решительные меры к прекращению революции, готовимой втайне
Непременно и немедленно нужно ныне выслать некоторых из столицы навсегда. По прежнему плану поданному все выполнить нужно, т.е. лица, в оном выставленные, от своих мест должно удалить, ибо из опыта видно, что с намерения партизаны все затевали на вред Церкви и отечеству. Со времени открытия тайн нечестия по слепоте, ожесточенности и прелести не токмо главные партизаны не раскаялись, но и всякие крамолы, замыслы, смятения и кощунства хитрейшим образом чрез других содевают: 1) для того, что домогаются занять прежние свои позиции, прежние личности и выгоды, чрез что будут всеусильно домогаться приити в прежнее свое положение; 2) потому, что при всяких случаях партизаны, грозя смертию и льстя тем, кои разрушают их замыслы, будут все сатанинские способы свои и козни изобретать, дабы какнибудь или истребить преданных престолу и Церкви, или друг с другом их поссорить, но дабы, удалив их и рассеяв, самим укорениться опять в своих затеях, ибо план есть единственный вредных партизанов тот, чтобы добрых людей и полезных, преданных Церкви и отечеству, истреблять под разными благовидными предлогами.
Несколько лет непрестанно Фотий, с великою горестию взирая на ход зла, стремящегося к разрушению Св. Божия Церкви и веры, а с тем к уничтожению и потере благоденствия в России, по необходимости не мог не видеть и ход политический, соображаясь с историей протекших веков. Ибо как два глаза, две руки и две ноги близки между собою и весьма соединены в человеке, так в государстве близки и соединены Церковь и гражданство. А по сему по всем обстоятельствам нужно теперь нечто решительное начатое доделать, но тихо, кротко, скрытно, впрочем, не без строгости и правосудия.
Если же происходит какое-либо несогласие между некоторыми здесь в столице, то сему виною есть неутомимое действие партизанов, скрытнейшим образом действующих, церковных и политических мятежников. Все они весьма ныне ослабели, рассеялись, но еще думают, что не удастся ли укрепиться и собираться им воедино. Хотя они не могут прежних позиций занять, но шуму, молвы, разных беспокойств и неудовольствий много наделать могут, так что начало оных трудно будет отыскать после. И так, помолившись Господу Богу, исполняя долг присяги об узнанном вреде немедленно доносить, представляю при сем записку, на кого нужно теперь особенно обратить внимание. Благодать же и мир и радость буди тебе, Царю, и всем усердным сынам Церкви и отечества от Господа и Бога Спаса Иисуса Христа вовеки. Аминь.
7 августа 1824 года
Примечания
Большая часть писем и сочинений, представленных в данном издании, публикуется впервые, по сохранившимся в архивах рукописям трудов Фотия. Издания его трудов – как в дореволюционной России, так и ныне – весьма немногочисленны. При жизни архимандрита свет увидел единственный из его трудов – «Устав Новгородского Юрьева монастыря». Самая крупная дореволюционная публикация трудов Фотия – его «Автобиография» (опубликована в журнале «Русская Старина» в 1894–1896 гг.). Из современных изданий трудов Фотия и посвященных ему исследований можно отметить следующие: Фотий (Спасский). Письма желающим приобрести и сохранить духовное благополучие среди суеты. – Калуга, 1998 (переиздание писем 1881 года); Кондаков Ю. Е. Архимандрит Фотий и его время. – СПб., 2000; Улыбин В. В. Архимандрит Фотий (Спасский) и графиня А. А. Орлова-Чесменская. – СПб., 2001; Улыбин В. В. Яко ад сокрушилися… – СПб., 2002; Улыбин В. В. Александр Первый: обратная сторона царствования. – СПб., 2004; Летопись Новгородского Юрьева монастыря. – СПб., 2008 (во второй части «Летописи» опубликован устав монастыря, составленный Фотием).
Кроме того, в настоящее время появились сочинения Псевдофотия, т.е. сочинения, приписываемые Фотию ошибочно: Фотий (Спасский). Одиннадцать бесед о страстях. – СПб., 2007; Фотий (Спасский). Первые шаги к небу. – М., 2008.
Таким образом настоящая книга является первой крупной публикацией трудов архимандрита Фотия за сто с лишним лет.
Житие епископа пензенского и саратовского Иннокентия (Смирнова)
Печатается по рукописи (РГИА, ф. 834, оп. 3, № 3885). Публикуется впервые.
Епископ Пензенский и Саратовский Иннокентий (Смирнов) (1784–1819) был учителем Фотия в бытность обучения последнего в Санкт-Петербургской духовной академии (тогда Иннокентий в сане архимандрита был ректором семинарии), канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.
Рукопись выполнена рукой переписчика на английской бумаге 1819 года, в синем роскошном сафьяновом переплете с застежками; общий объем – 93 листа, из них заполнено 46. В конце рукописи знаменательная приписка (рукой переписчика; возможно, владетельная надпись): «Графиня Шарлотта Карловна Ливен. Адрес: Князю Сергию Петровичу Трубецкому, на Аглицкой наб. в дом гр. Лаваля».
Шарлотта Карловна Ливен, рожденная баронесса Гаугребен (1742–1828), была воспитательницей великих княжон, дочерей Павла Петровича, а впоследствии и великих князей Николая (будущего императора Николая I ) и Михаила Павловичей. С 1826 – княгиня, с титулом светлости. Сын княгини, Карл Андреевич, в 1828–1833 занимал пост министра народного просвещения. Вероятно, эта владетельная надпись появилась в 1822–1828.
Князь С. П. Трубецкой (1790–1860), один из самых активных декабристов (пресловутый «диктатор», избранный на эту должность заговорщиками; впрочем, на Сенатскую площадь не явился). Был арестован в декабре 1825 года, приговорен Верховным судом к смертной казни, но по резолюции императора Николая I смертная казнь была заменена каторгой.
Дом тестя князя С. П. Трубецкого Ивана Степановича Лаваля (1761–1846) размещался на Английской набережной (дом 4); при императоре Александре I Лаваль был членом Главного правления училищ.
В настоящее время известны как минимум четыре списка «Жития…», причем три из них (писарским почерком) – почти идентичны друг другу. Хранятся в РГАДА. Цитируемый экземпляр отличается от трех московских дополнением, добавленным рукой Фотия, под названием: «Откровение об Иннокентии епископе и видение Отенского монастыря игумену Никону» от 7 ноября 1822 года.
В 44-м письме к Прасковье Толстой от 3 декабря 1821 года, также приводимом в настоящем издании, Фотий писал: «Со 2 часу ночи все писал и оканчивал жизнеописание Иннокентия, кое листов более десяти. И притом два экземпляра писал, один в М. к Ан. Ал. Орловой, а другой в С.-Пб. к кн. С. Мещ. И слава Богу, кончил сей час все и переписал. После сего буди время и место и к тебе писать. Очень-очень бы хорошо тебе прочесть: но опасно для меня; дабы враги правды, пронюхав, не укусили меня зубами злобы. Необыкновенное есть назидание в жизнеописании…». В этом письме речь идет о списках (копиях) жития, составленного, согласно надписи на рукописи, в июле того же, 1821 года.
Таким образом, всего существовало как минимум пять списков с оригинала «Жития…», причем один из списков был полностью выполнен самим Фотием (где оригинал и список находятся в настоящее время – неизвестно), а остальные – переписчиками. Как, однако, понимать фразу на 8 листе «Жития епископа Иннокентия», хранящегося в РГИА: «Писано о сем 1821 июля»? Мы полагаем, следующим образом: начато 1821 июля, окончено же декабрем того же года, в Новгородском Деревяницком монастыре; приписка о видении (в декабре 1822 года) сделана Фотием в бытность его игуменом Новгородского Юрьева монастыря.
Письма к Прасковье Михайловне Толстой
Печатается по рукописи (РГИА, ф. 925, оп. 1, № 5). Публикуется впервые.
Всего в деле имеется 95 писем (нумерация наша), видение (помещенное после 46 письма, так же, как и в рукописи), отрывок из «Жития епископа Иннокентия» (кое мы не приводим, ибо оно точно повторяет «Житие…», публикуемое в настоящем издании), а также записка неустановленному лицу (возможно, Толстой). Переписка началась с 181920 (третье письмо датировано февралем 1820 года) и прервалась по неизвестным для нас причинам в сентябре 1825 года. Записку неустановленному лицу можно отнести, исходя из почерка автора, к последним годам его жизни.
О самой Прасковье Толстой нам известно немногое. Дочь М. И. Кутузова-Смоленского, она была замужем за тайным советником Матвеем Федоровичем Толстым (1772–1815), от которого имела детей: Павла (1800–1883), Николая (1802–1879), Ивана (1806–1867) и Анну (1809–1897). Прасковья Михайловна была писательницей, участницей женского патриотического общества. С осени 1823 года (см. Письмо 72, где Фотий впервые именует ее «чадом возлюбленным о Христе») она стала духовной дочерью Фотия – впрочем, ненадолго: по крайней мере, в 1827 году Фотий упоминает только о двух своих духовных «дщерях» – Дарье Державиной и Анне Орловой-Чесменской.
В ИРЛИ (Пушкинский Дом) хранятся черновики трех писем (два за 1824 год и одно без даты) княгини Екатерины Ильиничны Голенищевой-Кутузовой-Смоленской к Фотию (в одноименном архиве, ф. 358, оп. 1, № 105).
Огласительное богословие
Печатается по рукописи (ОР РНБ ОСРК FI-438). Публикуется впервые.
Отлично сохранившаяся рукопись в золоченом сафьяновом переплете с наклеенным гербом графа Аракчеева на обратной стороне титульного листа (на 1 листе отметка: «Куплена»); объемом в 45 листов, выполнена почерком переписчика. Вступление (а перед ним посвящение графине ОрловойЧесменской) написано рукой Фотия.
Текст приводится с незначительными сокращениями.
письма к графине орловой-Чесменской
за 1823 год
Печатается по рукописи (ОР РНБ ОСРК FI-836). Публикуется впервые.
Выполнена писарским почерком, местами встречаются пометки Фотия.
Из «тайны» первое послание к императору Александру от 12 апреля 1824 года
Печатается по рукописи (РГИА, ф. 1409 (архив собственной Его Императорского Величества Канцелярии), оп. 1, № 4396. Находится в документах, озаглавленных: «Бумаги и письма архимандрита Фотия к императору Александру I». Публикуется впервые.
Второе послание к императору Александру от 12 апреля 1824 года
Печатается по: Русская старина. 1895, т. 84, № 11.
Впервые опубликовано: Русская старина. 1895, т. 84, № 11.
Третье послание к императору Александру от 21 апреля 1824 года
Печатается по рукописи (РГИА, ф. 1409 (архив собственной Его Императорского Величества Канцелярии), оп. 1, № 4396. Находится в документах, озаглавленных: «Бумаги и письма архимандрита Фотия к императору Александру I». Публикуется впервые.
Четвертое послание к императору Александру от 29 апреля 1824 года.
Печатается по: Русская старина. 1895, т. 84, № 12.
Впервые опубликовано: Русская старина. 1895, т. 84, № 12.
Записка («тайна») о Фесслере
Печатается по рукописи (РГИА, ф. 1409 (архив собственной Его Императорского Величества Канцелярии), оп. 1, № 4396. Находится в документах, озаглавленных: «Бумаги и письма архимандрита Фотия к императору Александру I». Публикуется впервые.
План разорения России и способ оный план вдруг уничтожить тихо и счастливо
Печатается по: Русская старина. 1895, т. 84, № 12.
Впервые опубликовано: Русская старина. 1895, т. 84, № 12.
о действиях тайных обществ на Россию через Библейское общество
Печатается по рукописи (РГИА, ф. 834 (Святейший Синод), оп. 3, № 4010). Находится в документах, озаглавленных: «Тайная или секретная апология архимандрита Фотия, императору Александру I поданная». Рукопись в красном кожаном переплете с пометками Фотия. Публикуется впервые.
открытие заговора под звериным
апокалипсическим числом 666
и о влиянии Англии под тем предлогом на Россию
Печатается по рукописи (РГИА, ф. 834 (Святейший Синод), оп. 3, № 4010). Находится в документах, озаглавленных: «Тайная или секретная апология архимандрита Фотия, императору Александру I поданная». Публикуется впервые.
О революции под именем тысячелетнего христова царствия, готовимой к 1836 году в России чрез влияние тайных обществ и англичан-методистов.
Печатается по рукописи (РГИА, ф. 834 (Святейший Синод), оп. 3, № 4010). Находится в документах, озаглавленных: «Тайная или секретная апология архимандрита Фотия, императору Александру I поданная». Публикуется впервые.
Записка настоятельная, дабы взять решительные меры к прекращению революции, готовимой втайне
Печатается по рукописи (РГИА, ф. 834 (Святейший Синод), оп. 3, № 4010). Находится в документах, озаглавленных: «Тайная или секретная апология архимандрита Фотия, императору Александру I поданная». Публикуется впервые.
* * *
Возможно, Фотий имеет в виду свою духовную дочь, графиню Анну Алексеевну Орлову-Чесменскую, которую в письме к Иннокентию, епископу Херсонскому, называл «ангел земный». / Архимандрит Фотий (Спасский). Борьба за веру. Против масонов / Сост., предисл. и примеч. В. Улыбин. Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2010. – 400 с.